Учитель года - 2018

Мягкова Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Формирование социального опыта младших школьников средствами программы

«Кукольный театр «Сказка»

                         «Театр ничуть не безделица, и вовсе не пустая вещь…

                        Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

                                                                                                                        Н.В. Гоголь

     В Федеральном  государственном  образовательном  стандарте  начального  общего образования лежит системно- деятельностный подход, который предполагает признание  решающей  роли  содержания  образования, способов  организации образовательной  деятельности  и  взаимодействие  участников  образовательного процесса в достижении целей личностного, социального  и  познавательного  развития обучающихся.

   Стандарт  устанавливает требования к  личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

   Становление личности зависит от всей совокупности условий, характерных для определений социально – экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.

   Многие учёные , такие как А.Н.Островский, В.А.Сухомлинский, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и другие  доказывали возможность и целесообразность проведения театральных занятий в общеобразовательной школе, считая их средством повышения культурного уровня учащихся, что включает в себя обязательный уровень коммуникативных умений.

   Они  подчёркивали  и видели возможности театральной деятельности как средство для формирования коммуникативных умений и приобретения социального опыта школьника. В.А. Сухомлинский  был глубоко убежден, что «потребность во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений есть насущная необходимость для детей, и детское искусство – не забава, так себе, между прочим, а часто самая настоятельная потребность, входящая глубоко в личную жизнь ребенка».

Цель моей педагогической деятельности:

создание условий для формирования социального опыта младшего школьника средствами программы «Кукольный театр «Сказка»

Для реализации данной цели ставила перед собой следующие задачи:

  • изучить литературу по теме «Формирование социального опыта и коммуникативных компетенций младших школьников;
  • создать программу «Кукольный театр «Сказка»
  • средствами программы формировать  представления  и понятия о социально-одобряемом поведении младших школьников
  • отследить эффективность реализации программы

Исходя из высказывания Джона Дью:

«Добрая школа- это хорошо,

умная школа- это великолепно,

но ребёнок должен быть ещё

и подготовлен к жизни», ведущей идеей своей педагогической деятельности считаю воспитание коммуникабельного, гармонично развитого человека, способного к проявлению социально одобряемых качеств и ценностей в разных ситуациях.

   Формирование социального опыта и коммуникативных умений   обучающихся достигаю средствами сертифицированной  программы «Кукольный театр «Сказка».

   Театрализованная деятельность – одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки: её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.

   Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых и детей, давая возможность взрослому вновь окунуться в  детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне. Младшие школьники получают возможность «наблюдать» проявление социально-одобряемых качеств и ценностей в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения даёт богатый материал для накопления социально-психологических знаний и формирования представлений и понятий о социально-одобряемом поведении.

Разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств.

Направленность программы:

Программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, овладение навыками коллективного общения и взаимодействия

 Новизна программы  заключается в  определении ведущих принципов программы, соответствующих требованиям ФГОС НОО,  отборе содержания, методов и форм организации деятельности воспитанников с учетом   особенностей социума, в деятельностном подходе к воспитанию и развитию младшего школьника  средствами театра. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит  совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Ведущими  принципами  программы являются:

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства, технологии);

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Цель  программы «Кукольный театр «Сказка»  - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Данную цель можно достигнуть, решая следующие задачи:

  • развивать память, мышление, воображение, восприятие, речь;
  • формировать эстетические способности;
  • активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;
  • помочь детям овладеть навыками общения и коллективного творчества.

Данная цель и задачи реализуются при формировании следующих  универсальных учебных  действий в ходе  реализации программы:

Познавательные УУД:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  •  умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД:

  • умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос;
  • умение договариваться, находить общее решение, работать в группах;
  •  умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности;
  •  умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  •  формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
  •  умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные УУД:

  • моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах;
  •  различение допустимых и недопустимых форм поведения;
  •  умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников;
  • умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

В ходе  реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные результаты:

  • Потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников
  • Целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • Этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • Осознание значимости занятий театральным искусством для личностного развития.

К основным разделам программы относятся:

  • вводное занятие
  • выбор спектакля для пьесы, чтение по ролям
  • изготовление кукол и бутафории
  • генеральная репетиция
  • показ пьесы
  • посещение театра

Программа подразумевает следующие формы работы:

  • учебное занятие  (беседа, изучение основ сценического мастерства, разучивание скороговорок, артикуляционная гимнастика, игры на внимание)
  • творческая мастерская ( мастерская образа, репетиции, мастерская костюма, мастерская декорации)
  • мастер класс (рождение нового героя, взаимосвязь с родителями, педагогами)
  • обобщающее занятие (постановка спектакля)
  • посещение профессионального театра (просмотр спектакля)

 Формами подведения итоговых занятий являются:

  • Театрализованное  представление
  • Творческий  отчёт
  • Участие в школьных и районных  конкурсах самодеятельного театрального искусства

Воспитательные результаты работы по данной программе  оцениваются  по трём уровням.

Результаты первого уровня: овладение способами самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей. 

Результаты второго уровня: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура). 

  Результаты третьего уровня: приобретение опыта общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.

Формирование социального опыта младших школьников   реализуется  через систему занятий  в рамках урочной и внеурочной деятельности. При этом необходима также специально организованная  работа с родителями. 

   В рамках урочной деятельности представлено коллективное взаимодействие на примере уроков технологии и изобразительного искусства, выступление кукольного спектакля в рамках урока изобразительного искусства в 3 классе МБОУ «Сергачская СОШ №6»   (тема урока: «Театр кукол»), система использования кукол - петрушек на уроках литературного чтения (театрализованный урок)  при инсценировании  отрывков различных произведений.
         
В работе с родителями положительных результатов можно достичь только  при согласованных действиях педагога и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, обучения и развития детей, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а помощники в организации активной деятельности детей.

 Родители помогают в изготовлении кукол, просматривают пьесы, сопровождают в поездках при  посещении профессионального спектакля, помогают в подборке и изготовлении костюмов, проводят мастер- классы по изготовлению кукол.

 Данный вид деятельности  позволяет объединить усилия образовательного учреждения и семьи. Формируется активная модель совместной деятельности: педагог + родитель, педагог + ребёнок +родитель, ребёнок + родитель.

Во внеурочной деятельности программа подразумевает следующие формы работы:

  • учебное занятие  (беседа, изучение основ сценического мастерства, разучивание скороговорок, артикуляционная гимнастика, игры на внимание)
  • творческая мастерская ( мастерская образа-репетиции, мастерская костюма, мастерская декорации)
  • мастер класс (рождение нового героя, взаимосвязь с родителями, педагогами)
  • обобщающее занятие (постановка спектакля)
  • посещение профессионального театра (просмотр спектакля)

Результаты входного и итогового мониторинга обучающихся: 

   Тест Фишмана И.С. «Уровень сформированности социальной компетентности» помог определить, насколько ребята научились действовать в нестандартной ситуации, показав высокий уровень.

    Используя тест Д.Б.Эльконина «Уровень сотрудничества в детском коллективе», удалось выявить вначале  социальную тревожность, стремление выглядеть лучше в глазах окружающих. К концу 4-го класса уровень сотрудничества имеет высокий результат.

    Используя методику А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив», удалось определить степень удовлетворённости детей  своим коллективом.

          Можно сделать вывод, что использование  программы «Кукольный театр «Сказка» обеспечивает динамику роста сформированности высокого уровня коммуникативных УУД, социальной компетентности и уровня сотрудничества в детском коллективе.  

Формирование социального опыта младших школьников  программы «Кукольный театр «Сказка» » позволит:

  • получать возможность «наблюдать» проявление социально-одобряемых качеств и ценностей в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях;
  • анализировать искусственно созданную жизненную ситуацию, сопоставлять её с теми моделями поведения, которые есть в его личном опыте;
  • приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему;
  • способствовать накоплению социально-психологических знаний и формированию  представлений и понятий о социально-одобряемом поведении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мягкова Татьяна Владимировна Педагогическое кредо «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах». Ш. А. Амонашвили МБОУ « Сергачская СОШ № 2» учитель начальных классов

Слайд 2

«Формирование социального опыта младших школьников средствами программы «Кукольный театр «Сказка»» . «Театр – ни чуть не безделица и вовсе не пустая вещь… Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Н.В. Гоголь

Слайд 3

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования ФГОС НОО Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Становление личности зависит от всей совокупности условий, характерных для определений социально – экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника

Слайд 4

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования А.Н.Островский, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий утверждали, что «потребность во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений есть насущная необходимость для детей» П.П.Блонский : «Творца можно создать лишь посредством упражнений в творчестве» Л.С.Выготский указал путь, по которому должен идти педагог, решивший использовать театральное искусство в своей практике, охарактеризовал основные составляющие детского творчества Ю.И.Рубина, В.Г.Ширяева, Н.Н.Шевелева рассматривают работу со школьниками как средство развития творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности Н.И.Сац , С.А.Ауслендер , С.М.Бонди , С.Г.Розанов предлагают решать проблемы воспитания и образования, используя театр как специфический метод художественного развития ребенка

Слайд 5

Цель и задачи педагогической деятельности Цель: создание условий для формирования социального опыта младшего школьника средствами программы «Кукольный театр «Сказка» Задачи: изучить литературу по теме «Формирование социального опыта и коммуникативных компетенций младших школьников; создать программу «Кукольный театр «Сказка» средствами программы формировать представления и понятия о социально-одобряемом поведении младших школьников проконтролировать эффективность реализации программы

Слайд 6

«Добрая школа- это хорошо, умная школа- это великолепно, но ребёнок должен быть ещё и подготовлен к жизни» Джон Дьюи Ведущей идеей своей педагогической деятельности считаю воспитание коммуникабельного, гармонично развитого человека, способного к проявлению социально одобряемых качеств и ценностей в разных ситуациях Ведущая педагогическая идея

Слайд 7

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Театрализованная деятельность – одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки: её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.

Слайд 8

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства, технологии); Принципы программы:

Слайд 9

Цель и задачи программы Цель: Развитие творческих способностей детей средствами дополнительной общеобразовательной ( общеразвивающей ) программы «Кукольный театр «Сказка» Задачи: Развивать память, мышление, воображение, восприятие, речь Помогать детям в овладении навыками общения и коллективного творчества Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес школьника Формировать эстетические способности обучающихся

Слайд 10

Формирование универсальных учебных действий в ходе реализации программы Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные результаты

Слайд 11

Формы проведения занятий Учебное занятие Творческая мастерская Мастер-класс Обобщающее занятие Посещение профессионального театра

Слайд 12

Формы подведения итогов реализации программы Театрализованное представление Творческий отчёт Участие в школьных и районных конкурсах самодеятельного театрального искусства

Слайд 13

Ожидаемые результаты программы Результаты первого уровня: овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей. Результаты второго уровня : получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура). Результаты третьего уровня: приобретение опыта общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Слайд 14

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Урочная деятельность Система по формированию приобретения социального опыта младшего школьника через театрализованную деятельность Внеурочная деятельность Работа с родителями 3 класс 4 класс Совместная деятельность

Слайд 15

Уровень сформированности коммуникативных УУД

Слайд 16

Диагностика уровня сформированности социальной компетентности (Фишман И.С.)

Слайд 17

Уровень сотрудничества в детском коллективе (методика Эльконина Д.Б.)

Слайд 18

Методика A.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»

Слайд 19

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Выступления на педагогическом совете, ШМО, РМО учителей начальных классов Проведение открытых мероприятий Создание интернет-ресурсов Распространение педагогического опыта

Слайд 20

«Именно творческая деятельность делает ребёнка существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее». Л.С. Выготский

Слайд 21

Литература 1.Алянский Ю.Л. Азбука театра » / Алянский Ю.Л.// М., Современник. 1998 г 2.Артемьева Л.В. « Театральные игры дошкольников » /Артемьева// М., Просвещение,1991 г 3.Булатова О.С. «Педагогический артистизм» Булатова// М., Академия, 2001 г 4.Енин А.В. «Учитель-актер» Енин А.В.// Воронеж, 1998 г 5.Ершов П.М. «Технология актерского искусства» /Ершов П.М.// М., ТОО «Горбунок», 1992г 6.Караманенко Г.Н. «Кукольный театр дошкольникам» / Карманенко Г.Н.// М., Просвещение, 1982 7.Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. / Колчеев Ю.В.//- М.: Школьная Пресса, 2003 8. Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» // Немеровский А.// - М., 1982г 9.Некрылова А.Ф. Библиотека русского фольклора «Народный театр» / Некрыловыа А.Ф.// М., Советская Россия, 1991 г 10.Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» Сорокина Н.Ф.// М., Аркти , 2002 г 11.Хренников Б.О. «Программы образовательных учреждений» /Хренников Б.О.// М., Просвещение, 1995 г 12. «Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение, 1989 13. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности [Текст] / Г.Э. Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995. –С.42-57 14.. Беспалова Г.М. Диагностика компетентностей учащихся [Текст]/ Г.М.Беспалова // Справочник классного руководителя. - 2009. - №1. - С.44-54. 15. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования [Текст] // Высшее образование сегодня. - 2003.- № 5.-С.12-14. 16.Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения [Текст] // Психологическая наука и образование.- 2001.- №4.-С.16-19



Предварительный просмотр:

Гражданская позиция современного учителя

                            Гражданин! Нет, не титул наследный, а гордое звание,

                            В нём и совесть, и честь, и родного народа признание.

                                                                                         Т. Абдрахманова

Реальностью XXI века является развитие российского гражданского общества. Однако некоторые его черты и качества еще находятся в стадии развертывания и формирования с удержанием собственного прошлого опыта, с сохранением самобытных черт.

Каждый человек в России получает гражданство с момента рождения. В Конституции РФ закреплены наши основные права и обязанности, а именно: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на образование. Но гражданин имеет не только права, у него есть и обязанности.

Необходимым условием формирования гражданской позиции личности являются психолого-педагогический предпосылки. Одной из предпосылок выступает наличие у человека знаний о существующем мире, обществе, самом себе. Они необходимы для осмысления личностью связи существующих в обществе норм поведения и поступков людей. При этом важную роль играет освоение личностью форм общественных отношений в процессе общественно полезной деятельности. Третьей составляющей становления личности гражданина является накопление молодым поколением опыта человеческого общения, что требует продуманного их включения во взаимодействие со сверстниками и другими людьми. Гражданское становление подрастающего человека определяется всем укладом его жизни и деятельности, созданием реально-социальных связей с окружающей средой.

В связи с этим, именно школа является  не только местом получения знаний, но это и место где происходит процесс взращивания гражданина, формирования гражданской позиции личности.  

 Какова же  роль современного учителя как гражданина?  Кто он современный учитель? В  книгах Ш.А. Амонашвили подчёркивается важная мысль: «Для того, чтобы ребёнок перестроил своё поведение, ему нужны не только прочные знания нравственно-этических правил, сколько потребность жить и общаться с людьми, живущими по этим правилам». Учитель, педагог должен быть  профессионалом,  человеком, который любит своё дело,  достигает в нём  успехов, получает прогнозируемый результат.  Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. «Учить» и «любить»,-думаю, что эти слова неразрывно связаны друг с другом.

Любовь – это человеческое солнце. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка.

Только человек, любящий свою профессию может достичь ожидаемых результатов в воспитании и обучении детей.

Педагог является примером для детей. Ребята должны чувствовать, что их учитель любит природу, получает моральное удовлетворение  от общения с прекрасным,  готов создать что- то новое, светлое, чему будут радоваться люди.

Каждого человека беспокоит судьба Родины, он задумывается,  в чем заключается его долг и обязанность перед Отечеством как гражданина? Так, например, поэт должен прославлять Родину в стихах и песнях, солдат, офицер должен защищать её. А учитель должен воспитывать детей, разговаривать с ними на духовные темы и раскрывать в них таланты, тогда будет чем и кем гордиться в будущем и настоящем нашей Родины.

Таким образом, формируется   личность учителя-гражданина – патриота, под влиянием которой складывается у обучающихся истинное гражданское отношение к Родине.

Считаю, что гражданская позиция – одна из важнейших характеристик педагогической профессии. Но  проявляется она  не только в работе педагога с учащимися, но и в деятельности педагога как личной ответственности за то, что он учит школьника владеть собой, способам его деятельности, учит принимать нравственные решения и нести за них личную ответственность перед собой, перед близкими, перед Родиной своим личным примером.  Позиция учителя  как гражданина нужна детям. Гражданская позиция, прежде всего, нравственная. Истинный проводник гражданской идеи — учитель, оратор, друг. И от него зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте.

Твори, радуй окружающих, и тогда получишь моральное и нравственное удовлетворение от того, что дети, которые были с тобой,  стали настоящими людьми, гражданами своей страны, успешными и счастливыми.
Мои ученики в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кукольный театр «Сказка»,  проигрывают роли различных героев, что обеспечивает развитие гражданского самосознания.

Знакомство с пьесой, разучивание ролей, показ спектакля самым маленьким детям в детском саду и взрослым людям, это  не просто игра, это деятельность, полезная обществу.  Формирование  правильных моделей поведения посредством игры, сознательного творческого отношения к труду и общественной деятельности – одна из важнейших задач, в осуществлении которой может помочь кукольный театр.

Основу патриотического воспитания составляет формирование гражданина – патриота на примерах отечественной истории, культурных ценностей и традициях.

Проигрывание    сказок  помогает  формированию  патриотических чувств, общечеловеческих ценностей школьников. Это  особенно актуально в настоящее время, так как детям необходимо знать традиции родного  народа, его обычаи.

Сказки сообщают ребёнку  основанное на духовно - нравственных  воззрениях видение жизни.

Например, проигрывая сказку Г.Х. Андерсена «Огниво», дети осознают,  главный смысл сказки. Они понимают,  что добро  побеждает зло, а правда и благородство победят ложь и вероломство. В процессе «проживания» сказки формируется осознание того, что счастье  не в волшебстве, а в чистоте души и благородстве устремлений.

Реализация разработанной мною  программы способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциала. Воспитанники овладевают способами самопознания, рефлексии;  приобретают социальные знания о ситуации межличностного взаимодействия;    получают  опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура). 

Также ребята приобретают  опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

У обучающихся возникает потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к ним, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников; формируется целостность взгляда на мир средствами литературных произведений.

На основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы формируются этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства осознания  значимости занятий театральным искусством для личностного развития.

Прекрасно, если у учителя кроме обязательной программы есть великолепная произвольная программа.

Дети радуются, воспринимая учителя вне школьной обстановки, как друга, товарища, равного участника детских проектов. Пусть это маленькие шаги, но сделанные детьми вместе с педагогами – настоящая предпосылка будущего гражданского общества!

Такая работа помогает мне увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины  его души. Нужно только найти в ребенке струну, суметь её настроить, и тогда она зазвенит, а урок или воспитательное мероприятие пройдёт удачно. Понимаю, чтобы воспитать гражданина в  ребенке, нужно научить его мыслить, творить, создавать, также необходим творческий подход к каждому методу и приёму.

Честность и правдивость также составляют немаловажную часть гражданской позиции учителя. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» — это крайне отрицательная оценка в глазах детей.
 Современный учитель как гражданин должен уметь  принимать решение, брать на себя ответственность и быть готовым к любому риску. А еще это огромная любовь к родине, семье,  друзьям и желание сделать их жизнь интересной, настоящей, счастливой.

Считаю, что гражданская позиция учителя состоит в том, чтобы научить детей, показать собственным примером и  в совместной деятельности, как это сделать.

В заключении мне бы хотелось попытаться передать свои чувства стихами:

На судьбу  свою я не в обиде,

Много плюсов разных в ней.

Утро начиная с малышами,

Строим будущее для людей.

У меня  огромное  есть счастье,-

Влюблена в свою работу я.

Не страшно любое мне ненастье,

Жизни учимся с детьми играя…

Хочется сказать всем честно-

Родиной малой своей дорожу.

Воздухом чистым дышу я свободно,

Искренне, честно Отчизне служу.

Не стремилась никогда я за границу,

Зависти нет  к тем, кто там бывал.

Облетела бы Россию гордой птицей,

Чтобы каждый край мой узнавал.

Не жалею я, что в жизни так случилось,

 Не сменить ничто и никогда.

Жизнь моя, в работе ты  сложилась.

Благодарна я тебе  всегда.