В помощь начинающему методисту.
В помощь начинающему методисту.
Эффективность работы дошкольного образовательного учреждения определяется грамотной в профессиональном отношении деятельностью методической службы. Данная служба определяется уставом ДОУ и координирует работу ДОУ.
Методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ. Такое понимание методической работы предъявляет требования к формулировке ее задач, характеристике содержания и выделению участников.
В качестве общих задач методической работы можно представить следующее: управление образовательным процессом (ведущая, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.
Ответственность за организацию методической работы лежит на старшем воспитателе. Он определяя стратегию, цели, задачи развития и функционирования ДОУ, влияет на конкретизацию целей, задач развития и содержания методической работы.
В методической работе участвуют педагог – психолог и педагоги – специалисты, консультируя воспитателей и родителей в пределах своей компетенции.
Наиболее значимой в методической работе является управление образовательным процессом (целенаправленное воздействие на него для обеспечения оптимального функционирования и развития).
Цель методической работы в режиме функционирования может быть сформулирована как «поддержание достигнутого качества образовательного процесса или оптимизация его результатов», в режиме развития – как «изменение качества образовательного процесса в соответствии с современными тенденциями».
При решении задачи управления функционированием образовательного процесса ДОУ основное внимание направлено на организацию и контроль выполнения образовательной программы, а также на выявление, изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Методическая работа должна быть целенаправленной, т. е. ее содержание и формы должны определяться целью и задачами.
Содержание методической работы старшего воспитателя
(по П. И. Третьякову, К. Ю. Белой)
№ п/п Функции управления Функции старшего воспитателя
1 Информационно-аналитическая Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, выполнении программ, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике, психологии, дидактике
2 Мотивационно-целевая Совместно с руководителем и педагогами определяет цели и задачи научно-методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы учебно-воспитательной работы в детском саду.
Помогает педагогам в научной организации труда, создает для этого условия.
Систематизирует и пропагандирует передовой педагогический опыт, современные научные разработки
3 Планово-прогностическая Прогнозирует развитие научно-методической работы коллектива. На основе диагностики определяет зоны ближайшего развития педагогов.
Совместно с руководителем составляет программы развития ДОУ и образовательную, годовой план, планирует методическую работу
4 Организационно-исполнительская Обеспечивает выполнение годового плана работы детского сада.
Оказывает методическую помощь педагогам.
Готовит и проводит заседания педагогических советов.
Организует взаимопосещения, открытые занятия, конкурсы, дни открытых дверей.
Проводит диагностику детей, анкетирование педагогов, родителей, совместно с руководителем – аттестацию педагогов.
Осуществляет взаимодействие со школой и другими учреждениями
5 Контрольно-диагностическая Осуществляет совместно с руководителем внутрисадовский контроль (оперативный, тематический, итоговый): оценивает качество учебно-воспитательного процесса, предметно-развивающей среды
6 Регулятивно-коррекционная (оперативно-функциональное регулирование) Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации учебно-воспитательного процесса, повышении квалификации, экспериментально-поисковой работе
Профессиональные требования
к старшему воспитателю
Организаторами воспитательно-образовательной работы могут быть заместитель руководителя или старший воспитатель. В тарифно-квалификационных характеристиках педагогических работников ДОУ определены обязанности по этим должностям. В соответствии с уставом в каждом конкретном ДОУ составляются штатное расписание и должностные инструкции.
Старший воспитатель обязан владеть глубокими систематизированными знаниями, и в первую очередь в области психологии, педагогики, управления учебно-воспитательным процессом, педагогическим коллективом. Он должен уметь исходя из современных требований к образованию и воспитанию ставить цели и конкретизировать их в виде задач, которые необходимо решать в коллективе; проектировать, планировать, регулировать и корректировать работу всего учреждения; собирать и анализировать учебно-педагогическую информацию, осуществлять контроль, делать выводы, необходимые для дальнейшего прогнозирования успешной работы детского сада. Выполнение должностных обязанностей требует от старшего воспитателя постоянного самосовершенствования и творческого поиска в педагогической и управленческой деятельности.
1. Вместе с заведующим старший воспитатель ДОУ осуществляет руководство дошкольным учреждением, выполняя следующие функции:
- подбор кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;
- создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;
- формулировка социального заказа своему ДОУ, выработка философии, определение цели;
- стратегическое планирование, разработка и внедрение программ развития и планов работы ДОУ;
- создание имиджа ДОУ среди населения;
- выбор (разработка) образовательных программ для детей;
- организация образовательной, воспитательной работы с детьми;
- организация экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;
- развитие, эффективное использование интеллектуального потенциала воспитателей, специалистов;
- развитие сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т. п.
2. Старший воспитатель планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей, предусматривая:
- повышение квалификации воспитателей;
- помощь воспитателям в самообразовании;
- аттестацию воспитателей;
- составление сетки занятий по возрастным группам;
- методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;
- обмен опыта работы сотрудников ДОУ;
- ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
- развитие преемственности ДОУ и школы;
- совершенствование работы с родителями;
- комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;
- постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.
3. Старший воспитатель организует учебно-воспитательную, методическую работу, включающую:
- подготовку и регулярное проведение заседания педагогического совета;
- проведение для воспитателей открытых занятий, семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, выставок, конкурсов;
- организацию работы творческих групп;
- своевременное приобретение оборудования, необходимого для учебно-воспитательной, методической работы;
- ведение картотеки издаваемой учебно-методической и педагогической литературы;
- комплектование, пропаганду среди воспитателей библиотеки учебно-методической и детской литературы, пособий и т. п. ;
- организацию работы воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;
- проведение совместных мероприятий со школой;
- подготовку для родителей стендов, папок-передвижек об опыте семейного воспитания;
- своевременное оформление педагогической документации;
- формирование и обобщение лучшего опыта работы педагогов по разным проблемам и направлениям.
4. Старший воспитатель осуществляет контроль работы воспитателей, состоящий:
- в систематической проверке планов учебно-воспитательной работы;
- посещении по графику занятий в группах;
- контроле выполнения годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета;
- организации взаимодействии в работе воспитателей, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов;
- регулярном проведении диагностики развития детей, их знаний, умений, навыков;
- изучении планов воспитателей по самообразованию.
Старший воспитатель обеспечивает определенные этапы своего профессионального становления. И хотя педагогический путь у каждого разный, для большинства старших воспитателей существуют общие характеристики:
- первичное усвоение норм, технологий, форм деятельности, необходимых приемов
- осознание своих возможностей, способностей для выполнения профессиональных норм, утверждение индивидуального стиля;
- усвоение высоких стандартов, использование на репродуктивном уровне ранее разработанных приемов, методических пособий, технологий;
- обогащение опыта своей профессии личным творческим вкладом, авторскими находками, усовершенствованиями.