проект "Народная культура"
Предварительный просмотр:
МАДОУ «ЦРР д/с №4»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«Неделя по приобщению дошкольников к истокам народной культуры»
Воспитатель: Гатина Р.Ф.
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«Неделя по приобщению дошкольников к истокам народной культуры»
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Неделя народной культуры».
Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.
Технологическая карта проекта
Пояснение
Название проекта
«Неделя по приобщению дошкольников к истокам народной культуры».
Тип проекта
Групповой, краткосрочный, творческий
Направления развития
Познавательное
Социально-коммуникативное
Речевое
Художественно-эстетическое
Участники проекта
Педагоги, дети, родители
Целевая группа
Старшая
Сроки реализации (длительность)
1 неделя
Основание для разработки проекта
Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми, устным народным творчеством.
Цель
- Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;
- создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.
Задачи
- Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
- Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
- Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
- Воспитывать уважение к культурам других народов.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
- Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах
( Городце, Дымкове, русской народной игрушке).
- Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
- Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
- Пополнение образовательной - культурной среды в группе дидактическим материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы ", "Национальный орнамент", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры"; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту;
- Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
- Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Планируемые
результаты
- Расширение представлений детей об окружающем мире.
- Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
- Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников.
- Знание правил народных игр, умение в них играть.
- Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
1. Социально-коммуникативное и речевое развитие.
Ситуативные разговоры, свободное общение:
- «Традиции русского народа»;
- «О русских народных промыслах»;
- «Русская матрёшка»;
- «Устное народное творчество в России»;
- «Русские народные музыкальные инструменты».
Речевоеое развитие (развитие речи):
- Составление рассказов по пословицам и поговоркам.
- Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.
- Пересказ русских народных сказок.
- Викторина по русским народным сказкам.
Сюжетно-ролевые игры:
- «К нам гости пришли»;
- «Ярмарка».
Дидактические игры:
«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «»Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи»,
Русские народные подвижные игры и игры-забавы:
«Гуси-лебеди», «Сова», «Баба- Яга», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог», «Колпачок», «Плетень», «У медведя во бору», «Гори-гори ясно».
2. Познавательное развитие.
Беседы:
- Народные обряды и обычаи встречи весны;
- «Исконные символы России»;
- «Чудо-чудное, диво-дивное»;
- «Как раньше в гости ходили».
Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева); иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.
Презентации:
- «Быт и предметы утвари»;
- «Русская народная кукла».
- Художественно-эстетическое развитие.
Чтение:
- Русский фольклор: «Николенька-гусачок...», «Как у бабушки козёл...», «Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь».
- Русские народные сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».
Предметы художественных промыслов:
- Предметы городецкой росписи;
- Филимоновские дымковские игрушки;
- Загорские и Семёновские матрёшки.
Репродукции картин художников:
А.М.Кучумов «Весна»; И.Левитан «Весна. Большая вода»; Б.М.Кустодиев «Масленица»; А.К.Саврасов «Грачи прилетели»; А.М.Васнецов «Родина».
Книги энциклопедического характера:
- Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.
- «Русские художественные промыслы».
- Альбом «Народная игрушка».
- Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка».
Иллюстрации:
- О праздниках на Руси;
- Устройство русской печи;
- Иллюстрации старинных предметов;
- Иллюстрации художника Ю.Васнецова к сказкам.
Музыка.
Попевки:
«Андрей-Воробей» обр. Е.Тиличеевой; «Сорока» обр. Т.Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус.нар.прибаутка, обр. Т.Попатенко.
Слушание:
П.И.Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р.н. песня.
Пляски и игры:
- «Заинька», обр. С.Кондратьева;
- «Кострома» и «Казачок», обр. М.Иорданского;
- Р.н. прибаутки «Ворон», «Лиса»;
- Игры с деревянными ложками.
Пение:
- Заклички, приговорки, прибаутки.
- Р.н. песни: «Ах, улица», обр. Е.Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко, покажись».
Изобразительная деятельность.
Декоративное рисование:
«Городецкая роспись»,
«Русская матрёшка»
«Дымковская утка»
Лепка: «Пряники печатные».
Самостоятельное художественное творчество:
- Изготовление масок животных к русским народным сказкам.
- Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.
- Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
- Пение русских народных песенок и попевок.
- Придумывание пословиц и поговорок.
- Инсценированное чтение потешек.
- Рассказывание сказок по ролям.
Центр театрализованных игр:
Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек.
- Взаимодействие с семьёй:
- Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь».
- Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».
- Приобщение детей к семейным традициям.