Использование театрализованных игр в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей каждого ребёнка (из опыта работы).
Использование театрализованных игр в обучении детей
с ограниченными возможностями здоровья как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей каждого ребёнка (из опыта работы).
Современная педагогика из дидактической постепенно стала развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги-практики осознают и видят результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, творческого потенциала, способностей, интересов. В этом плане нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
У нормально развивающихся детей выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительной речи» носит интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Но совершенно другая картина видна в классе «Особый ребёнок». Дети, поступающие в класс «Особый ребенок», разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Большинство детей без речи или с тяжелым недоразвитием речи, где страдают все ее стороны: и смысловая, и грамматическая, и звуковая, а также отмечаются ограниченность и бедность словаря. Следует отметить и то, что дети не умеют вступать в контакт со сверстниками и взрослыми. У них нет потребности в общении, не сформированы слуховое внимание и восприятие. Многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления на очень низком уровне. Часть детей пассивна, не выражает каких-либо эмоций. Другая, наоборот, слишком возбудима и неорганизованна. Почти у всех детей отмечаются в той или иной степени выраженности аутичные черты характера.
В моём классе «Особый ребенок» у всех учащихся основной логопедический диагноз - это общее недоразвитие речи (I и II уровня). Речь таких детей отличается грубыми нарушениями произношения и лексико-грамматического строя речи, неразвитая, нечистая, монотонная. Дети отвечали на вопрос одним словом, которое повторяли из вопроса взрослого. Были грубо нарушены: слоговая структура речи, темп, ритм и плавность. Это создавало большие проблемы на уроках. Также все учащиеся не могли смотреть на себя в зеркало и уже тем более выполнять какие-то движения языком или мимические упражнения перед зеркалом. Грубо нарушена мелкая и общая моторика.
Занимаясь с детьми с глубокой умственной отсталостью, главной целью в своей работе я ставлю развитие всех психических процессов, в том числе и творческих способностей средствами театрального искусства. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. В процессе изучения научной литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей, я пришла к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитии у них коммуникативных навыков. Реализуя этот проект, я поставила перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить перед собой другие.
1. Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Все годы работы я стремлюсь научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них.
Исходя из этой задачи, рождаются и последующие.
2. Развитие эмоциональной сферы детей через игру, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.).
3. Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх.
4. Реализация творческих возможностей каждого ребенка. В любой театрализованной постановке, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль.
5.Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. 6. Взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками.
7. Включение родителей детей с особыми потребностями в жизнь класса и школы.
8. Развитие компенсаторных возможностей у детей. В своей работе я стремлюсь использовать любые способности и возможности детей. Я не делю детей по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей детей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя мою поддержку и других детей, испытывает радость и желание участвовать в новых играх и следующих постановках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moiseeva_2014.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Направление «Коррекционная работа в ОУ с обучающимися с ОВЗ».
Моисеева Галина Андреевна,
учитель-дефектолог
МОУ Юговской СОШ
Пермского района.
Использование театрализованных игр в обучении детей
с ограниченными возможностями здоровья как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей каждого ребёнка (из опыта работы).
Современная педагогика из дидактической постепенно стала развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги-практики осознают и видят результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, творческого потенциала, способностей, интересов. В этом плане нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
У нормально развивающихся детей выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительной речи» носит интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Но совершенно другая картина видна в классе «Особый ребёнок». Дети, поступающие в класс «Особый ребенок», разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Большинство детей без речи или с тяжелым недоразвитием речи, где страдают все ее стороны: и смысловая, и грамматическая, и звуковая, а также отмечаются ограниченность и бедность словаря. Следует отметить и то, что дети не умеют вступать в контакт со сверстниками и взрослыми. У них нет потребности в общении, не сформированы слуховое внимание и восприятие. Многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления на очень низком уровне. Часть детей пассивна, не выражает каких-либо эмоций. Другая, наоборот, слишком возбудима и неорганизованна. Почти у всех детей отмечаются в той или иной степени выраженности аутичные черты характера.
В моём классе «Особый ребенок» у всех учащихся основной логопедический диагноз - это общее недоразвитие речи (I и II уровня). Речь таких детей отличается грубыми нарушениями произношения и лексико-грамматического строя речи, неразвитая, нечистая, монотонная. Дети отвечали на вопрос одним словом, которое повторяли из вопроса взрослого. Были грубо нарушены: слоговая структура речи, темп, ритм и плавность. Это создавало большие проблемы на уроках. Также все учащиеся не могли смотреть на себя в зеркало и уже тем более выполнять какие-то движения языком или мимические упражнения перед зеркалом. Грубо нарушена мелкая и общая моторика.
Занимаясь с детьми с глубокой умственной отсталостью, главной целью в своей работе я ставлю развитие всех психических процессов, в том числе и творческих способностей средствами театрального искусства. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. В процессе изучения научной литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей, я пришла к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитии у них коммуникативных навыков. Реализуя этот проект, я поставила перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить перед собой другие.
1. Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Все годы работы я стремлюсь научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них.
Исходя из этой задачи, рождаются и последующие.
2. Развитие эмоциональной сферы детей через игру, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.).
3. Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх.
4. Реализация творческих возможностей каждого ребенка. В любой театрализованной постановке, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль.
5.Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. 6. Взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками.
7. Включение родителей детей с особыми потребностями в жизнь класса и школы.
8. Развитие компенсаторных возможностей у детей. В своей работе я стремлюсь использовать любые способности и возможности детей. Я не делю детей по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей детей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя мою поддержку и других детей, испытывает радость и желание участвовать в новых играх и следующих постановках.
Результаты использования театрализованных игр в обучении детей
с ограниченными возможностями здоровья за 3 года обучения.
Год обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год |
Задачи | -Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре; - желание участвовать в действии и использовать все окружающее пространство; - побуждать детей к активному общению, - развивать речь и умение строить диалог. | -Учить детей играть друг с другом, -элементарным навыкам взаимодействия с людьми; -развивать внимание; -воспитывать культуре поведения в общественных местах; -формировать трудовые навыки, навыки личной гигиены и самообслуживания, - -воспитывать желание общаться друг с другом. | - Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; - развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; - учить детей интонационно - учить сочетать движение и - развивать воображение. |
Методы и приёмы | Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. Отгадывание загадок. Игровые упражнения. Создание игровой мотивации. | Отгадывание загадок на содержание сказки. Этюды на выразительность передачи образа. Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу». Игра на интонирование вежливых слов. | Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака). Беседы по содержанию сказок. Работа над выразительностью исполнения (выразительности эмоции грусти и радости). Подготовка к драматизации. |
Результаты обучения | Знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются; развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление; активизируется собственная речь. Наступает желание общаться с одноклассниками. | Активнее и успешнее формируются навыки невербального общения; обогащается словарный запас; совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений. | Развивается эмоционально-волевая сфера; корректируется поведение; формируется самостоятельность и активность; дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках; |
Итоги | Занятия позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Дети исполняют танцы, поют песни, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях, пытаются озвучить какой-либо персонаж. Формируется уважительное отношение друг к другу. | Формируется умение распознавать эмоциональное состояние человека, могут передать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой, - становятся активными в игровой деятельности со сверстниками, находят адекватные способы взаимодействия, - дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. | Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и примера. |
Общий результат: Как показывают наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии, помогают всесторонне развивать ребенка. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – петь, двигаться в такт музыке. Пассивные дети преодолевали свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становились более спокойными и уравновешенными. Можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.
Помимо этого, решаются следующие проблемы: Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.
Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в школьной среде. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности. Я считаю, что задачи, запланированные мной по данной теме решены. Что подтверждается следующими диаграммами:
Лиза Светлана
Серёжа Александр
В будущем планирую:
1. Продолжить знакомство детей с различными видами театра.
2. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.
3. Совершенствовать артистические навыки детей посредством переживания и воплощения образов в сказках.
4. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.
5. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).
Многолетний опыт доказывает, что в соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.
Закончить свое выступление хочу словами:
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша!
Проникнется и мудростью, и
добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
Жизненной тропой!
Литература:
1. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО - Аспект пресс, 1993.
2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ “Сферы”, 2001 - 128с.
3. Первые шаги в мир творчества. Опыт кружковой работы в детском саду. Пермь: Издат-во ПОИПКРО, 2000 - 100с.