Опыт работы "Детское экспериментирование как вид познавательной деятельности".
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Поэтому для меня это направление стало приоритетным при выборе темы самообразования «Детское экспериментирование как вид познавательной деятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoe_eksperimentirovanie_kak_vid_poznavatelnoy_deyatelnosti.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
«Детское экспериментирование как вид познавательной деятельности»
Составила: воспитатель IКК
МАДОУ ЦРР «Жемчужинка»
Дударева Зоя Петровна
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Поэтому для меня это направление стало приоритетным при выборе темы самообразования «Детское экспериментирование как вид познавательной деятельности».
Перед собою я поставила цель:
дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
1. Обогащать память ребенка в процессе эксперимента.
2. Активизировать мыслительные процессы и операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
3. Стимулировать развитие речи, через формулирование выявленных закономерностей.
Детское экспериментирование, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта.
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования определены психолого-педагогические условия реализации образовательной программы (пункт 3.2 ФГОС ДО). Учитывая специфичность и сложность такой формы работы как эксперимент, мною в группе были созданы следующие условия проведения экспериментирования:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей), так как дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения, т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух (пункт 3.2.5 абзац 2 ФГОС ДО);
- учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся у детей (пункт 1.4 ФГОС ДО принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка);
- не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов;
- необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах), сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.) (Пункт 3.2.5 ФГОС ДО);
- в любом возрасте роль педагога остаётся ведущей, без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности;
- педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно (пункт 1.4 ФГОС ДО абзац 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности);
- в работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и активным познанием, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить (пункт 1.6 ФГОС ДО абзац 1), объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В своей работе с дошкольниками использовала все существующие разновидности экспериментов:
- Случайные эксперименты, которые не требуют специальной подготовки, активность исходит от самого ребенка. Такие эксперименты проводила экспромтом в той ситуации, которая слаживалась на тот момент, когда дети видели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. А для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятыми, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является моё постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелии.
- Запланированные эксперименты – деятельность организуется взрослым.
- Индивидуальные эксперименты - к проведению таких опытов привлекается тот ребенок, который задал интересующий его вопрос.
Экспериментальная деятельность с детьми организовывала по пяти взаимосвязанным направлениям:
1. “Живая природа” (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).
2. “Неживая природа” (воздух, вода, почва и др.).
3. “Физические явления” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.).
4. “Человек” (функционирование организма и др.).
5. “Рукотворный мир” (материалы и их свойства).
По способу применения эксперименты разделила на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные проводила саам, а дети следили за его выполнением. Такие эксперименты проводила тогда, когда исследуемый объект существовал в единственном экземпляре, когда он не мог быть дан в руки детей или он представлял для них определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
Всё же в большинстве случаях проводила фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям дошкольников.
Для организации экспериментальной деятельности в режимных моментах использовала такие формы работы как:
- Долговременные эксперименты, как серия опытов и наблюдений, и кратковременные, возникшие как ответ на детские вопросы. Они проводились как в условиях группы, так и на участке.
- Экспериментальные игры с водой, песком, магнитами и др., которые позволяли дошкольникам убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
- Действия с измерительными приборами, с лупой, компасом, оборудованием из стекла и др., которые помогали детям самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности, элементарными правилами безопасности.
- Эвристические беседы при наличии у воспитанников богатых и точных представлений о явлениях природы.
- Чтение научной и художественной литературы.
- Рассматривание тематических альбомов, подборок иллюстраций, плакатов, энциклопедий.
- Организация коллекций и выставок.
- Организация мини-музеев.
- Ведение дневников наблюдений и зарисовка опытов.
Все мы с вами знаем, что наши современные дети в той или иной мере зависимы от компьютера. Поэтому для положительной мотивации воспитанников к экспериментированию я применяла в своей работе технологию Квест – игры (игра бродилка). В которой использовала различные приемы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- проблемная ситуация;
- познавательный момент (почему так?);
- драматизация (ребенок берет на себя роль пирата, задающего вопросы или ученого, умеющего объяснить, ответить на вопросы);
- тризовские приемы (игра “Хорошо – Плохо”).
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса к экспериментированию реализовался в следующих формах:
- родительские собрания;
- наглядную информацию;
- индивидуальные и групповые консультации на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;
- совместная проектная деятельность.
В результате совместной деятельности воспитатели и родители стали единомышленниками в решении поставленных задач развития детей. Большинство родителей поняли, что экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения.
Своим опытом работы поделилась с коллегами на методических объединениях, педсовете, провела открытое занятие, на которое были приглашены все желающие. Наблюдая за детьми сейчас уже можно видеть что:
-Ребёнок самостоятельно и целенаправленно использует материал, находящийся в исследовательском центре.
- Выполняет инструкции педагога.
-Использует схемы для проведения самостоятельных экспериментов.
-Отражает опыт и впечатления в художественно – творческой деятельности.
-Осознаёт и доказывает необходимость бережного отношения к природе.
Считаю, что единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указывать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу. Не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.