Главные вкладки
План по самообразованию на 2022-2027 г.г.
План по самообразованию 2022-2023г.г.
Тема самообразования: "Метод проектов, как средство развития познавательной активности дошкольников"
Цель: Освоение и последующее активное применение технологии метода проектов, как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста в практической деятельности педагога – воспитателя.
Задачи: 1. Сформировать представление о возможностях применения метода проектов, как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.
- Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, посредством проектного метода.
Актуальность темы: Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:
Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Однако на пути его становления существуют определенные трудности. Одна из них связана с тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой человек должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил.
Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на всё, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.
Актуальность данной работы определяется тем, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.
Срок реализации: 5 лет (2022 – 2027 уч.год)
№ | Содержание работы | Срок выполнения | Форма отчета |
Теоретический этап | |||
1 | Изучение методической литературы по данной проблеме: Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников» Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Л.Д.Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике», О.И Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богословец «Проекты в работе с семьей» Кудрявцева А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 80-84.
Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с
Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду / Л. Л. Тимофеева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
Циценко В. С., Красноперова Т. Н. Организация проектной деятельности в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 384-387.
| В течение всего периода | Изучение литературы |
2 | Изучение статей Алексеева О.П. «Кем быть?»: проект по ознакомлению детей с трудом взрослых/ Ребенок в детском саду. 2005. №3 Атемаскина Ю.В. Формирование положительного образа родного дома: проект «Родной дом». Дошкольное воспитание. 2006.№10 БоровлеваА.проект: Пожарная безопасность. Дошкольное воспитание.2007.№4 Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. Дошкольное воспитание. 2003. №3. Теоретическая статья о методе проектов в ДОУ. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы. Дошкольное воспитание. 2005. №3. Проект: «Дети Сталининграда»; «Мир похож на цветной луг» Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград “Перемена”, 2001. – с.18. Климова С. Проект: «Мир бумаги». Обруч. 2005. №1 Комратова Н. Проектная деятельность: культура и экология. Дошкольное воспитание. 2007. №1. Куликовских Н. Проект «Создание книги». Дошкольное воспитание 2007.№6 Киселева Л.С. Т.А. Данилова и др «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Мсква. 2003 год. Изд. Аркти Ларионова Г. Проект: «Миниатюрный сад к празднику». Обруч. 2004.№3 Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ». Справочник старшего воспитателя. 2009. №9 Данюкова А.И., Леонова Н.Г. Проект: «Календарь интересных дат». Справочник старшего воспитателя. 2009. №5 Тимофеева Л.Л. Проект: «Мультфильм своими руками». Дошкольная педагогика. 2010. Апрель.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Авторы – составители: Л.С.Киселева, Меркулова Т.В.Дубинина Е.А. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика. Москва. Школьная Пресса. 2010год. Тебенева Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ
| В течение года | Изучение статей |
Практический этап | |||
1 | Изучение опыта работы педагогов ДОУ | 2022-2023 год | Опыт работы |
2 | Консультации для родителей и педагогов
| 2022-2025 уч.год | Практический материал |
3 | Создание проектов (проведение итоговых мероприятий проекта) | В течение всего периода | конспект |
4 | Диагностика, мониторинг | 2027 год | анкеты |
Заключительный этап | |||
1 | Отчет о проделанной работе на итоговом педсовете, оформление результатов работы по теме самообразования | Май 2027 г.
| Представление материала на педсовете |
Работа с детьми по данной проблеме | |||
1 | Занятия с детьми | В течение всего периода | Перспективное планирование |
2 | Игры | В течение всего периода | планирование |
3 | Праздники | Народный календарь | сценарии |
4 | Проекты | В течение всего периода | сценарии |
5 | Акции | В течение всего периода | сценарии |
Работа с родителями | |||
1 | Папки-передвижки | В течение года |
|
2 | Родительские собрания | Сентябрь, февраль, март | протоколы |
3
| Сезонные праздники | В соответствии с календарно-тематическим планированием | сценарии |
4 | Акции | В течение всего периода | сценарии |
|
|
|
|