Обзорная экскурсия: «По экологической тропинке».
Пополнение знаний о природе и формирование экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzornaya_ekskursiya.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Обзорная экскурсия: «По экологической тропинке».
Цель:
пополнение знаний о природе и формирование экологической культуры.
Задачи:
1.расширение кругозора детей, развитие наблюдательности, формирование умений фиксировать результаты своих наблюдений;
2.научиться пребывать в природе не нанося ей вреда, формировать у детей экологическое грамотное поведение в природе;
3.воспитание у учащихся любви к природе и понимание ее красот.
Ход.
1 остановка: «Руку дружбы – природе».
На этой остановке педагог знакомит детей со схемой экологической тропинки. Рассказывает, что пройдя по ней, ребята узнают много интересного о природе родного края, о том, как нужно беречь и охранять природу.
При составлении рассказа учитель должен помнить об основном назначении тропы – ее экологической направленности, именно поэтому в рассказе о деревьях и кустарниках особо выделяется мысль о том, что для нормальной жизнедеятельности растениям нужны определенные условия, через которые они связаны с неживой природой. Это почва, свет, тепло, влага. Птицы, обитающие в лесах и парках, связаны с растениями, на которых строят свои жилища, с насекомыми, служащими им кормом и т.д. Человек использует растения в своей жизни – они дают ему пищу, кров, обогащают воздух кислородом, летают, укрывают от жары, а зимой спасают от холода. В свою очередь человек старается рационально использовать дары природы, тщательно восстанавливать растительные ресурсы, охранять леса и парки.
Так постепенно дети подводятся к выводу об устойчивых взаимосвязях, существующих в окружающей среде: между природой и человеком, его трудовой деятельностью (можно прочитать стихотворение о природе).
2 остановка: «Лес – наше богатство».
В своем рассказе учитель обращает внимание учащихся на то, что растения в парке и в лесу располагаются ярусами: первый ярус – травы, второй – кустарники, третий – деревья. Затем идет рассказ о конкретных растительных объектах, расположенных в уголке леса.
Особый акцент делается на ознакомление детей с правилами поведения. Выяснить, как они понимают его содержание, беседуют о том, как каждый из них соблюдает правила поведения в природе в своей повседневной жизни.
1.Нельзя ломать деревья, кустарники, вытаптывать траву;
2.Не срывать цветов, растущих в лесу, в поле, на лугу, пусть ими любуются другие люди;
3.Не убивать змей, лягушек – они приносят пользу;
4.Береги муравейники - муравьи защитники наших лесов и парков.
3 остановка: «Защитим пернатое племя».
Беседа о деревьях, которые растут в почве и пользуются в окружающей среде всем необходимым для своей жизни. Насекомых, живущих на деревьях и питающихся за их счет. О дятлах, которые питаются этими насекомыми и тем самым спасают деревья от гибели. О самых простых птицах – воробьях, использующие выдолбленные дупла деревьев для своих жилищ и приносящие деревьям пользу тем, что питаются насекомыми, живущими на деревьях.
Воробьи - оседлые птицы. Скворцы же наоборот перелетные птицы. (Наблюдение за скворечником).
1.Как вы думаете, чье это жилье?
2.Кто приготовил для скворца это искусственное жилье?
3.Какие птицы могут селиться в таких дуплах, кроме скворцов?
4.Что вы знаете о жизни скворцов?
5. Почему человек так о них заботиться?
6.Какую пользу приносят скворцы?
7.Кто из вас мастерил весной скворечник?
- Скворцы приносят огромную пользу человеку, поэтому люди заботятся о них и стараются поселить этих птиц у себя в саду, чтобы скворцы очистили сад от вредителей, тем самым человек помогает сохранению природы. К тому скворцы великолепные певцы. Скворечник - объект, сделанный руками человека.
4 остановка: «Огород».
Учитель знакомит учащихся с огородными культурами, с историей происхождения культурных растений, с этапами их роста и созревания. В течение лета дети являются основными хозяевами огорода. Они сажают овощные культуры, ухаживают за ними, а ближе к осени убирают урожай. Рассказывая детям об овощных культурах, учитель подчеркивает, насколько сложен труд земледельца, чтобы они уважительно и бережно относились ко всему, что создано этим трудом. Но одновременно отмечает и радость этого труда на земле, его значимость.
5 остановка: «В лесу родилась елочка».
(экскурсию провести там, где есть хвойные деревья).
Рассказать учащимся о хвойных деревьях; об их отличии от кустарниковых и лиственных деревьев; об их значении для природы и хозяйственной деятельности человека. В доступной форме рассказать о том, что воздух хвойных деревьев чище, так как хвойные иголочки выделяют фитонциды – особые летучие вещества, которые способны убивать многие болезнетворные микробы, бактерии, вредные грибки. Особенно целебна в этом отношении сосна. Недаром многие санатории, дома отдыха, детские лагеря размещены именно в сосновых лесах.
Все хвойные деревья полезны для здоровья человека, очищают воздух от пыли и болезнетворных микробов. Хвойные деревья широко используются в хозяйственных целях и деятельности.
6 остановка: «Уголок поля».
На поле растут рожь, пшеница, ячмень, овес и др. учитель рассказывает о них. В процессе рассказа выясняется, что это родственные растения, так как принадлежат к семейству - злаковые.
Знакомимся со строением растений и поэтому приходим к выводу: насколько важен и сложен труд земледельца: надо поле удобрить, вспахать его, посеять в него отборное зерно, очистить посевы от сорняков и вредителей, сберечь от непогоды и засухи. А затем вовремя и без потерь убрать урожай, обеспечит правильное хранение зерна, и только тогда на вашем столе появится хлеб.
Хлеб - главный продукт. Его надо беречь, ни в коем случае не выбрасывать куски, надо уважать труд хлеборобов. Отношение к труду, к хлебу показывает какой ты человек. (Учитель проводит на эту тему беседу).
7 остановка: «Зеленая аптека».
На этой остановке дети знакомятся с лечебными свойствами растений, с их внешним видом, свойствами, сроком сборов, особенностями заготовок, а также применением; учатся находить и различать их.
В игровой и занимательной форме идет рассказ о каждом из них: подорожник, мать-и-мачеха, чистотел, череда, календула, крапива. Так же надо отметить, что собирать эти растения надо вдали от дорог, так как проезжающие мимо машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие очень вредные для здоровья вещества. А растущие вдоль дорог растения впитывают их.
Проводиться игра: ученики называют болезнь, а Айболит рассказывает о растениях, которыми можно вылечить ее.
Надо обратить внимание учащихся на то, что лекарственные растения надо беречь, без надобности не рвать и не вытаптывать, собирать в небольших количествах, стараясь не повредить корневую систему.
8 остановка: «Как прекрасен этот мир».
На территории школьного участка множество клумб с разнообразными цветами. В процессе беседы учитель рассказывает о каждом растении, дает понятия: однолетние, многолетние растения, раскрывает способы ухода за цветами. Уделяется особое внимание сбору семян. Дети под руководством учителя собирают семена таких цветов, как бархатцы, ноготки, астры и т.д.
При проведении бесед учитель учит детей видеть прекрасное в окружающем мире, развивает эстетическое восприятие в каждом ученике.
9 остановка: «Все на свете друг другу нужны».
Это заключительная остановка на тропе. Проводится обобщающая беседа по всей экскурсии. Читается стихотворение Б.Заходера «Про все на свете»:
Все, все, все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны
Чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ слепых
И даже без хищников злых и нелепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед и те,
Кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше дела.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы все-таки очень друг другу нужны
А если нам кто-нибудь лишним покажется
То это, конечно, ошибкой окажется.
Все, все на свете, на свете нужны!