Открытые уроки

Башарина Марина Юрьевна

Предварительный просмотр:

Тема урока: Решение задач по теме «Единицы времени»

Цели урока:

1.Учить детей решать задачи, в которых присутствуют единицы времени; показать практическое применение знаний о времени на уроках математики.

2.Совершенствовать вычислительные навыки; расширить представление о времени с помощью пословиц, ребусов.

3.Развивать логику, мышление, способность делать выводы из полученной информации.

4.Воспитывать пунктуальность, бережное отношение к свободному времени.

Оборудование: иллюстрации из истории Олимпийских игр, модели часов, ребусы «Меры времени»

Ход урока

I.  Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть,

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть.

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть.

Часы даны не для красы,

Диктуют время нам часы,

Диктуют так: тик-так, тик-так.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о единицах времени. Известно, что время нельзя измерить шагами, линейкой или взвесить его. Мы можем вспомнить прошедшее время, поговорить о настоящем, мечтать  о будущем, при этом находиться в нашем классе. Итак, мы отправляемся в путешествие во времени.

Запишем тему нашего урока и в дорогу. (Работа в тетради.)

Давайте вспомним единицы времени, а для этого предлагаю вам разгадать ребусы.

1.Время 2.Сутки 3.Неделя 4.Минута 5.Год 6.Месяц 7.Час

С этим заданием мы справились, теперь нужно расположить единицы времени в порядке убывания.

Какую единицу времени мы не назвали? Издавна народ сочинял загадки о времени, много пословиц и поговорок, назову вам две.

Летом одна неделя год кормит.

На час опоздал - за год не догонишь.

II. Устный счёт

На одном из предыдущих уроков мы узнали, что такое високосный год. Он обладает ещё одной особенностью – это год летних Олимпийских игр. Предлагаю отправиться в Грецию на родину Олимпийских игр (иллюстрации из истории Олимпийских игр)

  1. Более 1000 лет назад игры были проведены впервые. Вы уже знаете, через какой период времени проходят игры… (4 года).

- А сколько это месяцев? (48)

  1. Согласно легенде, Геракл определил длину беговой дорожки 600 ступеней в длину, получилась беговая дорожка примерно 192 м. Сколько будет метров  беговая дорожка 5 раз по 600 ступеней? 7 раз по 600 ступеней?
  2. Состязания продолжались в течение 5 дней. Во время состязаний прекращались военные действия, междоусобицы, на земле царили мир и благодать. Сколько дней состязаний было за 100 лет? 150 лет?
  3.  Но было время, когда Олимпийские игры были отменены, а возродились они в 1896 году. Вычислите, сколько прошло лет с момента возрождения Олимпийских игр? (2008-1896=112 лет)
  4. Когда будут следующие летние игры, если последние проходили в 2008 году? (2012) В 1980 году Олимпийские игры проходили в Москве. Сколько лет назад это было? (2008-1980=28 лет)
  5. На Олимпиаде в Пекине в 2008 году спортсмены Китая завоевали 51 золотую медаль, спортсмены США на 15 медалей меньше, чем китайцы, а спортсмены России на 13 медалей меньше, чем американцы. Сколько золотых медалей завоевали спортсмены каждого государства?
  6.  Северокавказские борцы завоевали в Пекине три золотые, одну серебряную и одну бронзовую медали. Первое «золото» России принёс ингушский борец Назир Манкиев. Вслед за Манкиевым Россию «озолотил» Исланбек Альбиев - борец из Чечни. «Золотоносным» стало и выступление спортсмена из Кабардино-Балкарии Асланбека Хуштова. Североосетинский борец Хасан Бароев не смог завоевать золотой медали, но и «серебро» очень хорошее его достижение. Бронзовую медаль в борьбе взял североосетинский  вольник Бесик Кудухов. С олимпийской «бронзой» в  Кабардино-Балкарию вернулся  и тяжелоатлет Хаджимурат Аккаев.

Победа Асланбека Хуштова стала еще одной яркой страницей в истории республиканского спорта - это пятая золотая медаль в копилке Кабардино-Балкарии. Бронзовая медаль Хаджимурата Аккаева - это вторая олимпийская награда заслуженного мастера спорта. «Серебро» он завоевал в Афинах в 2004 году. Третий  борец пекинской Олимпиады из Кабардино-Балкарии - дзюдоист Алим Гаданов.

В 2 008 году произошло несколько знаковых событий для Кабардино-Балкарии: Эльбрус стал победителем конкурса «7 чудес России», Асланбек Хуштов и Хаджимурат Аккаев стали олимпийскими чемпионами. С 28 августа по 18 сентября столица Кабардино-Балкарии впервые встречала 64 сильнейших шахматистки Чемпионата мира по шахматам среди женщин из 32 стран мира, боровшихся за титул чемпионки мира 2 008 года. (Мы в начале урока записали число 751, теперь вы знаете 7 – 7 чудес России, 5 – 5 колец Олимпиады, 1 -  1 чемпионат в КБР).

Всё это ещё раз подтверждает, что спорту в нашей республике уделяется достойное внимание.

III. Работа над новым материалом.

Существует огромное множество ситуаций, когда надо рассчитать время, в этом нам могут помочь арифметические действия (№  265).

  1. Воспользуемся циферблатом и определим, во сколько закончатся уроки. (В 13 часов, в час дня).
  2. Вычислим, используя арифметическое действие (9+4=13).

Сравним ответы. Какой сделаем вывод?

  1. № 266, 268, 269 – выполняются коллективно.
  2. В нашем городе, как и во всех городах республики, есть детская юношеская спортивная школа. С 1973 года тренеры готовят спортсменов и будущих олимпийцев, достойно представляющих город Майский на различных соревнованиях Южного Федерального Округа.   2008 год знаменательный, спортсмены и тренеры отмечают 35-летие, а их результаты говорят о том, что нам есть чем гордиться, ведь среди призёров по дзюдо выпускница нашей школы Паненко Лидия. Пожелаем им новых побед и рекордов!
  3.  № 267 (2) – решение задачи под руководством учителя.

- 2 часа - сколько это минут? (120 минут)

- Почему часы нужно перевести в минуты? (Чтобы найти 1/3 часть)

- Существует ещё один способ решения, когда из общего времени сначала вычитается время переправы, а затем время привала.

6)      № 329 – устно.

IV. Физкультминутка.

Смотри скорей, который час,

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево раз! Направо раз!

Мы тоже можем так.

Чтоб стать похожим на орла

И запугать собак,

Петух расправил два крыла…

Мы тоже можем так.

V. Работа над пройденным материалом.

  1. Стр. 53, № 269.
  2. Геометрический материал.     Стр. 53, № 271.

VI.Подведение итогов урока

Справились ли мы с поставленной в начале урока задачей?

Почему вы так думаете?

Какие трудности испытывали?

Что понравилось на уроке?

Спасибо … получают 5, … 4.

VII. Домашнее задание

№ 270, № 272



Предварительный просмотр:

Тема: Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном

Цели:

  • обобщить теоретические знания об имени существительном и имени прилагательном,
  • воспитывать любовь к своему родному городу, бережное отношение к природе, интерес к поэзии, аккуратность,  
  • изучать краеведческий материал, раскрыть красоту малой родины.

Оборудование:

  • карточки для индивидуальной работы,
  • сигнальные карточки,
  • таблицы «Имя существительное», «Имя прилагательное».

Ход урока

  1. Организационный момент и сообщение целей урока

        Поэтическая минутка. Учитель читает стихотворение Людмилы Бариевой «Хорош наш город!».

        В лучах заката или на рассвете

        Хорош наш город, что ни говори.

        Здесь счастливы и взрослые, и дети

        Под мирным небом молодой зари.

                Так сочно наше солнце, чудны краски,

                Природа согревает и манит.

                И черпаем мы силы в нашем Майском,

                Ведь в нём огонь добра всегда горит.

        Бушует здесь и Терек величавый,

        И Черек разливается весной,

        Порой чарует Эльбрус нас двуглавый,

        Лесную сказку дарит нам с тобой.

                И чистотой нам души наполняет,

                Больших наград не требуя взамен.

                А город наш растёт и расцветает

                И ждёт с надеждой лучших перемен!

Учитель: Как вы думаете, о чём я хочу с вами сегодня поговорить?

Дети: О нашей малой родине – Майском.

Уч: Вы правы. А помогут мне учителя нашей школы и поэты города Майского.

Сегодня мы повторим, что знаем об имени существительном и имени прилагательном, о красоте нашего дома, а домом мы называем край, в котором живём, о любви к малой родине. О красоте нам помогут рассказать наши друзья - имена существительные и имена прилагательные.

  1. Чистописание

Массаж рук.

        Пальчик вышел погулять,

        Ключ забыл с собою взять.

        (Хлопки в ладоши.)

        Что он делает теперь?

        Просто он стучится в дверь.

        (Постукивание по ладони подушечками пальцев.)

Работа в тетради.

        Письмо окончаний прилагательных.

-ая, -яя, -ое, -ее, -ой, -ий, -ый, -ые, -ие.

III.         Работа по теме урока

1)        Первое задание от завуча по воспитательной работе Ольги Михайловны Гридиной. Слушайте внимательно.

«Уважаемые ребята! Я живу в Майском и очень люблю этот город, уважаю его жителей. У вас на карточке записаны слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем городе.

Запишите рядом с этими «запрещёнными» словами слова-антонимы, и пусть записанные слова как можно чаще звучат в нашем городе».

злость - … (доброта)

вражда -…(дружба)

жадность - …(щедрость)

ненависть - …(любовь)

Проверяем выполненное задание. Вывод: какой частью речи являются эти слова? Что такое имя существительное?

2)        Упражнение «Допишите слово».

        1. Река – рыба, небо - … (птица).

        2. Заяц – морковь, обезьяна - … (банан).

        3. Земляника – ягода, свёкла - … (овощ).

        4. Чёрный – белый, летний - … (зимний).

        5. Большой – маленький, твёрдый - … (мягкий).

        6. Унылый – грустный, страшный - … (ужасный).

На какие две группы можно разделить слова, которые вы записали?

3)        Упражнение «Угадай предмет».

По перечисленным признакам определите, что за предмет я загадала. Бывает речная, морская, озёрная, сказочная, исполняет желания.  

Правильно, это рыба. Вы уже знаете, что недалеко от нашей школы находится Майский рыбзавод, где разводят ценные сорта.

Вывод: с помощью какой части речи вы смогли определить о чём идёт речь? Что такое имя прилагательное?

IV.        Физкультминутка

        Мы ладонь к глазам приставим,

        Ноги крепкие расставим.

        Поворачиваясь вправо,

        Оглядимся величаво.

        И налево надо тоже

        Поглядеть из-под ладошек. 

        И – направо! И ещё

        Через левое плечо!        

V.        Работа по теме

Новое задание от учителя русского языка и литературы Лидии Викторовны Перовой.

«Уважаемые ребята! Слушая стихотворение нашего земляка Алексея Дербаба о моём любимом городе, вы должны услышать и записать только имена прилагательные».

Мой город Майский

Мой город назван именем весны,

Где майским днём светлеет всё вокруг,

Цветут сады небесной красоты,

И поле с лесом зеленеют вдруг.

        Наш Майский, город очень молодой,

        Ему минуло только полстолетья,

        Но дорог и любим для нас с тобой

        В рассвете и в годину лихолетья.

Ты наша Родина, родительский очаг,

Что дорог нам, как пристань кораблю,

И где бы ни был я, в неведомых краях,

Я помню город свой, который так люблю.

        Стоит он между двух красивых рек,

        Что с гор Кавказских с шумом вниз текут, -

        То бурный Терек и седой Черек

        Своей водой дар Каспию несут.  

Горжусь я церковью, которой сотня лет,

Что стала символом станицы городской,

Своей молитвою спасает нас от бед

И помогает в этой жизни не простой.

        Хотелось мне, чтоб город расцветал

        И был прекрасным, как сады весной,

        А наш народ светлей душою стал,

        И тьма ушла с весеннею водой.

Следующее задание от учителя ОБЖ Джумаева Хамзета Давидовича. Наверное многие из вас не знают о том, что Хамзет Давидович сочиняет стихи и пишет рассказы. А для вас он подготовил сказки детей вашего возраста, но в них пропущены слова, которые нужно вставить.

«Кто любит и надеется»

«В одном небольшом (городе) под названием Майский жила (девочка). Это была самая обыкновенная (девочка). Училась в самой обыкновенной (школе), жила в самой обыкновенной (семье), но при этом была необыкновенно капризной и себялюбивой. Она часто обижала (людей), которые ее любили и о ней заботились. Каждый раз, когда (мама) приходила поцеловать ее перед сном, она отмахивалась, грубила и отворачивалась. Когда (подруги) звали ее погулять, она заносчиво отвечала: «Вот еще! Буду я с вами водиться!»

И вот однажды ей приснился волшебный (сон)…»

«Конфеты доброты»

«Давным-давно в городе Майском жили очень (весёлые) и (добрые) люди. Все дома в городе были необычайно красивы, деревья и цветы радовали жителей своей красотой.  Там делали конфеты с начинкой доброты. Жители города очень любили эти (волшебные) конфеты.

А за городом  на (высокой) горе у озера в (мрачном) замке жил (злой) колдун. Через своё (волшебное) зеркало он смотрел на город, на его (добрых) жителей и очень злился…»

Подходит к концу наш урок. Мне хочется пожелать вам всегда любить свой родной город, относиться к нему, как к родному дому, уважать и понимать язык тех людей, которые живут с вами рядом. И я думаю, что грамотное употребление разных частей речи поможет вам в этом.

Без существительных невозможно высказать свою мысль, прилагательные украшают, уточняют нашу речь. Глаголы обозначают действие, которое происходит. А стихотворение, которое вы сейчас услышите, поможет вам не путать части речи:

Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Солнечное лето,
Праздничная ель,
Вкусные конфеты,
Машенькин портфель.

Давно живет существительное в мире этом,
Дает названия предметам:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

VI.         Итог урока. Выставление оценок



Предварительный просмотр:

Тема: «Умейте делать открытия. М.Пришвин «Золотой луг»».

Цели и задачи урока:

формировать у учащихся универсальные учебные действия:

Предметные:

формировать правильный тип читательской деятельности; формировать умение делить текст на части, озаглавливать части; составлять план; учиться находить и использовать в речи используемые автором в произведении средства языковой художественной выразительности; выделять главную мысль произведения.

Метапредметные:

личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация): воспитывать внимательное отношение к родной природе и языку, культуру поведения в процессе групповой работы, уважение друг к другу; формировать положительную учебную мотивацию, учить пониманию личной ответственности за успех при выполнении учебной задачи; формировать умение выражать собственное отношение к герою в процессе анализа текста произведения;

познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций): развивать умение строить речевые высказывания, осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (текст, иллюстрации, презентация); умение формулировать и решать проблемы;

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность): формировать умение формулировать цели урока, умению работать по плану, сохраняя учебную задачу, формировать умение выполнять само- и взаимопроверку выполненного задания;

коммуникативные: (речевая деятельность, навыки сотрудничества) развивать устную речь детей, обогащая ее художественным словом, развивать творческое мышление, воображение; формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителями в решении учебных задач, формулировать и отстаивать свою позицию.

Ход урока

I. Введение в тему урока. Самоопределение

Прозвенел звонок для нас,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Я уверена, что вы будете работать внимательно, думать самостоятельно, а сидеть замечательно.

Вижу класс наш - хоть куда,

Мы начнём урок, друзья!

Подготовленные ученики читают стихотворение:

Почему весенний гром?

Почему дождь за окном?

Почему собака лает,

В дом хозяев лишь впускает?

Ночью, почему темно?

Почему же днём светло?

Почему летит ракета?

Почему горит комета?

Почему луна всегда

Только ночью нам видна?

Почему же только днём

Солнце входит в каждый дом?

Почему зимой всегда

Наступают холода?

Почему же, почему,

Хочется всё знать ему?

О ком стихотворение? (о ребёнке, который задаёт много вопросов, хочет узнать что – то новое и т.д.)

Как называют взрослые таких детей? (почемучками)

Встаньте те, кто считает себя почемучками.

А как или где вы находите ответы на свои вопросы? (у взрослых, в книгах, интернете и т.д.)

А хотите научиться самостоятельно находить ответы на свои вопросы, узнать один из способов поиска ответов на свои вопросы?

Сформулируйте цель урока

ЦЕЛЬ урока: учиться самостоятельно находить ответы на свои вопросы и делать открытия.

2. Формулировка темы урока.

Чтобы достичь цели предлагаю познакомиться с произведением русского писателя, который, кстати, в детстве тоже был почемучкой, и взрослые не всегда имели терпение отвечать на его вопросы. Поэтому, став писателем, в своих произведениях он не только старался ответить на детские «почему», но и учил их делать самостоятельные открытия. (Портрет Пришвина)

Вот только буквы имени и фамилии писателя закономерно перепутаны. Расшифруйте: (Подсказка – ключ:ФИФИФ) ПМРИИХШАВИИЛН

Михаил Пришвин

В каком разделе находится это произведение? (Картины родной природы)

Как думаете, о чём писал М. Пришвин? (Они о природе)

Прочитайте название произведения. («Золотой луг»). Сформулируйте тему урока.

Михаил Пришвин «Золотой луг».

3. Антиципация чтения.

Как вы понимаете выражение « Золотой луг»? Какой он? (Жёлтый)

Что еще бывает золотым? В каком значении употребляется слово «золотой» в следующих выражениях?

золотое кольцо

золотая осень

золотое время

золотой работник

золотые руки

Почему автор использовал именно такое определение луга? (усилить качество предмета, показать своё отношение, чтобы читатель мог лучше представить предмет)

Какое средство художественной выразительности использовал автор в названии произведения? (Эпитет)

Как думаете, о чем будет этот рассказ? (о луге)

Какой вопрос вам хотелось бы задать автору? (Почему, от чего луг золотой?)

II. Анализ текста рассказа М Пришвина «Золотой луг».

  1. Первичное чтение текста с использованием приёма «чтение с остановками».

Михаил Пришвин

ЗОЛОТОЙ ЛУГ

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. (Можете предположить, какая забава, т.е. какое развлечение?)

Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту. («В пяту» – т.е. за братом очень близко, след в след, буквально: за его пятками. А какой промысел мог быть у ребят, за какой «добычей» они отправлялись?)

«Серёжа!» – позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. (Проверим себя: у нас такое же было предположение?) И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. (О чём хочется спросить? (Какое открытие?) А что можно предположить?)

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». (Уточняем наши предположения по поводу названия рассказа. А золотой луг – он какого цвета?) Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. (Догадались почему?) Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. (Что же произошло?) Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов (Был неинтересным, а стал одним из самых интересных цветов. Можете объяснить почему?), потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. (А вот как автор отвечает на этот вопрос.)

Выявление первичного восприятия.

Назовите жанр произведения? (это рассказ)

Подтвердились ли предположения о теме текста? (Да, рассказ о луге)

Ответил автор на ваш вопрос: от чего луг золотой? (Да, от множества цветущих одуванчиков)

Каким вы представляете одуванчик? (Одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета, похожий на маленькое солнышко, серебряный, белый, полупрозрачный шарик)

Предложите план работы с текстом рассказа:

1) Прочитать ещё раз.

2) Разбить на части, озаглавить их.

3) Подобрать вопросы по содержанию текста.

4) Сформулировать главную мысль рассказа.

2. Повторное чтение рассказа.

Прежде чем работать по плану, предлагаю ещё раз прочитать текст.

Динамическая зрительная пауза.

3. Деление текста на части. Комплексный анализ.

Работа в группах.

Поработайте в группах по составленному вами плану, пункты 1) – 3). (Памятка на столе). Обсудите, сколько частей можно выделить в данном тексте? Где заканчивается каждая часть? Придумайте вопросы. Подберите заголовки.

1 часть

Где заканчивается 1 часть?

Кто является рассказчиком? (мальчик) Назовите героев произведения. Т.е. повествование ведется от лица героя.

Кто был старше из братьев? Почему? («…Он впереди, я — в пяту»)

Как это «идти в пяту»? (За ним, след в след. Того гляди на пятки наступишь.)

Какой промысел мог быть у мальчишек и что означает это слово?

Промысел – добывание чего-нибудь; занятие охотой, добычей зверя, птицы, рыбы.

Что значит «созревают одуванчики»? (На месте цветка появляются семена) Видео «Жизнь одного одуванчика» 23 сек.

Что такое «забава»? (Игра, развлечение). В чём заключалось их развлечение? Как понимаете «фукну ему одуванчиком в лицо» (дунуть). Знакома ли вам такая игра с одуванчиками? (Дыхательная гимнастика)

Как рассказчик называет одуванчики? Почему? Что он имеет в виду?

(Неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты)

№ части

Заголовок

1

2

Как можно озаглавить 1 часть?

Например, «Постоянная забава», «Неинтересные цветы», «Цветы для забавы»

Цитатный заголовок «…эти неинтересные цветы срывали только для забавы.»

(Один из предложенных вариантов заголовка записывается учителем на доску)

№ части

Заголовок

Отношение героя к цветку

1

Цветы для забавы

Неинтересные цветы

2

2 часть

Вопросы после чтения. Выборочное чтение.

Где заканчивается 2 часть?

От чего луг «золотой»? Докажите. Прочитайте.

Какие чувства испытывали жители деревни, наблюдая луг, цветущие одуванчики? (восхищение, любование, восторг) Прочитайте.

А мальчик какие чувства испытал? (Удивление, любопытство)

Что вызвало удивление? (изменения луга) Подтвердите словами текста.

Когда луг менял цвет?

А я хочу спросить у вас вот что: Какими знаниями владел писатель, чтобы написать этот рассказ?

Заполните таблицу зависимости внешнего вида луга от времени суток, от положения солнца над горизонтом:

Как луг выглядел вечером? Дополните таблицу.

Время суток, положение солнца

Внешний вид луга

Поведение одуванчика

Рано утром, восход солнца

зелёный

Сжимает свои лепестки в кулак

Полдень, солнце высоко над горизонтом

золотой

Раскрывает свои ладони

Вечер, заход солнца

позеленел

Сжимают свои лепестки

Почемучка какой вопрос бы задал? (Почему луг меняет внешний вид?)

Какое объяснение происходящему нашел рассказчик? Почему луг меняет цвет? Прочитайте.

Дополните таблицу фразами из текста.

Проверка.

Как герой рассказа называет лепестки цветка? (ладони, пальчики на ладошке)

Какое средство художественной выразительности использует автор для объяснения этого явления? (Сравнение)

(Олицетворение – «Он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и сжав в кулак, мы бы закрыли желтое», «одуванчики раскрывают свои ладони»)

Физминутка

На доске

№ части

Заголовок

Отношение героя к цветку

1

Цветы для забавы

Неинтересные цветы

2

Удивление, интерес, любопытство, внимание

Почему луг меняет цвет?

Знал об этом мальчик раньше? По его словам, что он сделал? (открытие)

Как можно озаглавить 2 часть.

На доску. «Маленькое открытие»

Озаглавливание 2 части (обсуждение в группах, выбор лучшего заголовка)

Например, «Маленькое открытие»

«Секрет одуванчиков»

«Тайна золотого луга»

№ части

Заголовок

Отношение героя к цветку

1

Цветы для забавы

Неинтересные цветы

2

Маленькое открытие

Удивление, интерес, любопытство, внимание

4. Промежуточный вывод:

ЦЕЛЬ: Учиться самостоятельно находить ответы на свои вопросы и делать открытия

Какой вопрос задал себе герой?

Почему луг меняет свой цвет?

Какой ответ нашёл герой?

Одуванчик сжимает и раскрывает лепестки – ладони.

Он знал этот факт раньше? Т.е. он сделал маленькое открытие.

С помощью чего он сделал вывод?

Наблюдение

Сделайте вывод, как можно самому найти ответ на свои вопросы, раскрыть тайну природы, окружающего мира? (Природа при внимательном наблюдении и изучении открывает нам много тайн и загадок)

Давайте пронаблюдаем, как изменялось отношение героя к цветку – одуванчику? (По доске)

Какой вывод можно сделать? (Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, ее надо только увидеть).

Как вы думаете, после этого открытия изменится отношение мальчика к цветку?

5. Творческая работа в группах.

Сколько частей в тексте? Чего не хватает в структуре текста? (Заключительной части, в которой содержится главная мысль текста).

Поработайте в группах, придумайте заключительную часть данного текста от лица героя.

Заключительная 3 часть

Чтение заключительной части, придуманной детьми.

Давайте, сверимся с авторским вариантом. Дело в том, что в рассказе М. Пришвина «Золотой луг» есть заключительная часть. Послушайте.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Как теперь называет одуванчики рассказчик? (Один из самых интересных цветов)

Подберите свой заголовок к заключительной части рассказа М. Пришвина.

Например, «Один из самых интересных цветов»

«Цветок моего детства»

Дополните таблицу. (По ходу на доске появляется план).

№ части

Заголовок

Отношение героя к цветку

1

Цветы для забавы

Неинтересные цветы

2

Маленькое открытие

Удивление, интерес, любопытство, внимание

3

Цветок моего детства

Самый интересный цветок, нежно, трогательно

6. Итог урока.

С каким произведением, какого автора вы познакомились сегодня на уроке?

Какую цель перед собой ставили?

ЦЕЛЬ: Учиться находить ответы на свои вопросы и делать открытия

Что заинтересовало мальчика?

Почему луг меняет свой цвет?

Какой ответ нашёл герой?

Одуванчик сжимает и раскрывает лепестки – ладони.

Т.е. он сделал маленькое открытие.

С помощью чего он сделал вывод?

Наблюдение

Какой вывод сделаем? Как можно самому найти ответ на свои вопросы, раскрыть тайну природы, окружающего мира? (Природа при внимательном наблюдении и изучении открывает нам много тайн и загадок)

Какими качествами характера, по-вашему, должен обладать человек, чтобы увидеть прелесть «некрасивых» цветов, сделать открытие? Каким вы себе его представляете? (наблюдательным, любознательным, пытливым, интересующимся)

Предлагаю вам дополнить предложения подходящими по смыслу словами.

«Я сорвал цветок,

и он …

Я поймал мотылька,

и он … у меня на ладони.

И я понял,

что прикоснуться к … можно только …

Слова для справок: сердцем, умер, природе, увял)

Какой вывод вы можете сделать?

Я сорвал цветок,

И он увял.

Я поймал мотылька,

И он умер у меня на ладони.

И я понял,

Ч то прикоснуться к природе

 Можно только сердцем.

7. Рефлексия деятельности. Сегодня вы работали в группах. Оцените результаты работы группы по лестнице успеха. Определите, на какой ступеньке ваша группа находится.

8. Домашнее задание (на выбор)

Не все секреты одуванчиков открыли сегодня на уроке. Любознательным предлагается задание: Найти информацию о «секретах» одуванчиков, пересказать её.

А творческим (креативным) предлагается такое задание: Какие луговые цветы тоже можно использовать как солнечные часы и по ним определять примерное время суток? Составьте текст о цветке по аналогии с прочитанным.

  1. Нарисовать иллюстрацию золотого луга
  2. сочинить мини-стишок про одуванчики
  3. составить загадку или найти в литературе
  4. поделиться рецептом приготовления в пищу
  5. рассказать о нём как о лекарственном растении
  6. составить сказку



Предварительный просмотр:

Тема: Дикие и домашние животные.

Цели урока:

  1. Познавательные:
  • Формирование понятий " домашние " и " дикие " животные, особенности ухода за ними, условий необходимых для их жизни;
  • Формирование представлений о сходстве и различии домашних и диких животных;
  • Познакомить учащихся с некоторыми видами домашних и диких животных (расширение понятий);
  • Познакомить учащихся со значением домашних и диких животных в жизни человека.

2. Развивающие:

  • Развитие наблюдательности при работе с наглядным материалом;
  • Развитие логического мышления на основе отработки логических операций: (развитие логических УУД):
  • анализ - при выявлении существенных признаков домашних и диких животных;
  • сравнение домашних и диких животных по существенным признакам
  • установление связей между домашними животными и продукцией получаемой от них;
  • обобщение при формулировке вывода (определение понятий домашние и дикие животные);
  • Развитие самостоятельности при организации моделирования.

3.Воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения к животным и к окружающей среде;
  • Воспитание познавательного интереса;
  • Воспитание культуры общения: учитель-ученик, ученик-ученик.

Оборудование:

-Иллюстрации  диких и домашних животных: собака, кошка, корова, баран, поросёнок, лошадь, волк, медведь, бобры, белка, лягушка, лиса.

-Карточки для опроса;

-Учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Расскажу я вам секрет

Крепких знаний и побед.

Будь серьезен на уроке и старательно вникай,

Не спеши, будь аккуратен,

Наблюдай и подмечай.

Приложи ты трудолюбие, просто время не теряй,

Сравнивай, обобщай

И почаще отвечай.

2. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы с вами будем вести речь о … . О, нет я вам не скажу, вы попробуете сами назвать тему, отгадав следующие загадки:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (Белка)

Гладишь - ласкается,

Дразнишь – кусается (Собака)

На овчарку он похож.

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть (Волк).

Спереди – пятачок,

Сзади – крючок.

Посредине спинка,

А на ней щетинка (Свинья)

Осенью ложится,

Всю зиму спит.

Не ест, не пьёт,

Лапу сосёт (Медведь)

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое (Корова)

- Как одним словом назвать их? (Животные).

- На какие большие группы мы можем их разделить? (Дикие и домашние)

- Итак, назовите тему нашего урока. Тема урока: «Дикие и домашние животные».

- Ребята, а скажите мне, какая будет цель нашего урока? (Узнать как можно больше о домашних и диких животных).

- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (рассказывать о животных; определять, где домашние животные, а где дикие; мы узнаем, в чем отличия в жизни животных; будем сравнивать их по следующим признакам: жилище, питание, уход.)

3. Формирование новых знаний и умений.

- Ребята, давайте выполним задание. Разделим животных на 2 группы. (Слайд)

-Почему  животных из 1 группы называют “домашними”? (Люди кормят их, готовят комбикорм, косят и сушат траву, пасут в загонах. Строят им жилища: для поросят - свинофермы, для коней – конефермы, для коров - комплексы крупного рогатого скота, где работают операторы машинного доения. Ветеринары заботятся о потомстве, делают прививки, лечат питомцев.)

Вывод: домашних животных содержат люди – кормят, ухаживают, оказывают медицинскую помощь, строят им жилища, заботятся о потомстве.

-А для чего человек разводит домашних животных? (На слайде - таблица.)

- продукты питания

- шерсть

- транспортное средство

- охрана жилища

- декоративное значение

- Каких диких животных вы знаете?

- Где живут дикие животные?

- Где живёт верблюд? Акула? Белый медведь?

- Кто строит этим животным жилища?

- Кто добывает им пищу?

- Чем питаются дикие животные?

- Как они добывают пищу?

4. Физминутка.

5. Работа в парах.

- Соотнесите названия этих животных с их жилищами.

лошадь              конура

пчела                 конюшня

собака                курятник

курица                улей

- Соотнесите названия  животных с их кормом.

лошадь              морковь

кошка                сено

кролик               пшено

курица               молоко

6. Работа с учебником

7. Работа в рабочей тетради.

8. Проверка знаний (игровое пособие «Волшебный шнурок»)

 Работа в паре. Проверь своего товарища.

    - Работа с ИКТ. (Он-лайн – игра «Найди детеныша») (5 человек)

    - Тестирование (Дикие и домашние животные)

9. Рассказ учителя и рассказы детей о том, как нужно относиться к животным.

Резервные игры.

  1. Игра «Кто где живет?»

В конуре-…

В коровнике-….

В конюшне-…

В дупле-….

В берлоге-…

В норе-….

В муравейнике-…

В курятнике-…

2. Игра «Назови детёныши» (с мячом)

- Я называю взрослое животное. Тот к кому попадёт мяч, называет его детёныша. Еж, заяц, олень…

3. Игра «Доскажи словечко»

Кто кем станет.

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок-

А взрослая…

Жерёбёнок с каждым днём

Подрастал и стал…

Бык, могучий великан,

В детстве был…

Толстый увалень баран-

Тоненьким…

Этот важный кот Пушок-

Маленьким…

А отважный петушок-

Кро-о-хотным…

А из маленьких гусят

Вырастают … утки-

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

10. Итог урока.  

- На какие 2 группы мы можем  разделить всех животных?

-Чем домашние животные отличаются от диких?

-Приведите примеры диких и домашних животных.

Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: "Мир - прекрасен!"

11. Рефлексия

- Сегодня на уроке работали все хорошо.

- Закончи предложение

- « Я молодец, потому что….»

- « Я думал, рассуждал о ….»

- « Старался отвечать ….»

- « Я хотел бы дополнительно узнать о ….»



Предварительный просмотр:

«Zасобой в профессию»

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Чтобы сделать мероприятия по профессиональному самоопределению более эффективными, просим Вас ответить на вопросы анкеты Всероссийского проекта «Zасобой в профессию».

Опрос проходит в анонимной форме

1) Ваш возраст и класс, в котором обучаетесь: ________________________

2) Укажите Ваш пол:

♦ мужской;

♦ женский

3) В каком регионе Вы проживаете:

____________________________________________________

4) Какие научные направления Вам наиболее интересны:

♦ Гуманитарные

♦ Естественные

♦ Общественные

♦ Прикладные

♦ Технические

♦ Точные

5) Какая сфера деятельности более интересна Вам для будущего трудоустройства (расставьте номера от 1 до 12, где 1 означает наиболее предпочтительную сферу деятельности, а 12 – менее предпочтительную):

♦ Промышленность, строительство;

♦ Образование и наука;

♦ Медицина;

♦ Программирование, IT сфера;

♦ Предпринимательство (открыть собственный бизнес);

♦ Сельское хозяйство;

♦ Журналистика;

♦ Спорт;

♦ Культура (искусство, музыка и т.п.);

♦ Государственная служба (гражданская, военная, федеральная служба других видов, муниципальная)

♦ Иное (укажите свой вариант)__________________________________________________

6) Какая сфера деятельности на Ваш взгляд самая востребованная на рынке труда в Вашем регионе (выберете вариант из предыдущего вопроса):

_____________________________________________________________

7) При выборе своей будущей профессии Вы руководствуетесь (выберете 3 варианта):

♦ Мнением родителей и родственников;

♦ Совет учителей или друзей;

♦ Престижность специальности;

♦ Высокий заработок;

♦ Потенциал в личностном и (или) карьерном росте;

♦ Востребованность на рынке труда;

♦ Иное (укажите свой вариант)___________________________________________________

8) Какое образование вы планируете получать после окончания школы:

  • Среднеспециальное образование;
  • Высшее образование;

9) Какую специальность планируете получить после окончания школы:

____________________________________________________

10) Какой размер заработной платы считаете приемлемым для молодого специалиста без опыта работы:

♦ от 10 000 до 20 000

♦ от 20 000 до 30 000

♦ от 30 000 до 40 000

♦ от 40 000 и выше

Благодарим Вас за участие!



Предварительный просмотр:

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой, 
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги! 
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру: 
Я сберегу вас, сберегу!


Как яблоко на блюде,
Земля у нас одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться 
До скрытых тайников, 
Разграбить все богатства 
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна.
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это люди,
Не то Земли не будет.
И каждого из нас.


Когда на сердце 
Неспокойно станет, 
Когда не в силах
Совладать с собою,
Побудь в лесу, на
Солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой.

Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги 
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа ,
Бабочку не трогай.
Школьник, помни ты всегда –
Их не так уж много.
Все живое на Земле хочет жить, и помочь этому
Можем только мы.

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи 
Видел я: цветы как люди плачут
И росу роняют на песок.