Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г.о. Саранск Республики Мордовия Першиковой Ольги Вячеславовны

Першикова Ольга Вячеславовна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г.о. Саранск Республики Мордовия

Першиковой Ольги Вячеславовны

 

Обоснование.

     Великая русская литература, так и не ответившая на шукшинское «что с нами происходит?», может дать надежду на духовное обновление. При условии, что она докопается до причин деградации, нравственного кризиса, до сути механизмов, с помощью которых в человеке научились убивать совесть.

     В бурное время гаснут маяки, свергаются идолы, линяют герои, но у нас есть опора – великий русский язык и литература. Их высокая мораль и жертвенность. В нашей литературе несравненная человечность, сострадание и всегда свет в конце самого мрачного и темного туннеля.

     Когда идет борьба за народное сознание, роль учителя русского языка и литературы становится особо значимой. Русская литература – это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души. Вскрывая все наболевшее, она ставит перед обществом жгучие, требующие ответа вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, взаимопониманию и состраданию, она воспитывает лучшие качества человека.

     Народ жив.  Пока жива его национальная культура, язык, обычаи, предания, легенды, искусство и, конечно, литература. Поэтому главные задачи учителя – это обогащение учеников разносторонними и глубокими знаниями о своем народе и о его языке. Но только в процессе взаимодействия, сотрудничества и сотворчества преподавателя и учащихся возможно истинное погружение и постижение духовно-нравственного потенциала русской классики – поистине «неупиваемой чаши» нашей духовности.

 

 

 

 

 

 

 

 

    Актуальность

       События последних лет, связанные с ростом детской безнадзорности, преступности, наркомании, свидетельствуют о необходимости активизации воспитательной работы среди подрастающего поколения. Нужно научить ребенка с детства уважать мнение, живущих рядом людей, включить его в процесс нравственного самосовершенствования и духовного становления. Именно школа призвана решать многие из этих проблем, а главной задачей учителя является воспитание нравственного человека. Одним из путей воспитания нравственности в душе ребенка является литература, ведь ещё Сухомлинский в своих трудах отмечал, что слово «навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности».

В настоящее время с широким распространением технических средств, таких как, например, телевидение, видео, компьютеры и т.д., снижается интерес учащихся к художественной литературе и поэтому учителю необходимо знать, как повысить интерес учеников к своему предмету, чтобы через литературу осуществлять нравственное воспитание.

Для школьников – педагог это некий образ нравственности. Поэтому необходимо учитывать то, что совпадение интересов, духовных потребностей школьника с тем, что он находит в художественной литературе важно и предоставляет учителю возможность активного воздействия на формирование личности.

 Таким образом, актуальность исследования обусловлена как социально-экономическими причинами ухудшающегося состояния нравственности современной молодёжи, так и осознанием необходимости решения проблемы. В психолого-педагогической литературе немало говорится о важности нравственного воспитания, излагается содержание моральных требований, даются рекомендации по их разъяснению учащимися, но в стороне остаётся проблема: каким образом необходимо воздействовать на ребёнка, чтобы он был с детства восприимчивым к морали. Кроме того, эта проблема привлекла нас возможностью узнать, как преподаётся литература в школе и как учителю удаётся поддерживать внимание учеников, их интерес к своему предмету и как осуществляется процесс нравственного воспитания.

 

 

 

 

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

       Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что обращение на уроках литературы и русского языка к традиционным нравственным и духовным ценностям, анализ текстов художественной литературы именно с этой стороны позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, развивать внимание учеников к человеческой личности, индивидуальности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал и, безусловно, прививать любовь к чтению.

 

Наличие теоретической базы опыта.

В работе определены следующие параметры:

·        объект – процесс нравственного воспитания старшеклассников;

·        предмет – содержание доминанты процесса нравственного воспитания старшеклассников.

Цель – выявить зависимость разнообразия форм и методов работы на уроке литературы, и усвоения нравственных норм старшеклассниками.

Для достижения цели нами выделены следующие задачи:

1.     определить сущность понятий «нравственность» и «нравственное воспитание»;

2.     проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания на уроках литературы;

3.     изучить эффективность форм и методов нравственного воспитания.

 

Положения:

 

1. Круг проблем, отражённых в литературе – это источник формирования нравственных представлений старшеклассников.

2. Длительность общения с миром художественных образов, нравственным идеалом писателя, необходимость углублённого восприятия литературного произведения являются основой его воспитательного влияния.

3. Личность педагога активно воздействует на формирование нравственных норм у учащихся.

4. Усвоение нравственных основ, повышение и поддержание интереса к художественной литературе у учащихся, зависит от качества и разнообразия форм работы на уроке.

Для решения поставленных задач использовались методы теоретического анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы, диагностические методы (анкетирование: использована анкета закрытого типа).

Не случайно преподавание литературы в пятом классе начинается с изучения фольклора. Фольклорные произведения доносят до читателей из глубины веков народные представления о таких важных этических категориях, как добро и зло, верность, преданность, любовь к Родине и предательство, отвага и трусость, и многое другое. Например, читая русские народные сказки, ребята должны понять, какие моральные качества сказочных героев народ одобряет и награждает, а за какие поступки наказывает. Задача учителя - направить анализ текста сказки на выяснение авторской (народной) позиции, по отношению к событиям и героям, привлекая при этом такие литературоведческие понятия (уже знакомые и вводящиеся впервые) как жанр, композиция, сюжет, постоянные эпитеты, сравнения, олицетворения. Таким образом, учитель начинает подготовку учащихся к целостному восприятию художественного произведения, к пониманию единства его формы и содержания, и в то же время определяет характеры героев и их оценку народными сказителями. Но не менее важно развивать такой элемент читательского восприятия, как эмоциональный отклик на поступки героев, помочь прямое выражение эмоций представить как осмысленную нравственную позицию. Ученик-читатель должен включаться в творческий процесс, прочитанное произведение служит в таком случае толчком к пробуждению творческого воображения. Например, после изучения русских народных сказок ученикам могут быть предложены следующие задания: творческие пересказы с изменением лица рассказчика, устное словесное рисование, составление киносценария по наиболее интересному, важному эпизоду, инсценирование части произведения, домысливание сюжета. Все эти формы ставят ученика "внутрь" художественного произведения, позволяют понять и принять (или не принять) мысли и действия героев, оценить их личности и сопоставить, а если нужно,  и  скорректировать свою точку зрения с точкой зрения народа.

Интересным и нужным, на наш взгляд, является и сопоставление русских народных сказок и сказок народов мира. Ученики понимают, что, несмотря на художественное своеобразие разных фольклорных миров, все сказки объединены близостью нравственных общечеловеческих ценностей.

Очень важно, чтобы ученики увидели, что этические народные принципы (доброта, честность, любовь к Родине, бескорыстная помощь другим людям, забота об окружающих, смекалка, находчивость) поддержаны и русскими писателями, подчеркнуть нравственное единство писателей и народа. Для этого необходимо предусмотреть в системе уроков и внеклассных занятий изучение литературных сказок (например, сказки А.С. Пушкина, В.А. Жуковского,    П.П. Ершова) и сказочных повестей (например, повести из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя).

Еще один жанр фольклора, глубоко и полно представленный в школьном курсе литературы, имеет огромное влияние на формирующееся самосознание учеников, на их складывающуюся личность. Это, конечно, жанр русской былины. И фольклор, и древнерусская литература, и литература XIX-XX веков провозглашает патриотизм одним из главных нравственных качеств истинно русского человека. Защита Родины - главное дело в жизни и для героев русских сказок, и для русских богатырей, и для дружинников князя Игоря в "Слове о полку Игоревом", и для Тараса Бульбы ("Тарас Бульба" Н.В. Гоголя), и для Андрея Соколова ("Судьба человека" М.И. Шолохова) и т.д. Причем народ и писатели едины в создании этих образов, используют схожие средства и приемы художественной выразительности, чтобы сделать героев привлекательными как внешне, так и внутренне (необходимо обращать внимание учеников на использование постоянных эпитетов, сравнений, гипербол, подчеркивающих физическое и нравственное превосходство защитников Русской земли над захватчиками). Герои часто оказываются в ситуации нравственного выбора, и необходимо, чтобы ученики осознали, что авторы на стороне героев, выбирающих защиту интересов Родины в ущерб собственным нуждам, интересам. Поэтому самые различные виды работ при анализе художественного произведения обязательно включают задания, выявляющие нравственный аспект содержания произведения. Так, работа по характеристике литературного героя обязательно требует определения авторской позиции по отношению к персоналу, средств и приемов ее выражения. При этом следует особое внимание обращать на противоречивость, многомерность оценки писателем героев и событий, учить воспринимать позицию художника целостно.

Для достижения данной цели важно добиваться аргументации оценки героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции, выделять основной конфликт произведения и прослеживать его развитие на всех уровнях художественной системы.

Из фольклора и произведений духовной литературы берет начало еще одна традиция русской литературы - интерес к нравственному, духовному самосовершенствованию человека. Поэтому главные герои многих художественных произведений - молодые люди, ищущие цель и смысл жизни, формирующиеся как личности на протяжении развития действия произведения. Эти герои и их судьбы вызывают интерес у учеников, которые также на протяжении всех школьных лет проходят путь становления себя как личностей. Конечно, нравственные и философские искания молодых людей - героев произведений русской литературы зависят во многом от идей и проблем эпохи, в которую они живут, от политических, философских, нравственных позиций, занимаемых писателями. Поэтому жизненные перипетии Петра Гринева, Евгения Онегина, Григория Печорина, Евгения Базарова, Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, на первый взгляд, могут казаться чуждыми и неинтересными современным ученикам. Но учителю совместно с учениками необходимо увидеть, что этические проблемы, волнующие молодых людей прошлых веков, являются вечными: проблемы чести, долга, верности слову; цели и смысла жизни; любви, дружбы, взаимопонимания, уважения чувств и мыслей других людей; проблемы взаимоотношений отцов и детей. И современным школьникам придется по мере взросления решать те же нравственные дилеммы, что и их предшественникам.

Таким образом, уроки литературы должны объяснить ученикам, как тяжела и напряженна внутренняя нравственная работа тех, кто стремится найти свое место в жизни, ориентируясь на этические моральные принципы предшествующих поколений. Судьбы лучших героев русской литературы подтверждают слова Л.Н. Толстого: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость". Состоянию душевного поиска, нравственного самосовершенствования учеников и должны помочь уроки литературы.

Формирование ценностной системы ученика может быть достигнуто и с помощью исследовательских средств и приемов, создание исследовательской среды как на уроках, так и во внеурочное время. Основными характеристиками данной среды являются:

- вариативность способов и путей изучения темы занятия и источников информации;

- проектный характер работы ученика;

- сотрудничество как с учителем, так и с одноклассниками;

- предоставление школьнику времени для осмысления результатов работы;

- создание условий развития рефлективности личности.

Формирование личности ученика – исследователя возможно с помощью использования методов, приемов и средств, повышающих познавательную активность учащихся, развивающих творческое мышление учеников, а также с помощью применения новых педагогических технологий.

Например, образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегии, являющиеся составными частями данной технологии, предполагают развивать у учащихся вариативную, самостоятельную, осмыслению позицию по отношению к учебному материалу, повышают коммутативный потенциал личности.

Использование технологии развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературы позволяет привлекать разнообразные визуальные формы и стратегии для работы с текстами художественных произведений, организовывать дискуссии по проблематике и художественному своеобразию литературных произведений,

Технология развития критического мышления позволяет решать следующие задачи:

- самостоятельная актуализация имеющихся знаний и текстов по данной теме;

- пробуждение познавательной активности в связи с изученной темой;

- организация активной работы с информацией;

- самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями;

- самостоятельная систематизация учащимися нового материала;

- определение направления для дальнейшего изучения темы

1. Организация изучения теоретического материала по темам «Жанры фольклора и литературы», «Ритм, рифма, стихотворные размеры» и др., с помощью элементов технологии классификации, элементов стратегии использования графических и визуальных форм предоставления информации.

2. Формирование и развитие навыков выдвижения самостоятельных гипотез, использования различных видов доказательств, различных источников информации, навыков самостоятельных оценок, суждений, выводов при решении проблемных ситуаций.

Примеры:

- использование элементов технологии групповой и парной работы при организации урока-диалога «Образ Родины в лирике И. Бунина и А. Пушкина» (6 класс);

- использование элементов стратегии дискуссионных форм работы при организации урока-диалога «Грех и покаяние в сказке К.Паустовского «Теплый хлеб» (5 класс);

- использование элементов техники вопросов, стратегии «Ромашка вопросов» при проведении урока-диалога «Нравственные уроки литературы 2 половины 19 века » (урок – обобщение 10 класс);

- использование стратегии «Чтение с остановками» при разрешении проблемной ситуации «Его звали Родион Раскольников» (10 класс);

- использование элементов стратегии групповой и парной работы, стратегии «Зигзаг» при разрешении проблемной ситуации «Анализ главы «О корне происхождения глуповцев»  М. Салтыкова-Щедрина»

4. Формирование и развитие творческих способностей учащихся при написании сочинений разных жанров:

- использование элементов технологии «Сочинение рассказа» в 5 – 6 классах

- использование элементов технологии «Сочинение-описание по картине» при изучении пейзажной лирики русских поэтов XIX века (5-7 классы).

Таким образом, обращение на уроках литературы к элементам новых педагогических технологий, а также постоянное обращение к нравственным основам русской литературы  позволяет учителю использовать продуктивные методы обучения с целью активизации познавательной деятельности учеников. А именно, использование проблемного, эвристического и исследовательского методов обучения, когда ученики учатся с помощью преподавателя и самостоятельно ставить и осмысливать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать системы доказательств, участвовать в эвристических беседах, рассуждать на морально-нравственные темы, приводя примеры из русской классической литературы.

 

 

       Ведущая педагогическая идея.

В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны

Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа.

 

Оптимальность и эффективность средств.

       Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ.

       Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы помогли мне повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.

       Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогового общения в интерактивном режиме.

      Открытые уроки разных типов с применением ИКТ провожу для учителей школы.. Вот несколько из них: «Увидеть Человека» По рассказу А. Платонова «Юшка», «История одного преступления» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Человек! Это звучит гордо» по роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди» и многие другие

      

Результативность опыта.

       Проводимая мною работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей, устную и письменную речь как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.

     Умение давать определение нравственных понятий является важным, например, при подготовке к сочинению-рассуждению 15.3 в рамках ОГЭ.

     Дети начинают много и с удовольствием читать, умеют рассуждать о прочитанном, анализировать произведения русской классики с точки зрения человеческих заповедей, нравственной составляющей того или другого произведения.

      Они имеют представление о культуре, истории народа.

      Вся проделанная работа способствует усвоению детьми вечных ценностей: утверждение семьи как  важнейшего в жизни, милосердия, сострадания, любви к людям, идеалам добра и правды, стремление к светлому и неприятие зла.

     Обучение с опорой на нравственные ценности дает возможности:

- сформировать и укрепить нравственные ориентиры,

- стимулировать творческое восприятие окружающего мира,

- повышать общий и культурный уровень,

- способствовать приобретению учащимися компетентности в комуникативной и социально-эстетической сферах,

- развивать стремление к эстетическому самообразованию и воспитанию,

- вести диалог между учениками и учителем на равных, постигать школу взаимопонимания, дружбы, добра, милосердия, развивать в себе нравственные качества.

 

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Анализируя результаты своей многолетней профессиональной деятельности, я столкнулась с определенными трудностями и проблемами в использовании педагогического опыта.     Современный учитель словесник работает в условиях сокрушительного духовного и нравственного слома. Все исконное, народное. Традиционное теряет силу примера, в том числе «великий могучий» русский язык.

     Русский язык остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования родным языком исчезает. Ответственность за сохранение чистоты и красоты речи снижается не только в СМИ и политической жизни общества, но и в жизни учебных заведений.

     В связи с этим, я считаю, необходимо уделять особое место предметам гуманитарного цикла, в частности русскому языку и литературе, которые являются одним из наиболее важных предметов с точки зрения воспитательных возможностей. Поэтому учитель русского языка и литературы, по мнению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».

     След, который должны оставлять мы, учителя,- это доброе слово, посеянное в душах учеников. А. С. Пушкин взял в качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» слова «Береги честь смолоду». Молодость всему открыта, она верит тому, что видит, не сформированы еще социальные шаблоны, не довлеют над юной личностью предрассудки: что посеешь в этой душе сейчас, то и пожнешь потом.

     К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

 

 

Адресные рекомендации по использованию опыта

       Данный педагогический опыт может быть использован учителями русского языка и литературы.  

       Анализируя свой педагогический опыт, считаю, что для достижения поставленных целей обучения русскому языку и литературе в средней школе учителям нужно стать «наглядным пособием» для своих учеников.

 

С публикациями о представленном собственном инновационном педагогическом опыте можно познакомиться на личном сайте учителя Першиковой О.В.

Сайт:

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

В поисках нравственного идеала

(урок-исследование по отрывку из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» «Мальчики»

 

 

Учитель русскогоязыка и литературы

МОУ «СОШ № 11 г.о. Саранск

Першикова О.В.

 

 

Цели урока:

 

1.            Воспитывать сострадание к другому человеку, милосердие.

2.     Учить деятельной любви к ближнему.

3.            Обогатить опытом нравственных переживаний.

4.     Подвигнуть к размышлению нравственном и безнравственном поступке.

 

Эпиграфы к уроку:

 

Что такое нравственность? В чем должна состоять нравствен­ность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий.

В.Г. Белинский

Только в братском общении и любовном согласии люди могут победить в себе злые влечения.

Ф.М. Достоевский

Закон жизни - это закон любви

Ф. М.Достоевский

 

 

 

 

Ход урока:

1.                                   Произведение прочитано.

2.                 Группам  даны исследовательские задания, индивидуальная работа со словарями.

3.                                   Дать понятие «нравственный идеал» по разным словарям ( Ожегова. «Словарю этики», «Этимологическому словарю»)

 

Вопросы и задания для 1 группы.

 

Характеристика Илюши Снегирева

1.          Этимология имени и фамилии. Портрет Илюши, как изображены его родственники, описание обстановки в доме. Чем все это важно?

2.          Какие события заставили особо страдать Илюшу? Как повлияли эти события на взаимоотношения Илюши с мальчиками и Колей Красот-киным? Какие черты характера Илюши раскрываются в его взаимоот­ношениях с товарищами?

3.          В каких эпизодах страдания Илюши достигают наивысшей глубины и силы? Какие детали ( портрета, речи, поведения) заставляют сострадать Илюше?

4.          Что скрасило последние дни мальчика

 

Вопросы и задания для 2 группы:

 

Характеристика Коли Красоткин

 

1.           Этимология имени и фамилии.

2.           Незаурядный характер Коли. В чем это проявляется?

3.           Дать понятие по словарю Ожегова слов: самолюбие, самолюбование, самомнение, самодовольство, самовластие, самоутверждение, само­осуждение. Что общего у этих слов? Какие из этих черт присущи Коле? Способен ли Коля на самоосуждение?

4.           Прочитать самостоятельно главы из романа «Братья Карамазовы».

5.           Коле свойственны и другие черты. Какие? (доброта, великодушие, независимость, самоанализ ,самоосуждение? В чем проявилась доброта и великодушие Коли?

6.           Характер отношений мальчиков к Коле?

 

Вопросы и задания для 3 группы:

 

Алеша Карамазов.

 

1.           Этимология имени.

2.           Каким представляется вам Алеша? Какую роль он сыграл в жизни мальчиков?

3.           Каким отношением к детям проникнута речь Алеши? Что считает глав­ным в жизни Алеша? Какие его слова наиболее значительны?

 

I. Вступительное слово учителя.

 

У нас сегодня необычный урок. Мы сегодня попробуем провести ис­следование: кого в произведении «Мальчики»можно считать нравственной личностью.

-…..Что такое нравственность? (читаем эпиграфы, даем понятие по различным словарям).

Человечество всегда волновали вопросы: что зло, что добро, какие ступки верны, а какие нет. Один из ответов содержит Библия; там даны 10 заповедей: не убий, не укради, уважай отца и мать, люби ближнего, как са­мого себя. Христианство называет и семь смертных грехов: зависть, пость, обжорство, гордыня, гнев, уныние, блуд.

Русских писателей всегда волновали вопросы нравственности, учили и учат своих читателей добру, справедливости, милосердию. Тургенев, Толстой, Достоевский всегда высоко поднимали положительного героя, на­деленного влечением к добру и отвращением к злу. Наши писатели искали нравственный идеал, который может быть примером для других.

- Какого же человека можно назвать нравственным идеалом? Что это вообще такое - нравственный идеал?

 

II. Выступление учеников.

 

Мы прочитали с вами главы «Мальчиков» Ф.М. Достоевского, которые являются всего лишь небольшой частью его последнего романа «Братья Ка­рамазовы». Именно в него Достоевский должен был вложить свои самые за­ветные мысли, должен был вывести героя, который и должен был стать тем самым нравственным идеалом.

А кто же нравственный идеал для самого Достоевского? К какому об­разу он должен был приблизить своего героя?

Ф.М. Достоевский был глубоко верующим человеком и поэтому, ко­нечно же, для него нравственным идеалом был Христос. Достоевский считал, что в нем воплотилось все лучшее: любовь к людям, самоотречение, состра­дание к людям, действенную доброту, неравнодушие, любовь к ближнему, милосердие.

Вся жизнь Христа - это подвиг служения людям. Таким, считал Досто­евский, и должен быть человек нравственный, эти черты он и придает своим любимым героям.

Сегодня на уроке путем исследования мы и попытаемся понять, в ком из героев Достоевский воплотил свой идеал человека.

В нашем произведении три главных героя. Кто они? (Илюша, Коля, Алеша)

Каждая группа работала над характеристикой своего героя. Начнем мы с Илюши Снегирева.

Достоевский всегда серьезно относился к тому имени, которое он давал герою. Оно должно было говорить об основном, главном в его Характере.

Итак, Илюша Снегирев.. .Почему именно это имя выбрал писатель?

 

III. Выступления учащихся.

 

- Может ли Илюша быть примером для других? Является ли он тем самым нравственным идеалом?

К сожалению, хотя Алеша и говорит о нем: « Он был славный мальчик, добрый и храбрый мальчик...» Но у Илюши присутствуют в характере чер­ты, которые надо было исправлять. И если, я думаю, не его безвременнаясмерть, он мог бы стать прекрасным человеком.

-  А вот Коля Красоткин. Послушаем нашу вторую группу.

-  Можно ли Колю назвать нравственным идеалом?

Итак, безусловно, Коля наделен незаурядным характером, но...Он не может быть нравственным примером для других?

- Почему? (потому что в нем было слишком много само-, я у него в центре всего. Он постоянно заботится о том впечатлении, которое производит).

Что дала Коле эта история с Илюшей? Что он понял, что вынес из нее? ( Человек должен уметь сострадать, понимать другого человека, спе­шить делать добро, не боятся показаться добрым, любящим и милосерднымчеловеком.)

Перейдем к третьей группе, которая характеризовала Алеша Карама­зов.

- Давайте коротко теперь скажем об основных качествах Алеши?

Он добрый и справедливый человек, любит и уважает окружающих, умеет понять и простить человека. Он обладает даром сострадания и мило­сердия. Он неравнодушен к событиям , происходящим вокруг него. Любовь кближним у Алеши возведено в ранг высшего отношения.

-  Перечитаем, что значит имя Алексей.

-   Какой же мы сделаем вывод?

Именно, Алеша и является нравственным идеалом в это отрывке. Именно, в его уста Достоевский вкладывает свои мысли. А значит, наши по­иски закончены - это Алеша.

 

IV. Заключительное слово учителя.

 

А какие черты человека сегодня, сейчас выходят на первый план? Что сейчас стало важнее всего? (Деньги)

Деньги, деньги. Люди стали поклоняться им как богу. И вот стало ца­рить равнодушие, а не милосердие, забота о собственном кармане, благопо­лучии, а не любовь к ближнему; жестокость, а не милосердие.

- Чем же страшна такая подмена ценностей?

Стирание границ между добром и злом, опустошение, обеднение чело­веческой души.

- Что же нужно делать для того, чтобы этого не было?

Каждый человек должен понять , что нравственно, а что нет; и старать­ся вести себя так, чтобы хоть приблизиться к нравственному идеалу, а помо­жет в этом русская литература, которая несет в себе неисчерпаемые запасы добра. Это могучая нравственная опора в наше время. Герои окружат вас спасительной стеной, предохранят от порчи.

Приложение2

Ищу Человека…

(по рассказу А. Платонова «Юшка»)

 

Эпиграфы:Человек есть тайна
Ф. Достоевский

Уважай в себе и в других человеческую личность

Д.И. Писарев

Что ты ищешь, Диоген? – спрашивали его афиняне.

-Я ищу человека, - овечал он.

(И. Кузмичев. Литература и нравственное воспитание личности

 

 

Цели урока:

— расширение представления учащихся о творчестве русских писателей XX века;

 

— продолжение знакомства с творчеством А. Платонова;

— воспитание эмоциональной отзывчивости детей.

-развитие навыка характеристики литературного героя

- обогащение словарного запаса путем ввода новых понятий.

 

Ход урока:

Слово учителя:

 

А. П. Платонов – замечательный писатель. По словам А. И. Солженицына «неслыханной глубины и красоты поразительной».

     Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он всегда был верен своему голосу художника и, несмотря на порой сокрушавшую его критику, описывал жизнь, ее трагические стороны так, как он видел и считал правильным.

     А. Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».

   Этим рассказом А. Платонов выступает в защиту «маленького человека». Он утверждает его право жить на земле, жить так, как он считает для себя нужным, руководствуясь общечеловеческими нормами.

- Что это за понятие «Маленький человек»?

«Маленький человек» -это тип литературного героя, который возник в русской литературе в 19 веке. «Маленький человек – это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.

     Наши писатели, создавая образ такого человека, хотели напомнить читателям, что самый обыкновенный человек – тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

     На сегодняшнем уроке мы попробуем понять: можно ли отнести героя рассказа «Юшка» к «маленьким людям».

     Рассказ Платонова небольшой по объему, но такой глубокий по содержанию, что заставляет читателя задуматься  о многих главных вопросах.

- Чем примечателен Юшка, почему автор сделал его, слабого и незаметного человека, героем своего рассказа?

Найдите портрет Юшки, зачитаем.

- На что мы обращаем внимание в этом описании?

- Почему глаза? Что в них особенного?

-Какое мы знаем выражение о глазах?

     Если глаза – зеркало души, то что значат эти слезы?

Душа плачет

- что мы еще узнаем о Юшке?

- Сколько ему лет? Почему же он так выглядит?

- Во что он одет? Что ест?

- А какой он человек?

     За этой неказистой оболочкой скрывается чистая детская душа и большой сердце.

- Как относятся к Юшке окружающие?

- А дети? Найдите примеры в тексте.

- Кого они видят в Юшке?

     Юродивого, дурочка, который не умеет жить как все: и ходит не так, одевается не так, живет не так, к людям относится не так…как они. Т.е. он не злится на жизнь, на обижающих его, радуется каждому дню.

- Как его называет веселый прохожий?

«Юрод проклятый, блажной».

      Остановимся, разберемся со значением этих слов. Это поможет нам понять, какой был Юшка.

Юрод. С каким словом созвучно оно?

Урод, от этого слова оно и произошло. Юрод, юродивый.

Дадим определение этим словам.

Блажной, блаженный – в высшей степени счастливый.

Юродивый – помешанный или безумец,  обладающий даром прорицателя.

     Так говорит словарь. А теперь обратимся к истории.

     На Руси  юродивый – это блаженный, т.е. удостоившийся блаженства у Бога. За что? За то, что отказавшись от дома, имущества, от вида разумного человека, они отказались и от человеческой гордыни, обрекая себя на жизнь в лишениях. За отказ от земных благ они считались близкими Богу.

     Правда в рассказе эти слова носят уничижительный оттенок, они оскорбляют.

     Беззлобность же Юшки просто поражает и обезоруживает, однако сердца окружающих его людей  слишком очерствели, чтобы это увидеть.

   - Найдите место, где Юшка говорит о людских сердцах.

-Что значит «слепое»? как вы это понимаете?

Не видящие никого вокруг, не видящие чужой боли, страданий, что рядом человек, конечно не такой как они, но человек, со своими горестями, болями, переживаниями, чувствующий и видящий красоту мира. А сердца слепые.

     Вернемся к определению «маленький» человек.

- Подходит ли Юшка под это определение? Докажите это.

     Но здесь есть слово, которое, как мне кажется, не подходит нашему герою. Какое это слово?

Я подскажу – слабый.

- Кого можно назвать слабым?

Словарь говорит: 1. Слабый – отличающийся малой силой.

2. Болезненный, нездоровый.

Юшка слабый?

Да, Юшка такой, если мы имеем в виду физическое состояние.

- А слаб ли он духом?

Слабый духом - Лишенный твердости, устойчивости. (Н: слабый характер, слабая воля.)

     Его унижают, бьют, обзывают. Если он такой слабый, как же он на протяжении стольких лет не сломался.

     Нет, дети. Телом Юшка слаб, а духом силен.

- Вот вы смогли бы такое вынести?

     Он сильный и очень цельный человек. У него в душе своя правда, которую, может быть,  и не видят люди. А внутри нашего забитого, смешного, неказистого Юшки   стержень, неломающийся, не прогибающийся ни под кого.

     Христос сказал: «Если тебя ударят по левой щеке, подставь правую».

- Как вы понимаете это выражение?

 - Это сила или слабость?

     Это сила, это убежденность в своей правоте. За это можно и другую щеку подставить. Вот и наш Юшка, больной и немощный человек, тяжело работает, не покупает себе ни сахару, ни одежды.

- Но что он говорит на слова дочери кузнеца: «Умер бы ты что ли».

     «Я Жить должон», «я не могу умереть»

- Почему он «жить должон»?

     Потому что надо вывести в люди девочку-сироту, которую он обеспечивает, копя свои копейки, обделяя себя во всем, желая обеспечить ее лучшее будущее. Поэтому и осерчал Юшка на веселого прохожего. - Что тот сказал ему? Что так задело Юшку? Что Юшка ответил ему?

Он – то знает «что тоже всему свету нужен»

- Что слышит в ответ?

Первый раз в жизни Юшка не смог молчать. «Мы все равны,»- отвечает он. Так и слышится: «Я тоже человек». «Я жить родителями поставлен» . Какое ведь слово «Поставлен». Что-то основательное, веское звучит в нем.

-Как вы думаете, почему вдруг осерчал Юшка?

В нем задели чувство человеческого достоинства. Он не мог молчать.

-Как вы понимаете выражение «чувство человеческого достоинства»?

Это чувство и делает человека человеком. Вернемся опять к словосочетанию «маленький» человек.

-Какое здесь слово главное?

Правильно, пусть «маленький»,но человек!

-Каким же человеком мы видим Юшку?

Человеком, который не сломался под тяжестью болезни и нищеты. Он делает то, что должен, обязан делать.

- А перед кем он обязан?

Да ни перед кем. Перед совестью своей. Потому что ему бедному, доброму Юшке известно то неведомое и прекрасное, что никогда в этой жизни не откроется грешным людям, творящим зло и считающим это нормой.

     Конец рассказа печален… Но добро Юшки не пропало втуне, его воспитанница продолжает нести его людям.

Обратимся к эпиграфу урока. Жил когда-то в Древней Греции философ Диоген. И вот однажды афиняне были поражены: белым днем философ бродил с зажженным фонарем и заглядывал людям в глаза…

- Как вы думаете, живи он в том городе, где Юшка, нашел бы он Человека?

Т.Е. получается, что маленький человек может быть богаче и глубже любого героя-титана.

     Сегодня ваши души прикоснулись к душе прекрасного человека. Хорошо, что живут на нашей земле замечательные люди, согревающие нас своим теплом. Но горько и обидно другое: мы перестали их замечать, мы разучились им сострадать, мы перестали видеть в них Человека.

     Подводя итог нашему разговору, я хочу вам пожелать не быть слепыми сердцем, пусть оно будет зрячим, чтобы увидеть в каждом, пусть даже смешном и немощном, Человека. Которого надо уважать.