ПДД

Скворцова Ирина Петровна

1. Программа "Азбука пешехода". Данная программа направлена на развитие умений ориентироваться на дороге для 1 класса.

2. Программа "Азбука пешехода" для 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_peshehoda.docx52.4 КБ
Файл peshehodnaya_azbuka_5._6_klass.docx60.62 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Пусть горит зелёный

свет на твоей дороге!

Программа кружка «Азбука пешехода»  для 1  класса разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации      

 «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

 Программа модифицирована на основе программы «Безопасность дорожного движения»:  Программа и тематическое планирование. 1-4 классы / авт.-сост. Р.П. Бабина – М.: Мнемозина, 2012  и авторской программы Н.Ф Виноградовой / Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста – М.: ЭНАС-КЛАСС, 2012.

          Направленность образовательной программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

         Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

        Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.

        Новизна данной программы в том, что в центре учебно-воспитательного процесса находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребенка правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Количество часов увеличено в 3 раза, что позволяет более основательно изучить Правила дорожного движения.  

          Становясь школьниками, большинство первоклассников впервые оказываются на оживлённых улицах города.  Вот почему разговор о поведении вообще начинается с правил поведения на улице. Данные занятия помогут учащимся  систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.  

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

        

Цель программы:   обучение элементарным правилам поведения на дороге,  развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.

                Задачи:

1. Обучающие:

  • Научить основным правилам дорожного движения;
  • Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
  • Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
  • Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.

2. Развивающие:

  • Развивать мотивацию к безопасному поведению;
  • Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • Формировать  личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
  • Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице

и в транспорте.

  • Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

3. Воспитательные:

  • Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
  • Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.

Основные идеи, принципы, особенности программы

Программа «Азбука пешехода»  имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности,  в своём содержании реализует следующие принципы:

  • принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий.
  • принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);

соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования  (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;

  • расширение межпредметных  связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);
  • последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);
  • принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как  результат – осознанно вести себя в реальных дорожных С ситуациях.
  • принцип единства воспитания и обучения.

         Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:

  • обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
  • самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

        Занятия проводятся  в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

              Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

        Методы, способы деятельности педагога,  направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:

  • в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым  материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
  •  наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
  •  словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
  •  видеометод (просмотр, обучение).
  • в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания  личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.

 

Организация образовательного процесса

  • Срок реализации программы – 1 год.
  • Направление программы: социально-педагогическая.
  • Программа рассчитана на детей от 6,5 - 8 лет.

          Режим занятий.

  • Общее количество часов в год –  33 часа в 1 классе.
  • Количество часов в неделю – 1 час.

Работа  проводится в форме теоретических и практических занятий. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД . Для закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.

 Одним из важных направлений работы следует считать формирование у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

        

Ценностные ориентиры содержания курса

        Программа способствует:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
  • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

 

Учебно-тематический план

1 класс

   

п/п

Раздел

всего часов

В том числе

теория

практика

Участники дорожного движения  

8

4

4

Виды пешеходных переходов

4

2

2

Светофор и его сигналы

4

3

1

Дорожные знаки

4

3

1

Виды транспорта    

4

4

-

Мы пассажиры

3

1

2

На загородной дороге

2

1

1

Безопасные места для детских игр

2

1

1

Праздник: 

«Мы знаем правила дорожного движения».

1

Экскурсия по городу

 (закрепление пройденного материала)

1

ИТОГО:

33

19

14

 


Содержание программы

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Раздел 1: Участники дорожного движения (8 ч)

Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? Первоклассник как самостоятельный пешеход.

Рассказ о городе,  микрорайоне, где  живут и ходят в школу дети.

Как рождаются опасные ситуации на дорогах.

Мы идём в школу. Рассмотрение и изучение наиболее безопасного маршрута движения детей в школу и домой. 

Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель).

Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар).

Правила движения пешеходов по тротуару.

Праздник: «Посвящение в пешеходы».

Раздел 2:   Виды пешеходных переходов (4 ч)

Пешеходные переходы. Обозначение переходов, понятие «Зебра».

Дорожные знаки: «Пешеходный переход» , «Подземный переход», «Надземный переход».

Правила перехода дороги. Самый безопасный переход.

Скрытые опасности на дороге.  Опасность при переходе улицы — дорожные «ловушки». Дорожные «ловушки» — это ситуации обманчивой безопасности.

Раздел 3: Светофор и его сигналы (4 ч) 

Светофор – наш верный друг. Светофоры и их сигналы. Назначение светофоров. Пешеходный  светофор, его сигналы. Виды светофоров (транспортный и пешеходный).

Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.

Регулировщик – наш помощник.  Его роль в организации дорожного движения. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков, разметки.

На нерегулируемых перекрёстках.  Нерегулируемые перекрестки являются опасным местом для участников дорожного движения. Почему? Правила перехода нерегулируемых перекрестков. Линии пешеходного нерегулируемого перехода.   Осевая линия.

Раздел 4: Дорожные знаки (4 ч) 

Наши друзья – дорожные знаки.  Назначение дорожных знаков, их классификация.

Предупреждающие:  «Пешеходный переход» (1.22), «Дети» (1.23).

Запрещающие:  «Движение на велосипедах запрещено»,  «Движение пешеходов запрещено».

Информационно-указательные:  место остановки общественного транспорта.  Пешеходные переходы.

Знаки сервиса:  «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон».

Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки.

 

Раздел 5:  Виды транспорта (4 ч)

Понятие «транспортные средства». Виды наземного транспорта.

Транспортные средства общего и личного пользования.

Специальные машины. Их назначение. Машины-помощники. 

Раздел 6: Мы пассажиры (3 ч)

Пассажиром быть наука. Понятие «пассажиры». Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нем.Остановка  общественного транспорта — зона  повышенной опасности.

Дорожные знаки: «Место остановки автобуса, троллейбуса», «Место остановки трамвая».

Правила поведения на остановках и в салоне транспорта.  

Правила посадки в транспорт и выхода из него. Опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства. Переход улицы при выходе из трамвая, автобуса.

 

Раздел 7: На загородной дороге (2 ч)

 

Дорога. Проезжая часть. Обочина. Пешеходная дорожка – место движения пешеходов.

Места перехода дороги. Переход через железнодорожный переезд. Место перехода пешехода через железнодорожные пути. Дорожные знаки. Запрещение хождения по рельсам, насыпям, запрещение игр вблизи железнодорожных путей.

Раздел 8: Безопасные места для детских игр (2 ч)

Дорога — не место для игр. Опасности, возникающие при игре в футбол или хоккей на проезжей части или около нее (мяч или шайба выкатываются к движущемуся автомобилю, ребенок, бегущий за ними, не видит его).

Опасность катания на лыжах или санках с горок, выходящих на дорогу (ребенок и водитель не ожидают появления друг друга, изменить направление движения трудно из-за скользкого покрытия). Опасность «пустынной улицы».

Машины во дворе вашего дома.

Сигналы, по которым можно определить направление движения автомобиля (сигналы поворота, сигналы движения задним ходом). Выход из подъезда во двор. Игровые площадки и стоянки автомобилей.

Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения». (1 ч)

Экскурсия по городу (закрепление пройденного материала) (1 ч)

Практическое ознакомление с ПДД пешеходов на улицах и дорогах, на перекрестках.

Наблюдение за средствами регулирования движения на перекрестках, за движением транспортных средств на перекрестках, за движением пешеходов на перекрестках. Выявление нарушителей правил перехода.

Практические  занятия: переход улиц на регулируемых и нерегулируемых перекрестках. Разбор ошибок. Подведение итогов.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Юные инспектора дорожного движения»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Результаты изучения программы

К концу обучения должны:

знать:

  • Схему микрорайона, в котором находится школа, наиболее безопасный путь в школу и обратно, где и как надо переходить улицу и дорогу.
  • Основные части улицы и дороги – проезжая часть, мостовая тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.
  • Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.
  • Особенности движения пешеходов в сложных погодных условиях (ветер, дождь, туман, гололёд)
  • Вероятные последствия от игр и шалости на дороге и вблизи ее.
  • Основные причины ДТП в микрорайоне.
  • Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного ее перехода:

- не стоять близко от углов перекрестка и у края проезжей части ( в том числе и на остановках общественного транспорта);

- не стоять близко у края тротуара, повернувшись спиной к проезжей части;

- перед началом перехода дороги надо посмотреть сначала налево, затем направо и опять           налево, лишь убедившись в безопасности перехода, начинать переход, глядя налево, переходить дорогу до середины, не останавливаясь, и, глядя направо, - после середины         дороги;

- быть особенно внимательными на дороге при дожде, тумане, снегопаде, гололедице, при плохом освещении и в вечернее время;

- дорогу нужно переходить, но не перебегать.

  • Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.
  • Светофоры транспортные и пешеходные, значение световых сигналов ( красный – стой, желтый – жди, зеленый – иди).
  • Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрестках (где транспортные средства не только движутся в прямом направлении, но и совершают повороты).
  • Разнообразие видов транспорта.

уметь:

  • Различать виды транспорта и транспортных средств;
  • Самостоятельно  ходить по наиболее безопасному пути в школу и обратно.
  • Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог;
  • Соблюдать правила посадки и высадки пассажиров, перехода проезжей части;
  • находить (различать) изученные дорожные знаки (на пути в школу), пользоваться ими в конкретной обстановке;
  • Определять, где не следует школьникам переходить улицу и дорогу (вблизи крутых поворотов и изломов дороги, при наличии крупногабаритных средств и других объектов, ограничивающих обзор дороги, на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т. п.).
  • При необходимости обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог в местах интенсивного движения транспорта.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Дата

Тема

Характеристика видов деятельности учащихся

Общее коли-чество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеауди-торных активных занятий

По плану

Фактически

Раздел 1: Участники дорожного движения

8

4

4

Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения?

беседа «Светофор», «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения», «Пешеходный переход», «Городской транспорт, «Виды транспорта»;

— чтение художественной литературы: Б. Житков «Светофор»

1

Наш город, микрорайон, где мы живём.

— рассматривание фотографий «Улицы нашего города»;

— рисование «Грузовой автомобиль», аппликация «Автобус», конструирование «Улицы города»

1

Как рождаются опасные ситуации на дорогах

— составление рассказа по сюжетной картинке;

— сюжетно-ролевая игра «Автобус».

0,5

0,5

Мы идём в школу

Правила перехода улицы в местах, где нет светофора

1

Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель).

Беседа. Чтение стихов. Игра “Разрешается – запрещается”

1

Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар)

Что вы понимаете под словом «улица»?

– Какие элементы улицы вы знаете?

– Что такое тротуар, мостовая, перекресток?

1

Правила движения пешеходов по тротуару.

Какое правило движения на загородных дорогах? (Двигаться в колонну по одному, навстречу транспорту.)

– Какое правило действует на наших улицах? (Правило правой стороны.)

Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

0,5

0,5

Посвящение в пешеходы

Свод правил для юных пешеходов Музыка: «Автомобили», «Шофер», «Кручу педали», «Каскадеры»

1

Раздел 2:   Виды пешеходных переходов

4

2

2

Пешеходные переходы.

Обозначение переходов, понятие «Зебра».

Беседа, игра, отгадывание кроссворда, просмотр презентации «Как правильно себя вести на улицах большого города»

1

Дорожные знаки: «Пешеходный переход» , «Подземный переход», «Надземный переход».

Игра «Красный, желтый, зеленый», "Дорожные знаки" Викторина

1

Правила перехода дороги.

Самый безопасный переход.

Упражнение на улице. Игра «Светофор»

Экскурсия к дороге для наблюдения за работой

светофора, за поведением пешеходов на переходе. Рассматривание дорожных знаков на перекрестке и дороге.

1

Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки».

1

Раздел 3: Светофор и его сигналы

4

3

1

Светофор – наш верный друг.

Назначение светофора и его сигналы.

Беседа Какие есть светофоры?

Игра «Нарисуй светофоры»

1

Виды светофоров (транспортный и пешеходный).

Беседа. Изготовление светофора.

1

Регулировщик – наш помощник.

Компьютерная игра «ПДД»(учим, читаем, запоминаем) Игра «Передай жезл»

0,5

0,5

На нерегулируемых перекрёстках.

Что такое нерегулируемый перекресток?

– Определите, какой перекресток вы видите на экране, правила перехода нерегулируемого перекрестка. Игра «Перекресток»

0,5

0,5

Раздел 4: Дорожные знаки

4

3

1

Наши друзья – дорожные знаки

Знаки делятся на предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, информационные, знаки сервиса, таблички.

1

 Предупреждающие знаки.

Каково назначение предупреждающих знаков?

На каком расстоянии устанавливаются предупреждающие знаки в населенных пунктах и за их пределами?

Какие предупреждающие знаки дублируются при установке их вне населенных пунктов?

Каково назначение знаков приоритета?

 Каковы внешние признаки предупреждающих знаков и знаков приоритета?

0,5

0,5

 Запрещающие знаки.

Каково назначение запрещающих дорожных знаков?

Какова зона действия запрещающих дорожных знаков?

Какие запрещающие знаки не распространяют своего действия на маршрутные транспортные средства?

 Каковы внешние признаки запрещающих знаков?

0,5

0,5

Знаки особого предписания и знаки сервиса

Каково назначение предписывающих дорожных знаков?

Каковы внешние признаки предписывающих знаков?

Каково назначение знаков особых предписаний?

Каково назначение информационных знаков и знаков сервиса?

Каково назначение знаков дополнительной информации (табличек)?

1

Раздел 5:  Виды транспорта

4

4

-

Виды наземного транспорта.

Наблюдение за транспортом.

Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт».

Раскрашивание картинок-разукрашек с изображением транспортных средств.

Беседа, дидактическая игра или занятие о правилах дорожного движения.

1

Транспортные средства общего и личного пользования.

Игра «Воробушки и автомобили»

1

Специальные машины.

Отличие и назначение специального транспорта; Беседа по рассказу «Машины специального назначения».

1

Машины-помощники.

Игра «Собери машину», словесная игра «Четвертый лишний»

1

Раздел 6: Мы пассажиры

3

1

2

Пассажиром быть наука.  

Демонстрация презентации "Правильно-неправильно"

Дети показывают сигнальные карточки: зелёная - правильно; красная - неправильно.

1

Правила поведения на остановках и в салоне транспорта.

Подвижная игра "У медведя во бору".

 Дидактическая игра "Что делает"

1

Правила посадки в транспорт и выхода из него.

«смешарики» азбука безопасности.

1

Раздел 7: На загородной дороге

2

1

1

Движение пешеходов по дороге, обочине, пешеходной дорожке.

Игра «Регулировщик». Составление «Памятки пешехода».

0,5

0,5

Переход через железнодорожный переезд.

Рассматривание иллюстраций по теме "Железная дорога", беседа на тему : "Железная дорога - детям не игрушка".

0,5

0,5

Раздел 8: Безопасные места для детских игр

2

1

1

Где можно и где нельзя играть.

Мостовая не для игры.

Нельзя:

- играть на проезжей части дороги.

- выбегать на дорогу за мячом.

- не ездить на велосипеде по тротуару и дороге.

- не кататься с горки возле дороги.

0,5

0,5

Где можно кататься и машин не опасаться?

Дидактический материал по ОБЖ «Как избежать неприятностей».

0,5

0,5

Праздник: 

«Мы знаем правила дорожного движения».

«Играть на дороге опасно! »:

Чтобы не было, дружок, у тебя несчастий,

Не играй ты никогда на проезжей части.

Это правило запомнить нужно обязательно:

На дороге, на дороге будь всегда внимательным!

1

Экскурсия по городу

 (закрепление пройденного материала)

1

ИТОГО:

33

19

14

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

Критерии оценивания.

Применительно к данной программе качественно оцениваться  уровни  усвоения   будут следующим образом:

1 уровень.

 Ребенок с удовольствием посещает урок, но выполняет задания занимательного или соревновательного характера.   Как только требуется приложить усилия ("подумать"), чтобы довести решение задания до конца, интерес к нему гаснет. Поэтому ему постоянно необходима поддержка учителя или товарищей по классу (при совместной деятельности).

2 уровень. 

Ребенок настойчиво доводит до конца решение предложенных учителем заданий,   классифицирует задания по типам. Выполняет задания не только занимательного и соревновательного характера. Овладев навыками определенного типа, уверенно применяет их в дальнейшем. В то же время избегает творческих заданий (например, сочинения сказки по ПДД).

3 уровень.  

Ребенок не только целенаправленно и настойчиво овладевает методами решения различных заданий, но и стремится применить полученные знания: помогает товарищам, выступает хорошим организатором в командных состязаниях, стремится участвовать во всех возможных конкурсах, с удовольствием сочиняет сказки по ПДД, активно участвует  в агитационных  рейдах по пропаганде правил поведения на дорогах и улицах, в конкурсе знатоков правил дорожного движения.

Материально-техническое обеспечение  образовательного процесса

Учебно - методический комплект «Безопасность на дорогах» Н.И.Маркина, М.Н.Денисова под ред. Н.Ф.Виноградовой

1.  Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по  курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. - М.: ЭНАС-КЛАСС: Из д-во НЦ ЭНАС, 2012.

2. Дорожная         безопасность:         Учебная         книжка-тетрадь         для         1-го класса.lКозловская Е.А, С.А Козловский - М.: Издательский Дом Третий Рим.

3. Жульнев НЯ. «Правила и безопасность дорожного движения для 1-4 классов». - Москва, 2013.

4. Козловская Е.А, Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.А Федорова. - М.: Издательский Дом Третий Рим.

5. Маркин Н.И., Денисов м.н. Безопасность на дорогах. Учебник-тетрадь для 1 кл. нач. шк. в 2ч.lПод редакцией Н.Ф. Виноградовой. - М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2012.



Предварительный просмотр:

Приложение №9

к образовательной программе

(основного общего образования)

Рабочая программа

внеурочной деятельности «ПЕШЕХОДНАЯ АЗБУКА»

по направлению патриотическое

Класс: 5 -6

Составитель: И.П.Скворцова

МБОУ «СШ№10»

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка.

Программа рассчитана на четыре года обучения и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. 

Обучение детей младшего школьного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному  поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95, №198-ФЗ. Решение проблемы снижения роста детского травматизма возможно при одновременном проведении комплекса мер: социально-экономических, организационно-технических и учебно-воспитательных. При этом в учебно-воспитательной работе необходимо объединение усилий образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, родителей и ГИБДД, а также создание условий для обучения детей не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на дорогах. Данная кружковая работа является значимым и актуальным.  

Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчеркиваются высокими статистическими показателями (за последние 5 лет в России в среднем ежегодно погибают более 1700 детей и подростков), а Общественная школа является основным звеном в системе обучения и воспитания школьников, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и право послушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

        ПДД регламентирует единый порядок дорожного движения для всех его участников, в том числе и детей. Поэтому ребенок воспринимается водителем как «модель» взрослого человека, что нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Однако дети – это особая категория пешеходов и пассажиров.

        Данная работа направлена на решение задачи не только обучения детей право послушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитанию.

С учётом познавательных возможностей школьника  каждый год обучения разделён на 3 блока

  1. Улица полна неожиданностей.
  2. Наши верные друзья.
  3. Это должны знать все

В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дорога.

Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дородного движения.

В третьем учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.


Общая характеристика кружка.

  Кружок «Пешеходная азбука» учитывает возрастные особенности младших школьников, обеспечивает расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте. Эта задача осуществляется в процессе практической деятельности младших школьников на игровой площадке, моделирования жизненных ситуаций, возникающих на дорогах, театрализованных игр, где дети исполняют роли пешеходов, водителей, сотрудников ГАИ

Целью кружка «Пешеходная азбука»  является формирование культуры поведения на дорогах, как части  культуры безопасности жизнедеятельности человека посредством освоения знаний, овладения умениями и практического  их применения в повседневной жизни.

Для достижения поставленной  цели решаются следующие задачи:

- приобретение знаний  о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения (ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира; знакомство с ПДД, касающихся движения механических транспортных средств;

 - овладение умениями пользоваться ПДД,  распознавать  дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам;

- развитие сознательного отношения к соблюдению безопасности на дорогах; способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

- воспитание чувства ответственности за личную безопасность и  безопасность других участников дорожного движения;

-обеспечение гармоничного эстетического и физического воспитания

Методы обучения.

        Метод обучения – это способ деятельности педагога, направленный на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащихся.

        В процессе обучения используются следующие виды деятельности:

  • рассказ объяснения (необходимо применять, когда нужно рассказать логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлением в дорожной среде ( например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора);
  • беседы (этот метод позволяет опираться на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводить их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки);
  • работа с учебной книжкой-тетрадью (это самостоятельная работа учащихся. Они записывают новые слова и дорожные термины, изучают учебный материал и т.д., ищут ответы на поставленные вопросы. Самостоятельная  работа с книжкой-тетрадью, сопровождаемая рассказом-объяснением и беседой, развивает произвольное внимание и мышление);
  • игра (чаще всего используются игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах);
  • ролевая игра (она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий);
  • экскурсия (она проводится для закрепления того или иного материала);
  • агитбригады;
  • кинолектории.

Воспитание применительно к сфере дорожного движения – это формирование, развитие и совершенствование системы знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек, право послушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Целью воспитания является сохранение жизни и здоровья детей, приучение их к установленному порядку в сфере дорожного движения.

Принципы воспитания

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у  них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
  3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
  4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам.
  5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
  6. Принцип самоорганизации, саморегуляции, самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.


Содержание курса «Пешеходная азбука».

Программа работы отряда ЮИД предусматривает:

•      обучение ПДД, поведению на улице;

•      овладение обучаемыми знаниями, умениями и навыками по оказанию доврачебной медицинской помощи;

•      общую физическую подготовку (далее - ОФП) учащихся;

•      обучение навыкам фигурного вождения велосипеда;

•   практическую проверку полученных знаний, умений и навыков.

На занятиях, общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся:

•      овладевают знаниями по ПДД,   этике поведения на дороге;

•      участвуют в повседневной жизни коллектива;

•      получают знания, непосредственно относящиеся к охране жизни и здоровья.

 Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.

Реализация программы рассчитана на три года. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.

Знакомство учащихся с улицами города. Дорога в общеобразовательное учреждение и домой. Опасности, подстерегающие на улицах и дорогах. Светофор и его сигналы. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Виды дорог: с односторонним и двусторонним движением, с трамвайными путями, загородная дорога.  Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Правила перехода проезжей части дороги. Остановочный и тормозной путь автомобиля.  Правила перехода железной дороги. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

1 .Познавательная деятельность.

2.Пропагандистская деятельность.

3.Творческая деятельность.

Познавательная деятельность направлена на приобретение дополнительных знаний о правилах дорожного движения и овладение умениями оказания первой медицинской помощи, и это осуществляется с использованием следующих форм работы:

  • Игры, конкурсы и викторины на знание правил дорожного движения.
  • Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи.
  • Встречи с интересными людьми и специалистами.

Пропагандистская деятельность ставит своей целью проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде дорожного движения в школе.

Творческая деятельность направлена на развитие у учащихся чувства

- ответственности за жизнь других людей. Она включает в себя:

- проведение конкурсов рисунков и плакатов по соблюдению правил дорожного движения;        

- проведение конкурсов и викторин;

- выступление агитбригады.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

     Предполагаемый результат: 

  • Умение безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим школьникам при переходе улиц и дорог.
  • Правильно объяснить младшим школьникам, как безопасно переходить улицу или дорогу и как надо вести себя в общественном транспорте.
  • Оказывать неотложную медицинскую помощь.
  • Систематизировать знания по ПДД        

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
      • работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
      • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

 Программа рассчитана на 68  часов в год с проведением занятий 2 раза в неделю, продолжительность занятия – 45 минут. На отдельных занятиях возможно привлечение психолога, медицинской сестры образовательного учреждения, а также представителей ОВД, ГАИ и МЧС.


Учащиеся должны знать:
правила перехода улиц по сигналам светофора;
правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;
правила движения индивидуально, группами и в колоннах.
правила езды на велосипеде.

Учащиеся должны уметь: 
переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;
безопасно вести себя по соседству с жилым домом (во дворе, в жилой зоне, на тротуаре);
передвигаться в группе;
дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;
ориентироваться в дорожной обстановке, не выходить из-за препятствий (машин, сооружений, зданий), не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги.

Уровень подготовки детей первого года обучения:

  • знать основные части улицы и дороги, общие правила ориентации, правила перехода улиц и дорог;
  • знать название и возможные места установки изученных дорожных знаков;
  • определять наиболее опасные участки улиц и дорог, где не следует переходить улицу.

     Уровень подготовки детей второго года обучения:

  • знать название;
  • назначение дорожных знаков, изученных за два года обучения и места их установки;
  • знать значение светофора, регулировщиков:
  • знать правила безопасного поведения на городских улицах и загородных дорогах;
  • самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог: входить и   выходить из общественного транспорта.

 Уровень подготовки детей  третьего года обучения:

  • знать группы знаков и их назначение, место установки, назначение дорожной разметки и виды;
  • знать где разрешено школьникам кататься на велосипедах;
  • знать правила безопасного поведения школьников при движении группой и колонной на улице;
  • безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников

Уровень подготовки детей  четвёртого года обучения:

  • знать, что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
  • знать правила перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
  • знать правила перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
  • знать правила перехода железной дороги;
  • уметь ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением;
  • уметь переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  • уметь осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.

Формы подведения итогов реализации программы

  • Выставки.
  • Праздники.
  • Театрализованные представления.
  • Соревнования.
  • Конкурсы.

Ожидаемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как  поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

Выполнение задач стоящих перед программой позволит:

  1. Сокращение количества ДТП с участием обучающихся МБОУ СШ № 10.
  2. Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД
  3. Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований).
  4. Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)
  5. Разработать методические рекомендации для классных руководителей по вопросам профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;
  6. Внедрить новые инновационные технологии профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;
  7. Расширить знания учащихся  об истории правил дорожного движения;
  8. Повысить дорожную грамотность учащихся;
  9. Сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;
  10. Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.

Контрольные параметры оценки достижений

 федерального государственного образовательного стандарта по предмету

Способы контроля результативности

Запланированные в программе результаты

Форма контроля

1.Правила безопасного поведения на улице и в транспорте.

2.Группы знаков.

3.Дорожная разметка.

4. Движение группой, колонной.

5.Значение световых и звуковых сигналов, подаваемых рукой водителями транспортных средств.

6. Способы оказания неотложной медицинской помощи.

7. Назначение автострахования

Урок-зачёт

Час творчества

Конкурсы (в том числе «Безопасное колесо»)

Урок-экскурсия

Тестирование

КВН

Викторина

     Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

       Результативность реализации программы измеряется степенью инструкторской подготовленности членов кружка ЮИД и стремлением их к выполнению своего гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, умения и желания сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.

      В результате реализации программы должны произойти следующие изменения в образе ученика:

воспитанники понимают, что жизнь и здоровье - самое важное из жизненных ценностей;

изменяются качества ученика: возникает стремление к самореализации и жизненному самоопределению;

умение применять свои знания по правилам дорожного движения, помогать людям в трудных дорожных ситуациях,

умение правильно ориентироваться в опасных ситуациях на дорогах,

 сознательное следование нормам и правилам дорожного движения, готовность к самосовершенствованию;

знание основ правоведения; уважение государственных законов и правил; самостоятельность и организованность в опасных ситуациях; умение ставить цели, прогнозировать и планировать свою деятельность.


Календарно-тематическое планирование 5 класс

Раздел программы, кол-во часов

Дата проведения

Тема

Характеристика видов учебной деятельности

Или личностные и метапредметные результаты

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

Улица полна неожиданностей

Вводное занятие «Поговорим об истории».

Беседа о том, кто и когда придумал колесо. Город, в котором мы живем. Развитие видов транспорта в городе.

1

Безопасные маршруты “Дом – Школа –Дом”

Ознакомить учащихся с маршрутом безопасности “Дом- школа- дом”. Сформировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды. Учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой.

1

Экскурсия «Мой любимый город»

Ознакомить с историей города, уметь называть улицы родного города.

1

Практическое занятие «Мы на улице»

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Практическое занятие «Мы на улице»

1

Наши верные друзья.

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней

Сформировать у учащихся представление о знании, представление о значении терминов “тротуар”, “пешеходная дорожка”, “обочина”, “проезжая часть”. Научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность

1

Законы улиц и дорог

Ознакомить с историей появления автомобиля и ПДД, воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов, провести анализ типичных ошибок в поведении детей во дворе, на улицах и дорогах

1

Дорожные знаки. Светофор.

Познакомить учащихся со значением дорожных знаков для пешехода, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Объяснить для чего служит светофор, его виды.

1

Дорожные знаки.

1

Это должны знать все

Обязанности пассажиров

Воспитывать культуру поведения учащихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на остановках.

1

Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов

Сформировать у учащихся представление об опасности на железной дороге, дать понять об оборудовании железнодорожных переездов, правила перехода железнодорожных переездов.

1

Причины дорожно – транспортных происшествий

Сформировать у учащихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из – за типичных ошибок.

1

Улица полна неожиданностей

Мы на улице

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Мы на улице

1

Наши верные друзья.

Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах

Ознакомить учащихся со значением номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах

1

Дорожная разметка

Познакомить детей с назначением дорожной разметки.

1

Тормозной путь транспортных средств

Сформировать представление учащихся об опасности перехода проезжей части перед близко идущими транспортными средствами, объяснить учащимся, что такое тормозной путь автомобиля.

1

Улица полна неожиданностей

Скрытые опасности на дороге.

Сформировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части

1

Велосипед и дорожное движение

Научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним

1

Общие требования к водителям велосипедов

Формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах

1

Письмо родителям-водителям

Составить обращение к взрослым, чтобы они были внимательными на дорогах.

1

Выпуск брошюр “ Будь внимателен на дрогах”

Систематизация знаний, и распространение среди взрослых и детей

1

Это должны знать все

Мы пассажиры

Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом

1

Где можно и где нельзя играть?

Беседа об опасности игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет.

1

Экскурсия по улицам города

Изучить изменение дороги по сезонам, какие опасности нас ждут в разное время года

1

Экскурсия в ближайший детский сад

Пропаганда ПДД, систематизация знаний, и распространение среди взрослых и детей

1

Улица полна неожиданностей

Театрализованное представление для воспитанников детского сада

Пропаганда ПДД, систематизация знаний, и распространение среди взрослых и детей

1

Первая помощь

Дать знания и навыки первой медицинской помощи

1

Первая помощь

1

Встреча с  инспектором ГАИ

Пропаганда ПДД

1

Выпуск стенгазеты

Разъяснительная работа среди учащихся школы

1

Это должны знать все

Викторина “Дорожная азбука”

Проверка полученных знаний учащимися

1

Практическое занятие «Мы на улице»

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Игра «Красный, желтый, зеленый»

Проверка полученных знаний учащимися

1

Экскурсия в Автогородок МБОУ «СШ № 19»

Ознакомить детей с Автогородком

1

Правила  безопасного поведения обучающихся на улицах и дорогах

Ознакомить с историей появления автомобиля и ПДД, воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов, провести анализ типичных ошибок в поведении детей во дворе, на улицах и дорогах

1

Примеры ДТП

Сформировать у учащихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из – за типичных ошибок.

1

Наши верные друзья.

Дорога и её главные составные части.

Сформировать у учащихся представление о знании, представление о значении терминов “тротуар”, “пешеходная дорожка”, “обочина”, “проезжая часть”. Научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность

1

Правила перехода улиц и дорог.

1

Перекрёстки и их виды.

Познакомить учащихся со значением дорожных знаков для пешехода, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Объяснить для чего служит светофор, его виды.

1

Дорожные знаки.

1

Улица полна неожиданностей

Обязанности пассажиров.

Воспитывать культуру поведения учащихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на остановках.

1

Посадка и высадка из транспортных средств.

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Правила перехода улицы при высадке из транспортного средства.

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

.

Из истории Правил дорожного движения.

Пропаганда ПДД, систематизация знаний, и распространение среди взрослых и детей

1

Встреча с сотрудником ГИБДД.

Пропаганда ПДД

1

Экскурсия  «Наш микрорайон».

Проверка полученных знаний учащимися

1

Настольная игра «Не попади в ловушку»

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Игры на координацию движения.

Проверка полученных знаний учащимися

1

Игры на развитие внимания.

Проверка полученных знаний учащимися

1

Сюжетно-ролевая игра «Автоинспектор и водитель».

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Игра- тренировка «Что можно и что нельзя».

Проверка полученных знаний учащимися

1

Игра «Разные машины».

Проверка полученных знаний учащимися

1

Оформление стенной газеты   «Светофорчик»

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Изготовление дорожных знаков.

Проверка полученных знаний учащимися

1

Инсценирование частушек по ПДД

Проверка полученных знаний учащимися

1

Подготовка спектакля: «Как-то раз на перекрёстке …».

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Подготовка спектакля: «Как-то раз на перекрёстке …».

Проверка полученных знаний учащимися

1

Подготовка к спектаклю.

Проверка полученных знаний учащимися

1

Проведение спектакля для учащихся 1-2 классов.

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Проведение спектакля для учащихся 3-4 классов.

Проверка полученных знаний учащимися

1

Это должны знать все

Изучение средств оказания первой медицинской помощи.

Дать знания и навыки первой медицинской помощи

1

Встреча с медицинским работником (практическое занятие).

Дать знания и навыки первой медицинской помощи

1

Правила управления велосипедом, роликами, самокатом.

Научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним

1

Где можно и где нельзя кататься.

Формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах

1

Уход за велосипедом, роликами, самокатом.

1

Практические занятия на улице.

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Практические занятия на улице.

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

итого

29

39

Календарно-тематическое планирование 6 класс

Раздел программы, кол-во часов

Дата проведения

Тема

Характеристика видов учебной деятельности

Или личностные и метапредметные результаты

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

Улица полна неожиданностей

Вводное занятие «Поговорим об истории».

Беседа о том, кто и когда придумал колесо. Город, в котором мы живем. Развитие видов транспорта в городе.

1

Безопасные маршруты “Дом – Школа –Дом”

Ознакомить учащихся с маршрутом безопасности “Дом- школа- дом”. Сформировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды. Учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой.

1

Экскурсия «Мой любимый город»

Ознакомить с историей города, уметь называть улицы родного города.

1

Практическое занятие «Мы на улице»

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Практическое занятие «Мы на улице»

1

Наши верные друзья.

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней

Сформировать у учащихся представление о знании, представление о значении терминов “тротуар”, “пешеходная дорожка”, “обочина”, “проезжая часть”. Научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность

1

Законы улиц и дорог

Ознакомить с историей появления автомобиля и ПДД, воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов, провести анализ типичных ошибок в поведении детей во дворе, на улицах и дорогах

1

Дорожные знаки. Светофор.

Познакомить учащихся со значением дорожных знаков для пешехода, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Объяснить для чего служит светофор, его виды.

1

Дорожные знаки.

1

Это должны знать все

Обязанности пассажиров

Воспитывать культуру поведения учащихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на остановках.

1

Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов

Сформировать у учащихся представление об опасности на железной дороге, дать понять об оборудовании железнодорожных переездов, правила перехода железнодорожных переездов.

1

Причины дорожно – транспортных происшествий

Сформировать у учащихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из – за типичных ошибок.

1

Улица полна неожиданностей

Мы на улице

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Мы на улице

1

Наши верные друзья.

Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах

Ознакомить учащихся со значением номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах

1

Дорожная разметка

Познакомить детей с назначением дорожной разметки.

1

Тормозной путь транспортных средств

Сформировать представление учащихся об опасности перехода проезжей части перед близко идущими транспортными средствами, объяснить учащимся, что такое тормозной путь автомобиля.

1

Улица полна неожиданностей

Скрытые опасности на дороге.

Сформировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части

1

Велосипед и дорожное движение

Научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним

1

Общие требования к водителям велосипедов

Формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах

1

Письмо родителям-водителям

Составить обращение к взрослым, чтобы они были внимательными на дорогах.

1

Выпуск брошюр “ Будь внимателен на дрогах”

Систематизация знаний, и распространение среди взрослых и детей

1

Это должны знать все

Мы пассажиры

Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом

1

Где можно и где нельзя играть?

Беседа об опасности игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет.

1

Экскурсия по улицам города

Изучить изменение дороги по сезонам, какие опасности нас ждут в разное время года

1

Экскурсия в ближайший детский сад

Пропаганда ПДД, систематизация знаний, и распространение среди взрослых и детей

1

Улица полна неожиданностей

Театрализованное представление для воспитанников детского сада

Пропаганда ПДД, систематизация знаний, и распространение среди взрослых и детей

1

Первая помощь

Дать знания и навыки первой медицинской помощи

1

Первая помощь

1

Встреча с  инспектором ГАИ

Пропаганда ПДД

1

Выпуск стенгазеты

Разъяснительная работа среди учащихся школы

1

Это должны знать все

Викторина “Дорожная азбука”

Проверка полученных знаний учащимися

1

«Мы на улице»

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Игра «Красный, желтый, зеленый»

Проверка полученных знаний учащимися

1

Экскурсия в автогородок МБОУ «СШ № 19»

Ознакомить детей с автогородком

1

Правила  безопасного поведения обучающихся на улицах и дорогах

Ознакомить с историей появления автомобиля и ПДД, воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов, провести анализ типичных ошибок в поведении детей во дворе, на улицах и дорогах

1

Примеры ДТП

Сформировать у учащихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из – за типичных ошибок.

1

Наши верные друзья.

Дорога и её главные составные части.

Сформировать у учащихся представление о знании, представление о значении терминов “тротуар”, “пешеходная дорожка”, “обочина”, “проезжая часть”. Научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность

1

Правила перехода улиц и дорог.

1

Перекрёстки и их виды.

Познакомить учащихся со значением дорожных знаков для пешехода, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Объяснить для чего служит светофор, его виды.

1

Дорожные знаки.

1

Улица полна неожиданностей

Обязанности пассажиров.

Воспитывать культуру поведения учащихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на остановках.

1

Посадка и высадка из транспортных средств.

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Правила перехода улицы при высадке из транспорта.

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

.

Из истории Правил дорожного движения.

Пропаганда ПДД, систематизация знаний, и распространение среди взрослых и детей

1

Встреча с сотрудником ГИБДД.

Пропаганда ПДД

1

Экскурсия  «Наш микрорайон».

Проверка полученных знаний учащимися

1

Настольная игра «Не попади в ловушку»

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Игры на координацию движения.

Проверка полученных знаний учащимися

1

Игры на развитие внимания.

Проверка полученных знаний учащимися

1

Сюжетно-ролевая игра «Автоинспектор и водитель».

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Игра - тренировка «Что можно и что нельзя».

Проверка полученных знаний учащимися

1

Игра «Разные машины».

Проверка полученных знаний учащимися

1

Оформление стенной газеты   «Светофорчик»

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Изготовление дорожных знаков.

Проверка полученных знаний учащимися

1

Инсценирование частушек по ПДД

Проверка полученных знаний учащимися

1

Подготовка спектакля «Приключения Светофорчика».

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Подготовка спектакля «Приключения Светофорчика».

Проверка полученных знаний учащимися

1

Подготовка  спектакля «Приключения Светофорчика».

Проверка полученных знаний учащимися

1

Проведение спектакля для учащихся 1-2 классов.

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Проведение спектакля для учащихся 3-4 классов.

Проверка полученных знаний учащимися

1

Проведение спектакля для учащихся 5-6 классов.

Проверка полученных знаний учащимися

1

Это должны знать все

Изучение средств оказания первой медицинской помощи.

Дать знания и навыки первой медицинской помощи

1

Встреча с медицинским работником (практические занятия).

Дать знания и навыки первой медицинской помощи

1

Правила управления велосипедом, роликами, самокатом.

Научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним

1

Где можно и где нельзя кататься.

Формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах

1

Уход за велосипедом, роликами, самокатом.

1

Практические занятия на улице.

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

Практические занятия на улице.

Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике

1

итого

29

40