Период раннего детства в развитии речи детей
В статье рассказываются нормы развития речи в раннем детстве, особенности звукопроизношения, направления. по которым идет развитие речи у детей и рекомендации для родителей как нужно помогать ребенку в этот период, чтобы у него не было проблем в области речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
period_rannego_detstva.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Период раннего детства (от самого рождения до 3 лет) является благоприятным и решающим для развития речи. Тот речевой багаж, который ребенок получил в этом возрасте, во многом будет определять его дальнейшее интеллектуальное развитие и становление личности. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, когда их малыш не говорит или говорит мало, в то время как его сверстники болтают без умолку. Нормально ли это?
Прежде всего, следует немного рассказать о возрастных особенностях речевого развития детей. Развитие речи ребенка в раннем детстве идет по двум основным линиям: с одной стороны, совершенствуется понимание речи взрослых, с другой формируется собственная активная речь.
Что касается понимания, то специалисты считают, что уже после 6 месяцев ребенок начинает понимать речь и устанавливает связь между словом и предметом, словом и действием. Резкий скачок в развитии понимания происходит в период между годом и полутора годами. Поэтому обратите внимание на то, как ребенок реагирует на ваши слова: понимает ли он вас, когда вы просите его найти ту или иную игрушку, посмотреть на кого-либо, принести тот или иной предмет. Может ли он вместе с вами выполнить ваши указания, понимает ли объяснения, можете ли вы с ним договориться? После 2 лет ребенок должен уже в полном объеме понимать все слова взрослых, связанные с окружающими предметами.
Что касается произношения, то его уровень принято определять тем количеством слов, которые ребенок активно использует в своей речи в определенном возрасте.
Специалисты считают, что в норме:
- в год ребенок имеет в своем запасе 4 слова;
- в 1,5 года количество этих слов увеличивается до 20-30;
- в 2 года количество возрастает до 300 слов!
При этом в период от года до двух лет ребенок в основном использует однословные предложения: «Дай», «Пить», «Мама», «Бо-бо» и так далее... К двум годам он переходит на двухсловные предложения.
При определении задержки или недоразвития речи у ребенка необходимо, конечно, опираться на возрастные нормы и учитывать их, но в то же время важно обращать внимание на индивидуальные особенности развития. Дело в том, что в период раннего детства развитие идет резкими скачками: сегодня ребенок что-то не делает, а завтра вдруг начинает активно использовать новый навык в жизни. Например, еще вчера малыш лишь ползал, мог встать при поддержке взрослого и сделать всего несколько шагов. А сегодня он вдруг отпускает вашу руку и идет самостоятельно. Многое в этом возрасте ребенок начинает делать одномоментно, и взрослым бывает трудно уловить тот момент, когда он оказывается готов к реализации своих возможностей.
Незначительная задержка развития речи может наблюдаться и у абсолютно здорового малыша — это тоже норма. Известно, например, что девочки в среднем начинают ходить и говорить на 1—3 месяца раньше, чем мальчики. Поздноговорящие дети часто долго молчат, а потом вдруг начинают говорить за 1—2 недели и сразу целыми предложениями. Такой феномен чаще наблюдается у детей с высоким коэффициентом интеллектуального развития.
Специалисты также отмечают, что значительную роль в освоении речи играет и наследственный фактор. Поинтересуйтесь у своих родителей, когда вы сами стали говорить. Считается, что, если поздно заговорил кто-то из родителей (или тем более оба), вероятность того, что относительно поздно заговорят их дети, существенно повышается.
Бить тревогу необходимо только в том случае, если ребенок к трем годам не говорит простыми предложениями и не понимает речи взрослого. В этом случае задержка или нарушение развития речи могут являться частью общей задержки развития, тесно связанной с особенностями биологического созревания нервной системы. Кроме того, это может быть вызвано поражением слуха ребенка. В этом случае необходимо проконсультироваться у специалиста: отоларинголога, невропатолога, психолога, логопеда.
Известно, что любое нарушение легче предотвратить, чем исправить. Что же можно посоветовать родителям малыша для того, чтобы стимулировать и развивать его речь?
- Разговаривайте со своим ребенком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи. Это связано с тем, что они просто не слышат нормальной человеческой речи. И если все вокруг молчат, ребенок может не воспринимать речевое общение как необходимость, как то, что поможет ему расширить круг активного взаимодействия с окружающим миром. Маленькие дети учатся, наблюдая за взрослыми и копируя их поведение.
- Четко и ясно проговаривайте свои слова. Ребенок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому, если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребенок. При этом вы можете прекрасно понимать тот «тарабарский» язык, на котором говорит ребенок, и спокойно общаться с ним, но в ситуации, когда вас не будет рядом, ребенок не сможет общаться с другими людьми — они его просто не поймут. А непонимание обычно вызывает у ребенка бурную негативную реакцию и отказ от дальнейшего взаимодействия. Поэтому следите за своей речью и исправляйте ребенка, если он неверно произносит слова.
- При общении с ребенком вызывайте его на «разговор» и отвечайте на любые попытки речевого поведения с его стороны. Стимулируйте у него звукоподражание: «Как говорит киска? Как говорит собака? Как мычит корова? Как разговаривает утка? Как гудит самолет?» Обязательно помогайте ребенку и вместе с ним отвечайте на вопрос. Активная и многообразная звукоподражательная деятельность помогает детям в дальнейшем освоить членораздельную речь.
- Развивайте мелкую моторику. Центр речи и центр мелкой моторики анатомически расположены рядом друг с другом, потому, развивая одну функцию, вы стимулируете развитие другой. Пусть ваш малыш лепит из пластилина и из теста, рисует, раскрашивает, учится завязывать узелки, застегивать пуговицы, перебирает мелкие предметы. Все эти занятия влияют на развитие тонких движений пальцев рук, а следовательно, помогают раобучение будет происходить легко и весело.