Профилактика эмоционального выгорания. Работа с педагогическим коллективом".
Профилактика эмоционального выгорания. Работа с педагогическим коллективом".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sev.ppt | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание» . Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. .
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ. Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная); Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией (функция –защитная); Проведение открытой деятельности; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; Окончание учебного года.
Первый — снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми. Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д. Три аспекта профессионального выгорания.
СИМПТОМЫ ПОЯВЛЕНИЯ СЭВ. Психофизические симптомы: чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Социально-психологические симптомы: безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Поведенческие симптомы: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности; злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Стадии профессионального выгорания. Первая стадия : Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; Исчезновение положительных эмоции, появление отстраненности в отношениях с членами семьи; Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности. Вторая стадия : Возникновение недоразумений с коллегами; Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам. Третья стадия : Изменение представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения к миру; Безразличие ко всему.
Этапы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагогов детского сада: 1. Диагностический. 2.Коррекционно-профилактический. 3. Консультационный.
Диагностические методы СЭВ – наблюдение за деятельностью воспитателя; – беседа; – тестирование; – анкетирование; – социометрия. Цель: диагностика и разработка системы коррекционно-профилактических мероприятий.
Тесты 1. Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов дошкольных учреждений (Автор В. В. Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой). 2. Анкета НПУ «Прогноз» (изучение нервно-психической устойчивости педагогов). 3. Тест на определение уровня стрессоустойчивости. 4. Тест «Нужно ли вам бороться со стрессом?» 6. Опросник Плутчика – Келлермана – Конте (доминирующее поведение в жизненных ситуациях). 7. Тест САН (самочувствие, активность, настроение). 8. Шкала депрессии. 9. Диагностика личностной тревожности (методика Дж. Тейлора). 10. Диагностика нейротизма (шкала нейротизма из опросника Г. Айзенка). 11. Опросник Баса-Дарки (диагностика агрессивности).
Коррекционно-профилактический Как предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания?
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания Во-первых : хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых : опыт пешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему) способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме); высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы. В-третьих : способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Методы психологической коррекционно-профилактической работы Консультации Тренинги Деловые игры Семинары Круглый стол Обучение навыкам саморегуляции и релаксации Создание методических пособий и рекомендаций для педагогов по эмоциональному выгоранию. Цель: Формирование психологической культуры по отношению к своему здоровью, осознание важности своего психоэмоционального состояния для эффективности педагогической деятельности.
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Например:психологическая зарядка, восстановление дыхания, снятие мышечного напряжения, визуализация, самомассаж. Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Например:
Тренинг Коррекционно-профилактический. Цель тренинга: Познакомить педагогов с понятиями, которые характеризуют эмоциональное истощение; Отработать умение и навыки психологической саморегуляции и трансформации отрицательных переживаний в положительное эмоциональное состояние. Тренинг направлен на решение следующих задач: Формирование адекватного отношения к трудностям, возникающим в профессиональной деятельности. Развитие у педагогов навыков самооценки неблагоприятных психических состояний. Развитие у педагогов умения использовать психотехнические приемы, способствующие достижению и поддержанию высокой психической, духовной и физической формы. Расширение возможностей использования педагогом механизмов реальной компенсации, обеспечивающих восприятие профессиональной жизни как творческой задачи. Повышение самооценки педагога. Сплочение коллектива и т.п.
Основные компоненты работы: Потребностно - мотивационный – обеспечивает у участников потребность в саморазвитии. Аксиологический(ценностный) - предполагает осознание участником ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте. Образовательный — обеспечивает знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах преодоления синдрома эмоционального выгорания. Методы работы Групповая работа Ролевые игры Рисуночные методы Ритуалы Элементы сказкотерапии ( притчи) Групповое обсуждение Когнитивные методы Элементы телесно-ориентированной терапии Разминки
Начальный этап – разминка Он направлен на создание теплой, доброжелательной атмосферы в группе. Обычно воспитатели приходят на тренинг уставшими и отягощенными своими профессиональными или личностными проблемами, психолог должен быть максимально внимателен и постараться наладить с группой психологический контакт. С этой целью могут быть использованы упражнения: «Обнимашки», « Скульптор и глина», « Ботинки», «Убежище»,«Броуновское движение», «Построение», «Поменяйтесь местами», «Моечная машина», «Стиральная машина» и т.д.
Основной этап –педагогический тренинг Цель: Развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное восприятие самого себя, формирование коммуникативных умений, научиться понимать друг друга на вербальном уровне, адекватно реагировать на положительные и отрицательные высказывания в свой адрес, выработка позитивного выхода из конфликтных ситуаций и т.д. Упражнения: «Я-сильный, я-слабый», «Слепой и поводырь», «Калаж», «Кораблекрушение», «Испорченный телефон», «Спина к спине», Деловые игры, «Витязь на распутье», «За то, ты», «Я в лучах солнца», Притчи, и т.п.
Заключительный этап – позитивное окончание занятия Данный этап состоит из двух основных частей. В первой обсуждается, что произошло на занятии (групповая рефлексия). Основное внимание психолог направляет на то новое, что приобрели члены группы: новые знания, новый опыт и навыки работы. Как они оценивают общую организацию занятия? Какие пожелания для ее усовершенствования они могут высказать? Во второй части заключительного этапа организуется обмен оптимистичными, радостными и приятными для всех членов группы пожеланиями и выражением благодарности за поддержку. Упражнения: Аппладисменты, Комплимент, Рукопожатие, Подарок , Релаксационные приемыи т.д.
!