Статья "Методическая разработка по Правилам дорожного движения" - старший возраст"
У детей дощкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их желания что- то узнавать и открывать, ставит детей перед реальными опасностями, в часности на улицах. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_pdd_starshiy_vozrast.docx | 617.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по ПДД старший возраст
« Правила поведения детей на дорогах»
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах.
Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.
Цель:
1. Формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице.
2. Активизировать работу с детьми по профилактике дорожного движения.
Задачи:
1. Знакомить детей с правилами дорожного движения, дорожными знаками.
2.Помочь детям овладеть элементарными навыками поведения на улицах города, в транспорте.
3.Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке на улицах города, в транспорте.
4.Развивать познавательный интерес к окружающему миру природы.
Условия обучения детей правилам дорожного движения в ДОУ:
1. Создание развивающей образовательной среды: уголок ПДД в группе.
2. Компетентность педагогов в вопросах обучения детей правилам дорожного движения.
3. Сотрудничество педагогов, родителей.
4. Система работы е детьми, использование разных технологий (ТРИЗ, мнемотехника).
5. Стимулирование активности детей в разных видах деятельности (игровой, познавательной, проблемно-поисковой, художественно-продуктивной).
Дидактические игры по ПДД для дошкольников
ИГРА «Наша улица»
Цель игры:
1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.
2. Закрепить представление детей о светофоре.
3. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.
Материал: макет улицы с домами, перекрестками, автомобили, куклы-пешеходы, куклы-водители, светофор), дорожные знаки, деревья.
Игра проводится на макете.
Ход игры:
Первый вариант (для пешеходов).
С помощью кукол дети разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на желтый цвет светофора останавливаются, ждут, на красный свет сигнала светофора продолжают стоять.
Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.
Второй вариант (для водителей).
Ведущий показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование», «Дети», «Пешеходный переход».
(предупреждающие) - «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена» (запрещающие)- «Движение прямо», «Движение направо»
(предписывающие); - «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход»
(информационно-указательные).
Дети объясняют, что обозначает каждый сигнал, разыгрывают дорожные ситуации. За правильный ответ ребенок получает значок. По количеству значков засчитываются набранные очки. Победителей награждают призами.
ИГРА «Светофор»
Цель игры:
1. Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах.
2. Закрепить представление детей о свете.
Материал: цветные картонные кружки (желтые, зеленые, красные), макет светофора.
Ход игры:
Ведущий раздает детям кружки желтого, зеленого, красного цвета. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал.
Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.
ИГРА «Угадай, какой знак?»
Цель игры:
1. Учить детей различать дорожные знаки.
2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
3. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал: дорожные знаки: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.
Ход игры:
Первый вариант
Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат знаки. Ребенок берет знак, называет знак и подходит к тем детям, у которых есть знак этой группы.
Второй вариант
Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих местах, показывают его и рассказывают, что он означает.
Третий вариант
Играющим раздают дорожные знаки. Дети внимательно изучают их, затем каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.
ИГРА «Улица города Санкт-Петербург»
Цель игры:
Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.
Материал: макет улицы, деревья, автомобили, куклы-пешеходы, светофоры, дорожные знаки.
Ход игры:
Ведущий рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои вопросы и ответы дети сопровождают показом на макете.
Вопросы к детям:
- Какие дома на нашей улице?
- Какое движение на нашей улице - одностороннее или двухстороннее?
- Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить машины?
- Что такое перекресток? Где и как нужно его переходить?
- Что обозначает пешеходный переход?
- Как регулируется движение на улице?
- Какие сигналы светофора вы знаете?
- Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?
- Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают?
- Как надо вести себя в автобусе?
- Можно ли играть на улице?
Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто справился с ролью водителя и пешехода.
ИГРА «Поставь дорожный знак»
Цель игры:
1.Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход»
(предупреждающие) - «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено»
(запрещающие) - «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка»
(предписывающие) - «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания автомобилей»
(информационно-указательные) - «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГИБДД» (знаки сервиса).
2. Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Материал: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, административных и жилых домов, автостоянки, перекрестки.
Ход игры:
Детям предлагается:
1. Рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено.
2. Расставить нужные дорожные знаки. Например: у школы - знак «Дети», у кафе - «Пункт питания», на перекрестке - «Пешеходный переход».
Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.
Сюжетно-ролевые игры по ППД
Сюжетно-ролевая игра: «Автобус»
Задачи:
- Закреплять у детей знания об автобусе, его назначении.
- Знакомить детей с работой шофера.
- Познакомить с правилами поведения в автобусе.
Оборудование и материалы: модули, игрушечный руль, жилет-водителя.
Игровые действия: Дети с педагогом строят из модулей автобус. По желанию назначаем детей на роли: шофера, пассажиры. В ходе игры педагог следит за взаимоотношениями с детьми, помогает им найти выход из сложных ситуаций. Педагог с детьми проговаривает правила поведения в автобусе.
Сюжетно-ролевая игра: «Знакомство с улицей»
Задачи:
- Формировать представление детей об окружающем пространстве, познакомить с понятиями: улица, дорога.
- Познакомить детей со светофором, его назначением.
- Закреплять у детей умения различать цвета сигналов светофора (красный, желтый, зеленый).
Оборудование и материалы: модель светофора, модель улицы, игрушечные машинки.
Игровые действия: Дети с педагогом отравляются знакомиться с улицей, светофором. По желанию назначаем детей на роли: водители. Дети-водители берут с собой игрушечные машины и обыгрывают разные дорожные ситуации. Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть.
Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы»
Задачи:
- Продолжать учить детей соблюдать правила дорожного движения.
- Вспомнить значение дорожных знаков.
Оборудование и материалы: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки - обозначающие различные виды транспорта; иллюстрации по дорожным знакам.
Игровые действия: Педагог предлагает детям отправиться на экскурсию по городу пешком. По желанию назначаем детей на роли: водители, пешеходы. В ходе игры дети-пешеходы и дети-водители учатся соблюдать правила дорожного движения. Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам. Самостоятельная игра детей.
Сюжетно-ролевая игра: «Мы - пассажиры»
- Задачи: Закреплять у детей знания о пассажирском транспорте.
- Учить соблюдать правила поведения в общественных местах.
- Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами.
- Закрепить правила посадки в транспорте и высадки из него.
Оборудование и материалы: модули, руль, модуль-автозаправка, дорожные знаки, модель-светофора, жилет - кассира, жилет - кондуктора, жилет - водителя.
Игровые действия: Дети строят из модулей автобус. По желанию назначаем детей на роли: водителя автобуса, кондуктора, кассир, пассажиры. В группе выбирается место «остановки». Пассажиры покупают билеты в кассе, и занимают места в автобусе. Кондуктор проверяет билеты. Водитель заправляет бензином автобус, и отправляются в путь, соблюдая правила дорожного движения. Пассажиры соблюдают правила поведения в автобусе (не встают с мест, до остановки автобуса). Отрабатываются правила посадки в автобус; поведения во время движения; выхода из автобуса. Самостоятельно разыгрывают сюжет.
Сюжетно-ролевая игра «Службы спасения»
Оборудование и материалы: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки - обозначающие различные виды обычного и специального транспорта; иллюстрации специального транспорта:01,03, 112. Игровые действия: Создание проблемной ситуации: На вызов едет пожарная машина, скорая помощь, служба МЧС. Распределяются роли по желанию: водитель пожарной машины, водитель скорой помощи, пожарные, сотрудники МЧС, ГБДД. Далее педагог предлагает детям разыграть сюжет игры. Самостоятельная игра детей. Педагог контролирует игровую деятельность детей. |
Обучающие игры:
Задачи:
1. Формирование устойчивых навыков у детей безопасного поведения на улицах и дорогах.
2.Познакомить детей со знаками, правилами дорожного движения.
3. Применять современные формы, направленные на предупреждение несчастных случаях с детьми и родителями на улицах и во дворах.
Игра «Стоп — Идите».
Подготовка к игре: Дети игроки располагаются по одну сторону помещения,
а водящий с пешеходным светофором в руках — по другую.
Правила игры: Игроки по сигналу светофора «идите» начинают двигаться в
сторону водящего. По сигналу «стоп» замирают. По сигналу «идите»
продолжают движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и
занимает его место.
Игра «Найди безопасный путь».
Подготовка к игре: В зависимости от возраста детей воспитатель рассказывает или спрашивает у детей:
—Везде ли можно переходить улицу?
— Какие знаки указывают на то, что в этом месте разрешено переходить
улицу?
— Куда и зачем надо смотреть в начале перехода улицы?
— Куда и зачем надо смотреть в середине улицы, по которой машины едут в
обе стороны?
— Как выглядит и о чем предупреждает знак пешеходного перехода?
— Для чего на дороге нарисовали «пешеходный переход»?
Игра «Где мое место?»
Подготовка к игре: Конструирование дороги, расстановка на дороге
предупреждений (школа, столовая, ремонт дороги и т.п.), соответствующих
изученным знакам дорожного движения.
Правила игры: Задача игроков заменить словесные предупреждения с
нужными знаками.
Игра может проводиться в двух вариантах.
1. Один игрок расставляет знаки, остальные оценивают правильность.
2. Два игрока соревнуются, кто быстрее и правильнее расставит знаки.
Игра «Путаница».
Подготовка к игре: Воспитатель заранее конструирует дорогу и расставляет
знаки неправильно (около «пешеходного перехода» знак «скользкая дорога» и т.д.). Затем рассказывает детям историю про то, как злые волшебники решили навести в городе беспорядок. Воспитатель просит помочь добрым волшебникам исправить положение.
Правила игры: Дети, превратившись в добрых волшебников, расставляют
знаки правильно. Объясняют, что делают.
Игра «Дорожный экзамен».
Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка знаков.
Правила игры: Ребенок-водитель-ученик, сдающий экзамен на право
вождения автомобиля. Он «едет» по дороге и, завидев тот или иной знак,
объясняет, что он должен сделать. Например: впереди скользкая дорога.
Снижаю скорость, еду осторожно, не обгоняя другие машины.
Игра «Угадай знак».
Подготовка к игре: Все знаки расставляют на расстоянии друг от друга.
Правила игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что
обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку.
Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. В конце игры
подсчитывают, у кого, сколько жетонов и определяют победителей.
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)
Цель: использования данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Например, задание о работе светофора, начинать с вопроса: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?». Дети предлагают свои варианты суждений.
Затем спрашиваем: «Чем же полезен светофор? Если светофор так полезен, зачем регулировщик на перекрёстке или пешеходный переход? Чем светофор неудобен? Может ли он быть деревянным? Почему светофор трёхглазый?
Следующий этап – это выявление противоречий в объекте, явлении. Выясняем с детьми, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Проводим этот этап в виде игры «Хорошо – плохо». Например: автомобиль – это хорошо, потому что перевозит людей и грузы; удобное средство передвижения, красивый, скоростной. Но автомобиль – это плохо, потому что он ломается, на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в автомобильную катастрофу; он заправляется бензином, может взорваться; он загрязняет воздух и т.д. Побуждаем ребёнка находить противоречия в том или ином объекте, явлении, учит их разрешать. Для развития системного мышления дошкольников мы
используем интеллектуальные игры типа «Скажи, что делает…», «Каким могут быть…», «Разбери предмет на части», «Если бы…», «Найди лишнее слово», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом» и другие.
Мнемотехника
В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится все более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Эта технология увеличивает объем памяти детей путем образования дополнительных ассоциаций.
В результате её использования дети преодолевают робость и застенчивость, у них увеличивается круг знаний о дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте.
112 | ||
01 | ||
02 | ||
03 | ||
04 |