И снова о ЕГЭ
Ребята, так как nsportal.ru не позволяет оставлять комментарии ученикам, напоминаю, что обратная связь осуществляется через образовательный портал для подготовки к экзаменам "Решу ЕГЭ". Там вы выполняете созданные мной задания, присылаете свои работы обратно, задаёте возникшие вопросы.
Не забывайте о других полезных сайтах:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
К сочинению в формате ЕГЭ | 54.5 КБ |
ЕГЭ 2015. Русский язык. Практикум. Задания части 2. Егораева | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Как готовиться к выполнению задания 25 ЕГЭ?
1. Прочитайте текст. Вдумайтесь в его тему и проблематику. О чём идёт речь и что об этом думает автор? Всмотритесь в языковые средства выразительности.
Решите, какой тип речи, стиль изберёте для вашего сочинения. Стиль речи, скорее всего, публицистический (но возможен и учебно-научный, учебно-популярный). Ведущим типом речи должно быть рассуждение.
2. Определите замысел: разделяете ли вы мнение автора текста или не согласны с ним. В первом случае ищите дополнительные доказательства или примеры из вашего жизненного опыта, пусть даже почерпнутого из книг. Во втором – найдите контраргументы, подумайте, как вежливо возразить автору, что противопоставить его доводам, как выразить и защитить своё понимание проблемы.
3. Задумайтесь над композицией и языковым оформлением сочинения, с чего начать, о чём говорить в основной части, чем закончить, как соединить в основной части анализ содержания исходного текста с оценкой средств выразительности, использованных в нём, какие языковые средства использовать в сочинении, чтобы ясно и убедительно изложить свою позицию.
4. Постарайтесь избежать в своём сочинении типичных ошибок, которые обычно встречаются в работах выпускников:
а) не превращайте сочинение в изложение: нужен не пересказ текста, а его интерпретация – толкование затронутой в тексте проблемы;
б) не начинайте сочинение с местоименной фразы («В этом тексте говорится…»);
в) не сообщайте, сколько в тексте предложений и абзацев, не выстраивайте цепочки ключевых слов, раскрывающих ту или иную тему: у вас нет времени для формального (структурного) анализа текста, от вас требуется откликнуться на проблему, затронутую в тексте, и показать, какие средства языка помогли автору сказать о ней понятно и убедительно.
Что такое эссе?
Эссе – сочинение небольшого объёма, размышление свободной композиции, в котором оригинально выражается индивидуальное впечатление о прочитанном.
Эссе не претендует на исчерпывающую трактовку, но предполагает яркость и образность выражения с установкой на доверительную интонацию и разговорную лексику.
Жанровые особенности эссе:
- необычное вступление;
- автор делится своими наблюдениями, стремится передать свои наблюдения;
- небольшой объём, свободная композиция;
- вывода чаще всего нет, вопрос остаётся открытым;
- стиль отличается афористичностью, образностью, эмоциональностью;
- многообразие художественно-изобразительных средств языка:
а) тропы – эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение, аллегория, художественный символ, гипербола, т.д.;
б) стилистические фигуры – антитеза, анафора, эпифора, градация, оксюморон, синтаксический (образный) параллелизм, умолчание, парцелляция, инверсия, риторические вопросы, т.д.
Виды вступлений
1. Вопросно-ответное единство.
Диалогичность позволит сделать вступление более энергичным.
Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова его роль в жизни человека, заставляет задуматься высказывание Сухомлинского.
2. Риторический вопрос.
Назывное предложение в зачине должно содержать базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в тексте.
Марина Цветаева. Это имя дорого каждому человеку, кто ценит настоящую поэзию. Мне кажется, трудно найти человека, которого стихи М.Цветаевой оставили бы равнодушным. Литературовед Е.Б.Тагер – один из тех, кому посчастливилось знать Марину Ивановну лично. В своих воспоминаниях он стремится раскрыть внутренний мир этого удивительного поэта.
3. Цепочка вопросительных предложений.
Некоторые вопросительные предложения в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста и выделить в нём главное.
Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Ю.Башмета.
4. Цитата в качестве зачина.
Цитируемый фрагмент не должен быть объёмным. Он должен иметь прямое отношение к теме. Цитата может представлять собой фрагмент исходного текста или может быть взято из других источников.
Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Эти бессмертные строчки А.С.Пушкина вспомнились мне, когда я читал текст Ф.Искандера «Дедушкин дом».
5. Во вступительной части может определяться тема текста.
Утро – время, когда пробуждается ото сна всё живое. Свежесть и яркость утренних красок, утренняя прохлада, сверкание росы создают в природе особое настроение, которое передаётся людям, поднимающимся с первыми лучами солнца, как бесценный дар, как высшая награда за открытость этому миру. Об этом текст замечательного русского писателя В.Солоухина.
6. Во вступлении приводится краткая справка о писателе, который является автором текста: об основных проблемах в его произведениях и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его творчества.
В Солоухин – один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: это художник слова. Завораживают описания природы, созданные им. Удивительно точны и эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В своём творчестве Солоухин не раз поднимал тему взаимоотношений человека и природы. К этой теме писатель обращается и в тексте о прекрасном росном утре.
7. Вступление может начинаться с лирического отступления.
Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю. Как удивительна трава, сверкающая росой в лучах восходящего солнца! А цветы, а птицы! Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передаётся и нам, проснувшимся на заре. Именно об этом говорится в тексте В.Солоухина.
8. Во вступительной части формулируются проблемы, которые поднимает автор исходного текста.
Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с той самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Как сохранить те сердечные, добрые отношения, которые связывают человека с друзьями? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни?
Виды заключений
1. Заключение может быть написано в форме цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста, но она должна быть прокомментирована.
Отношение к природе, ко всему живому очень точно выразил Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Без соблюдения этой нравственной заповеди, без побед над своими пороками вряд ли каждый из нас может считать себя человеком разумным, бережно охраняющим своё жилище – Землю.
2. Заключение может быть написано в форме яркого примера, обобщающего твои суждения.
Когда-то я читала сказку о жадном человеке, страстно мечтавшем о том, чтобы всё, к чему он прикасается, превращалось в золото. Бог решил осчастливить этого глупца и выполнил его просьбу. Итог страшен: человек умер от жажды и голода. Не повторяем ли мы его роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда очень не хочется, чтобы сказка стала былью.
3. Заключение может быть написано в форме вывода-впечатления.
Одна из крайних сущностей денег – быть платой за всё живое. Об этом невольно думаешь, прочитав текст Солоухина. А что потом человечество будет делать с жёлтым металлом на мёртвой планете? Неужели мои потомки будут знать многие растения, животных, птиц лишь по рисункам в токсичных пластиковых книгах? Даже страшно подумать о том, куда ведёт нас путь наживы.
4. Заключение может быть написано в форме этически корректного возражения автору исходного текста.
Сложно не согласиться с Солоухиным, но есть факты, которые дарят надежду на то, что человечество всё-таки понемногу освобождается от власти денег, от жажды наживы: американцы свои леса, озёра считают высшей национальной ценностью, японцы активно занимаются восстановлением морских биоресурсов, европейские государства законодательно вводят высокие штрафные санкции против нарушителей экологии. Радует и то, что многие виды растений, птиц, животных, ранее занесённые в Красную книгу, уже не значатся как исчезающие. Конечно, ещё рано пока рисовать оптимистические картины. Но человечество, кажется, начало отличать истинные ценности от ложных.
5. Заключение может быть написано в форме обзора всех положений, которые ты осмыслил в основной части, если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств.
Итак, грязные реки и озёра, ядовитые продукты, искорёженная земля, опустевшие без животных и птиц леса, воздух, вызывающий страшные заболевания, - вот тот мир, в который приведёт человечество, его алчность, не знающая предела.
6. Заключение может быть написано в форме развёрнутого рассуждения об идее текста.
«Вселенские диверсанты… не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди», перерезая своей ненасытной жадностью «нитки-поколения». Наверное, наделяя человека умом, природа не думала, что человек обратит эту награду против неё, сделав своё самое большое достояние не добрым, а коварным, усилив его жадностью и жестокостью. Но вряд ли кто-то станет отрицать, что в природе всё взаимосвязано. И, уничтожая связующие нити, мы когда-нибудь в азартной погоне за деньгами отрежем и ту, что связывает нас с жизнью.
7. Заключение может быть написано в форме спора с воображаемыми критиками позиции автора.
Не все, наверное, согласятся с позицией Солоухина. Найдутся те, кто скажет, что слишком уж пессимистична картина, нарисованная автором в самом начале текста. Но разве не страшен тот факт, что за последние десятилетия исчезли сотни маленьких речек. А это следствие беспощадной вырубки леса вдоль берегов, осушения болот. Кто-то скажет, что мало верит в такое загрязнение мирового океана. А разве неубедительны случаи массовой гибели морских животных и птиц, то, что у нас всё меньше и меньше природных запасов чистой питьевой воды. И уж нужно быть совсем слепым упрямцем, отрицая тот факт, что многие природные катаклизмы (пожары, наводнения) – результат безнравственного отношения человека к природе.
8. В заключении может быть выражена позиция автора по отношению к поставленной в тексте проблеме.
Авторская позиция Солоухина мне вполне ясна. Но близка лишь в некоторых чертах. Исходя из личного примера, я полагаю, что наш век новых достижений и прорывов в технической сфере вовсе не мешает духовному развитию отдельно взятой личности. Наоборот, последние разработки делают информацию и знания более доступными, открывают неограниченные возможности для знакомства и общения с новыми людьми. Конечно, как и везде, здесь надо знать меру и не становиться рабом «компьютерной» эпохи.
Главное – не забывать, что самые простые вещи на свете: солнце, смех, улыбки друзей – наши самые большие драгоценности.