«Роль художественной литературы в воспитании патриотизма детей старшего дошкольного возраста».
В дошкольный период детства происходит становление личности ребёнка, раскрываются его индивидуальные способности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_hud._litr.docx | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль художественной литературы в воспитании патриотизма детей старшего дошкольного возраста».
В дошкольный период детства происходит становление личности ребёнка, раскрываются его индивидуальные способности.
К старшему дошкольному возрасту, мы знакомим детей с традициями и бытом своей Родины, родного края.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает, накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» С. Михалков.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верование, историю своих предков, их культуру. Знание своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим уважением, вниманием и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Эффективным средством нравственно-патриотического воспитания является ознакомление детей с произведениями художественной литературы. Эта работа должна вести к более глубокому пониманию детьми, как художественной ценности произведения, так и его нравственной стороны. Необходимо также учитывать, что в детской художественной деятельности происходит дальнейшее освоение и углубление не только эстетических чувств, но и нравственно-патриотических чувств.
Большое воспитательное значение в нравственно-патриотическом направлении имеют рассказы воспитателя и чтение литературных произведений о событиях, выходящих за пределы непосредственного окружения ребёнка.
Через ознакомление детей с различной художественной литературой воспитатель помогает детям увидеть и понять нравственное содержание деятельности людей. Чтение художественных произведений углубляет чувства детей.
Такие произведения как стихи «Румяной зарёю» А. Пушкина, «Зима» И. Сурикова, «Дождь» И. Токмачёвой – помогает детям наблюдать природу, отличая её своеобразие и красоту в разные времена года, выражая этим своё отношение к родным местам. Любовь к природе родного края способствует воспитанию патриотических чувств.
В старшей группе углубляются знания детей о главном городе нашей страны- Москве, используя рассказы из таких художественных произведений как- «Главный город» С. Баруздина, «На Красной площади» Б. Житкова, «У нас в Москве» Л. А. Кассиль и многие другие.
Маяковский писал: «Начинается земля, как известно, от Кремля». Мы предлагаем детям послушать эти произведения, затем их пересказать, составить рассказ о Москве, разучиваем стихи.
В старшей группе продолжается формирование дружеского отношения к детям других национальностей, воспитание интернациональных чувств. Мы знакомим детей с такими произведениями как- : «Юг»; «Ты не сирота» Гаодур Гулям; «Колхозный пчеловод», «Берегите птиц» Мусы Джангазиева; «Звёзды» Мусы Джалиля и многое другое.
Особенно глубоко расширяем знания о нашей Республике Хакасии, о городе, о родном крае в котором живём. Через художественную литературу хакасских писателей и поэтов, как М. Коков «Родная Земля», В. Долгушин «Саяны», Н. Доможаков «Цветок», М. Кильчичаков «Наш родной край», «Медвежий лог», В. Угдыжеков «Русскому товарищу», «Хакаские народные сказки» и многих других. Детьми усваиваются знания и представления о явления общественной жизни, об окружающей действительности, о наших земляках, которые сражались мужественно, стойко, нанося удар за ударом противнику, проявляя в бою лучшие качества сибирского характера.
Братская дружба русских и хакасов на веки скреплена совместно пролитой кровью. «Если русский в бою был ранен, выносил его брат – хакас. А хакаса, на поле брани русский воин спасал не раз…».
Воспитывая уважение к воинам, которые защищали и защищают нашу Родину, мы беседуем о том, что они узнали в средней группе о солдатах и командирах, знакомим с художественными произведениями, где часто прослеживается подвиг, патриотизм, героизм воинов. Например, ко дню Победы мы приглашаем гостей – ветеранов, которые рассказывают нам о страшных днях войны. Дети долго ходят под впечатлением незабываемых встреч. Затем, с интересом рассматривают иллюстрации альбомов по военной тематике, сборники, иллюстрированные книги о войне.
Посещаем городскую библиотеку, ходим на экскурсии в краеведческий музей. Проводим выставки детских рисунков и поделок к праздникам.
Дружеские взаимоотношения детей формируются в играх по сюжетам таких литературных произведений, где показан гуманистический характер отношений между людьми, их готовность помочь, выручить из беды. Чувство восхищения, желание быть похожими на людей смелых, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей, могут формироваться в играх по сюжетам произведений: С. Маршака, Б. Жидкого, С. Сахарнова. Примером такого произведения может быть рассказ С. Сахарнова «Два радиста». Поэтому после прочтения рассказа мы ставим перед собой цель достичь осознания детьми нравственных мотивов поведения человека, понять идею долга и взаимопомощи.
Усваиваемые детьми знания и представления о явлениях общественной жизни способствует формированию у них патриотических чувств, любви к своей родине.
Дети в нашей группе очень любят сочинять свои авторские рассказы, сказки. Затем рисуют иллюстрации к своим произведениям. Книжки – малышки сделанные детьми, особенно любят дети младших групп, и мы им с удовольствием дарим их на память. Нас радует, то, что сказки у детей добрые, что героев злых побеждают герои добрые, что люди заботятся друг о друге, всегда готовые прийти на помощь друг другу. И обо всём этом мы составили с детьми книжку «Сказочная история про щенят». В группе оформлен книжный уголок «Моя любимая книжка», где дети располагают свои любимые сказки, рассказы, стихи.
Нами составлен проект, который предусматривает использование художественной литературы на занятиях и в не их на весь учебный год по нравственно-патриотическому воспитанию.
Таким образом, в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребёнка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.