концепция модернизации математического образования

Барс  Ирина Викторовна

Концепция модернизации математического образования ( каталог ресурсов ЕК ЦОР.,рекомендованных для использования учителями основной школы,модули ФЦИОР, рекомендованные для использования,требования к оснащению кабинета математики и т.п)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к оснащению кабинета математики в соответствии с требованиями Федерального  государственного стандарта общего образования  и Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» Методические рекомендации

Дозморова Е.В.

Требования к  оптимальному материально-техническому обеспечению организации  учебной деятельности по математике, предъявляемые в условиях введения ФГОС,  включают библиотечный фонд, демонстрационные печатные пособия, информационно-коммуникационные средства, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Государственный стандарт по математике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебной деятельности должно быть достаточным для эффективного решения этих задач.

При определении оптимального списка объектов для оснащения кабинета математики  необходимо руководствоваться следующими документами:

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19682);

  СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);

 Письмо Минобрнауки России от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03;

Письмо Минобрнауки России 2014г. (проект) «Разъяснения  к Рекомендациям по оснащению общеобразовательных организаций  лабораторным, демонстрационным оборудованием  и наглядными пособиями, необходимыми для реализации Закона об образовании в Российской Федерации и федеральных государственных образовательных стандартов».

Нормативные Акты, регламентирующие вопросы оснащенности образовательных учреждений учебно-лабораторным оборудованием и пособиями, были приняты до вступления в силу Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., который уточняет  порядок оснащения образовательных организаций и требования к уровням оснащенности. В вышеуказанных разъяснениях к рекомендациям содержатся не только перечень оборудования, позволяющего реализовать требования ФГОС и примерных образовательных программ, но также комментарии, регламентирующие требования и условия эксплуатации учебного оборудования.

Комплектация оборудования  кабинета математики осуществляется  в соответствии с требованиями ФГОС, примерной образовательной программы по предмету Математика и обеспечивает достижение образовательных  результатов изучения данной предметной области.

Начальное общее образование

Математика

Демонстрационное оборудование

Магнитный и пробковый стенды, напольные счеты, набор объемных геометрических фигур, стенд циферблата часов, набор магнитов демонстрационных для доски «Цифры и знаки», набор «Магнитная математика», набор дидактический по изучению математики, модель-аппликация «Части целого на круге» (простые дроби),  и др.

(Изделия, относящиеся к данной группе пособий не подлежат обязательной сертификации.)

Один комплект на кабинет

Учебно-лабораторное оборудование

Комплекты

Наборы дидактические: тип 1 - по изучению таблицы умножения, тип 2 - по обучению счету, тип 3 - по изучению цифр, модель циферблата часов с подвижными стрелками, счеты индивидуальные, счетные палочки, набор для изготовления моделей по математике, математические пирамиды «Вычитание», «Сложение», «Умножение», «Деление», «Дроби», наборное полотно, раздаточный материал для устного счета 1 - 4 классы, веер цифр и знаков от 0 до 10, от 0 до 20, танграм, набор цветных геометрических фигур и др.

(Изделия, относящиеся к данной группе пособий не подлежат обязательной сертификации.)

1 компл. на 2 учащихся

Таблицы и

пособия по

 разделам предмета на печатных и

цифровых носителях (ЭОР)

в т.ч. с

комплектами раздаточного материала;  видеофильмы; альбомы и

репродукции.

Комплект таблиц по математике. 1 - 4 классы, набор цифр и счетного материала; комплект таблиц для устных вычислений, порядок действий, таблицы мер длины, веса, времени, измерения площадей, числа; состав и разряды чисел; сложение; вычитание; деление; умножение; составление и решение задач; свойства: суммы, разности, произведения и частного, геометрические фигуры, равенства и неравенства; доли и дроби, магнитно-маркерное панно для изучения состава числа, магнитно-маркерное панно «Задачи на движение», магнитно-маркерный стенд «Постановка и решение математических задач», стенд-лента «Таблица классов и разрядов» и др.

Мультимедийные пособия с комплектами демонстрационного материала: «Наглядная математика. 1-2 классы», «Наглядная математика. 3-4 классы», электронные наглядные пособия по основам математики, видеофильмы.

Методические рекомендации и разъяснения:

- Формат таблиц и плакатов должен быть не менее 68  х 90 см.

- Вся картографическая продукция, таблицы и плакаты должны иметь антибликовое покрытие;

- Наличие печатных и цифровых носителей информации обусловлено требованиями сменяемости видов деятельности учащихся в соответствии с  СанПиН 2.4.2.2821-10.

- Печатная продукция учебного назначения подлежит обязательной сертификации.)

Один комплект на кабинет

Основное общее образование. Среднее общее образование

Тип оборудования

Вид оборудования

Примерная комплектация, рекомендации и пояснения

Рекомендуемое количество

1.

Оборудование общего назначения и ТСО

Доска аудиторная (рекомендуемый размер 100 х 300 см. – 3-х элементная с пятью рабочими поверхностями. Возможна комбинация мел-маркер); 

Комплект инструментов классных: линейка, циркуль, угольник, транспортир и др. (рекомендуемая комплектация с жестким пеналом, навешиваемым на стену и магнитным держателем инструментов);

Автоматизированное рабочее место учителя (АРМ) в составе: персональный компьютер учителя с комплектом копировальной и сканирующей техники (и др. средства ИКТ коммуникаций в комплекте с необходимым   программным обеспечением). 

Аудиовизуальные средства и системы (комплекты проекционной и акустической техники,  включая системы коммутации,  к которым относятся: различные виды и комбинации проекционных и звукоусиливающих устройств в вариантах: интерактивный проектор; интерактивная доска – мультимедиа проектор; активные панели, дисплеи, документ-камеры, проекционный экран и пр.; со встроенными или автономными системами звукоусиления, обеспеченные системой коммутации с  АРМ учителя)

Многофункциональный комплекс преподавателя - оборудование для хранения и демонстрации плоскостных (карт, таблиц и плакатов) наглядных и дидактических пособий, расходных материалов, установки и крепления аудиовизуальных средств и систем. (Изделие подлежит обязательной сертификации по ГОСТ 22046-2002);  

Стенды информационные (для размещения сменных печатных носителей информации).

Рекомендации по разделу:

Все электроприборы должны быть обеспечены сетевыми фильтрами.

При эксплуатации проекционной техники рекомендуется использовать устройства бесперебойного питания, аудиторная доска должна быть обеспечена осветительными софитами.

Установка аудиторной доски, софитов, аудиовизуальных средств, проекционных экранов, мониторов и комплексов преподавателя,  регламентируется требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 и Правил Устройства Электроустановок (ПУЭ) .

Все средства ИКТ, копировальная, множительная техника, аудио-визуальные средства, включая системы коммутации, подлежат обязательной сертификации.

Один комплект на кабинет

2.1.

Демонстрационное оборудование

(базовый уровень)

Модели

Комплект "Оси координат", модель-аппликация "Множества", модель-аппликация "Числовая прямая", набор "Части целого на круге", набор геометрических тел,  демонстрационный, набор прозрачных геометрических тел с сечениями, набор цифр, букв, знаков с магнитным креплением.

 (Все пособия должны быть обеспечены твердой упаковкой, промаркированными ячейками для хранения, описанием и маркировкой каждого экспоната.  Изделия, относящиеся к данной группы пособий не подлежат обязательной сертификации.)

Один комплект на кабинет

2.2.

Приборы и оборудование  

Набор геометрических тел демонстрационный.

 (Изделия, относящиеся к данной группе пособий,  не подлежат обязательной сертификации.)

Один комплект на кабинет

3.

Лабораторное  оборудование

(базовый уровень)

Лабораторные комплекты (наборы) раздаточные.

Набор моделей для практических работ по стереометрии и др.

Набор прозрачных геометрических тел (с сечениями).

 (Изделия, относящиеся к данной группе пособий,  не подлежат обязательной сертификации.)

1 компл. на 2 учащихся

4.1.

Наглядные пособия

(базовый уровень)

Пособия постоянной экспозиции

Портреты выдающихся математиков. (формат не менее А-4 с рамками и настенным креплением) .

Ось координат.

Один комплект на кабинет

4.2.

Таблицы и

пособия по

 разделам предмета на

печатных и

цифровых носителях (ЭОР)

в т.ч. с

комплектами раздаточного материала;  видеофильмы; альбомы и

репродукции.

Таблицы: «Геометрические фигуры и тела», «Тригонометрия», «Треугольники, Четырехугольники, Окружности (Геометрия)», «Параллелограмм, Трапеция, Прямоугольный треугольник, Векторы  на плоскости» (Планиметрия)» Векторы в пространстве (Стереометрия),  Декартова система координат», «Тела вращения», «Сечения тел вращения (Стереометрия)», «Преобразование графиков функций (алгебра)», «Теория вероятностей и математическая статистика».

Тематические комплекты таблиц по алгебре, геометрии, математике.

 Электронные наглядные пособия, иллюстрирующие методики выполнения практических работ, видеозаписи уроков, демонстрационных работ, мультимедийные обучающие программы по математике, алгебре, геометрии и др. Электронные наглядные пособия, содержащие  программы электронной проверки знаний обучающихся.

Цифровые наглядные пособия с комплектами раздаточного материала: геометрия, планиметрия, геометрические величины и фигуры, функции, их свойства и графики, измерение геометрических величин.

Раздаточные комплекты таблиц по разделам математики. 

Методические рекомендации и разъяснения:

- Формат таблиц и плакатов должен быть не менее 68  х 90 см.

- Все  таблицы и плакаты должны иметь антибликовое покрытие;

- Наличие печатных и цифровых носителей информации обусловлено требованиями сменяемости видов деятельности учащихся в соответствии с  СанПиН 2.4.2.2821-10.

- Печатная продукция учебного назначения подлежит обязательной сертификации.)

Один комплект на кабинет

5.1.

Оборудование для изучения предмета на профильном уровне и проектной деятельности

Измерительные приборы и комплекты лабораторного оборудования

Автоматизированное рабочее место ученика (ПК и др. средства ИКТ коммуникаций в комплекте с необходимым   программным обеспечением).  

Комплект малых вычислительных средств, цифровая лаборатория (лабораторный практикум по математике)

Два  комплекта на кабинет

5.2

Дидактические пособия

Учебные и наглядные пособия, справочные материалы и определители на печатной и цифровой основе (ЭОР) с комплектами необходимого программного обеспечения.

Два комплекта на кабинет

6.1.

Оборудование для   изучения предмета на углубленном уровне

Измерительные приборы и комплекты лабораторного оборудования

Автоматизированное рабочее место ученика (ПК и др. средства ИКТ коммуникаций в комплекте с необходимым   программным обеспечением).  

Комплект малых вычислительных средств, цифровая лаборатория (лабораторный практикум по математике)

Система голосования и опроса.

Цифровая лаборатория (демонстрационный практикум по математике).

Один комплект на 4-5 учащихся

6.2.

Дидактические пособия

Учебные и наглядные пособия, справочные материалы на печатной и цифровой основе (ЭОР) с комплектами необходимого программного обеспечения.

Один комплект на 4-5 учащихся

В проекте письма  Минобрнауки России 2014г. «Разъяснения  к Рекомендациям по оснащению общеобразовательных организаций  лабораторным, демонстрационным оборудованием  и наглядными пособиями, необходимыми для реализации Закона об образовании в Российской Федерации и федеральных государственных образовательных стандартов» подчеркивается, что «в данных рекомендациях приведена номенклатура оборудования, достаточная для достижения сформулированных выше образовательных задач и заданных действующими ФГОС компетентностей учащихся, исходя из принципа минимальной достаточности для обеспечения учебного процесса.

Приведенная номенклатура пособий и оборудования охватывает только наименования технических средств, модельные и функциональные ряды оборудования и пособий без детализации признаков, т.к. быстрая сменяемость моделей и широта предложения аналогов не позволяет навязывать образовательным учреждениям какой-либо один из множества существующих вариантов».



Предварительный просмотр:

Каталог ресурсов ЕК ЦОР, рекомендованных к использованию учителями математики основной школы

http://school-collection.edu.ru/collection/ 

Название с гиперссылкой

Тип ресурса

Рекомендации по использованию

Коллекции

Из коллекции История математики

1

Алфавитные нумерации.

Текст с иллюстрациями посвящен алфавитным нумерациям - ионийской и славянской.

Ресурс может быть использован учителем в качестве основы урока в 5-6 классах, а также использоваться для организации самостоятельной работы в процессе обучения математике.

2

Дроби

Текст с иллюстрациями и интерактивной моделью (взвешивание).

Ресурс может быть использован учителем в качестве основы урока в 5-6 классах, а также использоваться для организации самостоятельной работы в процессе обучения математике

3

Позиционные нумерации.

Текст с иллюстрациями посвящен позиционным системам исчисления - вавилонской, греческой, китайской, нумерации майя

Ресурс может быть использован учителем в качестве основы урока в 5-6 классах, а также использоваться для организации самостоятельной работы в процессе обучения математике

4

Задачи на составление линейных уравнений

Текст, включающий в себя рассказ о задачах на составление линейных уравнений (Индия, арабская математика, "Арифметика" Магницкого) и различных методах их решения, в том числе о "правиле ложного положения" с гиперссылками, включающими решение, ответ, доказательство предлагаемых в основном тексте задач.

Материалы ресурса могут быть использованы учителем в качестве основы для проведения первого урока по теме "Задачи на составление линейных уравнений", средства мотивации учащихся перед изучением соответствующей темы, а также  в качестве базы для организации самостоятельной работы учащихся

5

"Начала" Евклида. Постулаты и аксиомы у Евклида

Текст с анимационными модулями, посвященный постулатам и аксиомам Евклида

Может быть использован в качестве основы для проведения урока обобщения и систематизации знаний учащихся в 7 классе

6

Изопериметрическая задача и некоторые другие задачи на максимум и минимум. Урок 1; Урок 2

Два ресурса, представляющие собой тексты с гиперссылками, иллюстрациями и интерактивными моделями

Ориентированы на учащихся с высоким уровнем математической подготовки. Целесообразно использовать для организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на расширение математического содержания

7

Теорема Пифагора

Текст с иллюстрациями и анимационной моделью, посвященный истории возникновения и различным доказательствам теоремы Пифагора

Может быть использован при проведении урока по теме "Теорема Пифагора" в 8 классе, а также для организации самостоятельной деятельности учащихся. Способствует повышению мотивации учащихся к изучению геометрического содержания.

8

Геометрические вероятности

Текст и иллюстрациями, интерактивной моделью и гиперссылками

Целесообразно использовать при изучении стохастической линии математического содержания. Может быть использован при организации этапа введения нового содержания как в режиме объяснения, так и в режиме самостоятельной работы

9

Суммирование некоторых последовательностей

Текст с иллюстрациями

Целесообразно использовать в качестве основы проведения урока, расширяющего материал школьного учебника. Может быть использован при организации самостоятельной работы сильных учащихся.

10

Геометрическая прогрессия 

Текст с иллюстрациями и интерактивной моделью

Целесообразно использовать в качестве основы для организации самостоятельной деятельности сильных учащихся с целью дополнения и расширения материала школьного учебника при изучении темы "Прогрессии" в 9 классе.

Инструменты учебной деятельности

11

Математический конструктор

Среда, позволяющая проводить построения различных математических объектов, создавать модели и исследовать их

Целесообразно использовать для организации исследовательской деятельности учащихся как на уроке, так и в процессе внеурочной деятельности

12

Функции и графики

Интерактивная модель, позволяющую строить графики различной сложности, производить преобразования графиков и другие операции над графиками функций. Включает набор Java моделей, позволяющих изучить свойства функций, методы решения уравнений и неравенств, ознакомиться с тригонометрическими функциями

Из коллекции Анимационные ресурсы по математике

13

Квадрат и правильный треугольник 

Анимационная интерактивная модель

Целесообразно использовать для организации самостоятельной деятельности учащихся

14

Парабола 

Последовательность мультфильмов

Целесообразно использовать в качестве основы при подготовке и проведении урока введения нового материала по теме "График квадратичной функции. Парабола"

Из коллекции Дидактические игры на уроках математики

15

Делимость чисел

Игра для двоих на основе интерактивной модели "Доска" 3*4

Целесообразно использовать в качестве основы для организации парной работы в компьютерном классе. Ориентировано на учащихся 6 класса с хорошим уровнем математической подготовки.

16

Многочлены 

Игра для одного на основе интерактивной модели "Доска" 6*4

Целесообразно использовать в качестве основы для фронтального опроса. Может быть использовано в качестве домашнего задания.

17

Замена неизвестного

Игра для двоих. Тип заданий – установление соответствия между элементами двух множеств

Целесообразно использовать в качестве основы для организации парной работы в компьютерном классе. Ориентировано на учащихся 9 класса с хорошим уровнем математической подготовки.

18

Вершина параболы

Игра для двоих на заполнение таблицы (выбор правильной ячейки)

Целесообразно использовать в качестве основы для организации парной работы в компьютерном классе. Ориентировано на учащихся 8 класса.

19

Устный счет 

Игра для одного: выполнение цепочки арифметических действий

Целесообразно использовать в качестве домашнего задания или при проведении устного счета в фронтальной форме в 7-9 классах

20

Решение неравенства 

Игра для одного: реализация последовательности шагов при решении иррационального неравенства

Целесообразно использовать при объяснении способа решения иррационального неравенства

Коллекции целиком

21

Коллекция Видеозаписи лекций по математике

Набор видеолекций по математике, ориентированных на сильных учащихся старших классов

Ориентирован на организацию самостоятельной деятельности учащихся, направленной на углубление и расширение математического содержания

22

Коллекция Словарь-справочник понятий и фактов элементарной математике

Набор справочных статей по основным разделам школьной математики

Рекомендуется для самостоятельного ознакомления учащихся по указанию учителя или самостоятельно.

23

Коллекция Конспекты разработок уроков по избранным темам школьной программы по математике

Набор документов – конспектов уроков по некоторым темам школьной математики

Рекомендуется для использования учителем в качестве вспомогательного средства при подготовке уроков и разработке методики обучения теме.

Инновационные учебные материалы

«Алгебра в основной школе», 7-9 классы

24

Вычисление значений выражений 

Презентация

Может быть использована учителем при проведении урока введения нового материала по теме "Алгебраические выражения"

25

Вычисление значений выражения 

Демонстрация на основе интерактивной модели

Может быть использована учителем при проведении урока закрепления изученного по теме "Алгебраические выражения" в форме фронтальной работы, а также для организации самостоятельной работы учащихся в компьютерном классе или дома

26

Вычисляем значение выражений

Интерактивный тест

Может быть использован учителем при проведении урока закрепления по теме "Алгебраические выражения" в форме фронтальной работы, а также для организации самоконтроля

Алгебра

27

Метод деления отрезка пополам

Интерактивная модель, ориентирована на воспроизведение последовательности шагов решения уравнения методом последовательного деления отрезка пополам

Могут быть использованы при объяснении нового материала, а также для организации самостоятельной работы учащихся в компьютерном классе и дома.

28

Преобразование графиков функций 

Интерактивная модель,

29

Решение уравнений 

Интерактивная модель

Комплекс инновационных учебных материалов

30

Алгебраические задачи с параметрами

Инструментарий для организации обучения задачам с параметрами. Теоретические и практические материалы

Различные варианты использования: проведение уроков разного типа; организация самостоятельной деятельности учащихся: исследовательская и проектная деятельность

Дополнительный список отдельных ресурсов ЕК ЦОР

  1. «Математика», 5 класс, Волович М.Б.
  1. Диктанты
  2. Отдельные интерактивные задания
  3. Конспекты
  4. Лекции
  5. Задания для опроса (неинтерактивные)
  6. Справочник
  7. Шпаргалка
  1. «Математика», 6 класс, Волович М.Б.
  2. «Математика», 5 класс, Зубарева И.И., Мордкович А.Г. : Диктанты, Основа объяснения, Основа проверки, Игровые задания: 1 и 2, Уроки-игры, Иллюстрации-модели
  3. «Математика», 6 класс, Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
  4. «Алгебра», 7 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.
  5. «Алгебра», 8 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. : ресурс по теме "Умножение дробей"
  6. «Алгебра в основной школе», 7-9 классы 
  1. Демонстрационные материалы
  2. Наборы ЦОР:
  3. Демонстрации: 1,
  4. Интерактивные задания,
  5. Презентации
  6. Игры
  7. Модели-инструменты
  1. «Виртуальная математика. Задачи с параметрами». 7-11 класс
  1. Презентации, Наборы заданий
  1. Компетентность. Инициатива. Творчество
  1. Библиотека мультфильмов
  2. Моделяторы
  3. Игры
  4. Набор программ по геометрии
  1. «Конструктивные геометрические задания», 5-11 классы
  1. Модели, задачи
  1. «Математика на компьютерах»
  2. ЭОР по математике «График квадратичной функции» и «Вписанная и описанная окружности», 7-9 класс 
  1. Анимационные ролики: 1 и 2
  2. Интерактивные упражнения: 1 и 2
  3. Интерактивные рисунки
  1. Видеозаписи лекций по математике
  2. Дидактические игры на уроках математики: граф, диктант, доска 1 и 2; кроссворд, пары, стрелки, таблица, цепочка 
  3. История математики
  4. Интерактивный рисунок. Четырехугольник, вписанный в окружность.

 



Предварительный просмотр:

Модули ФЦИОР,

рекомендованные для  использования учителями математики основной школы

Название с гиперссылкой

Тип ресурса

Рекомендации по использованию

Квадратичная функция

1

Квадратичная функция. П1

Практический. Из двух сцен: два тестовых задания

Целесообразно комплексное использование набора модулей для организации самостоятельной работы учащихся, направленной на  закрепление знаний и формирование умений.

Могут быть использованы в качестве основы про подготовке и проведении учителем уроков закрепления изученного  материала по теме "Квадратичная функция и ее график"

2

Квадратичная функция. П2

Практический. Из двух сцен: два тестовых задания на заполнение таблицы  

3

Квадратичная функция. П3

Практический. Из двух сцен: два тестовых задания: на заполнение таблицы и установление соответствия  

4

Квадратичная функция. П4

Практический. Из двух сцен: два тестовых задания на ввод ответа  

5

Квадратичная функция. П5

Практический. Из двух сцен: два тестовых задания: на определение координаты вершины параболы и на определение свойств квадратичной функции

6

Квадратичная функция. К1

Контрольный. Из двух сцен: нахождение вершины параболы и ввод ответа; выбор верного утверждения  

Целесообразно использовать в качестве средства самоконтроля учащихся при подготовке к контрольной работе по теме "Квадратичная функция и ее график" в режиме самостоятельной деятельности

7

Квадратичная функция. К2

Контрольный. Из двух сцен: тест с однозначным выбором уравнения, задающего данный график; выбор положения вершины параболы каждой из четырех функций

8

Построение графика квадратичной функции К1

Контрольный. Из пяти заданий: на выбор правильного ответа и на ввод ответа

Могут быть использованы в качестве средства для организации фронтального опроса по теме "Квадратичная функция и ее график".

9

Смещение графика квадратичной функции К1

Контрольный. Из пяти заданий: на выбор правильного ответа и на ввод ответа

Геометрические преобразования

10

Осевая симметрия. Центральная симметрия.

Практикум. Состоит из 5 заданий,  направленных на понимание определения и свойств осевой и центральной симметрий; развитие умений применять эти свойства при решении задач на построение и доказательство. При решении заданий учащемуся предоставляется возможность использовать подсказки.

Все задания данного учебного модуля параметризированы. Это позволяет формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.

11

Построение образа фигуры при центральной симметрии

Практикум. Задание повышенной сложности, состоящее из трех уровней. Для прохождения каждого уровня учащемуся необходимо два раза подряд правильно выполнить задание, при этом не использовать решение с ответом. Задания направлены на отработку умений и навыков учащихся построения образа фигуры при центральной симметрии. При прохождении уровней учащемуся предоставляется возможность использовать подсказки.

Целесообразно использование данного модуля для организации практикума в компьютерном классе. Все задания данного учебного модуля параметризированы, что позволяет генерировать индивидуальные для каждого учащегося задания.

12

Исследование преобразований фигур. Осевая и центральная симметрии

Исследовательская задача

Может быть использован в качестве основы для проведения урока введения нового материала.

Целесообразно использовать в качестве основы для организации самостоятельной продуктивной деятельности учащихся с последующим обсуждением ее результатов

13

Примеры движений фигур. Симметрия фигур

Комбинированный. Последовательность анимированных роликов. Задание для самоконтроля в форме теста на установление соответствия.

Целесообразно использование для организации самостоятельной работы учащихся в компьютерном классе или дома

Разные

14

Частота и вероятность случайного события. И3.

Интерактивная лекция

Целесообразно использование в качестве основы для самостоятельной работы учащегося дома.

15

Внесение множителя под знак корня. Вынесение множителя из-под знака корня

Пошаговое объяснение на основе выполнения последовательности заданий

Может быть использован при проведении урока объяснения нового материала или в качестве домашнего задания.

16

Взаимное расположение графиков линейных функций 

Информационный. Интерактивная лекция

Может быть использован как основа объяснений учителя на уроке или для самостоятельного повторения изученного материала. Также может быть предложен учащимся, пропустившим изучение темы по болезни.

17

Графический способ нахождение общей точки линейных функций. П 2

Практический. состоит из трех заданий с пошаговым контролем

Может быть использован для проведения устного опроса в форме фронтальной работы, а также для организации индивидуальной работы учащихся дома или в компьютерном классе

18

Деление многочленов

Комбинированный модуль, представляющий собой последовательность 9 сцен, первые 4 направлены на актуализацию знаний учащихся, затем последовательность 5 информационных сцен с интерактивной анимацией

Может быть использован как основа подготовки и проведения урока введения нового материала .

19

Деление многочленов

Практический. Последовательность 5 заданий на ввод ответа.

Может быть использован для проведения урока закрепления нового материала в форме фронтальной работы, а также для организации индивидуальной работы учащихся дома или в компьютерном классе

20

Десятичная запись дробных чисел

Информационный. Последовательность 8 сцен, представляющих собой текст. Содержит два задания для самоконтроля в форме теста.

Может быть использован как основа объяснений учителя на уроке или для самостоятельного повторения изученного материала. Также может быть предложен учащимся, пропустившим изучение темы по болезни.

21

Десятичная запись дробных чисел

Практический. Последовательность 5 заданий тестов разного типа.

Может быть использован для проведения урока закрепления нового материала в форме фронтальной работы, а также для организации индивидуальной работы учащихся дома или в компьютерном классе

Дополнительный список модулей ФЦИОР

  1. Свойства некоторых обыкновенных дробей. П2
  2. Делимость чисел на 45. П6
  3. Теорема Пифагора и следствия из нее. П1
  4. Абсолютная величина вектора. П2
  5. Задание в картинках по теме «Задача на концентрацию, смеси и сплавы». П4
  6. Задание в картинках по теме «Решение уравнений». П1
  7. Алгебраические уравнения
  8. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. П1
  9. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. П2
  10. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. П3
  11. Десятичная запись дробных чисел: Практический 2
  12. Десятичная запись дробных чисел: Практический 3
  13. Десятичная запись дробных чисел: Контрольный 1
  14. Десятичная запись дробных чисел: Контрольный 2
  15. Десятичная запись дробных чисел: Контрольный 3
  16. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Информационный
  17. Арифметический квадратный корень. Практический 1
  18. Арифметический квадратный корень. Практический 2
  19. Арифметический квадратный корень. Контрольный
  20. Понятие функции. Практический 1
  21. Понятие функции. Практический 2 
  22. Понятие функции. Практический 3
  23. График функции. Практический 1
  24. График функции. Практический 2
  25. График функции. Практический 3
  26. График функции. Практический 4
  27. График функции. Практический 5
  28. График функции. Информационный 1
  29. График функции. Информационный 2
  30. График функции. Информационный 3
  31. График функции. Информационный 4
  32. График функции. Контрольный 1
  33. График функции. Контрольный 2
  34. График функции. Контрольный 3
  35. Применение первого признака равенства треугольников. Практический
  36. Второй признак равенства треугольников. Признаки равнобедренного треугольника. Исследовательская задача.
  37. Признаки делимости на 10, 2, 5. Практический 1
  38. Признаки делимости на 3, 9. Практический 2
  39. Признаки делимости на 10, 2, 5, 3, 9. Контрольный  



Предварительный просмотр:

Требования к оснащению кабинета математики в соответствии с требованиями Федерального  государственного стандарта общего образования  и Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» Методические рекомендации

Дозморова Е.В.

Требования к  оптимальному материально-техническому обеспечению организации  учебной деятельности по математике, предъявляемые в условиях введения ФГОС,  включают библиотечный фонд, демонстрационные печатные пособия, информационно-коммуникационные средства, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Государственный стандарт по математике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебной деятельности должно быть достаточным для эффективного решения этих задач.

При определении оптимального списка объектов для оснащения кабинета математики  необходимо руководствоваться следующими документами:

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19682);

  СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);

 Письмо Минобрнауки России от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03;

Письмо Минобрнауки России 2014г. (проект) «Разъяснения  к Рекомендациям по оснащению общеобразовательных организаций  лабораторным, демонстрационным оборудованием  и наглядными пособиями, необходимыми для реализации Закона об образовании в Российской Федерации и федеральных государственных образовательных стандартов».

Нормативные Акты, регламентирующие вопросы оснащенности образовательных учреждений учебно-лабораторным оборудованием и пособиями, были приняты до вступления в силу Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., который уточняет  порядок оснащения образовательных организаций и требования к уровням оснащенности. В вышеуказанных разъяснениях к рекомендациям содержатся не только перечень оборудования, позволяющего реализовать требования ФГОС и примерных образовательных программ, но также комментарии, регламентирующие требования и условия эксплуатации учебного оборудования.

Комплектация оборудования  кабинета математики осуществляется  в соответствии с требованиями ФГОС, примерной образовательной программы по предмету Математика и обеспечивает достижение образовательных  результатов изучения данной предметной области.

Начальное общее образование

Математика

Демонстрационное оборудование

Магнитный и пробковый стенды, напольные счеты, набор объемных геометрических фигур, стенд циферблата часов, набор магнитов демонстрационных для доски «Цифры и знаки», набор «Магнитная математика», набор дидактический по изучению математики, модель-аппликация «Части целого на круге» (простые дроби),  и др.

(Изделия, относящиеся к данной группе пособий не подлежат обязательной сертификации.)

Один комплект на кабинет

Учебно-лабораторное оборудование

Комплекты

Наборы дидактические: тип 1 - по изучению таблицы умножения, тип 2 - по обучению счету, тип 3 - по изучению цифр, модель циферблата часов с подвижными стрелками, счеты индивидуальные, счетные палочки, набор для изготовления моделей по математике, математические пирамиды «Вычитание», «Сложение», «Умножение», «Деление», «Дроби», наборное полотно, раздаточный материал для устного счета 1 - 4 классы, веер цифр и знаков от 0 до 10, от 0 до 20, танграм, набор цветных геометрических фигур и др.

(Изделия, относящиеся к данной группе пособий не подлежат обязательной сертификации.)

1 компл. на 2 учащихся

Таблицы и

пособия по

 разделам предмета на печатных и

цифровых носителях (ЭОР)

в т.ч. с

комплектами раздаточного материала;  видеофильмы; альбомы и

репродукции.

Комплект таблиц по математике. 1 - 4 классы, набор цифр и счетного материала; комплект таблиц для устных вычислений, порядок действий, таблицы мер длины, веса, времени, измерения площадей, числа; состав и разряды чисел; сложение; вычитание; деление; умножение; составление и решение задач; свойства: суммы, разности, произведения и частного, геометрические фигуры, равенства и неравенства; доли и дроби, магнитно-маркерное панно для изучения состава числа, магнитно-маркерное панно «Задачи на движение», магнитно-маркерный стенд «Постановка и решение математических задач», стенд-лента «Таблица классов и разрядов» и др.

Мультимедийные пособия с комплектами демонстрационного материала: «Наглядная математика. 1-2 классы», «Наглядная математика. 3-4 классы», электронные наглядные пособия по основам математики, видеофильмы.

Методические рекомендации и разъяснения:

- Формат таблиц и плакатов должен быть не менее 68  х 90 см.

- Вся картографическая продукция, таблицы и плакаты должны иметь антибликовое покрытие;

- Наличие печатных и цифровых носителей информации обусловлено требованиями сменяемости видов деятельности учащихся в соответствии с  СанПиН 2.4.2.2821-10.

- Печатная продукция учебного назначения подлежит обязательной сертификации.)

Один комплект на кабинет

Основное общее образование. Среднее общее образование

Тип оборудования

Вид оборудования

Примерная комплектация, рекомендации и пояснения

Рекомендуемое количество

1.

Оборудование общего назначения и ТСО

Доска аудиторная (рекомендуемый размер 100 х 300 см. – 3-х элементная с пятью рабочими поверхностями. Возможна комбинация мел-маркер); 

Комплект инструментов классных: линейка, циркуль, угольник, транспортир и др. (рекомендуемая комплектация с жестким пеналом, навешиваемым на стену и магнитным держателем инструментов);

Автоматизированное рабочее место учителя (АРМ) в составе: персональный компьютер учителя с комплектом копировальной и сканирующей техники (и др. средства ИКТ коммуникаций в комплекте с необходимым   программным обеспечением). 

Аудиовизуальные средства и системы (комплекты проекционной и акустической техники,  включая системы коммутации,  к которым относятся: различные виды и комбинации проекционных и звукоусиливающих устройств в вариантах: интерактивный проектор; интерактивная доска – мультимедиа проектор; активные панели, дисплеи, документ-камеры, проекционный экран и пр.; со встроенными или автономными системами звукоусиления, обеспеченные системой коммутации с  АРМ учителя)

Многофункциональный комплекс преподавателя - оборудование для хранения и демонстрации плоскостных (карт, таблиц и плакатов) наглядных и дидактических пособий, расходных материалов, установки и крепления аудиовизуальных средств и систем. (Изделие подлежит обязательной сертификации по ГОСТ 22046-2002);  

Стенды информационные (для размещения сменных печатных носителей информации).

Рекомендации по разделу:

Все электроприборы должны быть обеспечены сетевыми фильтрами.

При эксплуатации проекционной техники рекомендуется использовать устройства бесперебойного питания, аудиторная доска должна быть обеспечена осветительными софитами.

Установка аудиторной доски, софитов, аудиовизуальных средств, проекционных экранов, мониторов и комплексов преподавателя,  регламентируется требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 и Правил Устройства Электроустановок (ПУЭ) .

Все средства ИКТ, копировальная, множительная техника, аудио-визуальные средства, включая системы коммутации, подлежат обязательной сертификации.

Один комплект на кабинет

2.1.

Демонстрационное оборудование

(базовый уровень)

Модели

Комплект "Оси координат", модель-аппликация "Множества", модель-аппликация "Числовая прямая", набор "Части целого на круге", набор геометрических тел,  демонстрационный, набор прозрачных геометрических тел с сечениями, набор цифр, букв, знаков с магнитным креплением.

 (Все пособия должны быть обеспечены твердой упаковкой, промаркированными ячейками для хранения, описанием и маркировкой каждого экспоната.  Изделия, относящиеся к данной группы пособий не подлежат обязательной сертификации.)

Один комплект на кабинет

2.2.

Приборы и оборудование  

Набор геометрических тел демонстрационный.

 (Изделия, относящиеся к данной группе пособий,  не подлежат обязательной сертификации.)

Один комплект на кабинет

3.

Лабораторное  оборудование

(базовый уровень)

Лабораторные комплекты (наборы) раздаточные.

Набор моделей для практических работ по стереометрии и др.

Набор прозрачных геометрических тел (с сечениями).

 (Изделия, относящиеся к данной группе пособий,  не подлежат обязательной сертификации.)

1 компл. на 2 учащихся

4.1.

Наглядные пособия

(базовый уровень)

Пособия постоянной экспозиции

Портреты выдающихся математиков. (формат не менее А-4 с рамками и настенным креплением) .

Ось координат.

Один комплект на кабинет

4.2.

Таблицы и

пособия по

 разделам предмета на

печатных и

цифровых носителях (ЭОР)

в т.ч. с

комплектами раздаточного материала;  видеофильмы; альбомы и

репродукции.

Таблицы: «Геометрические фигуры и тела», «Тригонометрия», «Треугольники, Четырехугольники, Окружности (Геометрия)», «Параллелограмм, Трапеция, Прямоугольный треугольник, Векторы  на плоскости» (Планиметрия)» Векторы в пространстве (Стереометрия),  Декартова система координат», «Тела вращения», «Сечения тел вращения (Стереометрия)», «Преобразование графиков функций (алгебра)», «Теория вероятностей и математическая статистика».

Тематические комплекты таблиц по алгебре, геометрии, математике.

 Электронные наглядные пособия, иллюстрирующие методики выполнения практических работ, видеозаписи уроков, демонстрационных работ, мультимедийные обучающие программы по математике, алгебре, геометрии и др. Электронные наглядные пособия, содержащие  программы электронной проверки знаний обучающихся.

Цифровые наглядные пособия с комплектами раздаточного материала: геометрия, планиметрия, геометрические величины и фигуры, функции, их свойства и графики, измерение геометрических величин.

Раздаточные комплекты таблиц по разделам математики. 

Методические рекомендации и разъяснения:

- Формат таблиц и плакатов должен быть не менее 68  х 90 см.

- Все  таблицы и плакаты должны иметь антибликовое покрытие;

- Наличие печатных и цифровых носителей информации обусловлено требованиями сменяемости видов деятельности учащихся в соответствии с  СанПиН 2.4.2.2821-10.

- Печатная продукция учебного назначения подлежит обязательной сертификации.)

Один комплект на кабинет

5.1.

Оборудование для изучения предмета на профильном уровне и проектной деятельности

Измерительные приборы и комплекты лабораторного оборудования

Автоматизированное рабочее место ученика (ПК и др. средства ИКТ коммуникаций в комплекте с необходимым   программным обеспечением).  

Комплект малых вычислительных средств, цифровая лаборатория (лабораторный практикум по математике)

Два  комплекта на кабинет

5.2

Дидактические пособия

Учебные и наглядные пособия, справочные материалы и определители на печатной и цифровой основе (ЭОР) с комплектами необходимого программного обеспечения.

Два комплекта на кабинет

6.1.

Оборудование для   изучения предмета на углубленном уровне

Измерительные приборы и комплекты лабораторного оборудования

Автоматизированное рабочее место ученика (ПК и др. средства ИКТ коммуникаций в комплекте с необходимым   программным обеспечением).  

Комплект малых вычислительных средств, цифровая лаборатория (лабораторный практикум по математике)

Система голосования и опроса.

Цифровая лаборатория (демонстрационный практикум по математике).

Один комплект на 4-5 учащихся

6.2.

Дидактические пособия

Учебные и наглядные пособия, справочные материалы на печатной и цифровой основе (ЭОР) с комплектами необходимого программного обеспечения.

Один комплект на 4-5 учащихся

В проекте письма  Минобрнауки России 2014г. «Разъяснения  к Рекомендациям по оснащению общеобразовательных организаций  лабораторным, демонстрационным оборудованием  и наглядными пособиями, необходимыми для реализации Закона об образовании в Российской Федерации и федеральных государственных образовательных стандартов» подчеркивается, что «в данных рекомендациях приведена номенклатура оборудования, достаточная для достижения сформулированных выше образовательных задач и заданных действующими ФГОС компетентностей учащихся, исходя из принципа минимальной достаточности для обеспечения учебного процесса.

Приведенная номенклатура пособий и оборудования охватывает только наименования технических средств, модельные и функциональные ряды оборудования и пособий без детализации признаков, т.к. быстрая сменяемость моделей и широта предложения аналогов не позволяет навязывать образовательным учреждениям какой-либо один из множества существующих вариантов».