ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!

Шаталова Ольга Николаевна

1. Игровые задания на коррекцию и развитие зрительного восприятия:

направлены на формирование активного и дифференцированного характера восприятия, его целостности и константности; данные задания даются на уроке классу или группе; учитывается предмет или тема урока.

Наложенные изображения: предъявляются 3-5 контурных изображения, наложенные друг на друга: цифры, геометрические фигуры, буквы, предметы. Необходимо назвать все изображения.

Спрятанные изображения: предлагаются фигуры, состоящие из элементов букв, цифр, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

Зашумленные изображения: предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т.е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать.

Парные изображения: предъявляют два изображения, внешне похожие друг на друга, имеющие до 5-10 мелких отличий. Требуется их найти.

незаконченные изображения: предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать либо дорисовать недостающие детали.

Точечное изображение: предлагаются изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения.

Перевернутые изображения: предлагаются схематические изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать.

Разрезанные изображения: предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.

Перекрытые изображения: карточки со словами, цифрами, схематичными изображениями предметов, где верхняя, нижняя или средняя часть карточки скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано.

Обобщенные схематические изображения: предлагаются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Отгадать, что это м.б.

2. Игровые задания на коррекцию и развитие слухового восприятия:

проводятся на уроке в виде минуток отдыха.

Кто что слышит? Дети закрывают глаза и прислушиваются к звукам и шумам, идущим из коридора, улицы и т.д. Назвать источник звука.

Что я делаю? Дети с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам, стукам, определяют действия, которые совершает педагог или сверстники: листание книги, уронить предмет, переливание воды, писать мелом на доске, смять бумагу и т.д.

Кто тебя позвал? Ребенок с закрытыми глазами по голосу узнает того, кто назвал его имя.

3. Игровые задания на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:

Веселые человечки: предлагают карточки со схематичными изображениями человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения. Необходимо эти упражнения повторить (формирует знание схемы собственного тела – зеркальный перенос положения на себя).

Куда пойдешь и что найдешь? (умение выполнять словесную инструкцию) – в классе в разных местах прячут предметы или их изображения, а ребенку предлагают выполнить ряд действий по их поиску (например: вперед пойдешь – самолет найдешь, вправо пойдешь – машину найдешь и т.д. Куда ты хочешь пойти и что найти?). Ребенок должен оречевлять свои действия.

Найти спрятанный предмет: любой предмет прячут в разных местах класса, а затем по очереди ищут его, выполняя инструкцию педагога – сделай 1 шаг вперед, два шага направо, 1 шаг вперед и т.д. пока не найдут предмет.

4. Игровые задания на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:

Чудесный мешочек: в непрозрачный мешок кладут предметы, различные по величине, форме, фактуре (исходя из темы урока). Ученику предлагают найти на ощупь предмет, в котором … 2 гласных звука и т.д.

Ходьба по контуру фигуры: на полу (ткани, бумаге) мелом (карандашом, ручкой) изображают буквы, цифры, геометрические фигуры и предлагают пройти сначала по контуру фигуры с открытыми глазами, а затем с закрытыми (ориентировка на кинестетические ощущения). Ученик может сам загадать фигуру и прошагать ее, а остальные должны ее отгадать.

Ничего не вижу: ребенка просят выполнить с закрытыми глазами любое хорошо знакомое действие – написать мелом слово на доске, собрать принадлежности в портфель, подойти к окну и т.д.

5. Игровые задания на коррекцию и развитие межанализаторных взаимодействий:

Слухо-двигательный анализатор: хлопни в ладоши, если услышишь нужный звук или слов (число).

Зрительно-двигательный анализатор: подпрыгнуть на месте столько раз, сколько покажут предметов (число на карточке и т.д.).

Слухо-тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами), сколько услышишь ударов бубна.

Тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами), сколько раз прикоснутся к твоей руке.

6. Игровые задания на коррекцию и развитие различных видов памяти:

1) Развитие механической и произвольной памяти:

№1 Детям демонстрируется карточка, на которой изображены 8-10 предметов. Время показа 10-20 секунд. надо запомнить как можно больше предметов. Карточка убирается. дети воспроизводят предметы по памяти.

№2 Предлагается по памяти описать то, что было изображено на иллюстрации учебника, с которым только что проводилась работа (непреднамеренное запоминание без установки заранее).

№3 На доске в ряд вывешивают 6-8 карточек (геометрические фигуры, предметы, слова и т.д.). Предлагают внимательно смотреть 10-20 секунд на карточки и запомнить их месторасположение. Затем дети на 1 секунду закрывают глаза, а педагог меняет 2 карточки местами или вовсе 1 убирает, а остальные сдвигает. Предлагает определить – что изменилось? (сначала убирают или меняют крайние изображения, а только потом в средине).

№4 На доске в различных ее местах прикрепляются изображение 6-8 предметов, чисел, букв (однородных и неоднородных). Предлагается внимательно рассмотреть, что где находится в течение 25-30 секунд. Затем доску закрывают. Необходимо вспомнить, какие предметы в каких местах доски находились? Упражнение повторяется 2-3 раза (сами объекты меняются, а также их положение). Вместо доски можно брать лист бумаги и мелкие предметы.

№5 Ребенку показывают 6-8 предметов в течение 10-20 секунд, предлагают хорошо их запомнить. Дети закрывают глаза, а педагог раскладывает предметы в разных углах класса, доступных взору. Нужно отыскать их среди массы других предметов (игра «Искатель»).

№6 Предложить ребенку 8-10 предметов и предложить тщательно рассмотреть в течение 30 секунд («сфотографировать»). Заранее предупреждают, что относительно предметов могут быть заданы любые вопросы ( какого цвета карандаши? что сделано из стекла и дерева? и т.д.). Дети должны ответить на разные вопросы, касающиеся просмотренных предметов. Чем неожиданнее вопросы, тем лучше готовятся дети внимательному вглядыванию.

№7 Ученик с закрытыми глазами называет определенные предметы, которые есть в классе (назови все зеленые предметы; назови все предметы круглой формы; сделанные из дерева; самые большие; гладкие и шершавые …), память здесь избирательная.

2) Развитие слуховой памяти:

№1 Учитель читает 5-7 слов, не связанных по смыслу, затем повторяет их, пропустив 1 слов, 2 слова. Дети должны восстановить цепочку слов по памяти.

№2 Учитель называет 1-2 слова, не связанных по смыслу и отдает эстафету (мяч) любому ученику, который должен назвать не только слова, но и добавить к ним еще 1 слово, эстафета идет дальше («снежный ком»). Активизируется словарь.

№3 Дети по команде учителя воспроизводят по памяти ряд двигательных действий: «копать землю», «рубить дрова», «шить», «грозит», «прощается» и т.д.

7. Игровые задания на коррекцию и развитие логических приемов запоминания:

развитие логической памяти предполагает предварительную выработку мыслительных действий, направленных на обработку запоминаемого материала, т.е. его классификацию, установлению смысла всех связей и отношений, выделение главных мыслей в рассказе, схематизация, составление плана. Эти действия используются в дальнейшем в качестве способов запоминания или мнемических приемов («мнемос» - память). Это можно использовать на уроке.

Добавь к слову новое слово: 1-ый ученик называет любое слово (предмет, цифру, букву, геометрическое тело), 2-ой повторяет это слово и добавляет свое из этой же группы, называют до тех пор, пока не названы все слова данной группы. Получается «снежный ком» с логической связью.

Картинка-схема: На доске в столбик крепятся 10-12 картинок с изображениями хорошо знакомых предметов, а на столе учителя лежат карточки с соответствующими схематическими изображениями данных предметов. Игру можно провести по рядам.

Картинка-картинка: на доске крепятся 8 картинок с предметами, а на столе лежат другие картинки, имеющие с первыми смысловые связи (1: трактор, солнце, карандаш, груша, дерево, якорь, цветок, картофель; 2: колесо, лампа, резинка, яблоко, лес, корабль, клумба, книга). Упражнение проводится по рядам в форме взаимно-обратных действий.

Слово-слово: детям предлагают запомнить цепочку из 6-8 слов (холод, молоко, обезьяна, корова, снег, банан). Чтобы лучше их запомнить, требуется предварительно образовать смысловые пары: холод-снег, молоко-корова, обезьяна-банан).

Смысловые ассоциации: предлагают детям слово (курица), к слову необходимо подобрать как можно больше ассоциаций (зерно, петух, цыпленок, яйцо и т.д.).

Схема-слово: ученикам предлагаю схематичные рисунки (погода, время года…), а они составляют рассказ по схеме.

Картинка-рассказ: учитель зачитывает небольшой рассказ, по ходу которого выставляются картинки с изображением отдельных моментов сюжета, т.н. картинный план. Составляют рассказ по серии картинок.

Схема-рассказ: учитель читает рассказ, несложный по сюжету и повествовательного содержания, состоящий из 5-7 эпизодов. По ходу чтения выставляются простые схематичные изображения каждого эпизода рассказа. На основе этой схемы ребенок рассказывает . (колобок)

Пересказ текста по плану: учитель читает небольшой рассказ, состоящий из ряда эпизодов. Затем совместно с детьми каждому эпизоду придумывают заглавие и составляют план рассказа. После этого дети пересказывают.

8. Игровые задания на коррекцию и развитие логического мышления:

для развития логического мышления используют приемы сравнения, обобщения и группировки учебного материала. Эти приемы используются при формировании понятий и представления, при их закреплении, дифференциации и общении, в процессе овладения тем или иным учебным предметом.

1-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне представлений

Характеристика предмета по заданным признакам: детям предлагают дать словесное описание предмета, руководствуясь алгоритмом или схемой описания (предмет: цвет, материал, форма, величина, свойства, вид). Яблоко – красное, круглое, большое, сладкое, сочное, для варенья, фрукт.

Узнавание предметов по описанию: ученики должны определить предмет, спрятанный за ширмой, задавая учителю вопросы относительно свойств и качеств предмета по образцу (см. схему описания выше). Либо: детям предлагают определить предмет по описанию в виде готовой книжной загадки или придуманной самими детьми.

Сравнение предметов: предлагают сравнивать предметы, противопоставляя их один-другому пол ряду признаков (грач черный, а воробей - …; грач крупная птица, а воробей - …; грач – перелетная птица, а воробей - …). Либо дети самостоятельно находят признаки, сравнивая предметы попарно (роза-василек, платье-туфли, тетрадь-книга).

Группировка предметов по их основным свойствам: детям предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, три из которых принадлежат одной группе, а 4-ый - лишний. Это можно провести как на геометрическом материале, так и на буквах (гласные-согласные), словах и т.д.

Классификация предметов по заданному (видовому, родовому) признаку: можно проводить на любом предметном материале (одежда, мебель …).

Сериация (упорядочивание) объектов: требуется найти закономерность в расположении объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в ряд. Для этого можно использовать задания, в которых к уже упорядоченным по этому признаку объектам необходимо добавить еще один такой, чтобы он не нарушал их закономерности (числовые последовательности, рисунки, слова, объекты, признаки и т.д.).

2-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне конкретных понятий

Сформированность понятий: предлагают назвать одним словом ряды конкретных понятий (платье, пальто, брюки – одежда).

Конкретизация понятий: предлагают назвать объекты, входящие в понятия более широкого объема (птицы – перелетные, зимующие…).

Определение конкретных понятий: предлагают дать определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня – это дерево, на котором растут яблоки).

Сравнение понятий: предлагают сравнивать между собой конкретные понятия 9утро-вечер, растения-животные, дождь-снег…).

Исключение понятий: предлагают 5 слов, 4 из которых объединяются родо-видовым понятием, а 5-ое – нет. Необходимо найти это лишнее слово: береза, сосна, дуб, сирень, ель (дерево-куст).

Выявление общих понятий: предлагают подобрать слова, имеющие общеродовые признаки, т.е. имеющие логические связи с определенным обобщающим словом: река: берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Смысловое соотношение понятий: предлагают завершить неоконченное утверждение самостоятельно: дом-кирпич, стакан - …?

Смысловая сериация: предлагаются задачи, в которых заданы определенные отношения между объектами. По одному известному признаку надо ответить на вопросы: дружили три девочки – Катя, Маша, Таня. Катя училась лучше Тани, а Таня училась лучше Маши. Кто учился лучше (хуже) всех?

9. Игровые задания на коррекцию и развитие способности действовать в уме:

Ребусы (буквы, картинки + апостров);

Анаграммы (предлагаются картинки + буквы);

Кроссворды (по теме занятий);

Зашифрованные слова: предлагают ряд последовательно расположенных картинок с изображением предмета. Требуется из названия каждой картинки выделить 1-ый звук, из которых получится новое слово.

10. Игровые задания на коррекцию и развитие умения рассуждать:

Бывает-не бывает: предлагают рассмотреть картинку и модель ситуации, которая в реальной жизни не встречается, надо ответить, почему так не бывает.

Зачем и почему? учитель задает вопросы, а дети на них должны логично ответить. Вопросы могут быть на: угадывание, додумывание, предположение, выяснение причины, выяснение смысла, принятие решения, планирование действий.

Причина-следствие: учитель рассказывает о событии одним предложением (Дети бросили в лесу зажженную спичку.). Ученики должны придумать и описать возможные последствия этой ситуации. Либо: учитель называет следствие, а дети выясняют варианты причин (В лесу начался пожар.).

Рассказ по алгоритму: учитель предлагает детям последовательность описания событий: кто – что – где – зачем – как – когда - …

Пословицы: предлагают простые пословицы, дети дают свое объяснение смысла.

Логические задачи: что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_karandashami.docx13.58 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦВЕТНЫХ КАРАНДАШЕЙ.

1) Игра малой подвижности "Кто последний". Разложите произвольное количество карандашей в ряд . Дети поочередно берут по одному карандашу. Кто последний, тот исполняет песенку, читает стихотворение и т.д

2) "Кто быстрее соберет". Разбросайте в произвольном порядке на полу или на столе карандаши. Дети должны на скорость собрать эти карандаши, но при условии , что брать можно только по одному карандашу. Затем каждый ребенок вслух считает собранные карандаши. Кто больше собрал, тот и выиграл.

3) Можно простучать карандашом по столу легкую мелодию (маленькие напевы ) или ритмический рисунок (тихо, громко, громко, тихо и т. д.)

4) «Какого карандаша не стало?» и «Что изменилось?»
Ведущий выкладывает в любой последовательности 6 цветных карандашей. Игроки в течение 5 секунд запоминают, в каком порядке разложены цветные карандаши. Игроки отворачиваются, а в это время ведущий меняет местами 2 карандаша. Задача игроков определить, какие карандаши поменяли местами (или же какого карандаша не стало на столе)

5) Игра «Будь внимателен»
Игра предназначена для детей от 6 лет, играть могут не менее двух человек.
Цель: развитие логического мышления.
Материал: коробка с 12 или 15 цветными карандашами.
Правила игры: на столе в ряд лежат карандаши. Двое играющих берут по очереди 1, 2 или 3 карандаша. Проигрывает тот кто вынужден будет взять последний карандаш.

6) Упражнения для развития мелкой моторики: прокатывание карандашей между ладонями, ладонями и столом; поднять карандаш большим и безымянным пальцем, большим и мизинцем и т.п.; одной рукой поочередно собрать 2-3-4 карандаша, не уронив остальные; взять карандаш, используя два других как китайские палочки для еды.

7) Упражнения по профилактике плоскостопии: прокатывать карандашики ступнями ног, пытаться поднять их пальцами ног; идти по выложенной дорожке и др.

8) Словесные игры для развития речи. Какой фрукт бывает цвета карандаша? А какой предмет бывает цветов двух карандашей (зеленый и желтый, например);описать карандаш десятью словами, придумать 5 действий, которые можно совершать с карандашом; сочинить сказку про карандаши.

9) Спортивная эстафета - вариации: пронести карандаш на ладони, не уронив; первым перенести все карандаши; нести карандаш двумя другими...

10) Найти самый короткий карандаш, самый длинный, разложить от короткого до длинного и наоборот. Показать короткий красный карандаш, длинный синий.

11) Изучение состава числа из двух чисел по ФЭМп. Откладываем влево 2 карандаша и 2 вправо, это состав числа 4.Переложи один вправо, теперь один и три это четыре.

12) Логические задачи, например: из 7 карандашей выложить 2 квадрата или 3 треугольника.

13) Развитие пространственных представлений: из всех карандашей у команды выстроить дорожку, кто быстрее; построить из карандашей домик, заборчик, солнышко, буквы.

14) Разложить карандаши по порядку вертикально и горизонтально. Потом обоими руками повторить этот рисунок. Вертикальный карандаш ладошка, горизонтальный кулак. Кто быстрее и без ошибок.

15) Счёт. Математические действия.

16) Изучение пространственных отношений (положить красный карандаш над синим, между черным и белым).