Социальный опыт
Участие в соцпроектах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социальная деятельность | 11.59 КБ |
Исследование по волейболу среди населения | 475 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная деятельность
Воспитываю активную гражданскую и общественную позицию у детей собственным примером участия в социально-значимых мероприятиях школы, посёлка. Являюсь инструктором физкультурно-спортивного клуба «Сибиряк». Ежегодно участвую в районной Спартакиаде работников образования, где команда по волейболу нашей школы, в состав которой я вхожу, входит в тройку сильнейших. Принимаю активное участие в творческих конкурсах и фестивалях районного уровня: «Поделись успехом», «Живое слово», «Театральные встречи». Вместе с командой педагогов являюсь победителем заявленных номинаций. Активно участвую во внеклассной жизни школы: являюсь ведущим различных мероприятий, праздников.
Систематически занимаюсь собственным физическим совершенствованием, играю в волейбол, посещаю тренажёрный зал, привлекаю для занятий тяжёлой атлетикой не только учащихся, но и молодёжь посёлка.
Предварительный просмотр:
Анкета по теме: «Тактика игры в волейбол».
ФИО автора: Харисов Тимур Равильевич
Тактика игры в волейбол.
Волейбол - это игра очень тонкая. Настрой команды, умело выбранная тактика – от всего этого, не в меньшей степени, чем от класса игроков, зависит общий успех. Актуальность данной темы вижу в том, что, только решая специфические задачи обучения игре волейбол, применяя специальные тактические средства и методы обучения с учётом возрастных особенностей воспитанников, можно достичь высоких спортивных результатов в волейболе. Необходима систематическая тактическая подготовка волейболиста под руководством тренера или учителя физической культуры, что позволит добиться успеха. Именно благодаря всему вышеперечисленному волейбол остается открытой книгой, историей без конца, в которой даже обладающим десятилетиями игрового и тренерского опыта людям ежедневно предоставляется шанс выучить что-то новое.
Я провел анкетирование с последующим анализом, и представил всё в виде графиков. Анкета по теме «Тактика игры в волейбол» была составлена так, чтобы наилучшим образом провести исследование по направлению: исследование значимости, восприятия, понимания людьми различных возрастов и категорий заданной темы. В анкетировании приняли участие 100 человек, из них: 57 человек – учащиеся 14 – 18 лет, занимающиеся в ДЮСШ, секциях по волейболу; 25 человек - учителя физической культуры и других предметов; 18 человек - тренеры по волейболу и другим видам спорта. (рис.1).
Рис. 1. Состав опрошенных респондентов.
Вследствие анкетирования нами были получены следующие результаты. 85% опрошенных систематически занимаются волейболом (2 – 3 раза в неделю), в основном это учащиеся и тренеры. Происходит это через посещение спортивных секций, занятия, дружеские встречи в клубах по месту жительства, физкультурно – спортивных клубах при школах. 10% опрошенных занимаются волейболом от случая к случаю. Это люди, для которых волейбол является просто развлечением, игрой, приятным времяпровождением. Для 5% респондентов (все учащиеся) волейбол является практически образом и смыслом жизни, они занимаются волейболом 5 раз в неделю. ( рис. 2).
Рис. 2. Как часто Вы занимаетесь волейболом?
Далее я выяснил, что в большей мере повлияло при выборе волейбола.
Большинство опрошенных (58 %) выбрали волейбол, исходя из собственных интересов, увлечённости этим видом спорта. Немалая доля респондентов (29%) занимаются волейболом по совету людей, причастных к этому виду спорта и, очевидно, пользующихся у них авторитетом. 13% опрошенных ценят в волейболе профессионализм, спортивное мастерство волейболистов, которые смогли увлечь этим видом спорта. (рис. 3).
Рис. 3. Что в большей мере повлияло на Вас при выборе этого вида спорта?
.
На вопрос «что в большей мере нравится Вам в волейболе» большинство респондентов (63 %) ответили, что им нравится выступать и побеждать противников. В основном эту позицию занимают учащиеся, потому что именно этой категории людей свойственен дух соревновательности, соперничества, общения с другими спортсменами. Тренироваться и овладевать новыми приёмами и тактикой – так считают 24 %, в основном это тренеры и учителя физической культуры. И конечно же, есть респонденты (13%), которые занимаются просто для себя, не преследуя каких – либо больших целей, что говорит в очередной раз о доступности этого вида спорта для людей разных возрастов и категорий.
В результате проведённого исследования можно прийти к выводу, что основания в выборе волейбола зависят от возраста респондентов. Игра в волейбол – не только развлечение, она будет захватывающей, профессиональной, если использовать тактические приёмы, открывать что – то новое. Понимание этого приходит с годами, с накоплением соревновательного опыта. (рис. 4).
Рис. 4. Что в большей мере нравится Вам в волейболе?
По мнению большинства респондентов (61%), в основном это учащиеся и молодые тренеры, в будущем хотели бы быть известными игроками. Понятно, что этим категориям свойственно желание добиться популярности, славы, что является немаловажным в достижении успехов в волейболе. 30% опрошенных, в основном это тренеры, учителя физической культуры, учащиеся с многолетней подготовкой, видят себя в роли тренера по тактике. 9% способны вести за собой и быть ответственными не только за себя, но и за других людей. В результате проведённого исследования можно прийти к выводу, что у респондентов есть понимание значимости тактики игры и её большой роли в достижении успехов и побед в этом виде спорта. Тренеры, которые отдали предпочтение тактике игры, будут воспитывать в своих воспитанниках необходимые тактические умения и навыки. (рис. 5).
Рис. 5. Кем бы вы, занимаясь волейболом, хотели быть в будущем?
Далее респонденты определяли самые необходимые умения: «высоко прыгать» (75 %); «обладать ловкостью» (64 %). Наименьшее количество респондентов (по 9 %) отдают умениям «быстро бегать» и «обладать гибкостью». Из проведенного исследования понятно, что волейболист должен обладать различными умениями, развиваться физически всесторонне. Прыгучесть и ловкость являются главными умениями для наших респондентов. (рис. 6).
Рис. 6. Чтобы играть в волейбол, необходимо.
Исследуемые факторы
Примечание: 1. Уметь быстро бегать; 2. Обладать выносливостью; 3. Высоко прыгать; 4. Обладать ловкостью; 5. Обладать силой; 6. Обладать гибкостью.
Далее я выяснил, какое самое главное качество волейболиста. Следует отметить, что 64 % респондентов называют такое качество, как умение работать в команде; способность мыслить - 39 %; целеустремлённость - 39 %. Наименьшее количество респондентов (12 %) отдают такому качеству как смелость. (рис. 7).
Рис. 7. Какое самое главное качество волейболиста?
Исследуемые факторы
Примечание: 1. Целеустремлённость; 2. Способность мыслить;
3. Инициативность; 4. Умение работать в команде; 5. Смелость; 6. Ваш вариант.
Успешный волейболист должен обладать многими качествами. Наши респонденты считают, что волейбол – игра командная и успех зависит от каждого, поэтому важно научиться работать в коллективе. «Способность мыслить» показывает, что опрошенные понимают и признают в этом виде спорта не только физические способности, но и интеллектуальные.
На рисунке 8 показана важность тактических умений волейболиста. Респонденты (61 %) самым важным в понимании тактики выделяют возможность прогнозировать дальнейшее развитие событий; 56% выделяют решающее значение для победы. Наименьшее количество респондентов (33 %) выделяют такой фактор как возможность опережать противника. (рис. 8).
Рис. 8. Почему важны тактические умения волейболиста?
Исследуемые факторы
Примечание: 1. Имеют решающее значение для победы; 2. Дают возможность прогнозировать дальнейшее развитие событий; 3. Дают возможность опережать противника.
На вопрос «что является главным в тактической подготовке волейболиста?» респонденты определяют: «умение работать в команде по определённому плану» (64 %); «умение быстро принимать решение » (65 %). Наименьшее количество респондентов (51 %) выделяют такой фактор как «совершенное владение техническими приёмами игры». Тренеры как профессионально подготовленная категория справились с заданием в полном объеме, выделив главными первые два фактора. Учащиеся недооценивают в тактической подготовке мыслительных процессов. (рис. 9).
Рис. 9. Что является главным в тактической подготовке волейболиста?
Исследуемые факторы
Примечание: 1. Наличие у игрока способности мыслить, анализировать; 2. Умение работать в команде по определённому плану; 3. Совершенное владение техническими приёмами игры; 4. Умение быстро принимать решение.
Так же я выяснил, что респонденты определяют самым главным в тактике без мяча. 63 % считают главными перемещения на площадке». Наименьшее количество респондентов (12 %.) выделяют такой фактор как «темп игры».
В тактических действиях без мяча важны все исследуемые факторы. «Выбор места» и «перемещения на площадке» являются для респондентов главными. (рис. 10).
Рис. 10. В тактических действиях без мяча главным является.
Исследуемые факторы
Примечание: 1. Выбор места; 2. Перемещения на площадке; 3. Активность действий; 4. Темп игры.
В тактических действиях с мячом главным опрошенные определяют: 1 место - отвлекающие действия (26 %.); 2 место - подачи (24%.); 3 место - передачи мяча (16 %); 4 место - приём мяча (14 %.); 5 место - блокирование (11 %.); 6 место - нападающие удары (9 %.). Категории тренеры и учителя в тактике с мячом отдают предпочтение «отвлекающим действиям». Учащиеся видят главными другие действия. (рис. 11).
Рис. 11. В тактических действиях с мячом главное.
Исследуемые факторы
Примечание: 1. Расстановка мест по степени важности.
Для любого спортсмена важна внутренняя психологическая готовность к соревнованиям, а достигается она, по мнению большинства респондентов (73 %) индивидуально спортсменом. Так считают: 61% - учащиеся, 80% – учителя, 100% – тренеры (от общего количества опрошенных каждой категории). 27% отдают предпочтение внешнему воздействию со стороны окружающих. Так считают: 39% - учащиеся, 20% – учителя, 0 % – тренеры. (от общего количества опрошенных каждой категории).
В результате проведённого исследования можно прийти к выводу, что у респондентов есть понимание значимости собственных усилий, постоянной работы над собой в направлении своего психологического состояния.
Учащиеся нуждаются в наставничестве как категория с ещё не сформировавшейся психикой, возрастными особенностями. (рис. 12).
Рис. 12. Внутренняя психологическая готовность к соревнованиям достигается.
Основная причина внутренней психологической неготовности к соревнованиям, по мнению опрошенных, скрывается в неверии в свои силы (77 %); боязнь соперников высокого уровня мастерства определили 78 %.
Наименьшее количество респондентов (18 %.) выделяют такой фактор как «предстартовое перевозбуждение». (рис. 13).
Рис. 13. Основная причина внутренней психологической неготовности к соревнованиям.
Исследуемые факторы
Примечание: 1. Неверие в свои силы; 2. Боязнь соперников высокого уровня мастерства; 3. Излишнее самомнение; 4. Апатия и тревожность; 5. Предстартовое перевозбуждение.
Большинство респондентов ответили, что надёжному результату игры способствует психологический настрой (88 %); разработанный план действий - 78 %. Наименьшее количество респондентов (11 %) выделяют такой фактор как творческая эмоциональность. Психологический настрой является главным в достижении результата для всех респондентов.
Большое количество опрошенных, отдавших предпочтение факторам № 3 и № 6, понимают значение тактического мышления. (рис. 14).
Рис. 14. Надёжному результату игры способствует.
Исследуемые факторы
Примечание: 1. Творческая эмоциональность; 2. Психологический настрой; 3. Разработанный план действий; 4. Холодная рассудительность; 5. Правильная постановка реально достижимых целей; 6.Согласованность действий игроков команды
Мною проведено исследование по достижению результатов в волейболе.
Респондентами определено, что результаты в волейболе зависят: от работы над собой - 68 %; от хорошей физической подготовки - 71 %.
Наименьшее количество респондентов (34 %) выделяют такой фактор как опыт участия в играх. Тактические умения и навыки среди респондентов ценят больше всего тренеры, которые имеют многолетний профессиональный опыт в волейболе. Учащиеся набрали по этому фактору наименьшее количество, что говорит о необходимости выстраивания работы в этом направлении. (рис. 15).
Рис. 15. Достижение результатов в волейболе зависит.
Исследуемые факторы
Примечание: 1. От соответствия способностей этому виду спорта; 2. От работы над собой; 3. От тактических умений и навыков; 4. От тренера, учителя; 5. От хорошей физической подготовки; 6. От опыта участия в играх.
На рисунке 16 представлены данные о том, как часто респонденты изучают тактику в тренировочном процессе. 35 % изучают тактику на практике в тренировочных играх, 26 % - как отдельные тактические приемы на каждой тренировке; 13% - специально не изучают; по 11 % - изучают новые комбинации раз в месяц или это делает капитан команды; 4 % - уделяют этому внимание только в процессе соревновательных игр.
В результате проведённого исследования можно прийти к выводу, что у респондентов есть понимание значимости тактики в волейболе. Большинство опрошенных (61%) изучают тактику в практической деятельности: тренировках, играх, соревнованиях, что даёт возможность для её успешного усвоения. (рис. 16).
Рис. 16. Как часто в Вашем тренировочном процессе Вы изучаете тактику.
Респондентам был предложен вопрос: «После соревновательных игр Вы с тренером». Большинство респондентов (35 %) после соревнований разбирают ошибки, допущенные в игре; 26% - планируют изменения в тренировочном процессе; 25% - обсуждают достижения в игре; 13 % - учатся принимать любой результат спокойно.
В результате проведённого исследования можно прийти к выводу, что респонденты понимают следующее: чтобы добиться хороших и значимых результатов в волейболе, необходимо постоянно анализировать, обсуждать, планировать игровую деятельность после каждого соревнования. (рис. 17).
Рис. 17. После соревновательных игр Вы с тренером.
Проведя анкетирование, я сделал следующие выводы:
Несомненно, за тактикой в любом виде спорта, особенно в волейболе, будущее. Без тактических умений и навыков никогда не будет качества, успехов и побед в спорте.
Наряду с положительными результатами проведённых исследований были выявлены и проблемные места в изучении темы: «Тактика игры в волейбол». В основном это касается категории – учащиеся, которые недооценивают тактику в волейболе. Подтверждением этому служат проведённые исследования (вопросы анкеты):
№ 6 «Назовите самое главное качество волейболиста» - только 23% учащихся ответили: «Способность мыслить»;
№ 7 «Почему важны тактические умения волейболиста?» - только 35% учащихся ответили: «Дают возможность прогнозировать дальнейшее развитие событий»;
№ 8 «Что является главным в тактической подготовке волейболиста?» - только 44% учащихся ответили: «Наличие у игрока способности мыслить, анализировать»;
№ 13 «Надёжному результату игры способствует» - только 40% учащихся ответили: « Правильная постановка реально достижимых целей»;
№ 14 «Достижение результатов в волейболе зависит» - только 40% учащихся ответили: «От тактических умений и навыков».
Для устранения данной проблемы следует усилить работу тренеров и учителей физической культуры в этом направлении, объяснять учащимся полезность тактических знаний. Существующая практика показывает, что необходимо постоянно рассматривать уровень тактической подготовки учащихся через тренировочные занятия, уроки физической культуры, осуществлять индивидуальный подход к учащимся, чтобы развить тактические умения и навыки каждого.
Следующая рекомендация – это повышение профессионального уровня учителей, тренеров по теме «Тактика игры в волейбол и других видов спорта».
Также в результате проведенного исследования на тему «Тактика игры в волейбол» было определено, что исследование методом анкетирования является одним из самых эффективных. Это объясняется тем, что:
1) Благодаря тому, что является анонимным, позволяет собрать более точную и неискажённую информацию.
2) Благодаря своей простоте позволяет быстро собрать достаточно большой объём информации. Именно оперативность является решающим фактором в выборе метода исследования.
Число отказов от участия в опросе отсутствует, что свидетельствует о том, что респонденты сознательно шли на анкетирование либо им было интересно принять в нем участие.