Учитель года 2017
Миссия -учитель (эссе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_kaytanova.docx | 20.36 КБ |
ispolzovanie.docx | 90.96 КБ |
ispolzovanie_progressivnyh_tehnologiy.pptx | 1.91 МБ |
urok_glagol.zip | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Миссия - учитель.
Стоять над жизнью молодой,
Храня прекрасное единство,
Честь вековая, долг святой - Учительство и материнство.
Сначала души пробуди,
Пусть жажда к знанью в них проснется,
Потом питомцев поведи
К прозрачно-чистому колодцу.
Живую воду из глубин
Ты черпать научи рукою,
Чтоб свой народ и край любить,
Мужать и хорошеть душою.
Учитель.… Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но за этой профессией стоит человек, с которым свела тебя жизнь. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого ребёнка.
Есть такие профессии, которые становятся судьбой, основой человеческой жизни. И как нельзя отказаться от судьбы, так не откажешься от дела, назначенного тебе самим провидением. Учительство стало частью моей жизни.
Восточная мудрость гласит: « Если ты думаешь на год вперёд, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека». Думать «на век вперёд» - основная профессиональная миссия учителя. От того, каким будет педагог в глазах своих учеников, от его имиджа зависит многое. Для того чтобы учить других, нужно не только любить свою профессию, хорошо знать предмет, владеть методикой его преподавания, но и быть разносторонне развитым человеком.
Древнегреческий философ Платон говорил: «Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, то в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей». Какую ответственность перед обществом возлагал на учителя великий мудрец! Мне думается, что у каждого человека, конечно, свой взгляд на мир. Но учителя в своем видении очень похожи. Чем? Абсолютной самоотдачей. У них у всех одна цель: отдать детям знания и опыт. Каждая душа хранит некую тайну.
Человек приходит в этот мир, чтобы раскрыть и сохранить, отдать и сберечь свой духовный дар. Всю жизнь мы ищем: «Кто мы? Зачем здесь? Что мы можем?» Есть счастливые люди, открывшие эту тайну, сумевшие отдать её в мир, как подарок людям, и сохранившие свет этого чуда. Такие люди – известные художники, артисты, политики, писатели, мудрецы, врачи, учителя, ученые и просто близкие нам, живущие рядом, делающие добро.
Оглядываясь назад, в прошлое, я вспоминаю о том, как пришла в школу, к детям. Вспоминая свои, ещё совсем неуверенные, робкие шаги во взрослой жизни, я мечтала стать хорошим учителем, настоящим другом, второй мамой для своих учеников. Я уверена, что моя мечта сбылась! Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимой к ошибкам других, но требовательной к самой себе, а самое главное - научили бережнее относиться к детям. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. А для этого учителю надо самому быть личностью, потому что, как писал Ушинский, "только личность может воспитать личность".
Сегодня я, учитель со стажем работы 28 лет, иду к своим ученикам в надежде распознать их секрет, их дарование. Я вглядываюсь в глаза своих первоклашек: «Что ты знаешь? Какое неведомое мне сокровище ты принес в этот мир?» И жажду поделиться своими ценными дарами. Как самые дорогие подарки, я дарю им знания, пусть даже такие простые истины, как 2 · 2 = 4, с ощущением, что это величайшее открытие. А как, без громких слов и назиданий, привить любовь к знаниям ученикам? И тут у меня нет секрета. Готовясь к уроку, я думаю: «Чем новым привлечь учеников к своему предмету? Какую задачу перед ними поставить?» На мой взгляд, лучшим ответом на этот вопрос будет притча, которая так и называется – «Главная задача учителя».
Однажды ученики спросили учителя, какова его основная задача. Учитель, улыбнувшись, сказал:
-Завтра вы об этом узнаете.
На следующий день ученики собирались на прогулку в горы. Ранним утром они взяли вещи, которые могли им пригодиться в дороге, и вместе отправились в путь.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солеными овощами, которые захватил с собой учитель. Следует отметить, что овощи он посолил весьма щедро, а потому, спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя воды, ученики отчаялись и решили вернуться обратно. Но тут учитель сказал:
-Источник, который вы ищите, вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к учителю, принеся воды и для него. Но учитель отказался, показав на сосуд, стоявший у его ног, - он был почти полон.
-Учитель, почему же ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?- изумились ученики.
-Я выполнял свою задачу,- ответил мудрец,- сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас. А взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заранее, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…
-Значит, главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать учеников и подавать им правильный пример?- спросили ученики.
-Нет,- ответил учитель,- главная задача учителя – воспитать в ученике человечность и доброту,- он улыбнулся и продолжил,- и принесенная вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.
Школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее. Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что проходит вокруг, несу им то, что интересно мне самой. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души.
Я - не просто учитель. Я– первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Моя жизнь – это школа, где я каждый день заново вместе со своими пытливыми учениками делаю маленькие и большие открытия, учу видеть необычное в привычном на первый взгляд окружающем мире.
Педагог и писатель С.Л. Соловейчик точно выразился об учителе: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».
Как-то признанный во всем мире педагог-новатор Шалва Амонашвили поделился рецептом счастья: «Возьмите чашу терпения. Налейте туда полное сердце любви. Бросьте две пригоршни щедрости. Плесните туда же юмора. Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошо перемешайте. Потом намажьте кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своём пути» С этим девизом я и иду по жизни, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 .
Счастлива ли я?.. Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих – выбранная профессия. Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном творческом поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом. Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками.
Я счастлива, когда детям нравится учиться, и есть возможность видеть результаты своего труда. Я– счастливый человек, потому что выбрала своё дело и полюбила его на всю жизнь.
Каждый день на меня смотрят глаза учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России! Они - это моя миссия…… Выполнима ли миссия учителя? Надеюсь, всем нам не придется констатировать: «Миссия невыполнима». Ведь в одноименном американском фильме герой Тома Круза, несмотря ни на что, миссию свою выполнил и в очередной раз спас мир от катастрофы, расправившись со всеми злодеями. Думаю, что миссия учителя – «сеять разумное, доброе, вечное» - поважнее и посложнее будет, чем у киношного героя. И все же, я уверена, мы с ней справимся.
Предварительный просмотр:
Кайтанова Татьяна Витальевна
«Использование обучающих структур прогрессивного обучения в организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
Содержание
- Введение
- Основная часть
- Урок с применением прогрессивных технологий интенсивного обучения
- Обучающие структуры прогрессивного обучения
- Оценивание на уроках с использованием обучающих структур
- Заключение
- Введение
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом надо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему его миру и готовность сотрудничать с людьми. Значит, современный урок на сегодняшний день представляется не простым классическим преподаванием, стоя у доски с единым центром внимания в виде преподавателя, а постоянным взаимодействием, которое позволяет ученикам чувствовать себя не пассивными приобретателями знаний, а активными участниками образовательного процесса, соавторами. Для того чтобы наши ученики действительно стали успешными и внесли вклад в развитие общества, педагогу необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Учащимся также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире.
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях реализации ФГОС НОО она существенно возрастает. Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».
В связи с эти, опираясь на современные тенденции развития образования, целью своей педагогической деятельности ставлю становление основ учебной деятельности младших школьников, повышение уровня формирования универсальных учебных действий, внимания и интереса к уроку у учащихся.
Исходя из, этого считаю актуальной тему: «Использование обучающих структур прогрессивного обучения в организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
2.Основная часть
2.1.Урок с применением прогрессивных технологий
Одним из путей решения проблемы вижу применение прогрессивных технологий интенсивного обучения в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.
Моя педагогическая идея: внедряя прогрессивные технологии, мы достигнем ожидаемых результатов в развитии личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий.
Цель: применение эффективных обучающих структур и мыслительных приемов для активизации познавательной деятельности младших школьников и формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий.
Для достижения поставленной цели обозначила следующие задачи:
- Проанализировать и отобрать наиболее эффективные обучающие структуры и мыслительные приемы для использования на уроках в начальной школе.
- Проверить эффективность влияния выбранных обучающих структур и мыслительных приемов на процесс формирования личностных и метапредметных УУД у младших школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует нас: «…развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Эта мысль американского писателя и философа Элберта Хаббарта, высказанная им ещё в XIX веке, четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Прогрессивные технологии являются эффективным инструментом для формирования личностных и метапредметных УУД у младших школьников
Постоянное взаимодействие учитель – ученик, ученик-ученик в командной и парной работе позволяет формировать у учеников коммуникативные УУД: учит общаться, слушать и слышать партнера, договариваться.
Точные инструкции и наличие инструмента Мэнэдж Мэт для организации работы, необходимость выполнять задания в парах и командах помогут ученикам научиться организовывать свою деятельность (РУУД).
Использование мыслительных приемов и различных источников информации заставляют младших школьников мыслить, делать результаты мыслительной деятельности видимыми (ПУУД).
При обучении в разнообразных учебных ситуациях, выслушивании позиции партнера перед детьми постоянно возникает необходимость делать выбор в мире ценностей и поступков, оценить свою жизненную позицию и позицию другого человека (ЛУУД).
Модель моего урока с применением обучающих структур и мыслительных приемов - это
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
- урок, содержащий разные виды деятельности;
- урок, на котором ученику комфортно;
- урок, на котором деятельность стимулирует развитие познавательной активности ученика;
- урок, который воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
- урок, который предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Использование обучающих структур и мыслительных приемов новой технологии на уроках повышает мотивацию обучающихся к изучаемому предмету, что ведёт к более эффективному освоению школьниками образовательной программы
Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. Обучающие структуры данной технологии позволяют уже в начальной школе заложить и развить необходимые навыки и качества личности, которые в дальнейшей жизни помогут выпускникам эффективно адаптироваться и уверенно чувствовать себя в новых взрослых условиях.
2.2. Обучающие структуры прогрессивного обучения
Применение обучающих структур возможно на любом этапе урока. Само занятие мало похоже на обычный урок и больше напоминает игру - увлекательную, содержательную, заставляющую мыслить. Например, ученики сидят за столом по 4 человека, и это одна сплоченная команда, на столе вспомогательные материалы: альбомная бумага, тетради, фломастеры, ручки. Создается такая рабочая обстановка, выйти из которой уже невозможно, да и не хочется, так она захватывает. Скучающих на таком уроке не будет никогда, потому что ученикам не придется только сидеть и писать.
Рассмотрим самые распространенные обучающие структуры прогрессивного обучения.
1.МЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.
Организационный момент: ребята приветствуют друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.
2.ХАЙ ФАЙВ – дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания.
Эта структура используется после звонка в начале урока. Учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!» Учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя. Данная структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы.
3.ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН – « встать – сесть» - структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом. Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах.
1. Я справилась(ся) с домашним заданием.
2. Домашнее задание было трудным.
3. Мне родители оказывали помощь при приготовлении домашнего задания.
4. Я в хорошем настроении.
5. Я готов к уроку.
4.ДЖОТ ТОТС – «запишите мысли» - структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.
Учитель дает задание: «Записаны величины м, кг, см, час, секунда.. Что вы можете сказать об этих величинах?»
Все ответы кладут на середину стола. Должно получиться 16 ответов. Время на выполнение можно дать 3 минуты. После выполнения задания один ученик из группы зачитывает варианты.
5.ТИК – ТЭК – ТОУ – «крестики – нолики» - структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.
6.СТЕ ЗЕ КЛАСС – «перемешай класс» - структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.
Фрагмент урока: повторение.
В течение 30 секунд учащиеся отвечают на вопрос, поставленный учителем. Например, учитель спрашивает: « Что вы знаете об имени прилагательном?»
После своих ответов ребята должны провести линию. После истечения этого времени за 30 секунд учащимся нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей. Они двигаются по классу, находят пару не из своей команды, встают рядом и записывают ответ, которого у них нет. Если такой ответ уже есть, то можно его отметить галочкой. И таким образом, они должны встретиться несколько раз с партнерами и собрать как можно больше вариантов ответов. Ответы записывают уже ниже проведенной линии. Все встают, задвигают стулья. Засекается время.
Когда время закончится. Они садятся на свои места. После всех написанных ответов проводится вторая линия. Начинается проверка: зачитает нам свои ответы, например, И ребята, слушая ответы, добавляют те, которых нет, но записывают уже ниже второй линии.
7. КОНЭРС – «углы» - структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта.
Фрагмент урока: проверка прежних знаний. В четырех углах класса прикреплены таблички: «Ж.Р., 3 скл» «М.Р., 2 скл.», «Глагол, н.вр., 2 лицо», «Сущ., 1 скл., мн.ч.» Ребятам нужно по предложенным словам (н-р: идешь, пишешь, поешь) свой угол Учащиеся подходят к выбранному углу, находят партнера не из своей команды, вспоминают изученный материал, рассказывают друг другу, исправляют ошибки.
8. КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД («опроси-опроси-обменяйся карточками» - структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме).
Фрагмент урока: актуализация прежних знаний.
Ребята работают в парах по плечу. Каждой паре раздаются карточки: четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы. Проверяют друг друга в знании правил, используя заранее приготовленные карточки с вопросами и ответами.
9.ТАЙМД ПЭА ШЭА – структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.
«Поделитесь со своим партнером по плечу своими суждениями о грамматических признаках имени существительного». Можно использовать структуру КЛОК БАДДИС. В течение 30 секунд по каждому вопросу, начинает тот, у кого в имени больше букв. Время пошло.
10. РЕЛЛИ РОБИН – структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами.
11.Для физкультминутки можно использовать структуру ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
1.Стряхнули с себя лень и усталость.
2. Потянулись к звездным далям.
3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.
4. Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку.
5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами.
Ожидаемые результаты от использования в начальных классах сингапурской технологии. Обучающиеся должны:
- уметь отличать хорошее от плохого;
- быть высоконравственными;
- быть мобильными и решительными;
- научиться делиться с другими и ставить интересы других на первое место;
- проявлять заботу и беспокойство о других;
- разумно подходить к общественной ответственности;
- уметь строить дружеские отношения;
- уметь работать в команде и ценить любую помощь;
- понимать, что значить воодушевлять и мотивировать других;
- проявлять живой интерес к окружающим вещам;
- быть предприимчивыми и инициативными;
- развивать здоровые привычки;
- ценить эстетику.
2.3. Оценивание на уроках с использованием обучающих структур
Следует отметить, что обучающие структуры контролируют участие, взаимное уважение и общую вовлеченность учащихся. Отметки же можно выставлять следующим образом;
- учащиеся пишут свои ответы в начале работы по структуре;
- на одном из последующих этапов они записывают информацию, услышанную от партнера;
- в конце урока учащихся ставят себе отметку за работу;
- учитель собирает письменные работы и сравнивает самооценку с правильностью выполненных заданий.
Важно объяснить критерии оценивания (например, не менее 3х предложений), и то, что правильность написания будет учитываться. Учащиеся должны понимать, что нужно внимательно слушать друг друга, особенно ответы всему классу, когда учитель поправляет ошибки. Пусть они знают, что могут исправлять и свои ошибки, и помочь в исправлении ошибок товарищу. Кроме того, когда ученики знают, что их самооценка подтверждается учителем, перед тем, как отметка будет выставлена в журнал, они оценивают себя даже строже, чем сам учитель.
3.Заключение
Имея опыт внедрения данной педагогической технологии, я пришла к определенным выводам:
В целом прогрессивные технологии — это общая методика менеджмента и управления учебным процессом, дающая такой инструмент, как обучающие структуры. Она не дает методические знания по конкретному предмету. Она, как здание с голыми стенами, должна быть заполнена содержанием каждым учителем индивидуально.
Чтобы начать работать с новыми структурами, не обязательно иметь опыт работы с ними. Не понадобится кардинальной перестройки всего урока и немедленной смены стиля преподавания. Необходимо начинать с одной структуры на одном из этапов урока и постепенно приучать детей к позитивному взаимодействию.
Важно, чтобы задание было простым, доступным и понятным каждому обучаемому, чтобы каждый шаг имел четкие инструкции и критерии оценивания, иначе в структурах могут разочароваться как ученики, так и учитель!
Практика применения мною на уроках и внеурочной деятельности обучающих структур показывает, что новый метод развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность, на уроке создается безопасная и благоприятная среда для мыслительной деятельности. При правильной организации взаимодействия формируются все основные универсальные учебные действия личности: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Работать над формированием, развитием, созданием чего-либо вслепую невозможно, необходимо осуществлять контроль за процессом. Отслеживание процесса формирования универсальных учебных действий у младших школьников осуществляется регулярно: стартовая, текущая и итоговая диагностика предоставляет необходимую информацию учителю для анализа и коррекции уровня образовательных достижений каждого ученика и качества начального образования в целом.
По результатам диагностики сформированности УУД у учеников класса произошло повышение количества обучающихся с высоким уровнем формирования метапредметных и личностных УУД, уменьшилось количество учеников с низким уровнем формирования основные универсальных учебных действий.
Если сравнить данные с прошлым учебным годом (диагностика на конец 3 класса), то мы увидим, что наиболее лучшие показатели формирования коммуникативных и личностных УУД, что лишний раз доказывает эффективность выбранной педагогической технологии.
Мониторинг показателей формирования метапредметных и личностных результатов обучающихся 4 класса
Мониторинг показателей формирования метапредметных и личностных результатов обучающихся 4 класса показывает эффективность применения обучающих структур и мыслительных приемов для активизации познавательной деятельности младших школьников и формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий.
Источники:
Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников
Cooperative learning – то, что доктор проPISAл
Сингапурская методика «дружит» с ФГОС
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Проанализировать и отобрать наиболее эффективные обучающие структуры и мыслительные приемы для использования на уроках в начальной школе. Проверить эффективность влияния выбранных обучающих структур и мыслительных приемов на процесс формирования личностных и метапредметных УУД у младших школьников. Цель : применение эффективных обучающих структур и мыслительных приемов для активизации познавательной деятельности младших школьников и формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий.
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Элберт Хаббарт Развитие – через сотрудничество, Воспитание – через уважение, Обучение – через удивление. Урочная и внеурочная деятельность ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «…развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
Обучающие структуры и мыслительные приемы, применяемы на уроках в начальной школе Jot Thoughts - «Запишите мысли» Tic-Tac-Toe - «Крестики-нолики» Four - Box Synectics Review - «Связь в четыре квадратика» Frayer Model - Модель Фрейер Talking Mat - Говорящее «поле» («карта») Placemat Consensus - «Карта» согласия Tug-of-War – «Перетягивание каната» Sort Cards - Рассортируй карточки Connect – Extend – Challenge - Связать – Расширить– Продумать Rally Table - «Запись коротких ответов по очереди в паре» Round Table - «Запись коротких ответов по очереди в команде» Stir the Class - « Перемешай класс » Anticipation-Reaction Guide - «Руководство - предположения/реакции» Inside-Outside Circle - «Внутренний и внешний круг» Thinking Aloud - Размышление вслух Mime - Мимика 800 Rubles Summary - Изложение за 800 рублей Round Robin - «Говорение по очереди по кругу» Timed-Pair-Share - «Развернутые ответы по очереди в паре» Zoom In - «Увеличивать» Inside-Outside Circle - «Внутренний и внешний круг» Corners - «Углы» Quiz-Quiz-Trade - «Опроси-опроси- обменяйся карточками» Anticipation-Reaction Guide - «Руководство - предположения/реакции» See-Think-Wonder - Посмотри-Подумай-Задайся вопросом
Поднимаемся по лестнице успеха! Модель моего урока
Обучающие структуры «Развернутые ответы по очереди в паре» Обучающая структура в ходе которой два участника делятся развернутыми ответами в паре в течение определенного времени «Запись коротких ответов по очереди в команде» Обучающая структура в ходе которой учащиеся по очереди выполняют работу на одном ( на всю команду) листке бумаги «Говорим по очереди по кругу» Обучающая структура в ходе которой участники по очереди проговаривают ответ на поставленный вопрос
Обучающие структуры «Крестики-нолики» Обучающая структура для развития критического и креативного мышления. Участники составляют предложения используя три слова из предложенных «Запишите мысли » Участники по очереди проговаривают придуманное по заданной теме слово, записывают его и располагают в центре стола «Рассортируй карточки» Обучающая структура в ходе которой нужно распределить карточки по темам, выбранным самостоятельно или предложенными учителем
Обучающие структуры и мыслительные приемы
Имея опыт внедрения данной педагогической технологии, я пришла к определенным выводам: В целом прогрессивные технологии XXI века — это общая методика менеджмента и управления учебным процессом, дающая такой инструмент, как обучающие структуры. Она не дает методические знания по конкретному предмету. Она, как здание с голыми стенами, должна быть заполнена содержанием каждым учителем индивидуально. Чтобы начать работать с новыми структурами, не обязательно иметь опыт работы с ними. Не понадобится кардинальной перестройки всего урока и немедленной смены стиля преподавания. Необходимо начинать с одной структуры на одном из этапов урока и постепенно приучать детей к позитивному взаимодействию. Важно, чтобы задание было простым, доступным и понятным каждому обучаемому, чтобы каждый шаг имел четкие инструкции и критерии оценивания, иначе в структурах могут разочароваться как ученики, так и учитель!
Заинтересованные обучающиеся XXI века Безопасная и благоприятная среда для мыслительной деятельности
Мониторинг показателей формирования метапредметных и личностных результатов обучающихся 4 класса
Кто исполняет свой долг, тот всегда в конце концов бывает вознагражден. Эмили Бронте
Рефлексия Мои сомнения… Моя уверенность! Мои опасения! Из большого количества педагогических технологий анализировать, пробовать и выбирать лучшее! Строить сегодняшнее и завтрашнее обучение только на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно ! Остерегаться представлений о том, что выбранная технология единственно правильная и верная для решения всех педагогических проблем.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
УМК «Начальная школа 2100»
Класс: 4
Учитель: Кайтанова Татьяна Витальевна
Школа: МБОУ СОШ №3 р.п.Хор
Тема: Что мы знаем о глаголе. Роль глагола в речи
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью расширения знаний о глаголе и его роли в речи.
Предметные:
• создать условия для формирования представлений детей глаголе и особенностях их лексического значения;
• способствовать формированию речевой культуры, правильности употребления глаголов в речи;
• обеспечить формирование у учащихся умений работать с толковым словарём;
• помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
• познавательные: развивать умение выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
• коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Планируемые предметные результаты: на уроке ученик получит знания о глаголе, о его роли в предложении, речи; научится находить их в речи и объяснять их лексическое значение, используя жизненный опыт и толковый словарик; строить высказывания с использованием многозначных слов.
Планируемые метапредметные и личностные результаты: ученик получит возможность научится добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи (ПУУД); выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве (КУУД); принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату (РУУД); оценивать свою деятельность на уроке на основе критериев успешности учебной деятельности (ЛУУД).
Технологии, используемые на уроке: Прогрессивные технологии XXI века, здоровьесберегающая технология, технология проблемного обучения, личностно-ориентированная технологии, ИКТ-технология.
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, оформление доски: иллюстрация города Лексика, где дома носят название лексических групп слов (многозначные слова, однозначные слова), раздаточный материал для парной и индивидуальной работы, презентация.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, колонки.
Этапы урока | Работа учителя | Работа учащихся | УУД |
1.Организационный момент. Психологический настрой. (2 мин) | Создает благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизирует внимание детей в начале урока. ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН – « встать – сесть» | Настраиваются на урок. | Коммуникативные УУД: - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место |
2. Актуализация опорных знаний. (5мин) | Актуализирует знания обучающихся о глаголе Мотивирует учащихся к пробному учебному действию ДЖОТ ТОТС – «запишите мысли» | Участвуют в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников. | Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формулировать и аргументировать свое мнение, позицию; отвечать на вопросы учителя |
3. Постановка учебной задачи. (6 мин) | Создает проблемную ситуацию. С помощью учащихся формулирует тему урока и цели, предлагает ученикам критерии успеха по теме урока, т.е. результаты, которые ученики и учитель должны достичь в конце урока для успешного освоения этой темы. | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Проговаривают цели как критерии успеха. | Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, делать выводы; Коммуникативные УУД: - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; - оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: - определять учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; - дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. |
4. Открытие нового знания.(12 мин) | 1.Организует совместную деятельность учащихся с целью расширения знаний о глаголе 2. Организуют первичную проверку понимания темы – выполнение задания в группе. РЕЛЛИ РОБИН (ученики по очереди дают ответ на вопрос друг другу) ТИМ ЧИР физминутка КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД («опроси-опроси-обменяйся карточками») | Совместно с учителем открывают новое знание о роли глаголов в речи . Работают в парах, группах, записывают в тетрадь предложение, выходят к доске и помещают слова в лексические группы. | Познавательные УУД: - выдвигать предположения Регулятивные УУД: - планировать свою учебную деятельность; - определять способы выхода из затруднения. |
5. Закрепление. (9 мин) | Организует фиксацию найденного способа в речи и знаках. | Работают в парах, сортирую карточки, записывают в тетрадь предложения. Преобразовывают информацию из текстовой формы в схематическую | Познавательные УУД: - извлекать необходимую информацию из текста - находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления. Коммуникативные УУД: - строить монологическую и диалогическую речь; осуществлять работу в паре (группе); Регулятивные УУД: - составлять план и последовательность действий для решения учебной задачи; |
6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (6 мин) | Организует дифференцированную самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону. Организует рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы | Самостоятельно выполняют задание, используя знания о роли глаголов в речи Проверяют свою работу по эталону. Обсуждают результаты самостоятельной работы, объясняют причины возникновения ошибок | Познавательные УУД: - использовать схемы (алгоритм ил правила) для решения задач; Коммуникативные УУД: - слушать и слышать других, корректировать свою точку зрения; - слушать и понимать других; Регулятивные УУД: решать задание/я и сравнивать результат с эталоном - обнаруживать отклонения и отличия от эталона; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; |
7. Итог урока. Рефлексия. (5 мин) | Организует повторение и обобщение изученного на уроке. Просит учащихся оценить свою деятельность на уроке на основе критериев успешности. Сообщает информацию о домашнем задании. | Отвечают на вопросы, повторяя и обобщая изученное на уроке в парах и фронтально, проводят рефлексию, записывают домашнее задание в дневники. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое. Коммуникативные УУД: - слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками. Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль; - адекватно воспринимать оценку; |
Ход урока:
1.Организация урока. 2мин
Доброе утро, мои друзья! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет нам радость общения друг с другом и радость в открытии новых знаний.
ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН – « встать – сесть»
Дети, вам тепло?
В нашем классе светло?
Прозвенел уже звонок?
Уже закончился урок?
Только начался урок?
А хотите вы учиться?
Значит можно всем садиться!
Предлагаю провести сегодняшний урок под девизом: «Никто не знает так много, как все мы вместе!»
2. Актуализация знаний. 5 мин
Перед вами на столах лежат карточки, вам в течение 30 секунд надо будет найти 4 лишнее слово. Помогут вам в этом вопросы, которые вы поставите к словам.
Веселая, светлый, теплое, размышлять
Радость, красота, думать, весна
Добрый, мудрые, смелый, стараться
Дорога, мысль, улыбка, советоваться
Утренний, весенний, солнечное, отвечать
Урок, школа, стол, помогать (Слова на экран)
Прочитайте слова, на экране. Почему исключили остальные слова? Что объединяет оставшиеся слова? – Это глаголы.
Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. - Глагол
ДЖОТ ТОТС – «запишите мысли»
Предлагаю вам сейчас по очереди проговорить и написать на листочке то, что вы уже знаете о глаголе (вопросы, примеры…) и положить на середину стола.
Зачитывает один представитель группы
3. Постановка учебной задачи.
Действительно, с этой частью речи, вы знакомились в 3 классе, но можем ли мы утверждать, что знаем о глаголе все? Давайте поставим цели на сегодняшний урок.
В течение 30 секунд, отметьте то понятие, с которым согласны.
«Цели (что я хочу узнать) | |
Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол. | |
Вспомнить, каким членом предложения может быть глагол. | |
Какую роль в речи играет глагол | |
Пополнить словарный запас, правильно определяя глаголы в речи | |
Для чего необходимо знать признаки глаголов | |
Чтобы в конце урока мы могли узнать, достигли ли мы поставленных целей, предлагаю заполнить карточку достижений.
Получилось выполнить задание | Не совсем получилось | Знал | Узнал | Смогу объяснить другу | |
Что обозначает | |||||
Член предложения | |||||
Роль в речи | |||||
Для чего нужны знания о глаголе | |||||
4.Открытие нового знания 12мин
- Чтобы связать в логическую цепь все ваши знания о глаголе, мы попробуем составить схему - кластер.
- А какой части речи мы сегодня будем говорить?
- Сначала пишем слово «глагол» в центре листа. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
Глагол
А) Прежде, чем начнем работу, нам необходимо узнать происхождение этого слова. И что это слово обозначает сейчас. Откройте учебник на с .61. В течение 2-х минут ознакомьтесь с текстом и обменяйтесь в команде ответами.
РЕЛЛИ РОБИН (ученики по очереди дают ответ на вопрос друг другу)
Запишите, что обозначает слово глагол? Кто справился, поставьте плюсик
Глагол
Часть речи
Что из написанных вначале уроков сведений о глаголе мы можем добавить в кластер?
Глагол
Что делать? Что сделать? Часть речи
Б) Вспомните и назовите, что обозначает глагол. (Действия предмета) Я предлагаю провести небольшое исследование и узнать, только ли действие предмета может обозначать глагол?
ТИМ ЧИР физминутка
- Посмотрите на себя, на ваших друзей и подумайте, все ли, можно показать реальным действием ?
Ученики выполняют действия, которые называю
1.Стряхнули с себя лень и усталость.
2. Потянулись к звездным далям.
3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.
4. Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку.
5. Помечтали об удачном дне
6. Почувствовали уверенность в себе
5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами.
- Все ли эти слова называют действия? (нет, называют состояние)
- К какой же части речи их можно отнести? (глагол)
-Почему? (вопрос) - Какой вывод можно сделать? Глаголы обозначают действие и состояние предметов
-Запишем в схему. Кто справился, поставьте плюсик
Глагол
Что делать? Что сделать? Часть речи Обозначает действие и состояние предмета
В) КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД («опроси-опроси-обменяйся карточками»)
Попробуйте рассказать о том, что вы делали в выходные дни , не используя не одного глагола.
- Обсудите в парах, получился ли у вас связной рассказ? А теперь выполните это же задание, используя глаголы. Запишите два - три предложения из вашего рассказа на карточках. К какому выводу мы пришли, сделав это упражнение?
Глагол
Что делать? Что сделать? Часть речи Обозначает действие и состояние предмета
Глаголы делают речь более яркой, красивой, полной
Выберите из предложений самое красивое и запишите его в тетрадь. Выделите грамматическую основу. Какой вывод можете сделать? Добавьте в схему.
Глагол
Что делать? Что сделать? Часть речи Обозначает действие и состояние предмета
Глаголы делают речь более яркой, красивой, полной
Сказуемое
5.Закрепление
Какую часть речи мы исследовали на уроке? Ученики представляют свой кластер. Как вы думаете, полностью заполнена схема?
6. Самостятельная работа
Прочитайте текст. Найдите ошибки . Назовите части речи выделенных слов. Почему ошибка? Что еще предстоит узнать о глаголе. Зачем нужны знания о глаголе?
Быстро пролетели зима. Вот и снег растаяла под лучами солнца. Ты радуемся солнышку. Вот и будет приходить весна.
Число, род, лицо, время
Рефлексия. (5 мин)
Внимательно прочитайте начало фраз, выберите подходящую для вас фразу, подумайте в течение 30 секунд как можно закончите её одним предложением. Высказываетесь по кругу в течение 30 секунд.
глаголы обозначают такие явления , как…
если бы не было глаголов…
с помощью глаголов мы можем…
сегодня я узнал, что глаголы…
было интересно, что глаголы…
было трудно, когда выполнял…
я выполнял задания…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Посмотрите еще раз в свою карточку достижений и оцените свою работу на уроке, пользуясь этой карточкой.