Мои выступления
Здесь выставлен материал с моими выступлениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_vebinare_bogdanovoy_n.t.doc | 75.5 КБ |
vebinar._vystuplenie_bogdanovoy_n.tim_.pptx | 536.84 КБ |
proektnaya_deyatelnost_v_shkole.doc | 102.5 КБ |
vystuplenie_na_pedsovete_rabochie_programmy.pptx | 591.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Центр инклюзивного образования «Южный» ЮАО
Директор Бурлакина Ольга Викторовна.
«Особые дети – особые уроки: коуч-технологии, квесты, проекты»
Выступление Богдановой Н.Т. на вебинаре сайта «Преемственность в образовании»
Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития. Такая среда предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, обеспечивая, по возможности, полное участие детей в образовательном процессе. Инновационную модель образовательного учреждения для детей с ОВЗ мы рассматриваем на примере ГКОУ ЦИО «Южный». Особенностью Центра является использование новейших методик и разработок в работе с особенными детьми. В идеале инновационная модель - это результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого можно увидеть в наличии (создании) следующих условий:
• гуманистической образовательной системы ОУ;
• единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей среде;
• включённости самого ребенка в образовательный процесс в субъектной позиции;
• наличия значимых для ребёнка сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, характеризующихся общинным характером организации деятельности, наличием отношений, основанных на требовательности и уважении друг к другу.
Создание безопасной среды в учебном процессе обеспечивается через комфортное проведение уроков, через положительный эмоциональный настрой учащихся. Это процесс обучения через практику развития навыков у детей от проблемы к цели, от цели к действию. В условиях нашего Центра для достижения хороших результатов активно используются коуч-уроки и квест-уроки и уроки-проекты.
Новые ФГОС меняют представление о результате обучения. Теперь задача образовательного процесса состоят не столько в передаче знаний, умений и навыков, а в личностном результате, формировании осознанной позиции ученика и будущего гражданина с активной позицией. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Из множества методик, предлагаемых современными технологиями, наиболее эффективными можно назвать следующие: коуч-технологии, квесты, проекты.
Коучинг как система взаимодействия, направленная на быстрое достижение позитивных результатов, особенно продуктивна в работе с детьми с ОВЗ. (Слайд 2)
С английского слово «coach» переводится как «тренировать», «наставлять», «воодушевлять». Коучинг – это работа с отдельным человеком по постановке собственных целей и максимально быстрому достижению этих целей путем мобилизации внутреннего потенциала и освоения определенных стратегий для получения результата. Коучинг – новая методика, созданная на стыке психологии, менеджмента, философии и логики, используемая для повышения эффективности и раскрытия потенциала человека
Это направление, в основе которого лежит не просто индивидуализированный подход и умение «слушая слышать». Раскрытие потенциала человека – это ключевая его задача и основной результат. (Слайд 3)
Коучинг - это педагогическая поддержка ребенка, нацеливание его на конкретный результат, а это инструментарий требуемого от нас индивидуально – личностного подхода.
Цель коучинга в обучении и воспитании — помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате - достигать
Коучингом можно назвать сотрудничество и сотворчество с целью раскрытия ресурсов человека и обучении его учиться и жить осознанно. Отличие коучинга от психологии заключается в основном в том, что коучинг — это работа с человеком реальным с установкой на завтра. (Слайд 4)
Суть и философия коучинга - помогать изменениям в жизни происходить быстрее. Отличие коучинга от всех видов консультирования— ставка на реализацию потенциала самого ученика, умение подвести его к самостоятельным выводам. (Слайд 5)
В коучинге вся работа построена на четырех этапах, каждый из которых нужно пройти для достижения устойчивого результата:
- Постановка цели.
- Проверка на то, является ли поставленная цель реальной.
- Разработка плана реализации цели, в который следует включить пути достижения.
- Непосредственно реализация цели – этап воли.
Важное значение придаётся и процессу, и результату. Итак, сначала о результате. Не наметив конечной точки движения, нельзя выстроить процесс. Результат – это цель, маяк, который виден, на который нужно ориентироваться. В работе с конкретным учеником результатом должен быть навык. (Навык– 1. Деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. 2. Уменье, созданное привычкой.) (Слайд 6). К примеру, на уроках цветоводства, навык выращивания цветка.
Путь достижения результата – поэтапное или ступенчатое движение вперёд. Количество ступеней зависит от психологических особенностей ребёнка. Оптимальное количество ступеней тринадцать.
- Ступень 1 «Преобразование проблемы в навык»
Определите, какой точно навык нужно приобрести ученику для того, чтобы справиться с проблемой. Кейс: «Сообщаем родителю о проблеме».
- Ступень 2 «Согласие на овладение навыком»
Обсудите с учеником проблему и договоритесь с ним о том, какой навык он будет осваивать. Что особенно важно на всех этапах работы это то, что между учеником и учителем должны быть сформированы доверительные отношения, иначе вся работа не будет иметь смысла. Ещё нам понадобится помощь и поддержка родителей, поэтому о согласии ребёнка на овладении навыком мы обязательно им сообщаем. Есть такое хорошее занятие - создавать красоту своими руками. (Слайд 7)
- Ступень 3 «Выявление преимуществ от овладения навыком»
Помогите ученику осознать, какие преимущества ему даст освоение предлагаемого навыка
- Ступень 4 «Осознание навыка»
Пусть ученик сам даст название своему навыку.
- Ступень 5 «Поиск внутренней силы»
Пусть ученик самостоятельно выберет для себя существо, которое ему очень нравится, которое его будет поддерживать и помогать в овладении навыком. Талисман. Авторитет. (Слайд 8)
- Ступень 6 «Выбор группы поддержки»
Пусть ученик выберет и пригласит людей в качестве группы поддержки.
- Ступень 7 «Обретение уверенности»
Помогите ученику обрести уверенность в том, что он сумеет освоить навык.
- Ступень 8 «Планируем праздновать победу»
Подумайте вместе с учеником, как вы отпразднуете овладение навыком.
Здесь мы убеждаем ребёнка в том, что он не один в своих начинаниях и ребёнок разрешает этим людям (из группы поддержки) присматривать за ним во время процесса.
Дети любят праздники Новый год, 8 Марта, а в создании навыка нужно , как будет отмечаться самый главный праздник: победа над собой, над своими страхами и сомнениями. Это ещё один этап мотивирования желания приобрести навык. (Слайд 9)
- Ступень 9 «Как узнать, что навык освоен?»
Необходимо уточнить элементы навыка, попросите ученика рассказать, как будет выглядеть его жизнь, если он освоит навык.
- Ступень 10 «Рекламная компания»
Рассказывайте всем, чему учится ваш ученик. В доброжелательном обществе он получит поддержку от окружающих. Чем больше людей знает о том, что мы собираемся сделать, тем меньше у ребёнка шансов остановиться на полпути. Здесь включается социальный механизм поддержки. (Слайд 10)
- Ступень 11 «Тренировка навыка»
Договоритесь с учеником где, как и когда он будет тренироваться. Кому показывать свои достижения. Как и когда хвалить ученика?
- Ступень 12 «Напоминание о тренировке и навыке»
Пусть ученик сам скажет, как, кто и когда может ему напоминать о тренировках, если он случайно забудет. Здесь нам понадобится помощь родителей для реакции на процесс освоения навыка (восхищение, признание сложности и вызов на разговор, как тебе это удалось). Разговор о границах допуска в процессе тренировки, кто и какими словами может напомнить ребёнку, если вдруг он забудет что-то сделать. (Слайд 11)
- Ступень 13 «Праздник успеха»
Когда навык освоен, нужно отпраздновать это и дать возможность ученику поблагодарить всех тех, кто помогал ему в процессе обучения.
- Ступень 14 «Передача знаний»
Поддержите желание ученика поделиться своим умением с другими детьми и помогите ему в этом.
- Ступень 15 «Переход к следующему умению»
Договоритесь с учеником о том, какому следующему навыку он будет обучаться.
(Слайды 12-16)
Квест-игра
Кроме коуч-уроков в работе Центра осуществляется проведение квест- уроков. (Слайд 17) В квест-уроках (англ. quest, или приключенческая игра) всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше. (Слайд 18)
Приоритеты Квеста:
- формирование партнерских навыков, социально-коммуникативные качества во взаимоотношениях - педагог-ребенок-родители;
- создание условий для самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов. (Слайд 19)
Чаще всего такие уроки проводятся в школе, где дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки. При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей. Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме и получив определенную свободу мышления и действий при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке! Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу от авторитарного стиля работы с младшими школьниками к партнерским взаимоотношениям. Представлю конспект квест-урока «Колобок-путешественник», проведённого в 1 классе. Тема «квест - игры»: «Закрепление изученного материала по сказке «Колобок». Цели: закрепить умения учащихся различать и указывать сказочных героев, создать условия для отработки командного взаимодействия и стремления играть, для развития креативности.
Количество заданий: 4 задания.
Задачи:
1. Пробудить интерес детей и их родителей к совместному активному отдыху,
2. Вызвать желание у детей преодолевать трудности,
3.Предоставить возможность испытывать чувство успешности от совместного творческого процесса.
Условия реализации квест—игры: для проведения игры нужна территория, например, здание школы. Суть квест-игры заключается в том, что участники разбиваются на группы или играют единой командой. В финале участники игры составляют пазл–слово «поощрение». Хранителем подсказок является учитель. Учитель дает задание детям. При положительном выполнении происходит движение далее по инструкции учителя. Важным моментом является привлечение родителей к игре, так как они становятся участниками вместе с детьми.
Важный момент в этом уроке: подготовительное мероприятие, на котором детям даётся представление об активных играх, происходит знакомство с обозначениями – символами, реквизитами: конверт – письмо, маршрутные листы- инструкция, повязки на руки для учащихся.
План сценария «квест - игры»
Действующие лица: «Колобок» Ведущий: учитель Лопарёва Елена Владимировна.
Этапы игры:
1.Композиционное построение, приветствие участников, представление письма, вручение цветных повязок на руку, чтение инструкции игры.
2. Развитие действия:
1 задание. Движение детей по маршруту – инструкции вслед за ведущим – учителем: Карточки со слогами для составления слова «Молодцы».(20 мин)
1 остановка: заяц.
2 задание: 2 остановка: волк.
3 задание: 3 остановка: медведь.
4 задание: 4 остановка: лиса.
3.Кульминация -финальное задание. Слово – поощрение: «Молодцы»
4.Рефлексия.
5. Подведение итогов. (Слайды 20-26)
Проектная деятельность
Работая над учебным материалом с опорой на субъективный опыт обучающегося, на его особенности физического и психического развития, в последнее время учителя всё чаще используют проектные технологии. Если рассмотреть цели применения проектной деятельности в условиях Центра, то основными можно назвать следующее:
1. вовлечение каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс;
2. обучение применять свои знания в новых условиях;
3. формирование универсальных учебных действий;
4. воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе.
Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. Стадии работы над проектом - это — это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. Структура проекта позволяет продолжить практику развития навыков у детей: от проблемы к цели, от цели к действию.(Слайд 27)
(Слайд 28)Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М. Монтень.
Эти слова объясняют, почему проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Так называемый учебный проект.
(Слайд №29). Учебный проект для учащихся хорошая возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это продуктивная деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
(Слайд 30). В период выполнения проекта на уроках развиваются следующие общеучебные умения: работа со словарём и справочной литературой, составление плана доклада и сообщения, а так же выступление по теме. Параллельно идёт формирование
специальных умений: умение сокращать текст, составлять сообщения, рисовать.
(Слайд 31)
Приступая к подготовке урока с использованием проектной деятельности, учитель стремится учитывать особенности такого урока и следует определённому плану:
- знакомство с методами проблемы данной темы урока;
- создание положительной мотивации к работе у учащихся;
- участие совместно с учащимися в анализе проблем по теме;
- осуществление промежуточного контроля и коррекции выполняемой учеником работы;
- вырабатывание критерии оценки проектной деятельности учащихся;
- составление норм и требований по оформлению работы;
- разработка примерных критерий оценки выступления докладчиков на защите проекта.
Основная задача учителя заключается не столько в том, чтобы объяснить материал, сколько создать условия для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе - возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний на уроках.
Типология проектов.
1. Практико-ориентированный проект.
Нацелен на социальные и интересы самих участников проекта.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, и. т. д.
Палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению России.
2. Исследовательский проект.
Понятие исследовательского проекта. Особенности исследовательского проекта Основные понятия, необходимые для выполнения исследовательского проекта; объект исследования, проблема Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов,
3. Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения представления для широкой аудитории.
4. Ролевой проект.
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна Участвуя в нем, проекты берут на себя роли литературных или исторических персонажей.
5. Творческий проект.
Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Понятие творческого проекта. Особенности творческого проекта. Основные этапы выполнения творческих проектов.
В Центре активно используются информационные проекты и исследовательские. Учащиеся с удовольствием готовят материал и защищают свои работы на уроках.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь, определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. В достижении этих целей большую роль играет организация учебной деятельности. В нашем Центре учатся «особые» дети, мы стараемся создать для них «особые» условия обучения, применяя современные технологии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КОУЧ-ТЕХНОЛОГИИ Коучинг – это работа с отдельным человеком, по постановке собственных целей и максимально быстрому достижению этих целей путем мобилизации внутреннего потенциала и освоения определенных стратегий для получения результата. Коучинг – новая методика, созданная на стыке психологии, менеджмента, философии и логики, используемая для повышения эффективности и раскрытия потенциала ученика.
Коучинг - это педагогическая поддержка ребенка, нацеливание его на конкретный результат, а это инструментарий требуемого от нас индивидуально – личностного подхода. Цель коучинга в обучении и воспитании — помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате – достигать поставленной цели.
Суть и философия коучинга - помогать изменениям в жизни происходить быстрее. Отличие коучинга от всех видов консультирования— ставка на реализацию потенциала самого ученика, умение подвести его к самостоятельным выводам.
В коучинге вся работа построена на четырех этапах, каждый из которых нужно пройти для достижения устойчивого результата : Постановка цели. Проверка на то, является ли поставленная цель реальной. Разработка плана реализации цели, в который следует включить пути достижения. Непосредственно реализация цели – этап воли.
Навык -деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Уменье, созданное привычкой. Ступень 1 «Преобразование проблемы в навык» Определите, какой точно навык нужно приобрести ученику для того, чтобы справиться с проблемой. Кейс «Сообщаем родителю о проблеме» Ступень 2 «Согласие на овладение навыком» Обсудите с учеником проблему и договоритесь ним о том, какой навык он будет осваивать.
Ступень 3 «Выявление преимуществ от овладения навыком» Помогите ученику осознать, какие преимущества ему даст освоение предлагаемого навыка Ступень 4 «Осознание навыка» Пусть ученик сам даст название своему навыку Ступень 5 «Поиск внутренней силы» Пусть ученик самостоятельно выберет для себя существо, которое ему очень нравится, которое его будет поддерживать и помогать в овладении навыком. Талисман. Авторитет.
Ступень 6 «Выбор группы поддержки» Пусть ученик выберет и пригласит людей в качестве группы поддержки Ступень 7 «Обретение уверенности» Помогите ученику обрести уверенность в том, что он сумеет освоить навык Ступень 8 «Планируем праздновать победу» Подумайте вместе с учеником, как вы отпразднуете овладение навыком
Ступень 9 «Как узнать что навык освоен?» Необходимо уточнить элементы навыка, попросите ученика рассказать как будет выглядеть его жизнь, если он освоит навык Ступень 10 «Рекламная компания» Рассказывайте всем, чему учится ваш ученик. В доброжелательном обществе он получит поддержку от окружающих.
Ступень 11 «Тренировка навыка» Договоритесь с учеником где, как и когда он будет тренироваться, кому показывать свои достижения , как и когда хвалить ученика? Ступень 12 «Напоминание о тренировке и навыке» Пусть ученик сам скажет, как, кто и когда может ему напоминать о тренировках, если он случайно забудет.
Ступень 13 «Праздник успеха» Когда навык освоен, нужно отпраздновать это и дать возможность ученику поблагодарить всех тех, кто помогал ему в процессе обучения. Ступень 14 «Передача знаний» Поддержите желание ученика поделиться своим умением с другими детьми и помогите ему в этом. Ступень 15 «Переход к следующему умению» Договоритесь с учеником о том, какому следующему навыку он будет обучаться.
Образовательный « квест » - современная технология
Развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками является основной дидактической технологией школьного образования. Ребенок-школьник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры».
В квесте (англ. quest , или приключенческая игра) всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше.
Приоритеты Квеста : - формирование партнерских навыков, социально-коммуникативные качества во взаимоотношениях - педагог-ребенок-родители; - Создание условий для самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.
Стадии работы над проектом - это — это «пять П »: Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. Структура проекта позволяет продолжить практику развития навыков у детей: от проблемы к цели, от цели к действию ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОС ТЬ
Актуальность метода проектов Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М.Монтень
Учебный проект -возможность для учащихся самостоятельно делать что-то интересное, в группе или самому, максимально используя свои возможности; -это продуктивная деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат; -это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, где результат носит практический характер и интересен и значим для самих открывателей.
Алгоритм действий учителя Составить план работы; -ознакомиться с методами проблемы данной темы урока; -создать положительную мотивацию к работе у учащихся; -совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме; -осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы; -выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся; -составить нормы и требования по оформлению работы; -разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.
Благодарим за внимание!
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в школе
Выступление на МО
Учитель русского языка и литературы Богданова Н.Т.
Проектная деятельность в школе
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
Проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами наталкивается на определенные трудности.
Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад. Вообще путаница с терминами довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которые проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а учеников - о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы.
Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей.
Среди различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Может быть, поэтому их часто путают не только дети, но и взрослые. Прежде чем говорить о проекте как методе обучения, нужно разобраться , что же такое проект и чем он отличается от других видов работ.
Доклад - устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. Поскольку подготовка доклада может потребовать много времени, изучения различных источников, определённого оформления результатов, возникает искушение говорить о проекте. Дело в том, что и работа над проектом связана с представлением информации. Однако доклад и проект - не одно и то же.
Реферат - сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий реферативный этап, который тем не менее является лишь частью всего проекта.
Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование - это лишь этап проектной работы.
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Проект как метод обучения
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.
Информатика хотя, стала изучаться сравнительно недавно, но сразу же при изучении этой дисциплины стал использоваться проектный метод обучения. Сначала проекты составлялись в школе с использованием языков программирования (Ваsiс, Раsсаl), сейчас же их изучают мало, и в настоящее время проектная деятельность в информатике базируется на прикладных программах (презентации, электронные таблицы, базы данных, язык гипертекстовой разметки НТМI).
Большую роль в процессе формирования профессионального самовоспитания школьников играют такие методы обучения, как метод проектов.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Метод обучения - сложное, многомерное, многокачественное образование. "Если бы удалось построить его пространственную модель, то мы бы увидели причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно меняющий свою окраску", - так многие авторы определяют понятие "метод обучения".
Проектный метод в преподавании
Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся. Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой в них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирал для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.
В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. В российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов обучения, как проблемный и проектный. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.
Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, Направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.
Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означал в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов. Это понимание близко, но несколько отличается от того, которое сложилось в русском техническом жаргоне. Здесь проект - замысел какого-либо нового объекта (здания, машины, механизма или узла), материализованный в чертежах, схемах и пр. документации.
В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на следующих моментах:
развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления;
самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;
представлении итогов выполненных проектов в "осязаемом" виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;
сотрудничестве учащихся между собой и учителем ("педагогика сотрудничества").
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.
Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
В работе с проектом есть и еще одно отличие - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.
Осуществление плана работы над проектом, как правило связано с изучение литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.
Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.
По своей сути проектный метод обучения близок к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того проектный метод имеет сходство с развивающим обучением. Развивающее обучение - активно-деятельностный способ обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. При этом ученик, являясь полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.
Термины и значение слов применяемые для проектной деятельности, предложенной М.Ю. Бухарской.
Термин | Словарное значение | Педагогическое значение |
Метод | Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо | Совокупность приемом, операции овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания |
Проект | План, замысел, предварительный текст документа | - |
Метод проектов | - | Способ в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему. Способ достижения дидактической цели через детальную разработкупроблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом. Способ, предлагающий решение какой-то проблемы, предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей. |
Проблема | Задача, требующая разрешения, исследования. Осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, при помощи имеющегося у него знания и опыта. Проблема берет свое начало в проблемной ситуации. | Задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации. |
Проблемная ситуация | Обстоятельства и условия деятельности, содержащие, противоречия и не имеющие однозначного решения, в которых разворачивается деятельность индивида или группы. | Обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения |
Учебный проект |
| Современная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, имеющая общую цель, согласованные способыдеятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой - либо проблемы, значимой для участников проекта. |
Этапы работы над проектом. Мотивация учащихся.
Организуя проектную деятельность учащихся, есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать при работе. Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта , для выполнения которой у него нет никаких знаний умений, при том что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения. Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. Важнейший этап работы над проектом - это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе. Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана.
По завершении работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
Основные этапы работы над проектом - это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы.
Формулируя цель работы, автор проекта создаёт мысленный образ желаемого результата работы -проектного продукта, который является непременным условием работы. В ходе планированиянеобходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы - разработатьграфик. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определённые изменения взадачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате. Проектном продукте. Завершается проект обычно презентаций найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентациейкомпетентности автора проекта. Презентация - это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели - наилучшим образом показать результаты работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себе, не теряя при этом чувства меры, - важнейший социальный навык.
Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7-10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людьми, сделанными автором открытиями.
Итак, две основные проблемы презентации -это речь и регламент. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текс презентации будет написан в виде тезисов.
В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы публики. К этому нужно быть готовым. Ответ лучше начинать, поблагодарив того, кто его задает (любой вопрос по теме проекта свидетельствует об интересе публики к выступлению и дает автору еще один шанс показать свою компетентность).
Презентацию желательно отрепетировать.
Сущность проектной деятельности учащихся.
Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.
Творческий проект - это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
Организация и методика выполнения творческих проектов
Учитель должен помочь школьникам:
получить различные материалы, справочники, информацию, инструменты и т.п.;
обсудить способы преодоления трудностей путем косвенных, наводящих вопросов;
одобрить или не одобрить различные фазы рабочей процедуры;
научить кратко записывать результаты своей деятельности;
дать краткий анализ выполненного проекта.
При разработке плана проекта учащиеся обращается к справочникам, используют Интернет, другие источники информации, советуются с членами семьи, сведущими людьми, изучают инструменты, материалы необходимые для выпадения проекта Первоначальный план реализации проекта постоянно перестраивается, возможные упущения исправляются,
Техника составления плана, конечно, может быть самой разнообразной, столь за разнообразной, как и сами проекты, Самое главное - чтобы план отвечал проекту и, а не наоборот,
Особое значение имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделий, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные целюсь. Применение метода проектов как ведущего в технологическом образования школьников способствует реализации дидактических функций.
Образовательная функция нового подхода к образованию подразумевает знакомство учащихся с основными теоретическими знаниями, умениями и терминологией.
Воспитательная функции нового подхода школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, в выработке навыков разумного риска и др, Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.
Развивающая функция использования метода проектов состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и
У учащихся развивается навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора
Содержание программы образовательной области по проектной деятельности
1. Введение.
Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры, Структура проекта. Типология проектов.
Учащиеся должны знать:
- понятие проекта, проектной деятельности,
- типологию проектов.
- Учащиеся должны уметь;
- различать типы проектов;
- определять структуру проекта.
1. Практико-ориентированный проект.
Нацелен на социальные и интересы самих участников проекта.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, и. т. д.
Палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению России.
2. Исследовательский проект.
Понятие исследовательского проекта. Особенности исследовательского проекта Основные понятия, необходимые для выполнения исследовательского проекта; объект исследования, проблема Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов,
3. Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения представления для широкой аудитории.
4. Ролевой проект.
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна Участвуя в нем, проекты берут на себя роли литературных или исторических персонажей.
5. Творческий проект.
Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Понятие творческого проекта. Особенности творческого проекта. Основные этапы выполнения творческих проектов.
Проработка структуры деятельности участников творческого проекта.
Оформление результатов в виде видеофильмов, статьи, альбома Учащиеся должны знать:
- понятие творческого проекта;
- основные этапы творческого проекта
Учащиеся должны уметь;
- выбирать и обосновывать тему проекта;
- подбирать необходимую информацию для реализации проекта;
- прорабатывать структуру совместной деятельности участников; творческого проекта;
- оформлять результаты проектной деятельности,
6. Оформление и оценка проекта.
Оформление результатов проектной деятельности. Оформление списка литературы и приложений.
Критерии оценки выполнения проектов. Защита проекта, Критерии оценивания защиты выполненного проекта
Учащиеся должны знать;
- критерии оценки выполненных проектов;
- критерии оценивания защиты выполненного проекта.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать выполненный проект;
- защищать проекта.
Выбор и обоснование проектов.
Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности личности и общества (школа, индустрия, досуг, дом), необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг.
1) Основные проблемы, возникающие при выборе, анализе, реализации проекта:
1. Как определить сферу деятельности.
2. Как выбрать тему проекта.
3. Как выбрать модель, конструкцию изделия.
4. Как разработать технологию изготовления изделия.
5. Как провести экономический расчет изделия.
6. Как оформить отчет по проекту.
2) Основные критерии выбора проектов:
1. Оригинальность.
2. Доступность.
3. Надежность.
4. Техническое совершенство.
5. Эстетические достоинства.
6. Безопасность.
7.Соответствие общественным потребностям.
8. Удобства эксплуатации (эргономичность).
9. Технологичность.
10. Магериалоемкость.
11. Стоимость и т. д.
Общий вид и структура пояснительной записки.
Проект - это самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видео фильм, компьютерная разработка и т.п., а теоретической является пояснительная записка. Ниже приводится рекомендации по ее составлению. Разумеется, при их использовании необходимо учитывать возрастные возможности учащихся, и пояснительная записка к проекту пятиклассника по содержанию будет существенно отличатся от выполненной старшеклассником.
Структура пояснительной записки зависит от вида работы, и в общем случае должна содержать:
- Титульный лист.
- Оглавление (содержание).
- Введение.
- Главы основной части.
- Заключение.
- Список используемой литературы.
- Приложение.
Структурные элементы пояснительной записки.
Титульный лист
Титульный лист - первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова "год").
Оглавление
Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводится все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Введение к работе
В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.
Главы основной части
Содержание и структура основной части пояснительной записки зависит от вида работы (проекта) определяется заданием. Актуальность - обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.
Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.
В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.
В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.
В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.
Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценку проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Далее реклама проекта и маркетинговое исследование. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Заключение
В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной им работы.
Список используемой литературы
После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.
Приложения
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2", и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Сквозь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри" (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обоснование В соответствии с пп.7 п.2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение обязано разрабатывать и утверждать рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин.
Что такое Рабочая программа? Это документ, созданный на основе Примерной или Авторской программы с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.
Цели и задачи разработки Рабочей программы: повышение качества образования; повышение профессионального мастерства педагогов: обеспечение достижения обучающимися результатов освоения обязательного минимума содержания образования; обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования.
Для составления Рабочей программы используются : Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (раздел 1: «Требования к результатам освоения основной образовательной программы»). Основная образовательная программа образовательного учреждения (конкретной школы). Примерная программа по учебному предмету.
Кто составляет Рабочую программу? Программа составляется: учителем-предметником; педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования).
Структура Программы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Результаты усвоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные). 4. Основное содержание учебного предмета. 5. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, видов контроля. 6. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. 7. Литература.
Титульный лист: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Согласована: Утверждена: с методическим советом Директор школы протокол __________ / Ф.И.О. / от _ августа 2013 г. № _ Приказ от _ августа 201.. г. № Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5 класс Составитель: Ф.И.О. учитель русского языка и литературы Москва, 201..
Пояснительная записка В тексте указывается: соответствие рабочей программы федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования; на основе какой конкретной программы разработана программа; внесенные изменения в примерную программу и их обоснование; уровень изучения учебного материала; цели изучения предмета на конкретной ступени образования (извлечения из стандарта); используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой учреждения).
Требования к уровню подготовки обучающихся: «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Эти требования формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление). Формулировка выносится из Примерной или Авторской программы и полностью соответствует требованиям, сформулированным в ФГОС.
По каждой учебной теме указывается: Наименование темы (раздела). Количество часов. Содержание учебного материала. Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с ФГОС. Перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачётов и др.).
Календарно-тематический план (примерная структура) Темы курса, последовательность их изучения. Количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем. Планируемый результат освоения материала. Виды учебной деятельности (или характеристика деятельности) учащихся. Оборудование. Электронные образовательные ресурсы. Оформляется в виде таблицы на весь срок обучения.
Формы и средства контроля Данный раздел включает материалы в виде тестовых, контрольных работ, вопросов для оценки освоения школьниками содержания учебного материала. Количество контрольных работ определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин, принятыми на уровне региона.
В перечне учебно-методического обеспечения методические и учебные пособия, медиаресурсы указываются в алфавитном порядке по разделам в соответствии с требованиями к библиографическому описанию.
Корректировка рабочей программы Ежегодные корректировки рабочей программы утверждаются руководителем образовательного учреждения и оформляются в виде приложения к первоначальному варианту программы.
Контроль за реализацией Рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля.
В помощь учителю
Сайт ФГОС НОО
Спасибо за внимание