Итоговое мероприятие по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в старшей группе: Викторина «По следам Красной книги»
Цель занятия: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и воспитания основ экологической культуры
Задачи:
Обучающие: обобщить и систематизировать представления детей о растениях и животных Сибири, занесённых в Красную книгу,
Развивающие:развивать познавательный интерес у детей к природе родного края, активизировать речь детей, развивать коммуникативные способности, продолжать формировать умение работать в команде.
Воспитательные: воспитывать у детей заботливое отношение к окружающей природе, а также уважение к партнерам по викторине.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация «По следам Красной книги», кукла Сибирячок, эмблемы участникам команд, д/игры «Собери животное Прибайкалья», «Собери мусор», пакет для мусора, прищепки, экологические знаки, подарки от Сибирячка: фломастеры и раскраски
Ход викторины:
Организационный момент (установление эмоционального контакта)
Под музыку дети заходят в зал - приветствие
Я не спал, я не ел, С тобой встретиться хотел.
Встретились глазами, встретились руками,
Обнялись, поцеловались и друг другу улыбнулись
- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл из леса наш друг. Вы его узнали? Он хочет убедиться, что в нашем д/саду умные и воспитанные дети, Сибирячок предлагает отправиться по широким сибирским просторам и поиграть с вами в викторину, которая называется «По следам Красной книги». Ну что, поиграем? Для этого нам нужны 2команды, 1-я команда «Знайки», 2-я – «Почемучки» и жюри (выбираем). Давайте поприветствуем друг друга (команды по очереди представляются)
«Знайки»
Мы ребята знайки,Знайки – не зазнайки,
В игры разные играем, В викторине побеждаем.
«Почемучки»
Мы пытливые умы, мы с вопросами на «ты»,
«Почему» - вопрос любимый помогает нам расти.
- Итак, начинаем. В нашей игре несколько конкурсов. Но для начала напомню правила игры, послушайте их:
1. Задание или вопрос нужно выслушать до конца и не перебивать.
4. Кто знает, тот поднимает руку.
5. Не подсказывать отвечающему.
6.Если ребята из одной команды не знают ответа, то отвечают дети из второй команды.
1 Конкурс: «Отгадайте загадку» (слайды с картинками животных и растений)
«Кто я?»
1. Хищное животное с кисточками на ушах (рысь)
2. Другое название снежного барса (ирбис)
3. «Сохатый» великан тайги (лось)
4. Небольшое пугливое рогатое животное, живущее в лесу (косуля)
5. Зубастый олень (кабарга)
6. Млекопитающее, перегораживающее реки (бобр)
«Лекарственные растения»
1. Путник часто ранит ногу, вот и лекарь у дороги (подорожник)
2. Стоят в поле сестрички, жёлтый глазок, белые реснички (ромашка)
3. Растёт зелёный кустик, дотронешься – укусит (крапива)
4. Семена, как коготки, жёлто - красные цветы. От горла помогают, кто же их не знает? (календула – ноготки)
5. Он не шипит, хотя больно кусается. Тогда почему же он так называется? (шиповник)
6. С этих шариков пушистых полетят парашютисты (одуванчик)
2 Конкурс: Д/и «Четвёртый лишний»
Ландыш, подснежник, крапива, незабудки
Репейник, кубышка жёлтая, лилия (саранка), венерин башмачок
Бобр, песец, кабарга, волк
Красный волк, заяц, манул, горностай
3 Конкурс «Сложи картинку»
Дети на скорость собирают разрезные картинки животных и растений
4 Конкурс: Д/и «Экологический десант»
Ребята, посмотрите….
Люди на природе отдыхали, веселились, загорали,
И не думая бросали и обертки от конфет,
И разорванный пакет, и коробочки от сока,
От бананов кожуру, от орехов скорлупу.
Как мы можем помочь природе?
(Дети собирают прищепками мусор в мусорный пакет – повторяем правила поведения в природе)
5 Конкурс: Презентация детьми своих книжек-малышек «Моя Красная книга Иркутской области»
6 Конкурс «Литературный» (Приложение)
Чтение наизусть стихотворений о природе
Д/и «Продолжи предложение»
Если исчезнут растения, то…
Если исчезнут насекомые, то…
Если исчезнут птицы и лягушки, то…
Если исчезнут звери, то…
Подведение итогов викторины, подсчитываем очки, поздравляем
Рефлексия
- Ребята, а нашего друга Сибирячка волнует главный вопрос, который он хочет от вас услышать: Почему Красная книга так называется? (ответ детей)
Сибирячок:
- Ребята, я всё понял и очень рад, что существует такая Красная книга, это значит, что моим друзьям лесным жителям нечего бояться, потому что на свете много добрых людей, которые любят и охраняют природу, заботятся обо всём живом на свете, и вы добрые дети, я хочу вам подарить на прощание подарки – фломастеры и раскраски, рисуйте и вспоминайте вашего друга Сибирячка.
Приложение («Литературный конкурс»)
1. Есть одна планета – сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь – ландыша в траве зелёной,
И стрекозы только тут в реку смотрят удивлённо
Береги свою планету! Ведь другой на свете нет!
2. Если деньги накопить, можно многое купить –
Дом, одежду и завод, самолёт и пароход,
Но нельзя купить росу, птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелёк родничок и тополёк.
3. Прекрасной быть должна земля –
Она у всех у нас одна, А мы – хозяева Земли
Мы охранять её должны!
4. Без природы в мире людям даже дня прожить нельзя,
Так давайте к ней мы будем относиться как друзья!
Люби природу, паренёк и девочка, люби,
От загрязнений защищай, её ты не губи!
5. Не отравляй полей и рек, морей, лесов и гор,
Ты в них отходы не сливай, вредителям – позор!
Люби природу, человек, Её ты охраняй,
Картину выжженной земли, живя, не оставляй!
6. Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьи гнёзда разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам хорошо живётся снами рядом!
7. Давайте, люди, дружить друг с другом, как птица с небом,
Как ветер с лугом. Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной похожей нету!
8. Охраняется Красною книгой столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты.
Охраняются птицы, охраняются звери, охраняются даже цветы!
9. Если в лес пошёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, но смотри не забывай:
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
Ветки ели не ломай и почаще вспоминай
10. Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!
Бабочки пускай летают, ну, кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин кедр и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!
11. Берегите землю, берегите! Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики, на тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба, над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем, ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите, берегите землю, берегите!
12. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Всё это называется природа,
Давайте же её всегда беречь!