Итоговое мероприятие по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в старшей группе: Викторина «По следам Красной книги»

Цель занятия: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и воспитания основ экологической культуры

 

Задачи:

Обучающие: обобщить и систематизировать представления детей о растениях и животных Сибири, занесённых в Красную книгу,

Развивающие:развивать познавательный интерес у детей к природе родного края, активизировать речь детей, развивать коммуникативные способности, продолжать формировать умение работать в команде.

Воспитательные: воспитывать у детей заботливое отношение к окружающей природе, а также уважение к партнерам по викторине.

 

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация «По следам Красной книги», кукла Сибирячок, эмблемы участникам команд, д/игры «Собери животное Прибайкалья», «Собери мусор», пакет для мусора, прищепки, экологические знаки, подарки от Сибирячка: фломастеры и раскраски

 

Ход викторины:

 

Организационный момент (установление эмоционального контакта)

Под музыку дети заходят в зал -  приветствие

Я не спал, я не ел, С тобой встретиться хотел.

Встретились глазами, встретились руками,

Обнялись, поцеловались и друг  другу улыбнулись

- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл из леса наш друг. Вы его узнали? Он хочет убедиться, что в нашем д/саду умные и воспитанные дети, Сибирячок предлагает отправиться по широким сибирским просторам и поиграть с вами в викторину, которая называется «По следам Красной книги». Ну что, поиграем? Для этого нам нужны 2команды, 1-я команда «Знайки», 2-я – «Почемучки» и жюри (выбираем). Давайте поприветствуем друг друга (команды по очереди представляются)

   «Знайки»

Мы ребята знайки,Знайки – не зазнайки,

В игры разные играем, В викторине побеждаем.

 

   «Почемучки»

Мы пытливые умы, мы с вопросами на «ты»,

«Почему» - вопрос любимый помогает нам расти.

- Итак, начинаем. В нашей игре несколько конкурсов. Но для начала напомню правила игры, послушайте их:

1. Задание или вопрос нужно выслушать до конца и не перебивать.

4. Кто знает, тот поднимает руку.

5. Не подсказывать отвечающему.

6.Если ребята из одной команды не знают ответа, то отвечают дети из второй команды.

1 Конкурс:  «Отгадайте загадку» (слайды с картинками животных и растений)

«Кто я?»

1. Хищное животное с кисточками на ушах (рысь)

2. Другое название снежного барса (ирбис)

3. «Сохатый» великан тайги (лось)

4. Небольшое пугливое рогатое животное, живущее в лесу (косуля)

5. Зубастый олень (кабарга)

6. Млекопитающее, перегораживающее реки (бобр)

 

«Лекарственные растения»

1. Путник часто ранит ногу, вот и лекарь у дороги (подорожник)

2. Стоят в поле сестрички, жёлтый глазок, белые реснички (ромашка)

3. Растёт зелёный кустик, дотронешься – укусит (крапива)

4. Семена, как коготки, жёлто - красные цветы. От горла помогают, кто же их не знает? (календула – ноготки)

5. Он не шипит, хотя больно кусается. Тогда почему же он так называется? (шиповник)

6.  С этих шариков пушистых полетят парашютисты (одуванчик)

 

2 Конкурс: Д/и «Четвёртый лишний»

Ландыш, подснежник, крапива, незабудки

Репейник, кубышка жёлтая, лилия (саранка), венерин башмачок

Бобр, песец, кабарга, волк

Красный волк, заяц, манул, горностай

 

3 Конкурс «Сложи картинку»

Дети на скорость собирают разрезные картинки животных и растений

 

4 Конкурс: Д/и «Экологический десант»

Ребята, посмотрите….

Люди на природе отдыхали, веселились, загорали,

И не думая бросали и обертки от конфет,

И разорванный пакет, и коробочки от сока,

От бананов кожуру, от орехов скорлупу.

Как мы можем помочь природе?

(Дети собирают прищепками мусор в мусорный пакет – повторяем правила поведения в природе)

 

5 Конкурс: Презентация детьми своих книжек-малышек «Моя Красная книга Иркутской области»

 

6 Конкурс «Литературный» (Приложение)

Чтение наизусть стихотворений о природе

 

Д/и «Продолжи предложение»

Если исчезнут растения, то…

Если исчезнут насекомые, то…

Если исчезнут птицы и лягушки, то…

Если исчезнут звери, то…

 

Подведение итогов викторины, подсчитываем очки, поздравляем

Рефлексия

- Ребята, а нашего друга Сибирячка волнует главный вопрос, который он хочет от вас услышать: Почему Красная книга так называется? (ответ детей)

 

Сибирячок:

- Ребята, я всё понял и очень рад, что существует такая Красная книга, это значит, что моим друзьям лесным жителям нечего бояться, потому что на свете много добрых людей, которые любят и охраняют природу, заботятся обо всём живом на свете, и вы добрые дети, я хочу вам подарить на прощание подарки – фломастеры и раскраски, рисуйте и вспоминайте вашего друга Сибирячка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение («Литературный конкурс»)

 

1. Есть одна планета – сад в этом космосе холодном.

    Только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных.

    Лишь на ней одной увидишь – ландыша в траве зелёной,

   И стрекозы только тут в реку смотрят удивлённо

   Береги свою планету! Ведь другой на свете нет!

 

2. Если деньги накопить, можно многое купить –

   Дом, одежду и завод, самолёт и пароход,

  Но нельзя купить росу, птичье пение в лесу.

  И не спрятать в кошелёк родничок и тополёк.

 

3. Прекрасной быть должна земля –

    Она у всех у нас одна, А мы – хозяева Земли

    Мы охранять её должны!

 

4. Без природы в мире людям даже дня прожить нельзя,

   Так давайте к ней мы будем относиться как друзья!

   Люби природу, паренёк и девочка, люби,

   От загрязнений защищай, её ты не губи!

 

5. Не отравляй полей и рек, морей, лесов и гор,

   Ты в них отходы не сливай, вредителям – позор!

   Люби природу, человек, Её ты охраняй,

   Картину выжженной земли, живя, не оставляй!

 

6. Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься,

   Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

   Нор звериных, птичьи гнёзда разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам хорошо живётся снами рядом!

 

7. Давайте, люди, дружить друг с другом, как птица с небом,

   Как ветер с лугом. Давайте, люди, любить планету,

   Во всей Вселенной похожей нету!

 

8. Охраняется Красною книгой столько редких животных и птиц,

   Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.

   Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты.

  Охраняются птицы, охраняются звери, охраняются даже цветы!

 

9. Если в лес пошёл гулять, свежим воздухом дышать,

   Бегай, прыгай и играй, но смотри не забывай:

    Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

   Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

    Ветки ели не ломай и почаще вспоминай

 

10. Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!

     Бабочки пускай летают, ну, кому они мешают?

     Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить.

     Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин кедр и лось.

     Их покой побереги, ведь они нам не враги!

 

11. Берегите землю, берегите! Жаворонка в голубом зените,

     Бабочку на стебле повилики, на тропинке солнечные блики,

     На камнях играющего краба, над пустыней тень от баобаба,

     Ястреба, парящего над полем, ясный месяц над речным покоем,

     Ласточку, мелькающую в жите, берегите землю, берегите!

 

12. Мы любим лес в любое время года,

      Мы слышим речек медленную речь.

      Всё это называется природа,

      Давайте же её всегда беречь!