Главные вкладки
Комерсантова Татьяна Степановна
Обо мне
Каким же должен быть человек, чтобы иметь право называться Учителем?
Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко: “Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь – всё это имеет для ребёнка большое значение”.
Главный принцип в работе учителя я для себя определила давно и стараюсь следовать ему всегда: обучать и воспитывать собственным примером. Учу других и учусь сама. Чтобы требовать что-то от ребёнка, я должна иметь на это моральное право. Желая воспитать честных, искренних и добрых учеников, я должна быть искренней и доброжелательной с ними всегда.
Рисующие дети – маленькие творцы своего мира. Ребенок рисует то, что видит вокруг себя, что чувствует, что подсказывает ему игра, фантазия. Эта фиксация поразившего его явления природы, человека и его деятельности, настроения, своих мыслей и чувств помогает ему глубже проникнуть в жизнь, увидеть ее красоту и противоречия, осмыслить происходящее вокруг. В отличие от взрослых, ребята больше рисуют по воображению, свободно фантазируя и, в то же время, своеобразно, реально отражают мир.
Процесс творчества развивает мышление детей, приносит радость и душевное равновесие. Рисование заставляет ребенка думать и тем самым активизирует мысль и образное видение мира, развивает пространственное мышление. Но ведь творчеству нельзя научить, потому что творчество это процесс, а не конечный результат! Именно поэтому процессу творчества можно или мешать или способствовать.
В чем секрет детского творчества? Его чистоты, искренности? Дети гораздо эмоциональнее взрослых. Они внимательнее присматриваются к окружающему. Своим обостренным чутьем дети полнее познают в человеке отношение к ним, к другим людям, искренность, доброту, чувствуют злобу. Дети эмоциональнее! Они могут быть и слишком жестоки, и до слезливости добры. Поэтому рисунки детей искреннее, чище, правдивее, откровеннее, чем у взрослых. В них нет надуманности, нарочитости, фальши.
Все дети, решительно все, рождаются талантливыми в той или другой области искусства. Бездарность ребенка – всегда результат воспитания, точнее же, результат отсутствия воспитания, отсутствия заботы о нем. Редко встретишь ребенка дошкольного или младшего школьного возраста, который не любил бы рисовать. Через свои работы дети самовыражаются, им не важно – правильно или не правильно, с точки зрения ли художественных канонов, создан их рисунок. Они видят себя великими художниками и гордятся своими, даже не совсем удачными работами. Дети не видят недостатков в своих рисунках, им всегда (или почти всегда) нравится и сам процесс рисования и конечный результат. В этом-то и есть счастье детского творчества. Главное – не мешать ребятам в дальнейшем самовыражаться и получать удовольствие от процесса рисования. Лично я всегда, когда прихожу, как учитель, на урок рисования, ставлю перед собой две задачи:
1) показывать приемы работы с теми или иными материалами;
2) помогать реализовывать творческие порывы менее способных учащихся, давая им возможность реализовывать себя в рисунке.
У меня есть талантливые и художественно одаренные ученики. Дети, которые не только хорошо работают на уроке, но и участвуют в конкурсах и занимают призовые места. Многие из них уже окончили школу и добились относительного признания, они учатся на дизайнеров, модельеров, архитекторов в колледжах и высших учебных заведениях.
Завершить эссе мне хочется словами великого Д.Дидро, которые я выбрала в качестве своего педагогического кредо: «Искусство, это попытка создать рядом с собой еще один мир, только более человечный». Так давайте же не лишать детей возможности создавать свой более человечный мир при помощи искусства!