Внеклассная работа по предмету Иностранный язык

Начиная со II класса внеклассная работа является обязательным компонентом деятельности каждого учителя английского языка. Внеклассная работа позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому языку, углублять и расширять их знания, совершенствовать навыки и умения. Она помогает учителю увидеть наиболее способных детей, проявляющих интерес к данному предмету, а учащимся — показать свои склонности, способности к тому или иному виду деятельности. Внеклассная работа способствует реализации практической, воспитательной, развивающей и образовательной целей. Только при условии органического сочетания урочной и внеклассной работы иностранный язык может внести свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности, а именно это является главной задачей современной школы, современного образования.    

Внеклассная работа на первом году изучения английского языка обладает рядом особенностей, среди которых важной, на наш взгляд, является некое «рассогласование» в желании детей участвовать в этом виде деятельности и их языковых возможностях, которые во II классе еще очень малы.

Наблюдения показывают, что практически все второклассники горят желанием участвовать во внеклассной работе: им хочется говорить, петь, читать на английском языке, играть, декламировать и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnaya_rabota.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная работа

Начиная со II класса внеклассная работа является обязательным компонентом деятельности каждого учителя английского языка. Внеклассная работа позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому языку, углублять и расширять их знания, совершенствовать навыки и умения. Она помогает учителю увидеть наиболее способных детей, проявляющих интерес к данному предмету, а учащимся — показать свои склонности, способности к тому или иному виду деятельности. Внеклассная работа способствует реализации практической, воспитательной, развивающей и образовательной целей. Только при условии органического сочетания урочной и внеклассной работы иностранный язык может внести свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности, а именно это является главной задачей современной школы, современного образования.    

  Внеклассная работа на первом году изучения английского языка обладает рядом особенностей, среди которых важной, на наш взгляд, является некое «рассогласование» в желании детей участвовать в этом виде деятельности и их языковых возможностях, которые во II классе еще очень малы.

Наблюдения показывают, что практически все второклассники горят желанием участвовать во внеклассной работе: им хочется говорить, петь, читать на английском языке, играть, декламировать и т. д.

Из первой особенности вытекает и вторая — тесная взаимосвязь урочной и внеурочной работы. При этом внеурочная деятельность распадается как бы на две составляющие: внеурочная учебная работа и собственно внеклассная.

К внеурочной учебной работе относится выполнение учащимися домашних заданий в школе при участии или под контролем учителя (например, выполнение звуковых заданий в кабинете после урока или в группах продленного дня). Такая работа позволяет ребенку экономно и рационально выполнять домашнее задание и таким образом лучше овладевать учебным материалом. Здесь создаются условия для учета индивидуальных возможностей учащихся, их способностей, что помогает вовремя заметить отстающих, оказать им необходимую помощь и выявить тех детей, которых можно сделать своими помощниками как в работе по кабинету, так и в собственно внеклассной работе.

Внеурочная учебная работа является очень важным связующим звеном между урочной и собственно внеклассной работой. Именно она на начальном этапе дает возможность осуществлять последнюю.

Рассмотрим более подробно внеклассную работу, подготавливаемую на уроках и во внеурочное время при выполнении заданий. Нет необходимости говорить о том, что от учителя требуется находчивость, изобретательность и творчество, для того чтобы каждую крупицу новых знаний использовать во внеклассной работе. Появление в учебном процессе первых стихотворений-рифмовок и песенок уже позволяет учителю использовать их во внеурочное время. Так, например, можно провести конкурс на лучшее исполнение песенки внутри группы и между группами (а их в школе обычно не менее шести в одной параллели), конкурс на лучшее чтение рифмовок (фонетический конкурс). Далее можно организовать конкурсы на выразительное чтение текста и чтение про себя на скорость и количество понятой информации; на рассказ по незнакомой картинке, где оценивается полнота высказывания для данной точки учебного процесса, логичность построения, языковая правильность высказывания и т. п.

 Чтобы заинтересовать детей английским языком на начальном этапе, внеклассная работа должна охватывать как можно больше учащихся, т. е. носить массовый характер. Это поможет и выявить тех учащихся, которые составят актив по внеклассной работе на среднем и старшем этапах.

Рассмотрим формы внеклассной работы, их конкретное наполнение и методику проведения во втором классе.

Известны три формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая и массовая. Все эти формы возможны и во втором классе.

 Индивидуальная форма включает: разучивание учеником стихотворения, которое, как правило, не входит в учебный материал данного года обучения; подготовку и исполнение песенки на английском языке с музыкальным сопровождением (сольное исполнение); разучивание роли из небольшой инсценировки; подготовку ученика к ведению программы утренника.

 Групповая форма предусматривает работу учащихся в таких кружках, как кружок пения, игровой кружок, драматический кружок, кружок кукольного театра, кружок «Учимся говорить по-английски» и др.

Массовая форма предусматривает проведение разнообразных конкурсов, как-то: на лучшее прочтение стихотворения, лучшее исполнение песни группой, лучшее выразительное чтение, лучшее описание картинки и другие, а также проведение утренников.
      Успешное осуществление внеклассной работы зависит от того, насколько правильно сумеет ее спланировать учитель на целый год и на каждую четверть. При планировании он исходит из особенностей своей группы: ее успехов в языке; наличия талантов; наличия в его распоряжении материала; возможностей получения помощи от учащихся старших классов и актива родителей (например, по оформлению утренника).

Учитель планирует все три формы работы, с тем чтобы индивидуальная и групповая работа могли вылиться в массовую.

При планировании внеклассной работы прежде всего формулируются цель и задачи мероприятия, указывается материал, намечаются участники, а также дни и часы репетиций и проведения самого мероприятия. Свой план учитель должен согласовать с планами по другим предметам в классе, а также с планом общешкольной внеклассной работы. Календарный план по внеклассной работе, красочно оформленный, вывешивается в кабинете английского языка.

Рассмотрим пример: учителя вторых классов планируют провести утренник на английском языке, посвященный дню мамы, на который будут приглашены не только учителя, но и мамы, бабушки и старшие сестры. Это первое массовое мероприятие на английском языке, поэтому его нужно особенно тщательно подготовить и сделать все возможное, чтобы он вошел в жизнь как большой, теплый, запоминающийся праздник. Главная цель такого праздника — доставить своим родным и близким радость, продемонстрировать успехи в овладении английским языком, показать учащимся, что они уже могут делать на английском языке. Подготовка к этому массовому мероприятию занимает более полугода. Регулярная систематическая работа сплачивает детский коллектив, сближает учителя с детьми и в общем-то не занимает много времени, но позволяет хорошо и тщательно подготовиться к празднику.

Программа утренника не должна занимать много времени: не более 45 минут. Она должна быть разнообразной. Утренник в целом, зал, сцена, каждый номер должны быть ярко оформлены, с тем чтобы способствовать эстетическому воспитанию детей. Необходимо также музыкальное сопровождение.

Программа такого утренника может, например, включать:
      — монтаж алфавита (ABC), когда дети (каждый с красочно написанной буквой в руках или на груди) говорят, например: “A is for apple. В is for bee”, etc. Затем они под аккомпанемент поют хором песенку “ABC”;

      — 3—4 стихотворения;

      — 1—2 песенки в сольном исполнении;

      — 2—3 песенки в хоровом исполнении;

      — маленькую сценку, пьеску;

      — финал: все участники хором поздравляют собравшихся женщин с праздником: “Best wishes for Mother’s Day!”

      Хорошая подготовка к проведению массового мероприятия обеспечивается регулярным проведением конкурсов в течение года, которые позволяют подключить фактически всех детей.

      Скажем несколько слов о групповой форме внеклассной работы — кружках. Начнем с организации хорового кружка. В отборе участников хора может оказать помощь учитель музыки. В хор входят учащиеся одного класса или школьных классов. В репертуар хора могут входить песни, как изучаемые на уроках, так и новые. Работа с новой песней начинается с разучивания текста, который учитель может записать на ферромагнитную ленту и/или раздать в печатном виде. Репетиции хора должны проводиться регулярно.
      Большой интерес у второклассников вызывает драматический кружок. Запись в кружок начинается в начале года. Материалом служат пьески, сказки из учебника, которые учитель подбирает в соответствии с темой предстоящего утренника. В этом ему может помочь журнал «Иностранные языки в школе», раздел «Приложение» в учебнике.
      Важно, чтобы репетиции проводились регулярно. Заранее надо позаботиться о декорациях и костюмах. Перед спектаклем необходимо провести несколько репетиций в том помещении, где будет проходить утренник, для того чтобы дети ориентировались и умели двигаться на сцене.   Для того чтобы спектакли не срывались, нужно иметь два состава играющих и с каждым из них проводить репетиции. На утреннике выступают лучшие участники, а чтобы не обидеть второй состав, можно организовать его выступление на классном мероприятии.

      Учителю следует заранее отобрать ведущего и его дублера и исходя из программы составить текст выступлений. Ведущий должен четко, громко и выразительно говорить, уметь держаться перед аудиторией (публично выступать).

      В заключение хотелось бы подчеркнуть, что ведение внеклассной работы помогает сохранять и развивать мотивацию изучения английского языка, реализовать в комплексе поставленные цели и задачи обучения. А потому она должна органически входить в деятельность учителя английского языка начиная со II класса.