Сотрудничество с педагогами

Мартьянова Татьяна Юрьевна

В настоящее время, пожалуй любому грамотному человеку известно, как сохранить здоровье. Важную роль играют физкультура, правильное питание, рационально и разумно построенный режим жизни, режим труда и отдыха. Чтобы помочь нашим детям и научить их в будущем,  на протяжении всей жизни следовать этим правилам, мы - специалисты, воспитатели и родители должны трудиться в тесном сотрудничестве. На этой страничке я размещаю материал для педагогов, которым пользуюсь  в своей работе, и который надеюсь, Вам будет  полезен!!! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подборка рекомендаций по проведению закаливающих процедур для детей дошкольного возраста

                                                                           

                                                                                                 

                                                                                                 Составитель:

                                                                                                 Мартьянова Т. Ю.

Инструктор по ФИЗО

Сентябрь 2015г

Ванны воздушные – простейшая закаливающая процедура, используемая для оздоровления даже новорожденных. Совершенно естественно дети принимают воздушные ванны при подготовке ко сну и после пробуждения: для этого ребенку достаточно просто спокойно полежать на кровати без одеяла в одной майке либо без нее. Закаливающий эффект для детей старше 5 лет будет только при температуре воздуха менее 20 °С.

Ванны воздушные в движении – это ванны при проведении утренней гигиенической гимнастики, а также во время подвижных игр на улице. Оздоровительный эффект тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается влиянию воздуха, поэтому необходимо приучать детей ходить в облегченной одежде (в зимнее время в помещении, а в теплую погоду вне его). При нормальной температуре воздуха дети должны находиться в двухслойной одежде и гольфах.

Во время воздушной ванны на тело ребенка действует температура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период – еще и отраженные, солнечные лучи. С детьми старше года воздушные ванны можно проводить через 1 – 1,5 ч. после приема пищи.

В теплую погоду воздушные ванны организуют в местах, защищенных от ветра и прямых солнечных лучей. В ненастное время и зимой – на верандах или в комнатах при открытых фрамугах или форточках.

Ванны воздушные контрастные  используются в холодное время года для закаливания детей в некоторых детских учреждениях. Для этого подходят две смежные комнаты, в одной из которых окна открыты (холодный воздух), а в другой закрыты (теплый воздух). В теплом помещении дети раздеваются до трусиков, и им предлагается подвижная игра, по ходу которой они должны перебегать из одной комнаты в другую. Продолжительность игры зависит от разницы температур в двух комнатах.

Ходьба босиком в помещении стимулирует подошвенную рефлексогенную зону, очень важную для реализации адаптации организма к факторам внешней среды. Перед дневным сном детям разрешают дойти до своей кровати по ковровой дорожке босиком. С детьми 5 – 7 лет рекомендуется проводить утреннюю гимнастику и физкультурные занятия сначала в носках, а потом и босиком. Полы должны быть в зале паркетными или покрываться ковром. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, 20 – 22оС. 

Бодрящая гимнастика – проводится после сна в постелях. «Техническая» простота применения, взаимное дополнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и взаимное усиление эффекта. Настраивает организм на активную деятельность после сна.

Дорожки здоровья (это катание по полу мяча, палки стопами ног; хождение по массажным дорожкам, использование массажеров для ног и спины) – ходьба, бег проводятся ежедневно после сна всей группой, во время физкультурных занятий. Формируется правильная походка, правильная осанка, массируются стопы. Активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса терморегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде.

Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональный подъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную нервную систему, регулирующих работу внутренних органов и обмен веществ.

Организация детей на выполнение массажа не всегда должна быть традиционна. Легко трансформирующаяся структура массажей, многообразие исходных положений, предназначенный для их выполнения, различный раздаточный материал, имитационность и образность движений – многослойная основа для выполнения разного рода импровизаций. Задания в игровой форме стимулируют ребенка к их выполнению и проявлению творчества. Сейчас нужно пройти, как мышки (на носочках), как кошечки (мягко, перекатом с пятки на носок), как медвежата (на внешней стороне стопы), а сейчас выбежим на солнечную полянку. Т. е. любые образы, различные виды ходьбы, так же задания «построй сам», «разложи сам», придумай сам образ.

Дыхательная гимнастика – является компонентом  различных форм физкультурно-оздоровительной работы, реализуется во всех режимных моментах. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и

умственная деятельность.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной

мускулатуры, улучшает местное кровообращение, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа.

Лёгкие являются не только органом дыхания. Они  принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свёртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

Чтобы эффективней решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей, с целью повышения их сопротивляемости к простудным заболеваниям, а так же выносливости при физических нагрузках, можно включать дыхательные упражнения  в комплексы утренней гимнастики.

Для проведения дыхательной гимнастики обязательно проветривание помещения и обязательная гигиена носа перед проведением.

Ходьба босиком на улице действует, как и предыдущее средство, но значительно сильнее за счет большего разнообразия поверхностей. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2 – 3 мин до 10 – 12 мин и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, 20 – 22оС.

Солнечные ванны проводятся при температуре воздуха не ниже 22 °С и не выше 32 °С в тени, через 1,5 – 2 часа после еды. Обычно их принимают лежа на топчане или на подстилке из теплоизолирующего материала. Голову обязательно надо накрыть панамкой, платочком или кепкой. Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца на 5 – 6 минут, а потом вновь детей уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого воспитанников раздевают, оставляя их в трусах и майках, а затем – в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 минут и постепенно доводится до 10 минут. В течение дня продолжительность солнечных ванн может составить 40 – 50 минут.

Прогулки должны быть ежедневными во все времена года, так как дети имеют биологическую потребность в движении, которая не удовлетворяется лишь организованными физическими занятиями. Зимой проводятся две прогулки на воздухе по 1,5 – 2 часа при температуре воздуха до – 20оС. Летом необходимо как можно больше времени находиться на воздухе. Одежда должна быть удобной, не сковывать движений ребенка и не приводить к его перегреванию.

В дошкольных учреждениях используются лампы ЭУВ (эритемно-увиолевые лампы). Они излучают главным образом средние и длинноволновые ультрафиолетовые лучи. В детских учреждениях их применяют осенью и зимой для восполнения дефицита естественных ультрафиолетовых лучей. Дети могут облучаться в одежде (воздействию подвергаются только открытые части тела – руки, шея, лицо, волосистая часть головы). Во время облучения дети играют, делают гимнастику и др. Облучение следует проводить в осенне-зимний период ежедневно в хорошо проветренном помещении в течение нескольких часов.

Умывание столь же простая и естественная процедура, как и предыдущая, хотя и не столь эффективная с точки зрения закаливания, поскольку подошвенные рефлексогенные зоны более активны, чем все остальные. При определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно  (через каждые 2 – 3 дня) снижают на 1оС и доводят ее до 14оС.

Детям старше 3-х лет при умывании можно обмывать и верхнюю часть груди. Это более сильная по психологическому воздействию процедура, чем две предыдущие, поскольку на шее и на груди расположено много рецепторов, чувствительных к низкой температуре. Стимуляция этой рефлексогенной зоны  – весьма эффективный способ закаливания, но его не следует использовать на начальных этапах, к нему нужно подготовить ребенка. Привычка к этой процедуре позволит поддерживать закалку на протяжении всей жизни.

Полоскание полости рта и носоглотки  очень эффективное, но и весьма мощное средство, способное нанести вред, если его использовать неверно. Систематическое полоскание полости рта водой комнатной температуры удобнее всего проводить утром после сна и перед ночным сном. Начинать нужно непременно с малой интенсивности (температура воды не ниже 26 °С) и коротких сеансов (1 минута), очень постепенно сначала увеличивая длительность воздействия до 2 минут, затем снижая температуру на 2 – 3 градуса, вновь сокращая время, опять медленно наращивать время и т.д. Полный цикл адаптации должен быть не менее 4 – 5 месяцев.

Обтирания влажным полотенцем самое мягкое из водных средств закаливания. Обтирание можно начинать с 3-х месячного возраста. Детям первого года жизни, а также ослабленным воспитанникам старшего возраста перед обтиранием водой в течение 1 – 2-х недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой материей до слабого покраснения. С 5 – 7 лет дошкольников приучают обтираться самостоятельно, помогая им смачивать рукавичку (полотенце) и обтирать спину.

Намоченным вафельным или махровым полотенцем неторопливыми массажными движениями обтирают сначала руки и ноги (от пальцев вверх), затем грудь и спину (от середины к периферии). В воду для обтирания добавляют морскую или поваренную соль (2 столовые ложки на ведро). Начальная температура воды для обтирания – 32оС, а предельная – 22оС. Если температура воздуха высока, то вытираться насухо необязательно; если же в помещении или на улице, где проводится процедура, холодно, лучше промокнуть оставшуюся влагу на теле, особенно на груди и спине.

Рукавичку (полотенце) после употребления кипятят и сушат.

Ножные ванны – простейшая, но весьма эффективная процедура, приучающая ребенка к содержанию своего тела в чистоте и дающая прочный закаливающий эффект, особенно если используется не подогретая вода, а та, которая течет в данное время года из крана. Применение этого приема в детском саду с детьми 5 – 6 лет позволяет избежать массовых эпидемий в течение осенне-зимне-весеннего периода. Местное обливание ног проводится из ковша емкостью 0,5 литра при температуре воздуха в помещении не ниже 20оС. Во время процедуры смачивают нижнюю половину голени и стопы. На каждое обливание расходуется 2 – 3 литра воды соответствующей температуры. Собственно обливание продолжается 15 – 20 сек., затем ноги ребенка обтирают сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание ног проводится после дневного сна. Летом целесообразно обливание ног сочетать с их мытьем после прогулки – ноги моют теплой водой с мылом и обливают водой соответствующей температуры.

При обливании ног начальная температура воды составляет 30оС с постепенным снижением через каждые 1 – 2 дня на 2оС, постепенно доводя ее до 16 – 14оС.

Обливание всего тела проводится при температуре воздуха не ниже 23оС. Воду льют из лейки на плечи, грудь, спину (расход воды – 1,5 – 2 л). Сосуд поднимают на 6 – 8 см выше ребенка. Длительность процедуры увеличивается с 15 до 35 сек. Температура воды снижается через 3 – 4 дня на 2оС. Начальная температура воды детям 3 – 4 лет 35оС, а конечная -24оС, детям 5 – 7 лет – начальная температура -34оС, а конечная -22оС. Сразу после обливания следует сухое растирание.

Игры с водой особенно уместны летом на берегу водоема либо на даче, с использованием бочки или ванны. В этом случае на организм ребенка одновременно воздействуют воздушные, солнечные и водные факторы, что в комплексе дает  положительный эмоциональный и физиологический эффект. Если ребенок во время игры намочил одежду, нужно его по окончании игры переодеть.