Инновационная деятельность на базе КФУ.

Прорамма дополнительного образования для учащихся 5- 9 классов "Театр моды Шанс".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka.docx13.54 КБ
Microsoft Office document icon programma_teatr_mody_shans.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство достижения образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС»

   

 Мною разработан проект «Театр моды «Шанс» и апробирован собственный методический подход к освоению материала по технологии и применению знаний на практике при выполнении творческих проектов, направленных на профессиональную ориентацию.

       Отличительной особенностью программы «Театр моды «Шанс»» является практическая направленность, она призвана помочь учащимся видеть проблему, самостоятельно критически осмыслить и найти пути рационального ее решения, а также получить положительные эмоции от личностного результата, обратиться к творчеству и индивидуальности. В основе реализации данной программы лежит метод творческих проектов. Проект состоит из следующих этапов: подготовительный, организационный, практический и заключительный.

      Согласно требованиям новых образовательных стандартов, выполнение творческого проекта позволяет развивать универсальные учебные действия. На подготовительном этапе - умение работать с информацией, сменными носителями и Интернетом. На организационном этапе - умение организовывать свою учебную деятельность, выполнять самостоятельно задания. На практическом этапе - реализовать задуманную идею, развивать свои технологические навыки в практической деятельности, а также усовершенствовать личностные качества: трудолюбие, бережливость, аккуратность и целеустремленность. Заключительный этап дает возможность проявить инициативу, самостоятельность, уверенность в себе, раскрыть творческие и артистические способности. Таким образом, моя методическая система, выстроенная в соответствии с личностно-ориентированным подходом, позволяет сформировать универсальные учебные действия, дающие возможность учащимся успешно решать учебные и практические задачи. Эффективность моей методической системы доказывается высокими результатами, которые показывают мои ученики на олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях от школьного до международных уровней:

 - Мельникова Диана, победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии, 2013;

- СабирзяноваАлсу, призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии, 2014;

- Иванцова Юлия, призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии, 2013;

- Нурутдинова Алия, призер республиканской олимпиады школьников по технологии, 2015;

 - Кузьмина Александра, победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии, 2013;

- Мокрушина Ксения, 3 место на Всероссийском творческом конкурсе для дошкольников и учащихся 1 -11 классов «Светлый день Пасхи», 2013;

- Хохич Екатерина, 1 место во Всероссийском творческом марафоне «Творческая мастерская», в номинации «Расписные чудеса», 2014;

- Нурутдинова Алия, победитель II Международного конкурса проектных работ, 2015т.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1»

Чистопольского муниципального района РТ

 программа

дополнительного образования учащихся 5 – 9 классов

«Театр моды «Шанс»»

художественно-эстетической направленности

Срок реализации 1 год.

Возраст обучающихся от 12 до 16 лет.

Автор (составитель): Кузьмина Галина Александровна

учитель технологии высшей квалификационной категории

г. Чистополь   2012 г.

Пояснительная записка

Данная программа «Театр моды «Шанс»» реализуется в рамках образовательной программы художественно-эстетической направленности и является образовательной в области «Технология». Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.  

Новизна дополнительной образовательной программы заключается в применении на занятиях инфокоммуникационных технологий. Кроме того, работы по созданию и оформлению коллекций одежды имеют большое значение для формирования профессиональной ориентации учащихся. Материал программы построен на дидактических принципах педагогики, используется авторский подход при создании каждой модели, аксессуара или головного убора, где учащиеся активно включаются в процесс создания своих эскизов, конструкций моделей согласно своим размерам, что располагает к формированию творчества и конструкторских умений каждого ребенка.

Актуальность программы обусловлена востребованностью со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития школьников.  

            Молодежная среда рождает целые течения, демонстрирующие свой имидж, свои представления о моде, целенаправленно обращающие на себя всеобщее внимание. Стремлению выглядеть ярко, эффектно и индивидуально способствуют и реклама, и средства массовой информации.

           Однако человек сведущий понимает, что одним стремлением наше отношение к моде и одежде ограничить нельзя. Нужны знания и умения. Сегодня недостаточно подражать имиджу модной топ - или фотомодели. Задача, поставленная самой жизнью, гораздо серьезнее и глубже.

           Веление времени - познав себя, найти свой индивидуальный и неповторимый образ; выработать собственный стиль, рожденный гармонией внутреннего «я» личности и его внешнего проявления в одежде и в облике в целом.

Программа дополнительного образования учащихся 5 – 9 классов «Театр моды «Шанс»» в полной мере способствует этому.

Поэтому цель данной программы – развитие технологических навыков в практической деятельности при конструировании, моделировании, пошиве изделий и создании коллекций учащимися среднего звена во внеурочной деятельности.

Задачи дополнительной образовательной программы:

Обучающие:

  • Сформировать и совершенствовать знания, умения и навыки сценического искусства, швейного мастерства, опираясь на исторический и современный опыт музыкальных театров, театров мод, работы режиссеров- постановщиков шоу-бизнеса;
  • Ознакомить учащихся с некоторыми теоретическими положениями основ дизайна, научить создавать дизайн - проекты в форме эскиза;

Развивающие;

  • Развивать у ребенка такие качества как эстетический вкус, аккуратность, последовательность в работе, умение доводить начатое дело
    до конца, видеть перспективу своего труда, стремиться к достижению намеченной цели;

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к культуре и творческому наследию;
  • Способствовать развитию трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности;

Отличительной особенностью программы «Театр моды «Шанс»» является практическая направленность, она призвана помочь учащимся видеть проблему, самостоятельно критически осмыслить и найти пути рационального ее решения, а также получить положительные эмоции от личностного результата, обратиться к творчеству и индивидуальности. В основе реализации данной программы лежит метод творческих проектов. Проект состоит из следующих этапов: подготовительный, организационный, практический и заключительный.  

       Согласно требованиям новых образовательных стандартов, выполнение творческого проекта позволяет развивать универсальные учебные действия. На подготовительном этапе - умение работать с информацией, сменными носителями и Интернетом. На организационном этапе - умение ставить цели и задачи, организовывать свою учебную деятельность, выполнять самостоятельно задания. На практическом этапе - реализовать задуманную идею, развивать свои технологические навыки в практической деятельности, а также усовершенствовать личностные качества: трудолюбие, бережливость, аккуратность и целеустремленность. Заключительный этап дает возможность проявить инициативу, самостоятельность, уверенность в себе, раскрыть творческие и артистические способности.

     Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей среднего школьного возраста. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 12-16 лет. Данная программа рассчитана на 1 год обучения (72 часа), включает теоретическую часть и практические занятия.

Режим занятий:

Этапы обучения

Кол-во часов \ занятий в неделю

Общее кол-во часов

1 год обучения

2\1

72

В программе предусмотрены и индивидуальные занятия, которые необходимы для подготовки к олимпиадам, конкурсам и мероприятиям или для воспитанников, которые по каким-либо причинам отстали от программы, а также для занятий с высокомотивированными детьми.

Индивидуальный подход в работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ребенка. Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив. Перед воспитанниками ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения изделия. Во время просмотра литературы, электронных выставок много разнообразных и ярких изделий, которые притягивают сначала своей неповторимостью, а потом побуждают детей сделать свое изделие, создать коллекцию.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Теоретический материал на занятиях дается с использованием методов беседы, рассказа, диалога с детьми, комментариев педагога, просмотров иллюстративного материала, видеофильмов, Интернет сайтов и закрепляется затем практическим освоением тем.

На занятиях применяются следующие методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  • эвристический (проблемы ставятся детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

Интегративный характер содержания обучения кружка предполагает построение образовательного процесса на основе межпредметных связей общего основного образования:

  • Охрана труда и техника безопасности – ОБЖ  и физика (при изучении  устройства и принципов работы машин и механизмов современных технологий);
  • Материаловедение – химия (при характеристике свойств материалов), биология, география, валеология;
  • Моделирование и художественное оформление одежды – ИЗО, история, география, физика, биология, черчение;
  • Технология изготовления изделия – физика, химия (при характеристике свойств материалов), черчение;
  • Хореография – музыка, физическая культура.

По окончании обучения воспитанники должны:

Знать:

  1. усвоить правила по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами, швейной машиной и электрическим утюгом;
  2. овладеть навыком снятия мерок с фигуры и правильной их записи;
  3. уметь строить чертежи прямой юбки, шорт, брюк, платья;
  4. уметь кроить вышеназванные изделия;
  5. уметь демонстрировать готовые изделия.

Иметь понятия:

  1. терминология портного;
  2. чертежи и конструкция;
  3. общение в коллективе.

Уметь:

  1. направлять свою фантазию по заданию;
  2. мыслить творчески;
  3. воплощать свою идею в изделии.

     Приобрести навыки:

  1. общение с потенциальным клиентом;
  2. элементарного внимания и усидчивости;
  3. коллективного творчества.

А также избавиться от стеснительности, боязни общества, приобрести общительность со сверстниками, ответственность перед коллективом.

                                     Учет успеваемости по программе

Основным показателем успеваемости учащихся является выполнение учебного плана. Контроль над успеваемостью осуществляется во время подготовки и проведения отчетных показов.

Оценивать результаты работы ученика необходимо по возможности комплексно, исходя из художественного развития личности ребенка в целом. Нужно уделять самое серьезное внимание как качеству выполнения учеником изделий на занятиях и отчетных показах, публичных мероприятиях, так и развитию его творческих способностей, художественного вкуса, интеллекта, умению самостоятельно разработать проект по изготовлению коллекции костюмов на заданную тему, основы дизайна.

Оценочными можно считать участие обучающегося в олимпиадах, конкурсах, выставках и показах.

Учебно-тематический план

Содержание программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Организационное занятие. Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности. План работы на год.

0,5

0,5

-

2.

Игры и упражнения на знакомство. Принятие норм и правил групповой работы.

0,5

0,5

-

Творческий проект

3.

Азбука моды

1

1

-

4.

Цветоведение

3

  1

    2

5

Эскизы моделей

4

  1

    3

6

Материаловедение. Ткани и их свойства

2

  1

    1

7

Основы конструирования

6

2

4

8

 Основы моделирования

6

2

4

9

Основы машиноведения

2

0,5

1,5

10

Технология изготовления изделий

40

5

35

11

Дефиле и рисунок на сцене

2

0,5

1,5

12

 Косметика и макияж

2

1

1

13

Основы театрального мастерства

2

1

1

14

Отчетный показ проекта

1

-

1

ИТОГО:

72

17

55

Содержание обучения

1.Вводное занятие (0,5 час)

Теоретические сведения. Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности. Показ коллекций и аксессуаров. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила посадки, учащихся при работе.

2.Игры и упражнения на знакомство. Принятие правил групповой работы. (0,5 час)

Знакомство с нормами и правилами групповой работы. Развитие коммуникации между детьми.

3. Азбука моды. (1 часа)

 Изучение словаря моды.  Стиль, образ, коллекция.  Классический стиль. Стиль «Шанель». Романтический стиль. Спортивный. Деловой. Авангардный. Фольклорный. Диффузный. Конструктивистский. «Русский стиль».  Определение своего образа. Принципы составления коллекции.

4. Цветоведение  (3 часа)

Цветовой круг. Ахроматические и хроматические цвета. Холодные и теплые тона цвета. Пространственные свойства цвета. Палитра цветов по временам года. Рисунок на ткани. Купон и орнамент. Зрительные иллюзии в проектировании женской одежды. Коррекция индивидуальной фигуры с помощью зрительных иллюзий: линий, цвета, объема, формы, пропорций, рисунка и фактуры тканей

5. Эскизы моделей (4 часа)

Правило «золотого сечения» - правило гармонии человека. Формула пропорциональности. Способы рисования эскиза модели с помощью канона.   Пробное рисование эскиза модели.

6. Материаловедение. Ткани и их свойства (2 часа)

Общие сведения о тканях. Виды тканей. Определение лицевой и изнаночной сторон. Определение основных и уточных нитей Виды переплетений.  Технологические, физико-механические, гигиенические свойства тканей.  

7. Основы   конструирования (6 часов)

Понятие фигуры и ее пропорции. Линии членения: горизонтальные, вертикальные и диагональные. Пропорции фигуры и линии членения. Симметрия и асимметрия.  Правил снятия мерок. Расчет и последовательность построения базовой конструкции. Построение базисной сетки и чертежа основы изделия по своим меркам. Правила изготовления лекал.

8. Основы моделирования (6 часов)

Теоретические сведения. Последовательность технического моделирования. Метод перенесения фасонных линий с рисунка на чертеж основы или на готовую основу. Приемы создания выкроек. 

Практическая работа. Перенос фасонных линий на чертеж основы поясного и плечевого изделий.

9.Основы машиноведения (2 часа)

Теоретические сведения. Швейная машина. Правила техники безопасности. Неполадки в работе машины, причины. Чистка, смазка, заправка нити, правила эксплуатации.

Практическая работа. Заправка верхней и нижней нити. Замена иглы. Регулировка натяжения нити. Наматывание нити на шпульку.

10.Технология изготовления изделий (40 часов)

Изучение разновидности воротников, застежек, карманов и плечевых изделий. Технология и последовательность их обработки. Безопасные приемы работы с утюгом. Важность влажно – тепловой обработки при изготовлении изделий.   Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки и коррекция изделия после примерки. Технология и последовательность обработки швейного изделия. Правила монтажа изделий. Окончательная отделка и оформление изделий. Технология изготовления аксессуаров. Проверка качества пошива.

11.Дефиле и рисунок на сцене. (2 часа)

Рисунки на сцене, создаваемые моделями. Пластика и костюм. Своеобразие дефиле, походка. Типы походок. Работа на сцене в группе и индивидуально. Отработка движения одной линии в шаге. Положение рук, головы без музыки и под музыку по одному и в группе. Распределение пространства и линии. Изучение выпада и демонстрация выпада. Шаг-композиция с выпадом в сторону.

12. Косметика и макияж. (2 часа)

 История возникновения грима.  Понятие «косметика». Виды макияжа, определение типа кожи. Изучение альбомов с изображениями макияжа, практика наложения макияжа.  Повседневная и театральная косметика.  Демонстрация на показе.

13.Основы театрального мастерства. (2 часа)

Теоретический материал, упражнения, импровизации, изучение сценического внимания, пластические этюды, темп и ритм, особенности сценического характера. Эмоциональная взаимосвязь группы. Изучение мимики, жестикуляции и языка жестов. Характеристика движений человека, пластика образа модели. Музыкальное сопровождение.

14.Отчетный показ проекта. (1 час)

Защита проекта, дефиле.

Методическое обеспечение программы

Данная программа может быть реализована как в кружковой, так и в студийной работе, с детьми возраста 12-16 лет; в образовательных школах, как дополнительный досуг детей, в учебных учреждениях инновационного типа и в различных детских творческих центрах.

Для возможности реализации образовательной программы необходимо наличие соответствующего помещения - кабинета, оснащенного специальным оборудованием.

В качестве дидактического материала используются:

- наглядные пособия;

- раздаточный материал;

- видеоуроки и фотоматериал;

- образцы изделий.

В качестве методических материалов используются:

-методическая библиотека, содержащая справочный материал и учебную литературу;

-методические пособия, разработанные педагогом с учетом конкретных ситуаций;

-технологические карты и схемы.

Материально - техническая база:

- наличие помещения, соответствующего всем нормам санитарной гигиены;

- бытовые швейные машины с электрическим приводом   5 шт.;

- краеобметочные швейные машины 2 шт.;

- электрические утюги 2 шт.;

- гладильная доска 2 шт.;

- линейки, лекала, сантиметровые ленты;

- раздаточный материал: клей, скотч, карандаши, шаблоны, цветная бумага, фломастеры;

- ножницы закройные, ножницы для удаления ниток, сметывания;

- наличие ниток, прокладочных материалов;

- методическая литература, журналы мод;

- альбом «Коллекция образцов тканей»;

- папки: «Ручные и машинные швы»;

- образцы моделей.

Список литературы для педагога

1. Игнатьев Р.В. Пояснительная записка к программе «Детская студия дизайна».- В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.-сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев. -Изд.2-е.-Волгоград: Учитель, 2011, с. 96-97.

2. Крючкова Г.А. «Технология и материалы швейного производства», М.: Академия, 2004. – 384 с.

3. Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство. - В сб.: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011, с.30-32.

4. Симоненко В.Д. «Технология», М.: Вентана-Граф, 2012. – 208с.: ил.

5.Труханова А.Т. «Технология женской легкой одежды», М.: Легкая индустрия, 1975. – 368 с.: ил..

6. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2008.

7. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2009.

8. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2010.

9. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2011.

10.Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2012.

11. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2015.

Список литературы для обучающихся

1.Гильман Р.А. «Художественная роспись тканей», М.: ВЛАДОС, 2005. – 159с.

2.Евлампиева Е.В. «Шьем сами: От выкройки к готовому изделию», М.: АСТ, 2005. – 159 с.: ил.

3.Егорова Р.И. «Учись шить», М.: Просвещение, 1988. – 158 с.: ил.

4. Еременко Т.И., Заболуева Е.С. «Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки» /книга для учащихся, М.: Просвещение, 2000.

5. Гаврилова В.Ю. Вышивка лентами. Шаг за шагом. - Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2008. - 64 с.

6. Гаврильченко Т. В. Волшебный лоскуток. Шьём игрушки / Татьяна Гаврильченко.- М.: Айрис- пресс, 2008.-144 с.

7. Котенкова З.П. «Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования», Ярославль: Академия развития, 2002. – 88с

8. Истомин С.В. «Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия», М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007. - 383с.

9. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / (Ю.В.Крупская, Н.И.Лебедева, Л.В.Литикова и др.) под ред. В.Д. Симоненко. - 4-е изд., перераб. - М.: «Вента-Граф», 2009-192с.: ил.

10. Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2012 г.-192 с.: ил.

11. Котенкова З.П. «Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования», Ярославль: Академия развития, 2002. – 88с

12.Орлова Л.В. «Азбука моды», М.: Просвещение, 1989. – 176 с.: ил.

13. Труханова А.Т. «Справочник молодого швейника», М.: Высшая школа, 1993. – 43с.

14. Филиппова С.Н. «Изделия из кожи», М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 78с.

15. Филиппова С.Н. «Изделия из кожи», М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 78с.

16. Чотти Д. «Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия: «Энциклопедия» /Пер. с ит., М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 160с.

17.Шахова Н.В. «Кожаная пластика», М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 192с.

Приложение 1

Психологическая игра «Адаптация»

Цель: Выявление лидеров, генераторов идей и исполнителей, создание творческой атмосферы в творческом объединении.

Условие: В начале игры объединение делится на микрогруппы. За выполнение заданий вручаются жетоны трех цветов: красный тому, кто подает идеи, зеленые – кто их реализует, желтые – кто не участвует (желтых может и не быть).

Первое задание – разминка. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. Определяются пять самых ярких представителей, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов.

Второе задание: вокруг пяти лидеров собирается пять микрогрупп, которые формируются по желанию. Каждой группе дается задание: нарисовать дружеский шарф на любого из присутствующих. Чья идея – красный жетон, кто рисовал – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке).

Третье задание: придумать творческую подпись к шаржу (предварительно ведущий собирает шаржи и раздает их в микрогруппы, учитывая, чтобы они не попали в ту же группу). Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый.

Четвертное задание – «три «Д» (Друг Для Друга): придумать для соседней группы задание. Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую группу.

Пятое задание: выбирается самое интересное задание и предлагается для выполнения всем микрогруппам.

Игра заканчивается коллективным обсуждением происходящего и определением лидеров.

Приложение 2

Диагностическая карта мониторинга развития качества личности обучающихся. 

 

Преподаватель_________________________________ Уч. год______________

Фамилия, имя

Качества личности и признаки проявления

Активность,

организаторские способности

Коммуникативные навыки, коллективизм

Ответственность,

самостоятельность,

дисциплинированность

Нравственность,

гуманность

Креативность, склонность к исследовательской и проектировочной деятельности

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

 конец года

начало года

конец года

начало года

 конец года

Мониторинг развития качества личности обучающихся.

Качества

 личности

Признаки проявления качеств личности

ярко проявляются

3 балла

проявляются

2 балла

слабо проявляются

1 балл

не проявляются

0 баллов

1.

Активность,

организаторские

способности

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других.

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов.

Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая.

Пропускает занятия, мешает другим.

2. Коммуникативные    навыки, коллективизм

Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией.

Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией.

Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает.

Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов.

3. Ответственность

Самостоятель -ность

дисциплинированность

Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других.

Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других.

Неохотно выполняет поручения.

Начинает работу, но часто не доводит ее до конца.

Уклоняется от поручений, безответственен.

4.

Нравственность, гуманность

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям,

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других.

Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших чаще скромен, со сверстниками бывает груб.

Недоброжелателен, груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен.

5.

Креативность, склонность к исследовательской и проектировочной деятельности

Имеет высокий творческий потенциал. Самостоятельно выполняет проектные работы.

Выполняет проектные работы, может разработать свой проект с помощью преподавателя.

Может работать в творческой группе при постоянной поддержке и контроле.

В проектную деятельность не вступает. Уровень выполнения заданий репродуктивный.