Инновационная деятельность на базе КФУ

Инновационная деятельность на базе КФУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

им. С.А.Ахтямова с.Манзарас» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

 

Программа  элективного курса для учащихся

9-11 классов

« Юный исследователь»

 

                                                                                     Учитель физики

высшей  квалификационной категории                                                            

                                               Хабибрахманов Ильдар Аминович

                                           

Пояснительная записка.

Современный этап развития средней общеобразовательной школы связан с необходимостью повышения творческого потенциала учащихся. Характерной чертой творческой личности является самостоятельность мышления и критичность отношения к получаемой информации. Как отмечает В.Г. Разумовский, для формирования этих качеств «школьнику… необходимо понимание не только различных категорий познания, их неразрывной связи и взаимозависимости, но и циклического характера процесса познания».

Методы научного познания в современной школе являются неотъемлемым элементом учебно-воспитательного процесса. Однако умения применять их на практике формируются у учащихся, в основном, методом «проб и ошибок». Этот путь не обеспечивает того уровня знаний о методах научного познания, который необходим для успешного выполнения творческих заданий. Например, учащиеся испытывают большие затруднения в расчленении наблюдаемых фактов на существенные и несущественные, выдвижении гипотез, моделировании,  при проведении эксперимента, в   установлении связей и отношений между изучаемыми научными понятиями, при осуществлении операций, требующих от учащихся контрольно-оценочных умений. Все это приводит к непомерным затратам времени на исследовательскую деятельность при низкой ее эффективности.

Сказанное выше позволяет утверждать, что формирование у учащихся знаний об основных методах научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности, является актуальной задачей, имеющей существенное практическое значение. 

Основная  цель курса: расширение методологических знаний учащихся о характере научного процесса познания природы и диалектического понимания научной картины мира.

Основными задачами данного курса являются:

  • развитие представлений учащихся об основных методах научного познания, необходимых для реализации исследовательской деятельности по физике (наблюдении, измерении, моделировании, анализе, эксперименте);
  • формирование умений работы с научной информацией;
  • развитие опыта самореализации,  а также коллективного взаимодействия в ходе научно-исследовательской работы.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы: от осмысления учащимися сущности учебно-исследовательской деятельности по физике – к овладению основными методами научного познания, необходимыми для ее реализации.

        Для реализации поставленных задач  предусмотрены два  вида занятий: лекционные и практические. Виды занятий в процессе обучения взаимосвязаны и логично дополняют друг друга.

Предполагаемый объем курса:  68 часов (4 часа – резерв времени)

Предполагаемый период обучения:   1год (2часа в неделю)


Содержание  программы

Раздел 1. Введение (4)

Мотивация деятельности учащихся. Ознакомление учащихся с целями и задачами курса.

Особенности научно-исследовательской деятельности. Фундаментальные и прикладные исследования.

 Естественные и гуманитарные науки.

Диагностика и анализ исходного уровня исследовательских умений школьников.

Раздел 2. Понятийный аппарат  исследования  (4)

Понятие актуальности темы исследования. Выбор темы исследования: искусство или наука? Понятийный аппарат  исследования: объект, предмет, цель, задачи исследования. Гипотеза и ее структура. Тренинг на выдвижение и обоснование гипотез.

Раздел 3. Основы работы с научной литературой (6)

Виды рационального чтения специальной литературы: цитирование, конспектирование. Правила оформления библиографических ссылок. Структура тезисов, статьи, доклада по физике. Каталоги. Шифры. Аннотация и библиографическое описание. Возможности Internet для поиска информации. Ключевые слова как средство поиска информации в Internet. Поиск информации по теме исследования.

Раздел 4. Разработка основных направлений исследования (2)

Анализ и критическая оценка имеющейся информации по теме исследования. Формулировка рабочей гипотезы. Разработка плана и программы исследования. Создание исследовательских групп и распределение «ролей» между учащимися.

Раздел 5.Теоретические методы научного познания (10)

Сущность анализа, синтеза, индукции как методов научного познания. Эвристические предписания «Обучение приемам анализа и синтеза». Моделирование как метод научного познания. Основные понятия и принципы моделирования. Типы моделей.  Роль математических методов при построении теоретических моделей физических явлений. Компьютерное моделирование и его основные этапы. Компьютерный эксперимент. Разработка и апробация модели исследуемого физического явления. Вывод и анализ теоретических следствий.

Раздел 6. Эмпирические методы научного познания (22)

Наблюдение и его сущность как метода научного познания. Проведение наблюдений с использованием эвристического предписания «Учусь наблюдать». Сущность эксперимента как метода научного познания. Отбор оборудования и материалов для проведения эксперимента. Способы фиксации результатов измерений. Подготовка таблиц. Обработка и интерпретация экспериментальных данных. Правила построения графиков. Определение границ применимости результатов эксперимента.

Раздел 7. Обработка результатов измерений и оценка погрешностей (8)

Способы обработки результатов измерений. Понятие точности и достоверности.  Расчет  погрешностей  в  исследовательской работе. Сопоставление результатов эксперимента с теорией. Анализ полученных результатов. Формулирование основных выводов.  

Раздел 8. Подготовка к научно-практической конференции (8)

Требования к оформлению исследовательской работы. Оформление тезисов и доклада по теме исследования.  Подготовка к публичной защите исследовательской работы. Тренинг «Как корректно задавать и отвечать на вопросы?» Деловая  игра «Научно-практическая конференция». Участие в научно-практической конференции школьников. Анализ выступления учащихся. Рефлексия.

Примерное тематическое планирование  учебного материала

Название разделов и тем курса

Форма

занятий

Лекции

Пракзанятия

Всего

Раздел 1. Введение

4

Диагностика и анализ исходного уровня исследовательских умений школьников. Мотивация деятельности учащихся.

1

2

Особенности научно-исследовательской деятельности. Фундаментальные и прикладные исследования. Естественные и гуманитарные науки.

1

Раздел 2. Понятийный аппарат  исследования

4

Понятие актуальности темы исследования. Выбор темы исследования: искусство или наука?

1

1

Объект, предмет, цели, задачи, гипотеза исследования

2

Раздел 3. Основы работы с научной литературой

6

Цитирование и конспектирование. Правила оформления библиографических ссылок. Структура тезисов, статьи, доклада по физике

1

Работа с каталогами. Аннотация и библиографическое описание. Возможности Internet для поиска информации. Ключевые слова как средство поиска информации в Internet

1

2

Поиск информации по теме исследования

4

Раздел 4. Разработка основных направлений исследования

2

Анализ и критическая оценка имеющейся информации по теме исследования. Формулировка рабочей гипотезы. Разработка плана и программы исследования.

2

Раздел 5. Теоретические методы научного познания

10

Теоретические методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция. Эвристические предписания «Обучение приемам анализа и синтеза»

1

1

Моделирование как метод научного познания. Основные понятия и принципы моделирования. Типы моделей

1

Роль математических методов при построении теоретических моделей физических явлений

1

Компьютерное моделирование и его основные этапы. Компьютерный эксперимент.

1

1

Разработка и апробация модели. Вывод и анализ теоретических следствий.

4

Раздел 5. Эмпирические методы научного познания

22

Наблюдение как метод научного познания.

0,5

1,5

Сущность эксперимента как метода научного познания. Отбор оборудования и материалов для проведения эксперимента. Способы фиксации результатов измерений.

2

2

Проведение эксперимента по теме исследования

12

Обработка и интерпретация экспериментальных данных. Правила построения графиков. Определение границ применимости результатов эксперимента

1

3

Раздел 6. Обработки результатов измерений и оценка погрешностей

8

Способы обработки результатов измерений. Точность и достоверность.

2

Расчет  погрешностей  в  исследовательской работе. Формулирование основных выводов

6

Раздел 7.  Подготовка к научно-практической конференции

8

Требования к оформлению исследовательской работы

1

Оформление тезисов и доклада по теме исследования

2

Подготовка к публичной защите исследовательской работы

1

Тренинг «Как корректно задавать и отвечать на вопросы?»

1

Деловая  игра «Научно-практическая конференция»

1

Участие в научно-практической конференции школьников. Анализ выступления учащихся. Рефлексия

2


Ожидаемые результаты

Прослушав данный курс, учащиеся должны знать:

  • особенности научно-исследовательской деятельности по физике;
  • сущность основных методов научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности по физике (наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования, анализа),  а также понимать диалектическую связь между ними;
  • методы определения достоверности полученных результатов.

Для реализации учебно-исследовательской деятельности, школьники также должны уметь:

  • обосновывать актуальность выбранной темы исследования;
  • определять объект, предмет, цель и задачи исследования;
  • выдвигать и обосновывать гипотезы;
  • разрабатывать план и программу исследования;
  • осуществлять подбор информации из различных источников (в том числе из Internet) по выбранной теме исследования;
  • планировать и проводить наблюдение и эксперимент;
  •  разрабатывать и анализировать модели исследуемого явления;
  • применять новые информационные технологии при построении теоретических моделей и оформлении результатов исследования;
  • обрабатывать и систематизировать полученные результаты, определять их достоверность;
  • организовывать исследовательскую деятельность во взаимодействии (в паре, в малой группе);
  • вести устный диалог на заданную тему, участвовать в дискуссии.

Информационные ресурсы:

для педагогов:

                              Интернет – ресурсы

1.http://www.irsh.redu.ru/ - сайт журнала « Исследовательская работа школьников»

2.http://www.researcher.ru/ - портал развития исследовательской деятельности учащихся.

3.http://www.news.redu.ru/ -рассылка новостей в рамках проекта “ Развитие исследовательской деятельности учащихся в России»

4.http://www.redu.ru/ -сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся

5.Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование//Москва, ООО «5 за знания», 2008 г.

6.Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников « Малая Академия наук» // Волгоград, «Учитель», 2008г.

7. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004 г.

для учащихся:

1.Акимова М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/ М.К. Акимова, Т.В. Козлова.- Обнинск : Принтер, 1993. –.24с.

2. Андреев О.А. Учитесь быть внимательными. – Ростов н /Д: Феникс, 2004.- 224с.

3.Букин В.Р. Школьникам о философии/ В.Р. Букин, А.Ф. Малышевский. – М: Просвещение, 1992,-159с.

4.Ипполитов Ф.В. Память школьника.- М.: Знание, 1978. – 48с.

5.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002 г.

6.Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем : 50 часов творчества : Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990 г.- 240 с.