Развивающие игры для развития речи у детей раннего возраста

Скосырева Татьяна Федоровна

В последнее время можно наблюдать тенденцию сдвига речевого старта у детей раннего возраста. Специалисты отмечают, что малыши начинают говорить гораздо позже. Если раньше это происходило в полтора года, то теперь фразовая речь начинается в 2-2,5 года, а у мальчиков даже в 3. Причин тому множество, но это не означает, что нужно сидеть сложа руки.

Большую роль в развитии речи детей играют дидактические игры, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи

Дидактические игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. В дидактических играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. Через игры развивают силу голоса, темп речи и речевое дыхание, воспитывают звуковую культуру речи, закрепляют правильное звукопроизношение.

Хочу остановиться на играх, которые я использую в своей деятельности с детьми раннего возраста.

 

Ладушки.

 Взять на руки ребенка и взять его ручки в свои и хлопая в ладоши приговаривать: 
- Ладушки, вы - ладушки.
- Где были?
- У бабушки.
- А что ели?
- Кашку.
- А что пили?
- Бражку.
- А что на закуску?
- Кислую капустку.
- Попили? Поели?
Кыш, полетели.
На головку сели.
Спрашивая "Попили? Поели?", берут руки ребенка и кладут их ему на голову.

 

«Сорока-ворона» или «Сорока-белобока».

Сорока-ворона
(водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.

Эта игра  способствует развитию речи, взрослый говорит, а ребенок договаривает.

 

Повторяй за мной

Формирую навыки правильного произношения, разбиваю артикуляционный аппарат

 Читаю ребенку короткие рифмовки и прошу повторить за мной последний слог:

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

 

Голоса животных

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

·        Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.

·        Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных.

·        Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

·        воробей — чирикает (чирик-чирик)

·        ворона — каркает (кар-кар)

·        гусь — гогочет (га-га-га)

·        Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скосырева Татьяна Фёдоровна

Воспитатель

Структурное подразделение «Детский сад №25 «Лесная сказка» ГБОУ СОШ пгт Мирный

Развивающие игры для развития речи у детей раннего возраста

В последнее время можно наблюдать тенденцию сдвига речевого старта у детей раннего возраста. Специалисты отмечают, что малыши начинают говорить гораздо позже. Если раньше это происходило в полтора года, то теперь фразовая речь начинается в 2-2,5 года, а у мальчиков даже в 3. Причин тому множество, но это не означает, что нужно сидеть сложа руки.

Большую роль в развитии речи детей играют дидактические игры, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи

Дидактические игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. В дидактических играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. Через игры развивают силу голоса, темп речи и речевое дыхание, воспитывают звуковую культуру речи, закрепляют правильное звукопроизношение.

Хочу остановиться на играх, которые я использую в своей деятельности с детьми раннего возраста.

Ладушки.

 Взять на руки ребенка и взять его ручки в свои и хлопая в ладоши приговаривать: 
- Ладушки, вы - ладушки.
- Где были?
- У бабушки.
- А что ели?
- Кашку.
- А что пили?
- Бражку.
- А что на закуску?
- Кислую капустку.
- Попили? Поели?
Кыш, полетели.
На головку сели.
Спрашивая "Попили? Поели?", берут руки ребенка и кладут их ему на голову.

«Сорока-ворона» или «Сорока-белобока».

Сорока-ворона
(водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.

Эта игра  способствует развитию речи, взрослый говорит, а ребенок договаривает.

Повторяй за мной

Формирую навыки правильного произношения, разбиваю артикуляционный аппарат

 Читаю ребенку короткие рифмовки и прошу повторить за мной последний слог:

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Голоса животных

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

  •  Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.
  •  Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных.
  •  Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.
  •  воробей — чирикает (чирик-чирик)
  •  ворона — каркает (кар-кар)
  •  гусь — гогочет (га-га-га)
  •  Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.