Инновационная деятельность на базе КФУ
Статья "Комплекс задач по формированию метапредметных компетенций учащихся на уроках английского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_zadach.docx | 23.79 КБ |
otchet_po_innovats_deyat_mokeeva.docx | 39.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс задач, направленных на формирование
метапредметных компетенций учащихся
на уроках английского языка
(по материалам первого раздела УМК В.П. Кузовлева «English 7 класс» )
Мокеева Ольга Николаевна
учитель английского языка
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Рыбно-Слободская сош №2»
пгт Рыбная Слобода, Республика Татарстан
Аннотация:
Статья посвящена актуальной теме – формированию метепредметных компетенций учащихся на уроках английского языка. Основное внимание в работе автор акцентирует на комплексе задач по формированию метапредметных компетенций учащихся, а также приводит конкретные примеры применения данного комплекса задач при работе с УМК В.П.Кузовлева.
Ключевые слова: метапредметные компетенции, комплекс задач, английский язык
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [2] устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ. В частности, метапредметные результаты должны отражать умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и т.д.
Задачи на формирование метапредметных компетенций должны присутствовать на всех уроках английского языка. Разделим эти задачи на три блока:
Задачи операционного блока:
1) на выявление существенных свойств понятия, явления
- что вы связываете со словом школа? (ассоциации) Word web
- построить модель понятия школа ( кластер)
2) на определение новых структурных элементов системы
- что для вас школа? Какие чувства испытываете?
- постройте ассоциаграмму
3) на определение причин
- раскройте смысл понятия «прогрессивная школа»
- почему школа Summerhill является прогрессивной школой?
4) на нахождение доказательства и опровержений
- докажите, верны ли следующие утверждения. Например:
- Mary is glad that they don’t go on field trips and outings at her school.
- Mike doesn’t like school because he is not good at Maths.
- Alex worries that there are bullies and fights at his school.
5) на нахождение закономерностей
- на этапе проблематизации дать несколько примеров – уч-ся сами находят закономерность. Например:
a) John: I’m looking forward to school.
John says that he is looking forward to school.
b) Tom: I’m starting a new school.
Tom says that he is starting a new school.
6) на обобщение и конкретизацию
- как относятся к школе Mary, Mike, Alex (сопоставить)
- сопоставление отношения к школе Алекса и своего личного отношения
- создать эмблему школы Summerhill
7) на конкретизацию
- что символизирует Озерный край?
- как вы понимаете слова Алекса «we all get on…»?
8) на формулирование подзадач
- в какой последовательности следует работать, чтобы научиться составлять предложения в косвенной речи?
( прочитать и перевести предложение в прямой речи, начать со слов автора ( Джон говорит, что…), использовать грамматически верную форму сказуемого в зависимости от подлежащего).
9) составление задач на основе данной
- составить предложение аналогичное образцу
( Susan: I’m looking forward to seeing our form teacher Mrs Langridge.) и т.д.
Задачи рефлексивного блока
1) прослеживающие ключевое понятие темы на протяжении всего урока
- в начале урока: что нравиться в школе и что не нравиться в школе ( назвать по 3 примера)
- что нравится и что не нравится в школе Mary, Mike, William
- итог – что изменилось? чем вы можете дополнить свое высказывание, данное в начале урока?)
2) на ложность утверждений
- в своем высказывании John проявляет негативное отношение к своему учителю Mr Kennel. Так ли это? Аргументируй свой ответ.
3) на воплощение понимания идеи текста в продукте творчества
- прочитать информацию о школе Summerhill и выразить свое понимание в форме рекламы
4)анализ монологического ответа уч-ся
Например: - What’s your favourite subject and why? (какой у тебя любимый предмет и почему?)
( ответ полный \ неполный, есть ли вступление \ основная часть \ заключение, аргументы, грамотность речи)
Задачи организационного блока
1) на планирование и выработку целей деятельности
Например: What’s your favourite subject? – какова тема, цель урока исходя из заголовка?
2) на отбор средств деятельности
Например: Во всех школах есть правила для учащихся. Напишите и расскажите как уч-ся должны вести себя в школе. При работе уч-ся используют следующие приемы и средства:
- анализ текста (чтение и перевод)
- работа со словарем ( грамматическим справочником, лингво - страноведческим справочником)
- сопоставление информации
- составление своего высказывания
- представление одноклассникам
3) на планирование и выполнение практических действий
Например: Как построить предложение в косвенной речи, если дано предложение в прямой речи и глагол, при помощи которого нужно составить косвенную речь?
Этапы работы:
- чтение и перевод предложения в прямой речи
- использование слов автора и глагола
- применение грамматических изменений
Например:( Example: Marcy: “My mother makes me go to ballet classes” ( to be upset)
Marcy is upset that her mother makes her go to ballet classes.)
Формирование метапредметных компетенций на уроках английского языка – запрос образования. Предложенный комплекс задач содействует практической реализации ФГОС в основной школе.
Список литературы:
- Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000
- Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. Электронный ресурс]: Материалы пед. конф., Москва, 17 декабря 2010 г . / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010]. URL:http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. Электронный ресурс: ug.ru/new_standards/4
4. Хуторской А.В. Современная дидактика. - Учебное пособие. 2-е издание, перераб. — М.: Высшая школа, 2007.
Предварительный просмотр:
Информационная карта инновационной деятельности
учителя английского языка высшей квалификационной категории
МБОУ «Рыбно-Слободская СОШ №2» Рыбно-Слободского муниципального района РТ
Мокеевой Ольги Николаевны