Родительские собрания в ДОУ

Боровник Татьяна Анатольевна

На данной странице, я разместила материалы родительских собраний, в которых я принимала  участие и представляла родителям данную информацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая консультация для родителей.
Тема: Кризис трех лет

Цель:

  • дать понятие «кризис трех лет» (определение, симптомы);
  • помочь родителям находить пути решения в сложных ситуациях;
  • учить принимать своих детей.

1. Приветствие. Оглашение темы, цели.

2. Задание для родителей: Напишите, что вас беспокоит в ваших детях.

Например, мой ребенок рвет книги, ломает свои игрушки, замахивается на бабушку, устраивает истерики в магазине и т.п.

Родители пишут свои проблемы на листах бумаги, затем листы опускаются в мешочек.

3. Раскрытие темы.

Упрямств и капризы малышей довольно часто омрачают жизнь родителей. Постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих неприятных нарушений поведения ребенка.

Возраст с 2,5 до 3,5 лет в психологии называют кризисом 3 лет или кризисом «Я сам».

Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме, но все трудности носят временный, преходящий характер.

В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они ожидают от семьи признания своей независимости и самостоятельности. Он не может ждать, пока вырастет – он уже сегодня, немедленно, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам! Я сама!»…

Возросшие потребности трехлетнего ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.

Ребенок пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердиться, разными путями выражая протест против зависимости от родителей, настаивает на равноправии. Он бурно реагирует на оценки, становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить.

Три года – это тот рубеж, на котором заканчивается раннее детство и начинается дошкольный возраст. В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «я».        Ребенок начинает отделять себя от мира взрослых и вступает в самостоятельную жизнь. Без психологического отдаления от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Ребенок не понимает, что с ним происходит, не может оценить свое поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций. Становится упрямым, капризным, вздорным.

Не надо пугаться! Это не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление кризиса говорит о том, что в психике ребенка сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности.

 Рассмотрим симптомы кризиса:

  • Негативизм – стремление все сделать наоборот, вопреки всем требованиям и просьбам взрослых.
  • Упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал.
  • Строптивость – направлена против норм воспитания, образа жизни в целом, против тех правил, которые были в его жизни до трех лет.
  • Своеволие, своенравие – все хочет делать сам, отказывается от помощи там, где еще мало что умеет.

Второстепенные симптомы:

  • Протест–бунт – ребенок находится в стадии войны со всем и всеми.
  • Обесценивание – ребенок начинает ругаться, обзываться, употреблять нецензурную брань.
  • Деспотизм – проявляет деспотичную власть по отношению к окружающим.

(На магнитную доску вывешиваются надписи: кризис трех лет, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм).

Следствием проявления перечисленных симптомов могут стать внутренние и внешние конфликты. Невротические симптомы (энурез, ночные страхи, заикание и др.)

Кризис трех лет – это кризис, прежде всего, социальный, кризис взаимоотношений между ребенком и окружающими людьми.

4. Обсуждение проблемных ситуаций.

Родители достают из мешочка листы с проблемными ситуациями, идет обсуждение. Каждый родитель имеет право высказаться, посоветовать, что можно сделать в данной ситуации.

Можно предложить следующие проблемные ситуации:

  • Ребенок не хочет убирать игрушки за собой. «Не хочу!»

Раньше убирал без проблем.

  • Мама не купила очередную игрушку в магазине. Похожая есть дома. У ребенка истерика.
  • Ребенок кричит, топает ногами, не подпускает маму помочь завязать шнурки на ботинках (застегнуть пуговицы).
  • Ребенок все время говорит «нет».

- Пойдем в магазин? Нет!

- Пойдем гулять? Нет!

- Хорошо, не пойдем. Нет, пойдем!

  • В детском саду ребенок одевается сам, а дома одеваться не хочет.

5. Советы психологов

Что могут сделать родители во время кризиса.

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
  • Истеричность и капризность требуют зрителей. Не прибегайте к  помощи посторонних.
  • Во время приступа оставайтесь рядом. Дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь во время приступа что-нибудь внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять за руку и увести.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка!» (книжка, штучка и т.д.). «А что это там за окном..?» - подобные маневры заинтригуют и отвлекут, т.к. у малышей очень подвижное внимание, легко переключаемое. Лучше сделать вид, что вы очень заинтересовались чем-то, восхитились. Акцентируйте эмоции и смотрите только «туда». («Ух ты, вот это да! Какая красота!»). Текста должно быть много, чтобы малыш не успевал вставить свои требования в промежутки.
  • Не надо обращаться непосредственно к плачущему или кричащему ребенку и уговаривать его не кричать – подольете огонь в масло.
  • После истерики, ссоры, когда ребенок успокоился, пожалейте его,
  • объясните, в чем он не прав. Дайте ему понять, что вы любите его любого.
  • Нежелательно использовать авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком. Это может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдается строгий приказ: «Не трогай!», «Ешь быстро!» и т.п.
  • Как можно меньше вмешивайтесь и торопите ребенка. Пусть он одевается и раздевается в свое удовольствие (если, конечно, позволяет время). Развивайте самостоятельность! Чрезмерная заботливость неизбежно делает ребенка слишком зависимым от родителей, ведет к серьезным проблемам в дальнейшем – комплексам в общении.
  • Если вы «не заметили» крика, его не следует обсуждать, тем более – наказывать.
  • Можно воспользоваться приемом действия «от противного» - разрешить кричать. «Ты собираешься плакать? Можно, я тебе разрешаю».

Кричать не будет, так как это разрешено. Сам факт дозволенности сбивает ребенка с толку.

  • Если частые приступы капризности, истерики, необходимо давать капли валерианы или пустырника.
  • Если вы на чем-то настаиваете, оставайтесь неприступными, доводите дело до конца. При этом будьте спокойными. Меньше слов – больше дела.
  • Побольше совместных дел. Это может быть и игра, и уборка квартиры.
  • Ребенок должен усвоить с детства, что мама и папа – главные люди в семье. Они принимают решения. Их слово – закон.

6. Положительные черты кризиса трех лет.

Родителям предлагают назвать, что есть положительного в их трехлетних детях.

Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств. Задача взрослого – не допустить закрепления крайних проявлений.

Упрямство – крайняя степень проявления воли.

Капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».

Эгоизм – чувство собственного достоинства.

Агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты.

Замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности.

7. Рисунок «Мой ребенок - цветок»

Родителям предлагается нарисовать своего ребенка в виде цветка.

8. Заключение

   Не ждите и не надейтесь, что ваш ребенок будет в точности таким, каким вы его хотите видеть. Такого не бывает. Дети всегда идут своим путем. Поэтому меньше думайте о том, каким ваш ребенок должен быть, а внимательнее смотрите, какой он есть. Думайте, как ему помочь, а не как его исправить.

Не слишком вините себя, что не смогли добиться желаемого результата. Результат воспитания нельзя с точностью запрограммировать. От родителей зависит многое, но не все трудности и проблемы, связанные с воспитанием, объективны. Но в то же время они преходящие.

Если:

  • ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • ребенка хвалят – он учится быть благодарным;
  • ребенка поддерживают – он учится ценить себя;
  • ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины;
  • ребенок растет в терпимости – он учится понимать других;
  • ребенок растет в честности – он учится быть справедливым;
  • ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей;
  • ребенок живет во вражде – он учится быть агрессивным;
  • ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.