Инновационная деятельность на базе КФУ
Сведения о наличии публикаций по проекту в международных журналах с индексом цитирования в системе Scopus, Web of Seience, патентов:
1) Статья «Интерактивные игры-задачи на подготовительном этапе формирования исследовательских компетенций подростков 8 класса на уроках внеклассного чтения» // Педагогический журнал. 2013г. № 1-2. с 48-60
2) Статья «Комплекс задач на формирование исследовательских компетенций рефлексивного блока и методика их решения на материале уроков внеклассного чтения в 8-9 классах» // Школа будущего. 2013г. № 3. с 74-80
3) Статья «Диалог на уроках литературы как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции» // Школа будущего. 2013г. № 6
4) Статья по теме «Комплекс задач на формирование исследовательских компетенций рефлексивного блока и методика их решения на материале уроков внеклассного чтения в 8-9 классах» в сборнике «Современное образование и прогрессивные методики преподавания»: Материалы Международной заочной научно-практической конференции» 23 сентября 2013 г./ гл. ред. Широков О.Н. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013г.;
5) Статья по теме «Диалог на уроках литературы как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции» в сборнике «Инновационные тенденции развития системы образования»: Материалы Международной заочной научно-практической конференции» 14 октября 2013 г./ гл. ред. Широков О.Н. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013г.;
6) Статья «Решение исследовательских задач на деятельностно-операционном этапе формирования исследовательских компетенций (на примере урока внеклассного чтения по произведениям Т. Толстой «Чистый лист» и Е. Долгопят «Доживем до понедельника» // электронный научно-образовательный журнал «Studia Humanitatus». 2013г. № 2
7. Краткая аннотация проекта (не более 10 строк) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В концепции модернизации содержания общего образования указывается, что основными результатами обучения и воспитания должен стать набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, творческой, исследовательской и других сферах деятельности. Данный проект необходим образовательному учреждению, поскольку позволит решить определённый круг проблем, связанных с введением новых стандартов образования в начальную, основную и старшую школу. В результате реализации проекта должна быть выработана технология формирования и диагностики проектно-исследовательских компетенций учащихся, способствующая становлению конкурентно способной личности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Актуальность проекта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современные тенденции развития общества существенно повысили требования к уровню ожидаемых результатов образования. В настоящее время все больше требуются специалисты, отличающиеся мобильностью, самостоятельностью, изобретательностью, умеющие творчески подходить к решению проблем, принимать рациональное решение в ситуации выбора, способные к сотрудничеству. В концепции модернизации содержания общего образования указывается, что основными результатами обучения и воспитания должен стать набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, творческой, исследовательской и других сферах деятельности, условием достижения которых является усиление деятельностной направленности обучения. Актуальной сегодня становится проблема формирования у подрастающего поколения метапредметных компетенций. Компетенциям отводится одна из ведущих ролей в успехе деятельности человека, чем и объясняется необычайно возросший в последнее десятилетие интерес к этой проблеме (Л.М. Долгова, Д.А. Иванов, В.Н. Кальней, М. Кяэрст, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.). Авторами проведены исследования коммуникативной, социальной и др. компетенций, компетенциям же в области исследовательской деятельности уделено недостаточно внимания. В проекте предлагается применение технологии процесса формирования проектно-исследовательских (метапредметных) компетенций на материале предметов гуманитарного цикла. Актуальность формирования проектно-исследовательских компетенций у учащихся обуславливается следующими положениями: · формирование проектно-исследовательских компетенций у учащихся является основой реализации ФГОС; · проектно-исследовательские компетенции являются основой метапредметных компетенций, заложенных в ФГОС НОО и ООО; · формирование проектно-исследовательских компетенций у учащихся является своеобразной пропедевтикой научно-исследовательской деятельности; · возрастные особенности подростков (период «нравственного эгоцентризма»; возникновение рефлексии и осознание своей индивидуальности; формирование абстрактного мышления; высокий потенциал развития способности к переносу опыта и др.) способствуют наиболее эффективному формированию данных компетенций; • процесс обучения проектно-исследовательской деятельности по русской литературе способен активно воздействовать на личность и интеллектуальные способности каждого отдельного учащегося. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Описание проекта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопросам формирования проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения посвящены работы А.В. Леонтовича, А.С. Обухова, А.Н. Пддьякова, А.И. Савенкова, В.А. Гусева, Н.М. Мочаловой, JI.A. Михеевой, О.В. Охтеменко, Е.В. Поздняковой, А.Ю. Фадеева, С.Н. Чернышевой и др. На проектно-исследовательскую деятельность, как на эффективное средство активизации учебного познания при обучении литературе, указывают М.А. Рыбникова, В.В. Голубков, Г.Н. Ионин, М.Г. Качурин, И.И. Аркин, В.А. Лазарева, И.А. Фогельсон и др. На проектно-исследовательскую деятельность, как на эффективное средство активизации учебного познания при обучении татарскому языку и литературе, указывают М.И. Махмудов, А.З. Рахимов, В.С. Казыханов, А.Г. Яхин и др. Проектную и исследовательскую деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей выделяет Гарданова Э. Ф., К.Н. Поливанова, А.И. Савенков, Н.В. Иванова,Е.Н. Землянская. Анализ литературы показал, что работ по изучению проектно-исследовательских умений, как компонента метапредметных компетенций практически нет. Результаты опросов учащихся и учителей, анализ процесса обучения разным предметам свидетельствуют, что проектный и исследовательский методы педагогами в обучении используется недостаточно, а потому способностью самостоятельно «открывать» новые знания обладают немногие школьники. Следует обеспечивать такое обучение, при котором учащиеся на занятиях были бы не объектами, воспринимающими готовые знания, а исследователями, то есть субъектами, самостоятельно ставящие вопросы и разрешающие возникающие противоречия. Анализ школьной практики показывает, что у учащихся не сформировано на требуемом уровне умение решать проектные, учебно-исследовательские и творческие задания, не сформирован правильный, разумный подход к поиску способа, метода решения проблемной ситуации. Это является результатом того, что учащиеся выполняют однотипные задания (репродуктивная деятельность), следуя образцу, показанному учителем, при этом учащиеся не осознают свою деятельность. В условиях модернизации образования, когда основным способом активизации учебной деятельности школьников признается исследование и творчество, особенно актуальным в сфере педагогической теории и практики становится поиск решения проблемы развития у школьников проектно-исследовательских компетенций. Значимыми становятся не столько приобретение учащимися готового знания, сколько их собственные усилия, инициатива, поисковая деятельность по открытию знания. В качестве основания, условия развития проектно-исследовательских компетенций рассматривается проектная и учебно-исследовательская деятельность. Анализ состояния проблемы позволил выявить следующие противоречия: • между необходимостью изучения проблемы формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся как метапредметных и недостаточным вниманием исследователей к указанной проблеме; • между потребностью школьной практики в обоснованной методике формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся по предметам гуманитарного цикла и ее отсутствие; · между заинтересованностью подростков в проведении самостоятельного учебного исследования и их слабой подготовленностью к его осуществлению. Все вышеизложенные противоречия определяют проблему исследования: как организовать процесс обучения учащихся на уроке, чтобы обеспечить формирование проектно-исследовательских (метапредметных) компетенций. Актуальность, теоретическая и практическая значимость рассматриваемой проблемы послужили основанием определения темы проектного исследования: «Технология формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся на предметах гуманитарного цикла в рамках внедрения ФГОС» Объект исследования: процесс обучения учащихся на уроках гуманитарного цикла в рамках внедрения ФГОС. Предмет исследования: проектно-исследовательские компетенции ученика и процесс их формирования при обучении учащихся в рамках внедрения новых стандартов. Цель исследования: разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность технологии формирования проектно-исследовательских (метапредметных) компетенций подростков в рамках предметов гуманитарного цикла. Гипотеза исследования: процесс обучения учащихся школы будет способствовать формированию проектно-исследовательских (метапредметных) компетенций, если: • учебную деятельность учащихся организовать на основе сотрудничества, рефлексии, осуществляемых посредством сочетания различных форм и методов обучения; • создать для каждого ученика необходимые условия для организации проектной и учебно-исследовательской деятельности с учетом его индивидуальных особенностей и осуществления дифференцированной помощи при выполнении проектно-исследовательских заданий; · в основу технологии процесса формирования проектно-исследовательских (метапредметных) компетенций будет положен комплекс проектно-исследовательских задач, в процессе решения которых подростки овладевают основами научных знаний и методами проектирования, исследования. Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие задачи: 1. Осуществить теоретический анализ философской, психолого- педагогической научной литературы и определить сущность учебно- исследовательской и проектной деятельности, особенности ее организации на предметах гуманитарного цикла в школе. 2. На основе теоретического анализа существующих подходов к рассмотрению проектных, исследовательских и метапредметных компетенций раскрыть сущность, структуру, уровни и критерии их диагностирования. 3. Определить роль и место проектных и учебно-исследовательских заданий в формировании метапредметных компетенций учащихся. 4. Разработать структурно-функциональную модель процесса формирования проектно-исследовательских (метапредметных) компетенций учащихся 5. Составить комплекс проектных и учебно-исследовательских заданий, направленных на формирование когнитивного и деятельностного компонентов проектно-исследовательских компетенций, разработать методику обучения учащихся их решению и экспериментально проверить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: • анализ философской, психолого-педагогической, методической, учебной литературы, диссертационных работ по теме исследования, программ по предметам гуманитарного цикла для начальной основной и средней общеобразовательной школы, учебников и учебных пособий по предметам гуманитарного цикла для начальной, основной и средней школы; • анкетирование учителей гуманитарного цикла и учащихся начальной, основной и средней школы и беседы с ними; • наблюдение за ходом учебного процесса; • педагогический эксперимент и статистическая обработка его результатов. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта
Кадровое обеспечение инновационного проекта
Прогнозируемые результаты по каждому этапу. На 1 этапе - будет составлен комплекс проектно-исследовательских заданий по разным предметам, обеспечивающий формирование проектно-исследовательских (метапредметных) компетенций у учащихся; На 2 этапе - будет разработана и апробирована методика формирования проектно-исследовательских (метапредметных) компетенций учащихся по разным предметам; На 2 этапе будет разработана система оценивания проектно-исследовательских (метапредметных) компетенций учащихся начальной и основной школы. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов. На 2 этапе будет разработана система оценивания проектно-исследовательских (метапредметных) компетенций учащихся начальной и основной школы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Новизна проекта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическая значимость исследования: · Будут выявлены особенности организации учебно-исследовательской проектной деятельности школьников по предметам гуманитарного цикла. · Теория и методика обучения предметам гуманитарного цикла будет обогащена знаниями об особенностях использования различных типов проектно-исследовательских заданий для формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся; • будут выделены компетенции учащихся, необходимые для успешного осуществления проектно-исследовательской деятельности; • будет разработана структурно-функциональная модель формирования проектно-исследовательских компетенций у учащихся и определены этапы ее реализации; • будут описаны обучающая деятельность учителя и учебно-познавательная деятельность учащихся на каждом из этапов процесса формирования проектно-исследовательских компетенций, которые могут быть трансформированы и в другие частные методики; ·Планируется разработать систему оценивания проектно-исследовательских компетенций. Практическая значимость исследования: • будет составлен комплекс проектно исследовательских заданий по предметам гуманитарного цикла, обеспечивающий формирование проектно-исследовательских компетенций у учащихся; • будет разработана и апробирована методика формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся по предметам гуманитарного цикла.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Текущая стадия реализации проекта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-организована творческая группа учителей гуманитарного цикла для реализации проекта; -осуществляется выявление общеметодологических и теоретических основ проблемы исследования; -изучается опыт работы учителей средних общеобразовательных школ по обучению подростков основам проектно-исследовательской деятельности по предметам гуманитарного цикла, - уточнена проблема исследования и выявлены возможности использования проектно-исследовательских заданий на уроках гуманитарного цикла для формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Перспективные цели проекта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработанные в рамках проекта инновации, позитивный педагогический опыт может быть полезным для всех участников уровневой модели, а также может распространяться за ее пределами. Итоговые продукты проекта могут быть использованы ИРО РТ, КПФУ, муниципальными методическими службами при организации КПК, стажировок педагогов. Опыт педагогов инновационной группы, представленный в итоговых продуктах, может быть использован педагогическими работниками региона при внедрении проектно-исследовательских технологий в образовательный процесс. А также для формирования и оценки метапредметных компетенций в рамках реализации ФГОС. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. Совокупный объем затрат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реализация проекта будет проходить в рамках бюджетного финансирования, в том числе привлечения спонсорской помощи, и из личных средств педагогов, участвующих в реализации инновационного проекта |