Воспитательная работа с классом
Классные часы, мероприятия с классом, внеурочная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий мероприятия "Судьбы, опаленные войной" | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ
мероприятия «Судьбы, опаленные войной», посвященного 65 годовщине Победы советского народа над фашистской Германией.
(Автор Чугунова Л.И., руководитель Школьного музея, классный руководитель 5 класса).
Участвуют: учащиеся 5 класса.
Цель: развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи:
- целенаправленная деятельность по утверждению в сознании уважения к культурному и историческому прошлому России;
- содействие формированию и развитию таких качеств, как уважение законности, стойкости, настойчивости, взаимовыручки, мужества, храбрости, способности к преодолению трудностей, готовности к защите нашей Родины.
Оформление сцены и актового зала.
Зал празднично украшен, на сцене висит плакат «С Днем Победы Вас, солдаты Великой Отечественной! С Днем Победы Вас, труженики тыла!»
(Звучит музыка военных лет: Слова Я. Белинского, музыка С. Туликова «Не стареют душой ветераны». В зал входят участники Великой Отечественной войны, труженики тыла. Присутствующие стоя приветствуют ветеранов)
1-й ведущий
«И смотрит на сынов своих Россия,
Как будто лишь вчера закончен бой.
Проходят победители седые,
Победа остается молодой».
(Звучит фонограмма негромкой плавной мелодии. На сцену выходят трое ведущих).
2-й ведущий.
9 мая 2010 года в 65-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и великое мужество народа.
1-й ведущий
Была война, но вы пришли живыми,
Чтоб новой жизни сеять семенами.
Во имя павших и живых во имя.
Фронтовики, наденьте ордена!
Чтоб не пылать земному шару снова,
Солдатской крови пролито сполна.
Чтоб помнил враг урок войны суровой,
Фронтовики, наденьте ордена!
3-й ведущий.
Всем тем, кто о пощаде не просил,
Кто фронт прошел, своих друзей теряя,
В тылу трудился из последних сил, -
Спасибо Вам за ту Победу в мае!
Праздник Победы! Это память о каждом из тех дней, когда клокотала в грохоте и огне навязанная нам фашистской Германией война! Это память о ратном и трудовом подвиге советских людей, кто ковал Великую Победу. Это память о павших на поле брани во славу нашей Родины, во имя ее свободы.
1418 дней и ночей несли наши воины свои боевые знамена по трудным дорогам войны. Победа – великая, ни с чем не сравнимая радость, но это и скорбь народная. О 27 миллионах сынов и дочерей скорбит наш народ в этот день. Какими были они, солдаты Великой Отечественной? Какими были они, ваши ровесники в далеком 41 году?
1418 дней войны, дней и ночей бессмертия, подвига, несгибаемого мужества и героизма советских людей…
1-й ведущий
Чем дальше мы уходим от войны
И нас с тобою тишина объемлет,
Тем все сильней и явственней слышны
Ее раскаты, вздыбившие землю.
2-й ведущий
Чем дальше мы уходим от войны
И четче обнажаются вершины,
Тем полнозвучней голос тишины,
Тем все понятней, что Вы совершили!
3-й ведущий. Вы помните, какое было сегодня утро?
1-й ведущий. И вчера?
2-й ведущий. И каждый день!
3-й ведущий. Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди длинный прекрасный день.
1-й ведущий. Что тебе ничего не угрожает, и что твои мечты сбудутся.
Все. Хорошо быть счастливым!
2-й ведущий.
Но всегда: и в полночь, и в полдень,
Не давая отдыху ни дня
Помни и живи!
3-й ведущий
Живи и помни!
Прошлое кричит нам из огня.
1-й ведущий
Мы не слышали взрывов бомб, не стояли холодными ночами за хлебом.
2-й ведущий
Мы не знаем, что такое похоронки, но когда расспрашиваем взрослых о войне, то почти в каждой семье: погиб,пропал без вести,умер от ран…
3-й ведущий
Мы же замираем на Мамаевом кургане, преклоняем колени перед мемориалом Родины - Матери на Пискаревском кладбище.
1-й ведущий
Кладем конфеты на могилы детей безвременно погибших в Саласпилсе.
2-й ведущий
Застываем в почетном карауле у могилы Неизвестного солдата у Кремлевской стены.
3-й ведущий.
Прислушайтесь к молчанию вокруг,
И вдруг взорвется эта тишина,
И ветер станет яростным и злым,
И оживут героев имена.
1-й ведущий
Среди нас живут люди, которым есть что рассказать о пережитом в годы войны. Их рассказы ярко раскрывают величие подвига, совершенного нашим народом, его мужество, стойкость, скромность и благородство. Собранные воедино мысли и чувства, воспоминания фронтовиков воссоздают страницы недавнего героического прошлого, уже ставшего историей, которая не стареет от времени и всегда остается живой в памяти народной.
На нашей встрече присутствуют участники Великой Отечественной войны Осичкин Михаил Михайлович и Ливенский Иван Афанасьевич.
Осичкин Михаил Михайлович на фронт был призван в неполные 18 лет и прошагал совсем молодой паренек боевой путь от Севастополя до Прибалтики. Участвовал в штурме Сапун-горы После освобождения Севастополя участвовал в боях за Сиваш, затем выбивали «лесных братьев» из Курляндских лесов в Прибалтике. Там и застала его весть о Победе.
За свои боевые подвиги Михаил Михайлович был награжден орденом «Отечественной войны I степени», двумя орденами «Красной звезды», медалью «За Победу над Германией», имеет четыре благодарности от командования.
Возвратившись домой в звании лейтенанта решил Михаил Михайлович посвятить себя работе с детьми, и получив диплом учителя географии до самой пенсии проработал в школе. Работал так же и директором школы.
Будучи патриотом своей малой Родины,этого неугомонного человека, любящего природу, свое село, можно часто увидеть и на берегу реки, в парке и в школьном музее на встречах с учащимися
Слово предоставляется участнику Великой Отечественной войны Осичкину Михаилу Михайловичу.
2-й ведущий
Хочу рассказать о Ливенском Иване Афанасьевиче.
В начале войны послали Ивана Афанасьевича на курсы трактористов в с. Кичкино. В 1943году после освобождения от оккупации был мобилизован в армию, было ему полных 17 лет. Прошел месячную подготовку в г. Аксае и был отправлен на 4-ый Украинский фронт в 37-ю дивизию разведчиком. Участвовал в освобождении г. Севастополя, был награжден медалью «За Отвагу». Потом дивизия была направлена в Прибалтику, по прибытии пришлось сразу же вступить в бой с немцами. За этот бой Иван Афанасьевич был награжден второй медалью «За Отвагу». Служил в разведке, два раза был ранен, контужен. Родина по заслугам оценила его подвиги и Иван Афанасьевич был награжден орденом «Славы III степени». После капитуляции Германии был отправлен на восток в Маньчжурию, доехал до Урала, но война с Японией закончилась. Демобилизовался Иван Афанасьевич в 1947году. Вернувшись с фронта пошел работать трактористом, затем работал бригадиром и снова трактористом до самой пенсии. За трудовые успехи был награжден орденом «Трудового Красного знамени».
Слово предоставляется участнику Великой Отечественной войны Ливенскому Ивану Афанасьевичу.
3-й ведущий
Сегодня мы чествуем всех тех, чья юность, опаленная самой страшной в истории человечества войной, а так же чье детство, выпавшее на это время, не состоялось, всех тех, кто трудился в тылу, всех тех, кто самоотверженно трудился на полях и фермах, участвовал в эвакуации скота и техники за Волгу. Это Пахаленко Мария Егоровна, Решетникова Раиса Трофимовна, Мудрая Раиса Гавриловна, Горбикова Алла Тихоновна, Бондаренко Александра Ивановна.
( Дети дарят ветеранам и труженикам тыла цветы).
1-й ведущий
Мы привыкли связывать понятие «война» с солдатами, воюющими на поле боя. Соединять слова «женщина» и «война» как-то противоестественно, так как теоретически несовместимые понятия: война – то, что уносит жизнь, женщина создает ее…
Сегодня у нас в гостях легендарные женщины. Посмотрите. Это они невероятным напряжением сил преодолели войну, защитили жизнь, спасли будущее. Все они достойные дочери нашего народа. Спасибо вам за все. Все достойны глубокого уважения потомков.
2-й ведущий
Фронт крепок тылом – это ваше кредо.
Священней долга не было у вас-
Продукцию для фронта, для Победы-
Любой ценой, немедленно, сейчас!
Первые дни войны были особенно напряженными. В районе спешно проходила мобилизация. Один за другим уходили на фронт мужчины. А женщинам надо было их заменить во всем. И они взвалили себе на плечи этот непомерный груз, потому что не могли иначе - «Все для фронта, все для победы!»
Не только на фронте солдаты ковали победу, тыл тоже был фронтом.
Ушли на фронт мужчины, опустело село, горе поселилось в каждом доме, но никто не опустил рук. Фронту нужно было продовольствие, одежда. Женщины, подростки, старики- все ковали победу вместе с армией. В колхозе не хватало сельхозтехники. Пахали, сеяли на быках и коровах. Женщины работали в полеводческой бригаде, в животноводстве, прицепщиками и трактористами, штурвальными и комбайнерами, шоферами. Это Осичкина Мария Родионовна, Корякина Елена Васильевна, Великородная Пелагея Петровна. Куценко Зоя Дмитриевна, Колесникова Вера Савельевна, Пахаленко Мария Егоровна и многие, многие другие. Участвовали женщины, старики и подростки и в эвакуации скота.
Женщины выполняли самую тяжелую мужскую работу, воспитывали детей, заменяя им отцов, не сгибались под тяжестью горя, когда приходила похоронка на мужа, сына или брата. Это были настоящие герои трудового фронта, достойные восхищения. Никто не опустил рук, фронту нужны были продовольствие, одежда. Работали сутками, потому что знали, что хлеб нужен бойцам. Одни ушли со скотом за Урал, другие работали трактористами, прицепщиками. Многие ездили рыть окопы. Почти из каждого дома на фронт посылались носки, варежки, теплая одежда. Под руководством гуртоправа Кульченко Евдокии Емельяновны доярки Данильченко А.Г., Белашова З.А., Ганусова Р.А., Горбикова М.М. ежедневно надаивали по 600-700литров молока. Животноводов Кадину А.П. и Кульченко Е.Е. наградили за трудовые успехи орденами «Трудового Красного Знамени».
3-й ведущий
Сенина Ольга Семеновна с самого начала войны работала в бригаде № 2, в трех километрах от села, каждый день вместе с другими женщинами ходили на работу, брали с собой и детей. Пахали каждый на своей корове. Ольга Семеновна была скидальщицей, работала на сортировке зерна, работала свинаркой, за свою работу получала премии и благодарности.
Мудрая Антонина Егоровна пошла работать с 15 лет. До эвакуации работала дояркой, участвовала в эвакуации скота за Волгу. После возвращения из эвакуации зимой 1944 года окончила курсы трактористов и пошла работать на трактор СТЗ вместе с Куценко З.Д. и Песоцкой М.Р.
Колесникова Вера Савельевна в 1939 году окончила курсы шоферов. Когда началась война и мужчин механизаторов забрали на фронт, пришлось Вере Савельевне перейти в тракторную бригаду сначала штурвальным, а потом и трактористом. Потом работала водителем на автомобиле. Возила хлеб на сдачу государству, шерсть, лес. Рейсы были в Ростов, в Дубовку.
Водителем в годы войны работала Пахаленко Мария Егоровна. Закончив краткосрочные водительские курсы, она до конца войны возила грузы из нашего района в Дубовку. Вместе с нею работала и Мария Никифоровна Лященко.
1-й ведущий
Война и дети. Невозможно поставить рядом эти два слова. В одном- горе, беда и смерть, в другом- радость жизни, солнечный свет, надежды и будущее.
Слово предоставляется учащейся 11 класса Бондаренко Екатерине.
66 лет прошло с той войны. Мальчикам и девочкам, на чью долю выпало испытать страшное ее бремя- оккупацию, гибель родных, голод, разруху и множество других недетских лишений- сегодня уже за семьдесят. Но они ничего не забыли - ни страданий, ни радости Великой Победы.
Я люблю общаться со своей бабушкой, Бондаренко Александрой Ивановной, труженицей тыла, вырастившей и воспитавшей троих детей. Светлый она человек, никогда ни на что не жалуется, будто и не было в ее жизни трудностей. А ей было всего 15 лет, когда началась война.
На склоне дня вдали закат алеет,
И тучи спрятали поблекшую луну.
- Ты постарайся вспомнить, бабушка, вторую,
Ту мировую и священную войну.
«Война! Тревога! Гнев вскипел в народе.
Мне это время больно вспоминать.
На фронт ушли отец и брат, другие родственники
Все в бой пошли Отчизну защищать»
Я прошу бабушку рассказать о своем военном детстве. Тяжело вздохнув, бабушка говорит: «Чтобы тебе, внученька было понятно, расскажу тебе об одном дне своего военного детства. Просыпаюсь рано, в шесть часов утра. На улице сильный мороз. Мы спим на печке. Тепло, вставать не хочется. Мама уже разжигает печку, чтобы сварить картошку. Больше в доме еды нет. Огонь долго не разжигается, ведь топим кизяком. Стук в окно, подружки заходят за мной. Быстро надеваю фуфайку, накидываю шаль, на ноги подшитые старые валенки. До школы бежим быстро, чтобы не замерзнуть. Школу давно не топят- нечем. Никто не раздевается, не снимает варежек. Тетрадей нет. Пишем на старых газетах, книгах. Чернила замерзают, ручки самодельные. После уроков домой бежим голодные. Снова картошка, пареная репа. Мигом на печку отогреваться. Затем идем собирать хворост- сушняк. Вечером зажигаем коптилку, готовим домашнее задание».
Смотрю на ее натруженные, до сих пор не знающие покоя руки. Они не держали ни хороших детских книг, ни игрушек…Дети войны учились, помогали взрослым дома и в поле.
Когда началась война, ей было 15 лет. Она была старшей из сестер, в семье было еще две сестры и два брата. Работала на колхозном огороде, потом в тракторной бригаде. В 1942 году на фронт ушли отец и старший брат, а уже через пять месяцев получили похоронку на брата. Вспоминает, как в село пришли румыны, у них в саду расположился целый взвод. Румыны грабили мирное население – забирали домашнюю птицу, хлеб, молоко.
Можно ли измерить подвиг солдат и тех, кто был в тылу? Невозможно отделить одно от другого, наверное, все это и есть подвиг, и в этом случае это слово означает гораздо больше, чем в любом словаре. Это: единство, любовь, самопожертвование, испытание, боль, разлука, голод, все в одном целом и неотделимом, это то, что трудно выразить словами, а можно только прочувствовать. Прошлое страны, наших близких- часть наших судеб. Из поколения в поколение должна передаваться правда о войне, а память о ней остановить от новых ошибок. Во имя тех, кто отвоевал для нас мир, мы должны его хранить и беречь.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память- наша совесть.
Она,
Как силы нам нужна…
Слово предоставляется ветерану труда Решетниковой Раисе Трофимовне
(Краткий рассказ о трудовых буднях в военные годы )
1-й ведущий . Пусть вскинут люди миллион ладоней и защитят прекрасный солнца лик.
От гари пепелищ и от хатынской боли. Навечно! Навсегда! А не на миг.
2-й ведущий
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады услышал мой ребенок, мой и твой…
Пусть мир взорвется криком: «Нет! Не надо!» Мне нужен сын не мертвый, а живой!
Прошла война, ушла за поворот.
В чехлах стоят гвардейские знамена.
И жизнь, и время движется вперед
Остались только 30 миллионов
Остались в поле брани навсегда
Легли живой дорогою Победы,
За нас легли, за то, чтоб никогда
Нам этой боли не изведать.
С Днем Победы!
Спасибо Вам за все, отцы и деды!
Тем, кто врага штыком и пулей брал!
И тем, кто приближая День Победы,
Неделями цеха не покидал.
Спасибо женщинам, трудившимся на нивах
Осиротевших сел и деревень.
Спасибо Вам за праздник наш
Счастливый,
За этот трудный и прекрасный день!
(Звучит фонограмма голоса Левитана «Внимание! Говорит Москва!...»
Звучит «Майский вальс» Музыка И.Лученка, слова М.Ясеня в исполнении школьного хора, а танцевальный ансамбль исполняет вальс).
Группа учащихся исполняет песню «День Победы».