Главные вкладки
Василенко Наталья Ивановна
НОД Речевое развитие в старшей группе с использованием конструктора Лего « Построй свою историю»
Тема: Рассказывание по скороговорке
Форма: фронтальная
Содержание:
Цель: формирование умений дифференцировать звуки с и ц, составлять короткие рассказы по скороговорке, используя образовательный конструктор ЛЕГО «Построй свою историю»
Задачи:
— обучающая: способствовать формированию умений использовать в речи сложноподчиненные предложения;
— развивающая: уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и Ц; развивать умения детей дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи; отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками;
— произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом);
— воспитательная: воспитывать навыки связной речи.
Материалы и оборудование:
— демонстрационный: 6 пирамидок (елочек, кубиков); предметы и игрушки: яйцо, кольцо, пуговица, перец, огурец, слива, собака, цыпленок, слон (в названиях предметов должны быть звуки с и ц); схемы загадок ЛЕГО (диск: 4к);
— раздаточный: конструктор ЛЕГО «Построй свою историю».
Методы и приемы:
— словесные: объяснение, рассказывание;
— наглядные: схемы загадок ЛЕГО;
— практические: игровые задания, игра с конструктором ЛЕГО «Построй свою историю», речедвигательная гимнастика.
Вводная часть
Мотивация:
— Маркус и Эмилия хотели бы быстро и четко разговаривать на русском языке, но у них пока не получается. Какие упражнения могут им помочь?
Целеполагание:
— Давайте, мы расскажем Маркусу и Эмилии, что такое скороговорки и для чего они нужны.
Постановка проблемы:
— Чтобы научить Маркуса и Эмили быстро и правильно разговаривать по-русски, мы должны сами хорошо и правильно говорить. У всех это получается?
Актуализация
Воспитатель обращается к детям:
- Вы научились произносить много разных звуков. Вспомните, какие это звуки (в случае затруднения беззвучно демонстрирует артикуляцию звуков, например а, у, и).
Основная часть
- А теперь произнесите звук с протяжно (хоровые и индивидуальные проговаривания).
- Попробуйте громко произнести другой звук — ц (хоровые и индивидуальные проговаривания).
- Сейчас я буду произносить звук с или ц, а вы должны будете узнать, какой звук я произнесла.
- Если я произнесу звук с — похлопают в ладоши девочки, а если звук ц — похлопают в ладоши мальчики. (Поочередно произносит звуки, прикрыв рот листом бумаги; групповые ответы чередуются с индивидуальными.)
Воспитатель предлагает схемы загадок-ЛЕГО:
- Отгадайте загадки: «Четыре братца под одной крышей стоят» (стол). Почему вы думаете, что это стол? Какой первый звук в слове стол ? Другая загадка: «Пять братцев годами равные, ростом разные» (пальцы). Почему вы думаете, что это пальцы? — Поучимся говорить чистоговорки с этими звуками: со-со-со — нам сменили колесо; цо-цо-цо — снесла курица яйцо. (Обе чистоговорки дети говорят хором и по одному, быстро и медленно.)
- Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук с хлопают в ладоши девочки, на звук ц— мальчики. Прикрыв рот листом бумаги, воспитатель произносит медленно с небольшими паузами слова: собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, яйцо, усы, лицо, борец. Ответы групповые.
По последним трем-четырем словам ответы индивидуальные.
Физкультминутка
- В стихотворении, которое я прочту, есть слова со звуком с. Послушайте: «Спит спокойно старый слон. Стоя, спать умеет он» (С. Маршак). Послушайте еще раз. В этом стихотворении столько слов со звуком с, сколько на столе пирамидок. Сейчас вы будете называть слова со звуком с из этого стихотворения. Кто назовет правильно, получит пирамидку.
Стихотворение читается еще раз. Дети называют слова со звуком с и выставляют пирамидки на столе воспитателя в ряд.
Аналогичная работа на слова со звуком ц проводится по стихотворению «Курица и цыплята» (А. Капралова): «Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница».
Воспитатель дает задание придумать и построить с помощью конструктора ЛЕГО «Построй свою историю» короткий рассказ на тему «Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница» Заслушивает три рассказа, дает им оценку.
Читает скороговорки:
Скворцы и синицы—веселые птицы.
Из соседнего колодца целый день водица льется.
Воспитатель предлагает послушать и повторить скороговорку: Из соседнего колодца целый день водица льется (хоровые и индивидуальные повторения; громко, тихо, шепотом). Аналогичное задание дается на скороговорку Скворцы и синицы —
веселые птицы.
- Сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить слова, но последнее слово договаривать не буду. Вы доскажете его сами.
Так недавно к нам в оконце
каждый день глядело... солнце.
Слышу, лиса, про твои... чудеса.
- А теперь поиграем в игру «Угадай на ощупь». У меня под салфеткой предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук — с или ц — слышится в слове (отвечают те, кто вызовется сам).
Заключительная часть. Подведение итогов
- Ребята, давайте вспомним, о чём нас просили Маркус и Эмилия? (научить их говорить на русском языке быстро и четко). Легко ли вам было самим четко и правильно проговаривать скороговорки? Поднимите руку тот, кто легко справился с заданием, а теперь, кому еще нужно потренировать свой язычок?
МКДОУ « Введенский детский сад общеразвивающего вида №3»
Литературная викторина ( подготовительная группа)
по произведениям Николая Николаевича Носова.
Составил: воспитатель первой категории Василенко Н.И.
Программное содержание:
• Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности, закрепить знания о произведениях Н.Н.Носова.
• Вызвать у воспитанников интерес, любознательность, эмоциональный отклик, сопереживание своим товарищам, удовольствие от игры.
• Развивать наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать, высказывать собственные суждения, доказывать свою точку зрения.
Оборудование: Портрет Н.Н.Носова, выставка книг, изображение Цветочного города.
Ход:
Ведущий: « Каждый раз боялся Тетушки Скуки…» - говорил о себе Н.Н.Носов. Николай Николаевич начал писать в 1938 году. Первый рассказ Н.Н. Носова « Затейники» появился в журнале « Мурзилка» №9 в 1938 году. Затем « Живая шляпа», « Мишутка и Стасик», « Заплатка» и т. д. Веселый рассказ- излюбленный жанр Н.Носова и ему он остался верен до конца. С каждым годом талант писателя набирал силу. Облик Носова - человека: веселый , добрый и , обязательно, детский. Ведь Н. Носов писал для детей и про детей. Он, как никто другой, чувствовал душу ребенка.
( В зал входит Знайка)
Знайка: Ребята, вы видели Незнайку ?
-Куда же он подевался?
-Куда это я попал? ( в детский сад )
- Вы меня узнали? ( Да)
- Да, я Знайка из Цветочного города. А что вы делаете? Вижу книгу знакомую и портрет тоже.
-Ребята, а кто изображен на нем знаете? ( Да. Н.Носов)
- Молодцы! Ведь это Н.Н.Носов создал меня и наш Цветочный город.
- А вы хотите туда попасть? ( Да!)
-Путь в Цветочный город не близкий и очень трудный, вы готовы к испытаниям? ( Да!)
_ перед дальним путешествием все коротышки поют веселую песенку « В траве сидел кузнечик». Вы , ребята ее знаете? ( Да.). Очень хорошо, тогда в путь. ( Дети поют песню и начинают путь).
Первое задание: Знайка находит листочки, где написаны отрывки из рассказов Н.Н.Носова, а ребятам необходимо угадать название этих рассказов.
« Бобик в гостях у Барбоса»
-Ну, это такая штука ,понимаешь… часы … они ходят.
- Как ходят? – удивился Бобик – у них ведь ног нету ?
- Ну , понимаешь, Это так говорится , что ходят , а на самом деле, они просто стучат , а потом начинают бить.
« Заплатка»
- Разве солдатам мамы штаны зашивают?- говорят ребята. Солдат сам должен уметь все делать : и заплатку поставить и пуговицу пришить.
« Мишкина каша»
Он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлили в кастрюлю воды. Стали варить дальше. Варим, варим,- смотрим, каша наружу лезет.
« Про Гену»
Целый день Гена катался с Гошей на санках и только к вечеру вернулся домой. Все пальто у него было в снегу.
« Огородники»
- Вот , что я придумал: давай, когда все лягут спать, удерем на огород и вскопаем свой участок.
( Знайка просит детей сесть на стулья)
- Молодцы, ребята, рассказы Носова вы знаете. А сейчас я проверю, знаете ли вы главных героев рассказа « Огородники»:
-Как зовут главных героев?
- Какими качествами они обладают?
-Почему на огороде у них всегда стояло чучело?
- Что в августе произошло? Почему?
Знайка: -Какие вы все молодцы! А сейчас еще одно задание.
Мы проверим какие вы ловкие, смелые и быстрые.
Конкурс « Огородники» ( Дети собирают овощи и фрукты – 2 команды, кто быстрее соберет ).
Знайка : Наше путешествие продолжается.( Знайка находит лист бумаги с изображением кляксы)
Знайка: Ребята, что это? ( клякса). Вам это ничего не напоминает?
( есть такой рассказ у Н.Н.Носова « Клякса»)
- Кто является главным героем рассказа?
- Какой у него характер?
- Чем он занимался на уроках?
- Как подшутила над ним Зинаида Иванова?
- Что изменилось в поведении главного героя? Почему?
- А вы , ребята, как думаете, как нужно вести себя на уроках?
( знайка благодарит ребят и дальше отправляются в путь)
Знайка: А сейчас конкурс « Веселая рифма». В Цветочном городе живут очень веселые коротышки. Я должен узнать, можете ли вы шутить и придумать веселую, смешную рифму:
1. Знайка шел гулять на речку
Перепрыгнул …( через овечку)
2. Торопыжка был голодный,
Проглотил…( утюг холодный)
3. У Авоськи по подушкой
Лежит …( сладкая ватрушка)
(Знайка отправляется с деть ми дальше, звучит музыка)
Знайка: Вот мы и подошли к стенам Цветочного города, но чтобы туда попасть, необходимо назвать имена всех жителей, иначе ворота не откроются. ( Дети называют).
Знайка: Вы настоящие знатоки творчества нашего любимого писателя Н.Н.Носова. Хотите увидеть жителей Цветочного города? ( Да!) Тогда усаживайтесь поудобнее. ( Просмотр отрывка из мультфильма « Незнайка и его друзья»)- 10 минут
Знайка: Ну что же, пора мне прощаться с вами, ребята.( Знайка уходит искать Незнайку)
Ведущий: Понравилось ли вам путешествие? ( Да)
-В какой стране вы побывали ?( В Цветочном городе).
-Кто написал это замечательное произведение? (Н.Н.Носов)
-Какие рассказы вам запомнились больше всего?( дети отвечают)
Надеюсь творчество Н.Н.Носова понравилось вам и запомниться надолго.