Публикации моих друзей
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 1034 имени Героя Советского Союза В.В. Маркина»
КОМПЕТЕНЦИЯ: ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ АНАЛИЗ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МАСТЕР КЛАСС
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ МИКРОСКОПИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Лабораторные общеклинические исследования
СОСТАВИТЕЛЬ:
Н.Н. Меклер, методист ГБОУ «Школа № 1034»,
кандидат биологических наук, доцент
Москва 2019
Введение
Роль лабораторной диагностики в здравоохранении очень важна и общепризнанна. Чрезвычайную актуальность представляют сегодня вопросы усовершенствования лабораторных технологий и управления обеспечения качества работ.
Все возрастающий уровень требований потребителей медицинской помощи к качеству лабораторной диагностики определяет необходимость повышения уровня квалификации всех вовлеченных в процесс организации лабораторных исследований и в первую очередь медицинского лабораторного техника.
Определенные методы исследования и сегодня не могут осуществляться без рутинных методик.
Особенное значение среди них отводится микроскопическому анализу, который дает возможность под многократным увеличением рассмотреть присутствие различных форменных элементов и включений в мокроте, кале, моче, ликворе.
Организационно – методический блок
Тема: Приготовление препаратов для микроскопического исследования биологического материала
Время, отведенное на мастер - класс: 90 минут.
Цель мастер - класса:
освоение правил приготовления препаратов для микроскопического исследования.
Задачи занятия:
- формирование представления о видах препаратов для микроскопического исследования;
- положить начало умению готовить нативные препараты для микроскопирования;
- развитие логического мышления, памяти, наблюдательности, самореализации личности;
Уровень освоения – начальный/углубленный
Работа по достижению данных целей обеспечивает формирование профессиональных компетенций
ПК | Пути формирования компетенций |
ПК 1.1. Готовить рабочее место и аппаратуру для проведения лабораторных общеклинических исследований | Формирование рабочего места для приготовления нативного / окрашенного препарата |
ПК 1.2. Участвовать в контроле качества | Умение оценивать качество приготовленных мазков |
ПК 1.3. Проводить лабораторные работы для подготовки биологического материала к исследованию | Работа с химической посудой, умение наблюдать за демонстрационной работой, действовать по алгоритму |
ПК 1.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты. | Соблюдение санитарных норм и правил |
Сценарий мастер - класса
.
- Актуализация знаний и умений
- Решение ситуационных задач в микрогруппах (парах) и совместное обсуждение ответов.
- Назовите указанные части микроскопа и их назначение. Рассчитайте увеличение вашего микроскопа.
- Каким образом можно рассмотреть под микроскопом покровную ткань живой лягушки?
- Известно, что кефир и ацидофилин – кисломолочные продукты. Как отличить под микроскопом кефир от ацидофилина?
- Опрос фронтальный
- Дайте определение «микроскопия»;
- Назовите преимущества микроскопии перед другими методами исследования;
- Каким методом исследования мокроты является «микроскопия» – основным или вспомогательным?;
- Назовите виды микроскопических препаратов
Совместное обсуждение таблицы
«Сравнение нативного и окрашенного препарата»
ПРИЗНАКИ | ПРЕПАРАТ | |
Нативный | Окрашенный | |
Характеристика | ||
Принцип приготовления | ||
Объектив разрешения | ||
Результативность |
- Назовите методы окраски препаратов;
- Приведите примеры простого и сложного окрашивания микропрепаратов
- Демонстрация техники приготовления и изучения нативных препаратов
2.1.Техника приготовления и изучения нативного неокрашенного препарата (ознакомительный уровень)
Биологический материал, помещенный в химическую пробирку перемешивают пипеткой, отбирают небольшое количество и наносят на центр предметного стекла. Осторожно покрывают покровным стеклом.В правильно приготовленном препарате биологический материал не выходит за пределы покровного стекла. Препараты, предназначенные для микроскопического исследования, изучают сначала под малым потом под большим увеличением микроскопа при опущенном конденсоре.
рис. 1 Схема приготовления нативного препарата
3.12.Техника приготовления и изучения нативного окрашенного препарата (углубленный уровень)
Биологический материал, помещенный в химическую пробирку перемешивают пипеткой, отбирают небольшое количество и наносят на центр предметного стекла. Формируют 2 пробы :
на 1 предметное стекло наносят каплю каловой эмульсии и такую же каплю раствора Люголя. Аккуратно уголком покровного стекла смешивают и покрывают.
на 2 предметное стекло наносят каплю каловой эмульсии и такую же каплю раствора метиленового синего. Аккуратно уголком покровного стекла смешивают и покрывают. Приготовленные препараты изучают сначала под малым потом под большим увеличением микроскопа при опущенном конденсоре.
рис. 2. Схема приготовления окрашенного нативного препарата
- Методические рекомендации к организации самостоятельной работы участников мастер – класса
- Пронаблюдать за манипуляциями ведущего мастер – класса во время приготовления нативного и окрашенного препарата и сопоставить их с методическими алгоритмами;
2. Сформировать индивидуальное рабочее место для приготовления и микроскопирования нативного препарата;
3. Приготовить нативный препарат из учебного «биологического материала» оценить его качество продемонстрировать преподавателю провести
микроскопирование продемонстрировать преподавателю.
- После получения положительной оценки сопоставить включения «микроскопического пейзажа» с иллюстрациями методического материала и назвать их
- Рефлексия деятельности
Прием «Лесенка успеха» участникам мастер – класса определяют для себя свои достижения, делая схематичные рисунки, на «заготовках».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная
Методы клинических лабораторных исследований под ред. Проф. Камышникова В.С. Москва «МЕДпресс-информ», 2011. С.140-152.
Дополнительная
И.И. Миронова, Л.А. Романова, В.В. Долгов Общеклинические исследования: моча, кал, мокрота, ликвор.Тверь, «Триада», 2012. С.273-404.
Эталоны ответов
- Ответы на ситуационные задачи
- Чтобы вычислить увеличение микроскопа, нужно перемножить увеличение объектива на увеличение окуляра. Для типичного составного микроскопа с 10-кратным окуляром и объективами с увеличениями 4х, 10х, 40х и 100х, получится ряд увеличений 40х, 100х, 400х и 1000х, в зависимости от используемого объектива.
- Если живую лягушку посадить в банку с небольшим количеством воды, то в ней скоро появятся прозрачные пленки – это лоскутки верхнего слоя кожи, который слинял у лягушки. Рассматривая такой лоскуток под микроскопом, можно видеть, что он состоит из множества клеток прямоугольной формы, тесно прилегающих друг к другу. Все клетки, выстилающие поверхность тела лягушки, образуют ее наружную покровную ткань.
- В кефире молочнокислое брожение осуществляется главным образом эукариотами – дрожжами, относящимися к роду Торула, а в ацидофилине брожение осуществляется прокариотами – молочнокислыми бактериями. Поэтому в ацидофилине, в отличие от кефира, нет эукариотических клеток.
2. Примерные ответы фронтального опроса
- Микроскопия и микроскопический препарат.
Микроскопия метод изучения объектов, невидимых невооруженным глазом, путем рассматривания их изображений, увеличенных с помощью микроскопов;
Микроскопический препарат - объект для микроскопии, размещённый на предметном стекле. Сверху объект обычно накрывается тонким покровным стеклом (нативный).
Мазки. Применяются в основном в гематологии при изучении крови, для изучения бактерий и простейших. Могут приготавливаться из тканевых элементов.
- Назовите преимущества микроскопии перед другими методами исследования
Позволяет находить различные элементы при малом и большом увеличении;
Дифференцировать включения друг от друга.
- Микроскопия – основной или вспомогательный метод исследования мокроты?
Основной и обязательный метод.
- Назовите виды микроскопических препаратов;
Нативный и окрашенный препараты
- Назовите методы окраски препаратов
Простые (окраска одной краской)
Сложные (окраска несколько красителями);
- Приведите примеры простого и сложного окрашивания микропрепаратов
Метиленовым синим;
по Граму, Романовскому
Совместное обсуждение таблицы
«Сравнение нативного и окрашенного препарата»
ПРИЗНАКИ | ПРЕПАРАТ | |
Нативный | Окрашенный | |
Характеристика | находящийся в природном состоянии, не модифицированный, сохранивший структуру, присущую ему в живой клетке | измененный под влиянием различных красителей |
Принцип приготовления | раздавливание включений | фиксирование и окрашивание |
Объектив разрешения | х40 | иммерсионная система |
Результативность | ориентировочное исследование | дифференцирование, уточнение |
Приготовление окрашенного нативного препарата «биологического материала»
(раствором Люголя, Метиленового синего)
№ | Алгоритм действия | Контроль выполнения* |
Вымыть и осушить руки | ||
Надеть перчатки, маску | ||
Приготовление препарата | ||
Каплю эмульсии поместить на предметное стекло одноразовой пастеровской пипеткой, добавить 1 каплю раствора Люголя/метиленового синего; аккуратно перемешать. | ||
Накрыть покровным стеклом, не допуская пузырей и выхода жидкости за пределы покровного стекла. | ||
Микроскопическое исследование | ||
Подготовить микроскоп к работе (включить подсветку) | ||
Установить стекло на предметный столик. На малом увеличении (х8 или х10) при поднятом конденсоре и открытой диафрагме сделать общий обзор препарата. Установить объектив х40 (не изменяя высоту предметного столика), навести резкость. | ||
Произвести микроскопию препарата. Записать результаты в бланк. | ||
Продемонстрировать преподавателю микроскопическую картину. | ||
Провести сопоставление микроскопического пейзажа с эталонными рисунками | ||
Завершение работы с микроскопом | ||
Протереть предметный столик ветошью, смоченной 70% спиртом; сбросить в емкость «для одноразовых отходов». | ||
Выключить свет, | ||
Завершение исследования | ||
Всю использованную посуду поместить в емкость «для одноразовых отходов». | ||
Перчатки снять и поместить в пакеты для отходов класса Б | ||
|
*Отмечай выполнение каждого шага любым удобным символом
Приготовление неокрашенного нативного препарата «биологического материала»
№ | Алгоритм действия | Контроль выполнения* |
1. | Вымыть и осушить руки | |
2. | Надеть перчатки, маску | |
Приготовление препарата | ||
3. | Каплю эмульсии поместить на предметное стекло одноразовой пастеровской пипеткой, аккуратно перемешать. | |
4. | Накрыть покровным стеклом, не допуская пузырей и выхода жидкости за пределы покровного стекла. | |
Микроскопическое исследование | ||
5. | Подготовить микроскоп к работе (включить подсветку) | |
6. | Установить стекло на предметный столик. На малом увеличении (х8 или х10) при поднятом конденсоре и открытой диафрагме сделать общий обзор препарата. Установить объектив х40 (не изменяя высоту предметного столика), навести резкость. | |
7. | Произвести микроскопию препарата. Записать результаты в бланк. | |
Продемонстрировать преподавателю микроскопическую картину. | ||
9. | Провести сопоставление микроскопического пейзажа с эталонными рисунками | |
Завершение работы с микроскопом | ||
10. | Протереть предметный столик ветошью, смоченной 70% спиртом; сбросить в емкость «для одноразовых отходов». | |
11. | Выключить свет, | |
Завершение исследования | ||
12. | Всю использованную посуду поместить в емкость «для одноразовых отходов». | |
13. | Перчатки снять и поместить в пакеты для отходов класса Б | |
|
*Отмечай выполнение каждого шага любым удобным сиволом