Занятие по развитию речи (подготовительная группа). Буква и звук "Д"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад общеобразовательного вида №70»
КОНСПЕКТ
занятия по развитию речи
/подготовительная группа/
Тема: Буква и звук «Д»
Составил воспитатель:
Мишина Анна Евгеньевна
Иваново 2015г
Цель занятия: создание оптимальных условий для формирования фонематического слуха у детей, а именно, для выражения их мыслей, для поддержания и развития интереса к языку
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомство с буквой «Д», которая обозначает изучаемый звук;
- закреплять умение читать букву, слоги, слова;
- закреплять умение писать печатную букву.
· учить применять знания на практике.
· закреплять умение детей дифференцировать, звонкий согласный звук «Д».
Развивающие:
· Развивать мелкую моторику рук и подвижность артикуляционного аппарата.
· Развивать такие психические процессы, как внимание, память, мышление.
· Развивать любознательность, познавательный интерес к окружающему миру.
· развивать логическое мышления детей, умение анализировать;
· развивать коммуникативные навыки и умение работать в коллективе.
Воспитывающие:
· создавать у воспитанников положительную мотивацию к дальнейшим занятиям по развитию речи;
· воспитать трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, самостоятельность, собранность.
· Формировать положительную самооценку
· Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым людям.
Материалы – картинки с изображением буквы «Д» и строчкой для письма (для каждого ребёнка); фломастеры, планшеты, карточки со слогами.
План занятия
1.Организационно - мотивационный этап – 2-3 минуты.
2.Основной этап:
- «беседа о случившемся»– 2 минуты;
объяснение, беседа;
– «произнеси звук» - 2 минуты;
- «есть ли в слове заданный звук» – 3 минуты;
- «чтение слов» - 4 - 5 минуты
- Физкультминутка -3-2 минуты;
- практическая работа: самостоятельное написание буквы – 5 минут
- «пишем букву «Д» на планшете» - 3 минуты.
3.Подведение итогов занятия: просмотр работ – 3 минуты.
Ход занятия
№ | Этап занятия | Содержание этапа (деятельность педагога) | Деятельность детей |
1. | Организационный момент: - начало занятия; - установление взаимодействия между всеми воспитанниками и педагогом на занятии; мотивация учебной деятельности. Цели для обучающихся: - настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально) Цели и задачи для педагога: - создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии; - включить всех воспитанников в работу. Методы организации работы: - игра ( тренинг на эмоции). Форма организации работы: фронтальная. | 1.1.Приветствие. – Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть Вас на нашем занятии. Встанем в круг и продолжим фразу « Я очень рада видеть тебя…/имя ребенка/ потому, что…» 1.2Чтение стихотворения. - Сегодня мы продолжим знакомство с буквой и звуком «Д», которое мы начали на прошлом занятии. – Вспомните стихотворение про букву «Д». «Буква Д — как дом на ножках, А живет в нем Бабка Ежка.»
| Дети здороваются и продолжают фразу, показывают свое отношение к другим детям.
Дети читают стихотворение. |
2. | Основной этап. Цели для обучающихся: - проявить свою активность, используя память; -отвечать на вопросы предложением; - правильная и четкая автоматизация звука. - развивать мыслительную деятельность, фонематический слух. - читать отдельные слоги и простые слова. - писать букву «Д» аккуратно и правильно. - узнавать букву «Д» в словах. Цели и задачи для педагога: - включить учащихся в активную познавательную деятельность через использование различных педагогических методов и приемов. - оценить уровень слухового восприятия воспитанников, - правильная и четкая постановка звука. - закрепить умение читать слоги и простые слова. - закрепить умение писать букву. - развить эмоциональную сферу воспитанников через применение активных форм ведения занятия. - создать у воспитанников положительную мотивацию. Методы организации работы: - демонстрация; - наблюдение; -игра; Форма организации работы: - фронтальная, - индивидуальная,
Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: успешное выполнение заданий воспитанниками; положительный эмоциональный фон занятия. Методы мотивирования учебной активности обучающихся: смена видов деятельности, использование различных методов и приемов. | 2.1. «Беседа о случившемся с маленьким дятлом». Вспомните какие звуки мы услышали в лесу на прошлом занятии. Песенка волка у-у-у-у; Песенка медвежонка -ы-ы-ы-ы; Какой звук издавал маленький дятел?(т-т-т) Расскажи те что с ним случилось? Как мы помогли ему позвать взрослых дятлов? (громко проговаривали звук д-д-д;) 2.2.Задание - «Произнеси звук». Давайте потренируем язычок вместе со мной надо улыбнуться, открыть рот, при этом кончик языка стучит в бугорочки за верхними зубами: д-д, д-д-д. Выполните упражнение. Вы заметили, что язык не хотел пропускать воздух, он поднялся к бугоркам за верхними зубами, прижался к ним, устроил преграду. Но воздух прорвался сквозь преграду, а язык сердито и звонко застучал по бугоркам. Если звук встречает преграду, то как он называется? 2.3.Игра - «Есть ли в начале слова заданный звук». Сейчас я буду называть слова. Вы внимательно слушаете и определяете, есть ли звук [д]. Если услышите заданный звук, то хлопаете в ладоши. Предлагаемые слова: Даня, Игорь, Даша, Дарина, Аня, Оля, Дуня, Дина, Уля, Дима, стол, дыня, ночь, дом, пол, дача, Маша, дым. Может кто-то из ребят хочет быть водящим и говорить слова. 2.4.Задание «Чтение». А сейчас мы прочитаем слоги. Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук. Не делайте пауз между буквами. Слоги для чтения: да, до, ду, ды, дэ, ди. Слова для чтения: дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди. Физкультминутка Для начала мы с тобой Крутим только головой. Корпусом вращаем тоже. Это, мы конечно сможем. /повороты вправо, влево/ А теперь мы приседаем. Мы прекрасно понимаем- Нужно ноги укреплять,. Раз-два-три-четыре-пять. Напоследок потянулись Вверх и стороны. Прогнулись. От разминки раскраснелись И на место снова сели.
|
Дети отвечают на вопросы педагога.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику.
Тренируют язычок: улыбнуться, открыть рот, при этом кончик языка стучит в бугорочки за верхними зубами: д-д, д-д-д.
Ребенок произносит изучаемый звук верно, в соответствии с описанной артикуляцией.
Следят за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.
Дети:- согласный звук.
Услышав заданный звук, дети хлопают в ладоши.
Дети отвечают на вопросы,
Дети читают слоги и слова.
Дети делают физкультминутку
/вращение головой/
/приседание/ /потягивания вверх и в стороны/ /садятся/ |
| Практическая работа. Цель для обучающихся: - писать букву по клеточкам, не выезжая за края строчки. Цели для педагога: - по необходимости помогать достичь хорошего результата; - оказание помощи занимающимся, исправление ошибок. - поддержание интереса к занятиям хорошим объяснением, четким показом, своевременным исправлением ошибок, убеждением, вниманием к каждому занимающемуся. Методы организации работы: - самостоятельная работа; - показ; - объяснение. Форма организации работы: - фронтальная, - индивидуальная. Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: - успешное выполнение заданий; -положительный эмоциональный настрой. Методы мотивирования учебной активности воспитанников: создание условий для личностной самореализации воспитанников. | 2.4. Практическая работа. Тренируем руку:«Напиши букву». А теперь пройдем за свои столы и напишем букву«Д» по клеточкам. На верхней строке ставим точку и ведем наискосок влево 2 клетки, затем от верхней точки ведем вправо 2 клетки, затем проводим прямую линию( как пол у дома) и дорисовываем ножки справа и слева. На второй строчке пишем букву «Д» большую, печатную, а рядом маленькую букву «д» в одной клетке.
2.5. «Пишем букву «Д» на планшете. ( с помощью резинок) | Дети пишут эту же букву самостоятельно, по мере необходимости обращаясь к педагогу за помощью.
|
3. | Подведение итогов занятия. Анализ результатов. Рефлексия. Цель для обучающихся: - в ходе проведения рефлексии определить уровень собственных достижений и удовлетворенности работой, Цель для педагога: - подвести итоги занятия; - выявить достоинства и возможно недостатки и подсказать пути их исправления. Методы организации работы: - беседа; - демонстрация. Формы организации работы: - фронтальная; - индивидуальная. | После выполнения работы идет просмотр. - Ребята кто из Вас написал до конца красиво и правильно букву «Д». - Какие работы Вам понравились больше всех? - Вы старались? - Давайте вспомним поговорку: «Не говори –не умею; говори –научусь!» Похвалите себя.
| Рассматривают свою работу и работы других детей;
Приводят в порядок свое рабочее место. |
Литература: И. А. Быкова. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ.
Санкт-Петербург. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2005
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_bukva_d.docx | 107.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад общеобразовательного вида №70»
КОНСПЕКТ
занятия по развитию речи
/подготовительная группа/
Тема: Буква и звук «Д»
Составил воспитатель:
Мишина Анна Евгеньевна
Иваново 2015г
Цель занятия: создание оптимальных условий для формирования фонематического слуха у детей, а именно, для выражения их мыслей, для поддержания и развития интереса к языку
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомство с буквой «Д», которая обозначает изучаемый звук;
- закреплять умение читать букву, слоги, слова;
- закреплять умение писать печатную букву.
- учить применять знания на практике.
- закреплять умение детей дифференцировать, звонкий согласный звук «Д».
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук и подвижность артикуляционного аппарата.
- Развивать такие психические процессы, как внимание, память, мышление.
- Развивать любознательность, познавательный интерес к окружающему миру.
- развивать логическое мышления детей, умение анализировать;
- развивать коммуникативные навыки и умение работать в коллективе.
Воспитывающие:
- создавать у воспитанников положительную мотивацию к дальнейшим занятиям по развитию речи;
- воспитать трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, самостоятельность, собранность.
- Формировать положительную самооценку
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым людям.
Материалы – картинки с изображением буквы «Д» и строчкой для письма (для каждого ребёнка); фломастеры, планшеты, карточки со слогами.
План занятия
1.Организационно - мотивационный этап – 2-3 минуты.
2.Основной этап:
- «беседа о случившемся»– 2 минуты;
объяснение, беседа;
– «произнеси звук» - 2 минуты;
- «есть ли в слове заданный звук» – 3 минуты;
- «чтение слов» - 4 - 5 минуты
- Физкультминутка -3-2 минуты;
- практическая работа: самостоятельное написание буквы – 5 минут
- «пишем букву «Д» на планшете» - 3 минуты.
3.Подведение итогов занятия: просмотр работ – 3 минуты.
Ход занятия
№ | Этап занятия | Содержание этапа (деятельность педагога) | Деятельность детей |
1. | Организационный момент: - начало занятия; - установление взаимодействия между всеми воспитанниками и педагогом на занятии; мотивация учебной деятельности. Цели для обучающихся: - настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально) Цели и задачи для педагога: - создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии; - включить всех воспитанников в работу. Методы организации работы: - игра ( тренинг на эмоции). Форма организации работы: фронтальная. | 1.1.Приветствие. – Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть Вас на нашем занятии. Встанем в круг и продолжим фразу « Я очень рада видеть тебя…/имя ребенка/ потому, что…» 1.2Чтение стихотворения. - Сегодня мы продолжим знакомство с буквой и звуком «Д», которое мы начали на прошлом занятии. – Вспомните стихотворение про букву «Д». «Буква Д — как дом на ножках, А живет в нем Бабка Ежка.» | Дети здороваются и продолжают фразу, показывают свое отношение к другим детям. Дети читают стихотворение. |
2. | Основной этап. Цели для обучающихся: - проявить свою активность, используя память; -отвечать на вопросы предложением; - правильная и четкая автоматизация звука. - развивать мыслительную деятельность, фонематический слух. - читать отдельные слоги и простые слова. - писать букву «Д» аккуратно и правильно. - узнавать букву «Д» в словах. Цели и задачи для педагога: - включить учащихся в активную познавательную деятельность через использование различных педагогических методов и приемов. - оценить уровень слухового восприятия воспитанников, - правильная и четкая постановка звука. - закрепить умение читать слоги и простые слова. - закрепить умение писать букву. - развить эмоциональную сферу воспитанников через применение активных форм ведения занятия. - создать у воспитанников положительную мотивацию. Методы организации работы: - демонстрация; - наблюдение; -игра; Форма организации работы: - фронтальная, - индивидуальная, Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: успешное выполнение заданий воспитанниками; положительный эмоциональный фон занятия. Методы мотивирования учебной активности обучающихся: смена видов деятельности, использование различных методов и приемов. | 2.1. «Беседа о случившемся с маленьким дятлом». Вспомните какие звуки мы услышали в лесу на прошлом занятии. Песенка волка у-у-у-у; Песенка медвежонка -ы-ы-ы-ы; Какой звук издавал маленький дятел?(т-т-т) Расскажи те что с ним случилось? Как мы помогли ему позвать взрослых дятлов? (громко проговаривали звук д-д-д;) 2.2.Задание - «Произнеси звук». Давайте потренируем язычок вместе со мной надо улыбнуться, открыть рот, при этом кончик языка стучит в бугорочки за верхними зубами: д-д, д-д-д. Выполните упражнение. Вы заметили, что язык не хотел пропускать воздух, он поднялся к бугоркам за верхними зубами, прижался к ним, устроил преграду. Но воздух прорвался сквозь преграду, а язык сердито и звонко застучал по бугоркам. Если звук встречает преграду, то как он называется? 2.3.Игра - «Есть ли в начале слова заданный звук». Сейчас я буду называть слова. Вы внимательно слушаете и определяете, есть ли звук [д]. Если услышите заданный звук, то хлопаете в ладоши. Предлагаемые слова: Даня, Игорь, Даша, Дарина, Аня, Оля, Дуня, Дина, Уля, Дима, стол, дыня, ночь, дом, пол, дача, Маша, дым. Может кто-то из ребят хочет быть водящим и говорить слова. 2.4.Задание «Чтение». А сейчас мы прочитаем слоги. Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук. Не делайте пауз между буквами. Слоги для чтения: да, до, ду, ды, дэ, ди. Слова для чтения: дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди. Физкультминутка Для начала мы с тобой Крутим только головой. Корпусом вращаем тоже. Это, мы конечно сможем. /повороты вправо, влево/ А теперь мы приседаем. Мы прекрасно понимаем- Нужно ноги укреплять,. Раз-два-три-четыре-пять. Напоследок потянулись Вверх и стороны. Прогнулись. От разминки раскраснелись И на место снова сели. | Дети отвечают на вопросы педагога. Дети выполняют артикуляционную гимнастику. Тренируют язычок: улыбнуться, открыть рот, при этом кончик языка стучит в бугорочки за верхними зубами: д-д, д-д-д. Ребенок произносит изучаемый звук верно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следят за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием. Дети:- согласный звук. Услышав заданный звук, дети хлопают в ладоши. Дети отвечают на вопросы, Дети читают слоги и слова. Дети делают физкультминутку /вращение головой/ /приседание/ /потягивания вверх и в стороны/ /садятся/ |
Практическая работа. Цель для обучающихся: - писать букву по клеточкам, не выезжая за края строчки. Цели для педагога: - по необходимости помогать достичь хорошего результата; - оказание помощи занимающимся, исправление ошибок. - поддержание интереса к занятиям хорошим объяснением, четким показом, своевременным исправлением ошибок, убеждением, вниманием к каждому занимающемуся. Методы организации работы: - самостоятельная работа; - показ; - объяснение. Форма организации работы: - фронтальная, - индивидуальная. Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: - успешное выполнение заданий; -положительный эмоциональный настрой. Методы мотивирования учебной активности воспитанников: создание условий для личностной самореализации воспитанников. | 2.4. Практическая работа. Тренируем руку:«Напиши букву». А теперь пройдем за свои столы и напишем букву«Д» по клеточкам. На верхней строке ставим точку и ведем наискосок влево 2 клетки, затем от верхней точки ведем вправо 2 клетки, затем проводим прямую линию( как пол у дома) и дорисовываем ножки справа и слева. На второй строчке пишем букву «Д» большую, печатную, а рядом маленькую букву «д» в одной клетке. 2.5. «Пишем букву «Д» на планшете. ( с помощью резинок) | Дети пишут эту же букву самостоятельно, по мере необходимости обращаясь к педагогу за помощью. | |
3. | Подведение итогов занятия. Анализ результатов. Рефлексия. Цель для обучающихся: - в ходе проведения рефлексии определить уровень собственных достижений и удовлетворенности работой, Цель для педагога: - подвести итоги занятия; - выявить достоинства и возможно недостатки и подсказать пути их исправления. Методы организации работы: - беседа; - демонстрация. Формы организации работы: - фронтальная; - индивидуальная. | После выполнения работы идет просмотр. - Ребята кто из Вас написал до конца красиво и правильно букву «Д». - Какие работы Вам понравились больше всех? - Вы старались? - Давайте вспомним поговорку: «Не говори –не умею; говори –научусь!» Похвалите себя. | Рассматривают свою работу и работы других детей; Приводят в порядок свое рабочее место. |
Литература: И. А. Быкова. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ.
Санкт-Петербург. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2005