Виртуальный методический кабинет
Возможность организовать виртуальное методическое пространство для учителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5» г. Северодвинска Архангельской области
УТВЕРЖДЕН
приказом директора
МБОУ «СОШ № 5»
«19» октября 2015, пр. № 420-1
Индивидуальный план
профессионального развития учителя, участника инновационного проекта по теме «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте
ФГОС НОО и ФГОС ООО»
на 2015-2016 учебный год
Ф.И.О. учителя: Андрианова Людмила Валентиновна, заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.
Тема по самообразованию: «Реализация принципа индивидуализации в проектной и учебно-исследовательской деятельности в рамках учебных предметов «Русский язык», «Литература» в контексте ФГОС ООО».
Цель профессионального развития:
Изучение и разработка алгоритма реализации принципа индивидуализации через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Задачи:
- изучить научно-теоретическую базу и педагогический опыт по проблеме тьюторского сопровождения обучающихся;
- проводить диссеминацию педагогического опыта через организацию сотрудничества с коллегами для обмена опытом на различном уровне;
- создавать комфортную развивающую образовательную среду на базе учебного кабинета;
- в рамках инновационной деятельности разработать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся, имеющих разную учебную мотивацию по предметам «Русский язык», «Литература», проекты, учебно-исследовательские работы, тестовые задания, конспекты уроков, внеклассных мероприятий;
- способствовать активизации мыслительно-познавательной деятельности обучающихся через формирование метапредметных универсальных учебных действий.
Содержание деятельности | Сроки | Отметка об исполнении |
| в течение года сентябрь 2015 сентябрь 2015 октябрь 2015 сентябрь 2015 октябрь 2015 октябрь 2015 сентябрь-октябрь 2015
в течение года январь 2015 в течение года ноябрь 2015 апрель 2016 февраль2016 январь 2016 в течение года в течение года в течение года в течение года октябрь 2015 в течение года в течение года апрель 2016 в течение года май 2016 по необходимости май 2016 |
Л.В.Андрианова, заместитель директора по УР, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №5»
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Архангельской области
Государственное автономное образовательное учреждение
«Архангельский областной институт открытого образования»
Центр развития тьюторской практики
Программа инновационного проекта
«Реализация принципа индивидуализации в урочной и
во внеурочной деятельности в контексте
ФГОС НОО и ФГОС ООО»
Авторы проекта:
Шнюкова О.Н.,
директор МБОУ «СОШ №5»
г.Северодвинска,
Андрианова Л.В., заместитель
директора МБОУ «СОШ №5»
г.Северодвинска
Координатор проекта:
Неманова К.М., методист Центра развития
тьюторской практики АО ИОО
Архангельск
2015
- Наименование проекта
«Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО»
- Краткая аннотация.
Инновационный проект направлен на разработку и апробацию алгоритма реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе через проектную и учебно-исследовательскую деятельность. Данные виды деятельности, несомненно, позволят раскрыть внутренний интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал личности школьника, определят достаточную мотивацию для изучения «проблемно поля» интересуемой предметной области и предоставят уникальную возможность для формирования универсальных учебных действий и самообразования обучающегося. Проект позволит реализовать в образовательном процессе технологии тьюторского сопровождения, разработать индивидуальный образовательный маршрут, маршрут сопровождения обучающегося и определит индивидуальный личностный рост учителя.
- Актуальность
В настоящее время одним из основополагающих принципов образования становится принцип индивидуализации обучения, особенностью которого является организация процесса обучения по индивидуальным образовательным программам, траекториям. Этот процесс требует особого сопровождения, одним из видов которого является тьюторское сопровождение. Вместе с тем, в современной образовательной практике уделяется недостаточное внимание реализации принципа индивидуализации, отсутствует определенный алгоритм реализации принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования.
Портрет современного выпускника основной школы определяет выпускника как человека «активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества; умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике».
Образовательное пространство школы должно быть построено таким образом, чтобы выпускники впоследствии смогли самостоятельно ставть и достигать серьезные цели, адекватно и конструктивно решать возникшие жизненные вопросы, планировать собственную деятельность. Развитие творческой личности ученика, как известно, возможно только при организации активной учебно-познавательной деятельности.
Достижение этой цели возможно лишь при условии раскрытия способностей каждого ученика, имеющего реально действующую мотивацию. Задача современного учителя – помочь школьникам в изучении собственных склонностей и интересов, раскрыть «поле возможностей» по каждой предметной области и спроектировать индивидуальный образовательный маршрут. Поэтому учителю при ведении инновационной деятельности по направлению «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО» необходимо не только знать предмет и методику его преподавания, но и профессионально владеть технологиями личностно-развивающего взаимодействия с обучающимися, практико-ориентированнными технологиями, технологиями тьюторского сопровождения процесса обучения. Для эффективности реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе школы нам показалось важным проектирование и апробация алгоритма реализации данного принципа в урочной и во внеурочной деятельности, позволяющего индивидуальную работу с группой обучающихся для получения определенного результата.
4.Цель проекта: разработка алгоритма реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе.
5.Задачи исследования
5.1. Осуществить теоретический анализ сведений и данных о реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе и выявить особенности применения приемов и методов, позволяющих реализовать принцип индивидуализации в работе с обучающимися различных возрастных групп.
5.2. Спроектировать алгоритм реализации принципа индивидуализации в условиях тьюторского сопровождения обучающихся в образовательном процессе (при изучении учебных предметов: русский язык, литература, география, биология, физика, история, окружающий мир (начальная школа), математика (начальная школа).
5.3. Апробировать разработанный алгоритм реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе.
5.4. Определить эффективность разработанного алгоритма и описать рекомендации пошагового использования алгоритма реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе (в урочной и во внеурочной деятельности).
- Персонал проекта
№ | ФИО, должность, наименование учреждения | Функции, выполняемые в проекте | Примечание |
1. | Шнюкова Ольга Николаевна, директор МБОУ «СОШ №5» | Руководство проектом | |
2. | Андрианова Людмила Валентиновна, заместитель директора МБОУ «СОШ №5» | Координация деятельности педагогов в проекте, анализ и обобщение полученных данных | |
3. | Карпова Галина Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №5» | Реализация принципа индивидуализации в проектной деятельности по русскому языку | |
4. | Новожилова Наталья Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №5» | Реализация принципа индивидуализации в проектной деятельности по литературе | |
5. | Горлова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №5» | Реализация принципа индивидуализации с одаренным детьми | |
6. | Насекина Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №5» | Реализация принципа индивидуализации с обучающимися, получающими образование в форме семейного образования. | |
7. | Бушманова Екатерина Геннадьевна, учитель географии МБОУ «СОШ №5» | Реализация принципа индивидуализации в проектной деятельности по географии | |
8. | Кукуева Екатерина Викторовна, учитель биологии МБОУ «СОШ №5» | Реализация принципа индивидуализации в проектной деятельности по биологии | |
9. | Соловьева Марина Александровна, учитель физики МБОУ «СОШ №5» | Реализация принципа индивидуализации в проектной деятельности по физике | |
10. | Мелкова Анна Владимировна, учитель информатики МБОУ «СОШ №5» | Реализация принципа индивидуализации в учебно-исследовательской деятельности | |
11. | Ильина Мария Валентиновна, педагог-библиотекарь МБОУ «СОШ №5» | Анализ проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся | |
12. | Выползова Елена Викторовна, педагог-психолог МБОУ «СОШ №5» | Психолого-педагогическое сопровождение проекта | |
13. | Лимонникова Марьяна Олеговна, социальный педагог МБОУ «СОШ №5» | Реализация принципа индивидуализации с обучающимися «группы риска» | |
14. | Кулинская Елена Владимировна, учитель-логопед МБОУ «СОШ №5» | Реализация принципа индивидуализации с обучающимися классов, обучающимися по адаптированным образовательным программам | |
15. | Дмитриевская Евгения Юрьевна, педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ №5» | Реализация принципа индивидуализации с обучающимися через технологии музейной педагогики |
- Ресурсы проекта
Информационные | Материально-технические | Финансовые | Кадровые | Прочие |
Информационное обеспечение проекта через сайты | Ноутбуки, 6 шт. Принтер черно-белый, 4шт. Принтер цветной, 2 шт. Проектор,3шт. Интерактивная доска, 2 шт. Бумага офисная, 5 уп. | Организация городского семинара, 2500руб. Поездка в г.Новодвинск В МБОУ «СОШ №3», 6200руб. Организация работы с АОИ «Перспективы», 4200 Публикация сборника работ 8200руб. | Управляющий персонал-2чел, Педагогический состав-11 человек, Вспомогательный персонал-2 человека |
- План мероприятий по реализации проекта
№ | Этапы | Задачи этапа | Содержание (направление) работы | Сроки | Ответст-венный | Прогнозируемый продукт |
1. | Поисково-теорети-ческий
| Осуществить теоретический анализ реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе и выявить особенности приемов и методов, позволяющих применить принцип индивидуализации в работе с обучающимися различных возрастных групп. | Изучение теоретических источников, изучение опыта работы в области применения принципа индивидуализации в образовательном процессе. Выявление особенностей тьюторского сопровождения обучающихся. Диагностика обучающихся 5-8 классов с целью сбора информации об индивидуальных образовательных интересах. Создание нормативной базы осуществления инновационной деятельности Работа с педагогическим коллективом | 30.04.15 Май-сентябрь 2015 | Неманова К.М. Андрианова Л.В. Администрация школы, члены рабочей творческой группы | Установочный семинар по теме инновационной деятельности Программа ИД Индивидуальный план развития учителя Индивидуальный план Библиографический справочник
Разработка диагностических материалов, проведение диагностики, мониторинг и обработка полученных результатов, анализ и обобщение данных Локальные акты,Положение об инновационной деятельностиДолжностные инструкции, приказы по школе Организация работы рабочей творческой группы учителей по реализации инновационной деятельности |
2 | Экспери-ментально-аналити-ческий | Осуществление инновационной деятельности, разработка и апробация приемов, видов, форм при реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе (при изучении учебных предметов: математика, литература, география, биология, физика, история, окружающий мир (начальная школа), математика (начальная школа). Провести апробацию приемов, видов, форм при реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе школы. | Подготовка примерного алгоритма реализации принципа индивидуализации в условиях тьюторского сопровождения обучающихся в образовательном процессе (методы, приемы, виды, формы и т.п.) Проведение экспериментальной работы (определение экспериментальной и контрольной групп, апробация примерного алгоритма реализации принципа индивидуализации в условиях тьюторского сопровождения, внесение необходимых изменений и дополнений, обработка данных и др.) Разработка учебно-методических материалов по проблематике инновационной деятельности. Работа с педагогическим коллективом | сентябрь 2015 – май 2016 г. | Примерный алгоритм реализации принципа индивидуализации в условиях тьюторского сопровождения обучающихся в образовательном процессе. Исправленный (с учетом аналитических и экспериментальных корректировок) алгоритм реализации принципа индивидуализации в условиях тьюторского сопровождения обучающихся в образовательном процессе. Формирование банка учебно-методических материалов по предметам Организация действующего семинара по проблематике инновационной деятельности. Публикации, размещение информации на сайте школы. Выступления с сообщениями на конференциях разного уровня. | |
3 | Обобщаю-щий (итоговый) | Определение эффективности алгоритма по реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе, систематизация и обобщения полученных результатов, анализ и интерпретация данных, полученных в процессе инновационной деятельности, формулирование теоретических и практических выводов | Анализ и обобщение полученных данных. Формулирование рекомендаций по использованию алгоритма по реализации принципа индивидуализации в образовательный процесс ОУ в контексте ФГОС. | Сентябрь-декабрь 2016 г. | Аналитические и обобщенные данные Рекомендации |
- Продукты (результаты проекта)
- Индивидуальный план развития учителя.
- Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося.
- Алгоритм реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе.
- План работы проблемной творческой группы «Творец».
- Выпуск электронного методического журнала «Профи» совместно с АОИ «Перспективы»
- Выпуск сборника методических материалов по итогам городского семинара «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО»
- Защита проектов обучающимися 5-7 классов.
- Составление нормативно-правовой базы по изучаемому направлению.
- Разработка модуля для курсов повышения квалификации.
- Критерии эффективности проекта
- актуальность;
-научность;
-новизна;
-практикоориентированность;
-мобильность;
-гибкость.
11. Перечень отчетной документации
1. Программа инновационной деятельности.
2. Индивидуальные планы личностного развития учителей - участников проекта.
3.Индивидуальные планы развития обучающихся - участников проекта.
4. Положение об инновационной деятельности.
5. План работы проблемной творческой группы «Творец».
6.Отчеты о работе ПТГ «Творец».
7. Программы мероприятий, проводимых в рамках реализуемого проекта.
8.Перечень публикаций участников проекта.
9. Итоговый отчет об инновационной деятельности в образовательной организации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. План мероприятий по реализации программы инновационного проекта «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО»
МБОУ «СОШ №5» г.Северодвинска Архангельской области
№ | Этапы | Задачи этапа | Содержание (направление) работы | Сроки | Ответственный |
1. | Поисково-теоретический | Осуществить теоретический анализ реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе и выявить особенности приемов и методов, позволяющих применить принцип индивидуализации в работе с обучающимися различных возрастных групп. | Установочный «круглый стол» в образовательной организации по теме «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО» | Октябрь 2015 | Л.В.Андрианова |
Программа инновационной деятельности | Сентябрь 2015 | О.Н.Шнюкова, Л.В.Андрианова | |||
Индивидуальный план развития учителя | Сентябрь 2015 | Л.В.Андрианова | |||
Индивидуальный план развития обучающегося | Сентябрь 2015 | М.В.Ильина | |||
Создание библиографического справочника по теме проекта | Сентябрь 2015 | М.В.Ильина | |||
Разработка диагностических материалов, проведение диагностики, мониторинг и обработка полученных результатов, анализ и обобщение данных | Сентябрь 2015 | Педагоги школы-участники проекта | |||
Разработка локальной нормативно-правовой базы (локальные акты, положение об инновационной деятельности, должностные инструкции, приказы по школе и др.) | Октябрь 2015 | О.Н.Шнюкова, Л.В.Андрианова | |||
Организация работы рабочей творческой группы учителей по реализации инновационной деятельности «Творец» | Сентябрь 2015 | О.Н.Шнюкова, Л.В.Андрианова | |||
2. | Экспери-ментально-аналитический | Осуществление инновационной деятельности, разработка и апробация приемов, видов, форм при реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе (при изучении учебных предметов: математика, литература, география, биология, физика, история, окружающий мир (начальная школа), математика (начальная школа). Провести апробацию приемов, видов, форм при реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе школы. | Семинар «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО» | Ноябрь 2015 | О.Н.Шнюкова, Л.В.Андрианова |
Программа тьюторского сопровождения обучающихся «Проект.Шаг за шагом» совместно с Агентством образовательных инициатив, прикладных исследований и консалдинга «Перспективы» | Сентябрь-апрель 2016 | Л.В.Андрианова | |||
Публикация статей в рамках Всероссийского фестиваля педагогического творчества https://educontest.net/ | Март-апрель 2016 | А.В.Мелкова | |||
Методическая консультация «Реализация принципа индивидуализации через проектную и учебно-исследовательскую деятельность» | Ноябрь 2015 | М.В.Ильина | |||
Обучение по программе профессиональной переподготовки «Тьюторство в образовании» | Апрель-декабрь 2015 | М.В.Ильина | |||
Курсовая переподготовка педагогов-участников проекта | В течение 2015-2016 учебного года | Кукуева Е.В., Выползова Е.В., Андрианов Л.В. | |||
Методическая консультация «Реализация принципа индивидуализации через учебно-исследовательскую деятельность обучающихся» | Ноябрь 2015 | А.В.Мелкова | |||
Презентация лучших работ проектных и учебно-исследовательских работ обучающихся 2014-2015 учебного года «Из опыта работы над проектом и учебно-исследовательской работой» | Февраль 2016 | А.В.Мелкова | |||
Участие в конференциях юных исследователей на уровне образовательной организации «Мои маленькие открытия» и «Шаг в науку»; на муниципальном уровне «Ученые будущего» и «Юность Северодвинска». | Январь-февраль 2016 | Л.В.Андрианова А.В.Мелкова М.В.Ильина | |||
Участие в викторинах, проектах, конкурсах центра мероприятий для школьников «Эврика» | В течение учебного года | Л.В.Андрианова А.В.Мелкова М.В.Ильина | |||
Методическая консультация совместно с научно-консультационным центром «Лингвэкс» | Январь 2016 | Л.В.Андрианова | |||
Участие в работе межрегиональной конференции «Система оценки достижений обучающихся: опыт, проблемы, перспективы» г.Котлас | Октябрь 2015 | Л.В.Андрианова Е.В.Кукуева | |||
Вступление в тьюторскую ассоциацию http://www.thetutor.ru/ | Октябрь 2016 | Педагоги школы-участники проекта | |||
3. | Обобщающий (итоговый) | Определение эффективности алгоритма по реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе, систематизация и обобщения полученных результатов, анализ и интерпретация данных, полученных в процессе инновационной деятельности, формулирование теоретических и практических выводов | Публикация в электронном методическом журнале «Профи» | Апрель 2016 | Л.В.Андрианова Педагоги школы-участники проекта |
Участие в фестивале исследовательских и творческих работ обучающихся «Портфолио ученика» http://project.1september.ru/ | Март-апрель 2016 | Л.В.Андрианова Педагоги школы-участники проекта | |||
Анализ и обобщение данных | Апрель-май 2016 | О.Н.Шнюкова, Л.В.Андрианова | |||
Написание рекомендаций для использования принципа индивидуализации в образовательной организации | |||||
Написание итогового отчета по инновационной деятельности | |||||
Презентация опыта на региональном уровне, создание модуля для курсов повышения квалификации |