«Формирование профессиональной компетентности обучающихся»

Тимошенкова Ольга Андреевна

«Формирование профессиональной компетентности  обучающихся»

Все люди одинаково успешно

могут овладеть любыми областями

знаний. Дело не в способностях,

а в организации процесса обучения.

 

          В соответствии с новыми стандартами в профобразовании, профессиональная компетентность будущего рабочего, специалиста обеспечивается в процессе формирования двух групп компетенций: общих и профессиональных.

          Современный рынок труда хочет видеть в выпускниках: самостоятельно работающую личность; личность, обладающую прочными профессиональными знаниями и умениями; всесторонне развитую личность, с хорошей эрудицией, трудолюбивую; целеустремленную личность с развитыми творческими способностями; личность, умеющую принимать решения с учетом обстоятельств и реализовывать способности наиболее выгодными для себя окружающими способами. Следовательно, основой проектирования образовательной деятельности училища является конкурентоспособный выпускник.

           Основными   характеристиками конкурентоспособного обучающегося можно считать:

²  высокий уровень общего образования, культуры;

²  широкую информационную общеобразовательную, общетехническую, компьютерную, экономическую, правовую, психологическую подготовку в сочетании с глубокими узкопрофессиональными, узкопрофильными знаниями;

²  профессиональную компетентность, высокое профессиональное мастерство и качество труда;

²  способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность, особенно с использованием современной информационной техники;

²  умение самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический и социальный результаты и нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности;

²  умение работать как одному, так и в группе, в условиях коллективных форм труда, т. е. быть мобильным, коммуникабельным;

²  умение вести здоровый образ жизни, включая культуру поведения, питания, личной гигиены.

Обобщая вышеизложенное, модель современного выпускника можно представить следующим образом (слайд).

 

 

Накопление знаний само по себе утратило прежнюю ценность, поэтому на первый план выдвигается задача развития потребностей и умений человека не только самостоятельно добывать и обновлять знания, формировать в себе культурные ценности, значимые для профессии, личности  и общества, но и осуществлять этот процесс непрерывно на протяжении всей жизни. Современная жизнь требует от выпускника сформированных у него на достаточно высоком уровне ключевых компетенций, лежащих в основе качественного овладения любой профессией.

Для улучшения подготовки обучающихся необходим поиск нового, инновационного подхода к организации производственного обучения, одним из таких подходов можно считать личностно-ориентированный.

Важными требованиями к технологиям личностно-ориентированного обучения выступают диалогичность, деятельностно - творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития обучающегося, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества в выборе содержания и способов учения и поведения.

Специфика производственного обучения состоит в том, что учебный процесс осуществляется в ходе производительного труда обучающихся.

Сущность деятельности мастера производственного обучения заключается в создании условий для раскрытия всего потенциала обучающихся, максимально приближенного к достижению определенных результатов самостоятельной учебной деятельностью обучающихся и формирования ключевых компетенций.

Производственное обучение охватывает широкий круг теоретических и практических вопросов, связанных с подготовкой рабочих ведущих профессий.

Важным условием при подготовке рабочих является завершен­ность технологического цикла. Для этого необходимо создать условия, максимально приближенные к реальному производству.

Задача преподавателя – научить обучающихся применять знания, полученные на спецпредметах, на практике. Умения вырабатываются в результате обучения, основанного не на заучивании, а на осмыслении и выполнении самостоятельных работ и различных упражнений по разборке, ремонту и сборке различных механизмов.

Для активизации познавательной деятельности обучающихся преподаватель в своей работе применяет методы проблемного обучения. Это, прежде всего, создание проблемных (производственных) ситуаций. Перед обучающимися ставится конкретная задача (подключить рубильники, включить линейный контактор, чтобы заработал кран…). Подобная деятельность вызывает у обучающихся заинтересованность в получении положительного результата. При обнаружении пробелов в своих знаниях обучающийся сталкивается с конкретной проблемой, у него возникает потребность найти выход из создавшегося положения. Таким образом, процесс обучения становится интересным, способствует самореализации обучающихся.

Ещё один из наиболее эффективных способов развития мыслительной деятельности -проблемные ситуации – они способствуют формированию общих и профессиональных  компетенций, навыков и умений обучающихся.

В современный учебный процесс активно включаются информационные технологии. Учебники, различные  мультимедиа -технологии, практически показали, что на сегодняшний день они являются наиболее эффективным средством обучения. Именно здесь в полной мере реализуется древний, но по-прежнему актуальный принцип преподавания: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Комбинированное использование в мультимедийных компьютерной анимации, графики, живого видеоизображения, звука и других «медийных» компонентов дает нам совершенно уникальную возможность сделать изучаемый объект наглядным, а потому понятным и запоминающимся, поскольку с помощью этой технологии можно смоделировать любой процесс.

За время работы в техникуме понятно, что традиционная форма обучения себя не оправдывает. Подростки, переступив порог училища, ждут от нас чего-то совершенно нового, необычного. Нетрадиционная форма обучения это ключ к решению учебно-комплексных задач в изучении материала с различных позиций, путь в профессионализм через профессионально – важные качества, и т.п. Производству требуется не пассивный исполнитель, а ответственный деятель, у которого активность и способность к экстренной мобилизации в условиях дефицита времени преобладает над операциями автоматизма. Если быть кратким, то наши выпускники должны быть способны развивать производство, удерживать динамику профессии, стремиться к профессионализму.

О.А. Тимошенкова