Программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности "Птица счастья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной работы (кружка) "Птица счастья" | 61.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективная программа внеурочной деятельности
по реализации духовно-нравственного направления
«Птица счастья»
Пояснительная записка
Перспективная программа «Птица счастья» по реализации духовно-нравственного направления разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации УМК «Школа России», составлена на основе книг А. Лопатиной и М. Скребцовой, которые включают в себя подборки материалов духовно-нравственной направленности.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования отличительными особенностями, которого являются:
- Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.
- В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
- Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
- Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
- При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Что же такое духовное воспитание и обучение? Часто под этими словами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:
- строго религиозное воспитание в рамках какой-либо одной конфессии;
- воспитание души ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись;
- воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.
Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка.
Принципы реализации Программы
- Принцип гуманизации образования.
- Принцип учета индивидуальных особенностей участников образовательного процесса.
- Принцип системности.
- Принцип научности.
- Принцип доступности.
- Принцип преемственности между учебной и внеурочной работой.
При реализации программы предполагается привлечение социальных партнеров:
- МБУ «Центр детского творчества».
- Городская детская библиотека.
- Городская библиотека №2.
- Православная гимназия.
- Городской портал «Свободный ветер образования».
Применяемые технологии:
- Проектная деятельность.
- Технология вдумчивого чтения.
- Исследовательская деятельность.
- ИКТ
Основная часть
Перспективная программа внеурочной деятельности
по реализации духовно-нравственного направления кружок
«Птица счастья»
Разработанная программа по духовно-нравственному воспитанию может широко использоваться преподавателями любых общеобразовательных предметов, а так же для проведения классных часов и других внепрограммных мероприятий. Темы занятий “красной нитью” проходят через большинство предметов школьного курса, и если нет возможности вкладывать в детей определённые ответы, а оставлять за ними свободу мнения.
Перспективная программа по духовно-нравственному воспитанию в младших классах “Птица счастья” составлена на основе книг А.Лопатиной и М. Скребцовой, которые включают в себя подборки материалов духовно-нравственной направленности. Материалы книг включают произведения, которые не являются “избитыми”, а наоборот, это стихи, рассказы, сказки и высказывания, которые малоизвестны. Такой подбор произведений позволяет интриговать детей, заставляет их вслушиваться в каждое слово. Они собраны с учётом разных возрастных особенностей.
Цель: формирование интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младшего школьника.
Задачи:
- содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- развивать познавательную активность учащихся.
Этапы реализации программы
Курс «Птица счастья» представляет собой систему занятий по духовно-нравственному воспитанию для детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Курс включает 135 занятий: 1 занятие в неделю в каждом классе, 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 часа.
Работу в данном направлении можно продолжить в среднем и старшем звене, так как программа является перспективной. Каждый год посвящается какой-либо теме, прорабатывая её содержание, пробуя новые подходы и формы воспитательных мероприятий, эта тема обязательно используется при планировании работы в следующие годы. Таким образом, идёт накопление материала и наращивание воспитательного потенциала по методу “снежного кома”. Каждый слой “кома” несёт в себе новую тему и представляет собой:
1 класс - "Мир твоей души" 33 часа 2 класс - “Природа глазами души” 34 часа 3 класс - “Азбука мудрости” 34 часа 4 класс - “Счастье семьи” 34 часа
Занятия несут не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Планируемые результаты.
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о влиянии красоты природы на душу человека; - основ культуры общения и построения межличностных отношений; | - о богатстве и разнообразии нашей культуры - основы существующих мировых религий; - об окружающем нас мире; | - осознание своего места в мире и обществе; - о принятых в обществе нормах отношения к природе, к людям других поколений, религий и социальных групп |
Уметь | - развивать познавательную деятельность; -толерантно относится к представителям различных религий и конфессий; | - развивать чувство наблюдательности ко всему миру; - развивать глубинное понимании процессов происходящих в окружающем мире. |
|
Применять | - полученный на занятиях опыт для адекватного взаимодействия с людьми; | - полученные знания для общения с представителями других социальных групп других религий, других поколений, понимания окружающих | - полученные знания для природосберегающей и природоохранной деятельности; |
Предполагаемые результаты реализации программы.
1.Результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний об окружающем нас мире, о влиянии красоты природы на душу человека, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к людям других поколений, религий и социальных групп.
2. Результаты второго уровня: развитие ценностных отношений школьников к тому, что их окружает, к миру воды, земли, цветов, природы, солнца и неба, родной природе и культуре, к другим людям, к своему здоровью, внутреннему миру. Развитие осознанного духовно- нравственного отношения к жизни – важнейшего фактора сопротивления негативным тенденциям окружающего общества.
3. Результаты третьего уровня: Учащийся может приобрести опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт общения с представителями других социальных групп, других религий, других поколений, понимания окружающих.
Содержание программы
Раздел «Мир твоей души» 1 класс
Раздел «Природа глазами души» 2 класс
Раздел «Азбука мудрости» 3 класс
Раздел «Все мы родом из детства…»
Раздел «Счастье семьи» 4 класс
Тематическое планирование «Мир твоей души» 1 класс
Цель: формировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни.
Задачи:
- дать понятие красоты, богатства, и разнообразия окружающего мира;
- учить охранять и заботиться о природе;
- учить радоваться чудесам жизни;
- формировать личность, способную к независимому поиску смысла и
цели жизни, анализу окружающей действительности.
|
| 1 1 | |
Во что мы верим |
|
| 1 1 1 |
Дыхание осени |
| 1. Краски осени. 2.Властительница осень. 3. Осенние разговоры. 4. Дары осени. 5. Поэзия осени. | 1 1 1 1 1 |
Какой бывает одежда |
| 1. Надежда мира. 2. Наши надежды. | 1 1 |
Какой бывает любовь |
| 1. Фея любви. 2. Сила любви. 3. Дар любви. | 1 1 1 |
Зимние чудеса |
| 1. Портрет зимы. 2. Кто где зимует? 3. Зимняя сказка. | 1 1 1 |
Мир твоей души |
| 1. Сокровища души. 2. Что помогает душе расти? 3. Душа художника. | 1 1 1 |
Портрет весны |
| 1. Приход весны. 2. Какого цвета весна? 3. Помощники весны. 4. Счастье обновления. 5. Поэзия весны. | 1 1 1 1 1 |
Летняя краса |
| 1. За что мы любим лето? 2. Чем пахнет лето? 3. Букет лета. 4.Глаза лета. | 1 1 1 1 |
Тематическое планирование «Природа глазами души» 2 класс
Цель: формировать нравственные качества посредством использования различных форм и методов внеклассной работы.
Задачи:
- формирование устойчивых положительных привычек;
- познакомить детей с миром природы, воды, солнца, земли, цветов, неба.
Блок | Цель | Тема | Кол-во часов |
Мир природы |
| 1. Удивительное чудо природы. 2. Природа и человек. | 1 1 |
Мир солнца |
- какое настроение у солнца в разное время дня? - что солнце думает о людях, деревьях, птицах, земле? - кто на земле больше всего солнцу радуется? | 1. Портрет солнца. 2.Чему нас учит солнце. 3.Свет души. 4. Фея света. | 1 1 1 1 |
Мир неба |
- каким бывает небо? - что небо думает о земле и её творениях? - какими красками и оттенками небо землю украшает? - какими бывают облака? - могут ли облака плакать?
| 1. Бесконечность неба. 2. Сокровища неба. 3. Портрет облака. 4. Волшебная страна облаков. 5. Звёздочки души. 6. Что умеют делать звёзды. 7. Куда падают звёзды? Звёздное небо. | 1 1 1 1 1 1 1 |
Мир воды |
- чем пахнет вода? - кто живёт в воде? - о чём вода думает, мечтает?
- какими качествами должен обладать человек, который стал бы другом воды. | 1. Дождевая капелька. 2. Кому нужен дождик? 3. Добрый дождик. 4. Гнев стихии. 5. Добрая гроза. 6. Как радуга землю украшает. 7. Радости волшебная дуга. 8. Радуга в сердце человека. 9. Портрет воды. 10. Вода – наше богатство. 11. Чистый голос воды. 12.Тайны моря. 13. Человек и вода. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Мир земли |
- что человек может сделать для земли; - что земля может сделать для человека. | 1. Земля-матушка. 2. Разговоры земли. 3. Земля и люди. 4. Дары земли. 5. Земля – планета. | 1 1 1 1 1 |
Мир цветов |
- с кем дружат цветы? - о чём цветы мечтают, думают? - какие цвета и оттенки дарят цветы земле. | 1. Знакомимся с цветами. 2. Цветы любви и надежды. 3. Разноцветное платье земли. | 1 1 1 |
Тематическое планирование «Азбука мудрости» 3 класс
Цель: формирование нравственного, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника.
Задачи:
- содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
№п/п | Тема | Цель | Кол-во часов |
1 | Введение. |
| 1 |
2 | Мудрый человек. |
| 1 |
3 | Город мудрости. |
| 1 |
4 | Праздник жизни. |
- смогли бы Страх, Печаль и Скорбь испортить праздник Жизни своим появлением. | 1 |
5 | Благородство. |
| 1 |
6 | Гордость. |
| 1 |
7 | Доброта. |
| 1 |
8 | Сила добра. |
| 1 |
9 | Милосердие. |
| 1 |
10 | Цветок милосердия. |
- что такое благотворительность; - стоит ли помогать нуждающимся, больным и несчастным людям; - если нет денег и лишних вещей, чем можно помочь другим людям. | 1 |
11 | Свет дружбы. |
| 1 |
12 | Мой друг. |
| 1 |
13 | Жертвенность. |
- каким должен быть жертвенный человек; - каждый ли способен на жертву; - может ли жертва быть частичной; - должен ли человек, пожертвовавший чем-либо ожидать благодарности; - бывает ли жертва напрасной. | 1 |
14 | Кротость. |
| 1 |
15 | Гимн любви. |
| 1 |
16 | Школа любви. |
| 1 |
17 | Мастерство. |
| 1 |
18 | Сердце мастера. |
| 1 |
19 | Голос прекрасного. |
| 1 |
20 | Мир красоты человека. |
- если бы каждый искал прекрасное вокруг себя, какою бы стала жизнь; - в каждом ли человеке, можно найти что- то прекрасное; - может ли человек стать лучше, если в нём будут искать прекрасное. | 1 |
21 | Поиск прекрасного. |
| 1 |
22 | Идеал красоты. |
| 1 |
23 | Служение людям. |
| 1 |
24 | Судьба. |
- что самое прекрасное в судьбе каждого человека; - можно ли изменить судьбу; - хотели бы поменяться судьбой с кем-либо; - хозяин ли своей судьбы человек; - как характер влияет на судьбу. | 1 |
25 | Счастье. |
| 1 |
26 | Радость труда. |
(Написать какие бы предметы в ней изучались). | 1 |
27 | Секрет трудолюбия. |
| 1 |
28 | Уважение к людям. |
| 1 |
29 | Золотое правило уважения. |
| 1 |
30 | Храбрость. |
| 1 |
31 | Целеустремлённость. |
| 1 |
32 | Чистота. |
| 1 |
33 | Щедрость. |
| 1 |
34 | Замыкая круг. |
| 1 |
Тематическое планирование «Счастье семьи» 4 класс
Цель: формирование у детей положительной системы духовно- нравственных ценностей, основанных на уважении к семье и её традициям.
Задачи:
- расширить знания детей о функциях семьи, её значении в жизни каждого человека;
- повысить значимость роли матери и отца в жизни детей;
- воспитывать чувства уважения и любви к членам своей семьи, пробуждать интерес к жизни старшего поколения;
- сформировать представления о родственных отношениях, основанных на любви и взаимопонимании.
Блок | Цель | Тема | Кол-во часов |
Бабушка и дедушка – источник мудрости |
|
| 1 1 1 1 1 |
Роль отца |
| 1. Портрет отца. 2. Мудрость отца. 3. Роль отца. 4.Любовь отца. | 1 1 1 1 |
Роль матери | 1. Мамин портрет. 2.Чудо материнской любви. 3. День Матери. 4. Сердце матери. 5. Материнские руки. | 1 1 1 1 1 | |
Наши родители |
| 1. Наши родители. 2. Конференция мам и пап. | 1 1 |
Наши сёстры и братья |
| 1. Наши сёстры и братья. 2. Старшие и младшие. 3. Братская любовь. 4. Вместе с братьями и сёстрами. 5. Праздник знакомства. | 1 1 1 1 |
Счастливая семья |
| 1. На что похожи наши семьи. 2. Дружная семья. 3. Счастливая семья. 4. Сказки свечей. 5. Дерево семьи. 6. Школа семьи. 7. Моя будущая семья. 8. Взрослые и дети. 9.Чистота детства. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Хорошее воспитание |
| 1.Хорошее воспитание. 2.Настоящий воспитатель. 3.Воспитатель человечности. 4.Воспитание красотой. | 1 1 |
Формы деятельности на занятиях по духовно-нравственному воспитанию.
- Беседы.
- Чтение сказок.
- Музыка, живопись, поэзия.
- Сочинение стихов, сказок, художественная деятельность.
- Игры.
Мониторинг реализации Программы
Что изменится | Каким образом фиксируем, замеряем |
уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе; активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности | диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана); диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова); изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской); |
приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление; развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин; приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе. | диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой); диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана); диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой); письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»; диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок); диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной); диагностика осознанности гражданской позиции учащихся. |
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Список источников
- А. Лопатина, М. Скребцова «Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира», Москва, «Амрита-Русь», 2007г
- А. Лопатина, М. Скребцова «Притчи для детей и взрослых» в 3-х книгах, Москва, «Амрита-Русь», 2009г
- А. Лопатина, М. Скребцова «Беседы и сказки о семье для детей и взрослых», Москва, «Амрита-Русь», 2005г
- А. Лопатина, М. Скребцова «Азбука скороговорок», Москва, «Амрита-Русь», 2009г
- А. Лопатина, М. Скребцова «Сказы Матушки-Земли», Москва, «Амрита-Русь», 2008г