Программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности "Птица счастья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективная программа внеурочной деятельности

по реализации духовно-нравственного направления

«Птица счастья»

Пояснительная записка

Перспективная программа «Птица счастья» по реализации духовно-нравственного направления разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации УМК «Школа России», составлена на основе книг А. Лопатиной и М. Скребцовой, которые включают в себя подборки материалов духовно-нравственной направленности.

Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования отличительными особенностями, которого являются:

  1. Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.
  2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 
  3. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  
  4. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
  5. При планировании содержания занятий  прописаны виды  деятельности учащихся по каждой теме.

Что же такое духовное воспитание и обучение? Часто под этими словами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:

  • строго религиозное воспитание в рамках какой-либо одной конфессии;
  • воспитание души ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись;
  • воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.

Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка.

Принципы реализации Программы

  • Принцип гуманизации образования.
  • Принцип учета индивидуальных особенностей участников образовательного процесса.
  • Принцип системности.
  • Принцип научности.
  • Принцип доступности.
  • Принцип преемственности между учебной и внеурочной работой.

При реализации программы предполагается привлечение социальных партнеров:

  1. МБУ «Центр детского творчества».
  2. Городская детская библиотека.
  3. Городская библиотека №2.
  4. Православная гимназия.
  5. Городской портал «Свободный ветер образования».

Применяемые технологии:

  1. Проектная деятельность.
  2. Технология вдумчивого чтения.
  3. Исследовательская деятельность.
  4. ИКТ

                                                             Основная часть

Перспективная программа внеурочной деятельности

по реализации духовно-нравственного направления кружок

«Птица счастья»

Разработанная программа по духовно-нравственному воспитанию может широко использоваться преподавателями любых общеобразовательных предметов, а так же для проведения классных часов и других внепрограммных мероприятий. Темы занятий “красной нитью” проходят через большинство предметов школьного курса, и если нет возможности вкладывать в детей определённые ответы, а оставлять за ними свободу мнения.

Перспективная программа по духовно-нравственному воспитанию в младших классах “Птица счастья” составлена на основе книг А.Лопатиной и М. Скребцовой, которые включают в себя подборки материалов духовно-нравственной направленности. Материалы книг включают произведения, которые не являются “избитыми”, а наоборот, это стихи, рассказы, сказки и высказывания, которые малоизвестны. Такой подбор произведений позволяет интриговать детей, заставляет их вслушиваться в каждое слово. Они собраны с учётом разных возрастных особенностей.

Цель: формирование  интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младшего школьника.

Задачи:

  • содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • развивать познавательную активность учащихся. 

Этапы реализации программы

Курс «Птица счастья» представляет собой систему занятий по  духовно-нравственному воспитанию  для детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Курс включает 135 занятий: 1 занятие в неделю в каждом классе, 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 часа.

Работу в данном направлении можно продолжить в среднем и старшем звене, так как программа является перспективной. Каждый год посвящается какой-либо теме, прорабатывая её содержание, пробуя новые подходы и формы воспитательных мероприятий, эта тема обязательно используется при планировании работы в следующие годы. Таким образом, идёт накопление материала и наращивание воспитательного потенциала по методу “снежного кома”. Каждый слой “кома” несёт в себе новую тему и представляет собой: 

1 класс  - "Мир твоей души"  33 часа 2 класс -  “Природа глазами души” 34 часа 3 класс  - “Азбука мудрости”  34 часа 4 класс - “Счастье семьи”  34 часа

Занятия несут не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

                                           Планируемые  результаты.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о влиянии красоты природы на душу человека;

- основ культуры общения и построения межличностных отношений;

- о богатстве и разнообразии нашей культуры

-  основы существующих мировых религий;

- об окружающем нас мире;

- осознание своего места в мире и обществе;

- о принятых в обществе нормах отношения к природе, к людям других поколений, религий и социальных групп

Уметь

- развивать познавательную деятельность;

-толерантно относится к представителям различных религий и конфессий;

- развивать чувство наблюдательности ко всему миру;

- развивать глубинное понимании процессов происходящих в окружающем мире.

  • осознавать ценность окружающего мира;
  •  развивать осознанное духовно-нрвственное отношение к жизни;

Применять

- полученный на занятиях опыт для адекватного взаимодействия с людьми;

- полученные знания для общения с представителями других социальных групп других религий, других поколений, понимания окружающих

- полученные знания для природосберегающей и природоохранной  деятельности;

Предполагаемые результаты реализации программы.

1.Результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний об окружающем нас мире, о влиянии красоты природы на душу человека, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к людям других поколений, религий и социальных групп.

2. Результаты второго уровня: развитие ценностных отношений школьников к тому, что их окружает, к миру воды, земли, цветов, природы, солнца и неба, родной природе и культуре, к другим людям, к своему здоровью, внутреннему миру. Развитие осознанного духовно- нравственного отношения к жизни – важнейшего фактора сопротивления  негативным тенденциям окружающего общества.

3. Результаты третьего уровня: Учащийся может приобрести опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт общения с представителями других социальных групп, других религий, других поколений, понимания окружающих.

Содержание программы

Раздел  «Мир твоей души» 1 класс

Раздел  «Природа глазами души» 2 класс

Раздел «Азбука мудрости» 3 класс

Раздел  «Все мы родом из детства…»

Раздел «Счастье семьи»  4 класс

Тематическое планирование «Мир твоей души» 1 класс

Цель: формировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни.

Задачи:

  • дать понятие красоты, богатства, и разнообразия окружающего мира;
  • учить охранять и заботиться о природе;
  • учить радоваться чудесам жизни;
  • формировать личность, способную к независимому поиску смысла и

цели жизни, анализу окружающей действительности.

  • Расширить представления детей о приметах, чудесах, событиях каждого времени года;
  • показать, чему может научить человека каждое время года.

  1. Палитра года.
  2. Подарки времён года.

1

1

Во что мы  верим

  • Показать, что человек должен верить в добро, в дружбу, в любовь, в бога;
  • определить, как и что или кто помогает человеку поверить в любовь, добро, в бога;
  • обсудить, во что должны верить люди разных профессий.
  1. Во что мы верим.
  2. Подвиг веры.
  3. Цветок веры.

1

1

1

Дыхание осени

  • Познакомить с репродукциями  картин разных художников, посвящённых осени;
  • определить, какие дары преподносит осень взрослым и детям;
  • познакомить со стихотворениями поэтов об осени.

1. Краски осени.

2.Властительница осень.

3. Осенние разговоры.

4. Дары осени.

5. Поэзия осени.  

1

1

1

1

1

Какой бывает одежда

  • Познакомить, какой бывает надежда;
  • обсудить качества надёжного друга.

1. Надежда мира.

2. Наши надежды.

1

1

Какой бывает любовь

  • Познакомить с чудесами , которыми та или иная человеческая любовь землю одаривает.

1. Фея любви.

2. Сила любви.

3. Дар любви.

1

1

1

Зимние чудеса

  • Познакомить с чудесами, которые творит зима;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам и растениям.

1. Портрет зимы.

2. Кто где зимует?

3. Зимняя сказка.

1

1

1

Мир твоей души

  • Определить, какие сокровища бывают (чистые помыслы, добрые поступки, вера, надежда, любовь, сострадание, стремление к совершенству);
  • Организовать и провести игру: «Что помогает душе расти»;
  • обсуждение вопроса: куда бы можно было полететь, если бы на один день были даны крылья.

1. Сокровища души.

2. Что помогает душе расти?

3. Душа художника.

1

1

1

Портрет весны

  • Познакомить с традиционными весенними праздниками;
  • познакомить с репродукциями картин художников о весне;
  • развивать творческие способности детей;
  • показать красоту весенней природы.

1. Приход весны.

2. Какого цвета весна?

3. Помощники весны.

4. Счастье обновления.

5. Поэзия весны.

1

1

1

1

1

Летняя краса

  • Познакомить с репродукциями  картин художников о лете;
  • развивать эстетический вкус и художественные способности ;
  • организовать и провести игру «Чем пахнет лето»;
  • обсудить изменения, которые происходят в людях и природе с приходом лета.

1. За что мы любим лето?

2. Чем пахнет лето?

3. Букет лета.

4.Глаза лета.

1

1

1

1

              Тематическое планирование «Природа глазами души» 2 класс

Цель: формировать нравственные качества посредством                    использования различных форм и методов внеклассной            работы.

Задачи:

  • формирование устойчивых положительных привычек;
  • познакомить детей с миром природы, воды, солнца, земли,   цветов, неба.

Блок

Цель

Тема

Кол-во

часов

Мир природы

  • Определить, какие чудесные явления есть только в мире природы;
  • определить, какие явления существуют только в мире человека.

1. Удивительное чудо природы.

2. Природа и человек.

1

1

Мир солнца

  • Определить, что такое солнце;
  • Обсуждение вопросов:

- какое настроение у солнца в разное время дня?

- что солнце думает о людях, деревьях, птицах, земле?

- кто на земле больше всего солнцу радуется?

1. Портрет солнца.

2.Чему нас учит солнце.

3.Свет души.

4. Фея света.

1

1

1

1

Мир неба

  • Определить, в чём заключается сладостный удел человека;
  • обсуждение вопросов:

- каким бывает небо?

- что небо думает о земле и её творениях?

- какими красками и оттенками небо землю украшает?

- какими бывают облака?

- могут ли облака плакать?

  • сравнить небо и солнце;
  • определить, что такое звёзды.

1. Бесконечность неба.

2. Сокровища неба.

3. Портрет облака.

4. Волшебная страна облаков.

5. Звёздочки души.

6. Что умеют делать звёзды.

7. Куда падают звёзды?

   Звёздное небо.

1

1

1

1

1

1

1

Мир воды

  • Познакомить с понятием «мир воды»;
  • установить, что бы было, если не было воды;
  • обсуждение вопросов:

- чем пахнет вода?

- кто живёт в воде?

- о чём вода думает, мечтает?

  • определить, что такое море;
  • обсуждение проблемы:

- какими качествами должен обладать человек, который стал бы другом воды.

1. Дождевая капелька.

2. Кому нужен дождик?

3. Добрый дождик.

4. Гнев стихии.

5. Добрая гроза.

6. Как радуга землю украшает.

7. Радости волшебная дуга.

8. Радуга в сердце человека.

9. Портрет воды.

10. Вода – наше богатство.

11. Чистый голос воды.

12.Тайны моря.

13. Человек и вода.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Мир земли

  • Обсуждение вопросов:            - какие дары приносит земля;

- что человек может сделать для земли;

- что земля может сделать для человека.

1. Земля-матушка.

2. Разговоры земли.

3. Земля и люди.

4. Дары земли.

5. Земля – планета.

1

1

1

1

1

Мир цветов

  • Определить, что называется миром цветов;
  • выяснить, нужен ли мир цветов нам;
  • обсуждение вопросов:

- с кем дружат цветы?

- о чём цветы мечтают, думают?

- какие цвета и оттенки дарят цветы земле.

1. Знакомимся с цветами.

2. Цветы любви и надежды.

3. Разноцветное платье земли.

1

1

1

                    Тематическое планирование «Азбука мудрости» 3 класс

Цель: формирование нравственного, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника.

Задачи:

  • содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

№п/п

Тема

Цель

Кол-во

часов

1

Введение.

  • Познакомить с курсом духовно-   нравственного воспитания на новый учебный год.

1

2

Мудрый человек.

  • Определить какими качествами обладает мудрый человек.
  • Сравнить мудрость и  ум.
  • Установить, кто является мудрым человеком.

1

3

Город мудрости.

  • Заочное путешествие по городу мудрости.

1

4

Праздник жизни.

  • Определить, чем праздник Жизни отличается от всех других праздников на Земле.
  • Обсуждение вопросов:                           - без чего жизни на земле  не было бы;

- смогли бы Страх, Печаль и Скорбь испортить праздник Жизни своим появлением.  

1

5

Благородство.

  • Познакомить с понятием «благородство».
  • Определить, какою бы стала жизнь на земле, если бы было больше благородных людей.

1

6

Гордость.

  • Выяснить:                                      - нужна ли человеку гордость;  - - кто может быть гордым;                         - как гордыня влияет на душу и характер человека.

 

1

7

Доброта.

  • Обсуждение проблемы: « Что нужно для того, чтобы развилось такое качество как доброта?»

1

8

Сила добра.

  • Установить: может ли доброта исцелить человека.

1

9

Милосердие.

  • Обсуждение проблемы:                       «Почему чашка воды больше моря?»
  • Подобрать синонимы к слову «милосердие».

1

10

Цветок милосердия.

  • Обсудить:

- что такое благотворительность;

- стоит ли помогать нуждающимся, больным и несчастным людям;

- если нет денег и лишних вещей, чем можно помочь другим людям.

1

11

Свет дружбы.

  • Определить, какой бывает дружба.
  • Изобразить «Сияющую дружбу».
  • Выбрать «тайного друга».

1

12

Мой друг.

  • Составить советы человеку, который хочет иметь друзей, но не может их найти.
  • Найти различие между дружбой и любовью.
  • Обсуждение самого необходимого качества для дружбы.

1

13

Жертвенность.

  • Определить значение понятия «жертвенность».
  • Обсудить:

- каким должен быть жертвенный человек;

- каждый ли способен на жертву;

- может ли жертва быть частичной;

- должен ли человек, пожертвовавший чем-либо ожидать благодарности;

- бывает ли жертва напрасной.

1

14

Кротость.

  • Описать самого кроткого человека в классе, не называя его имени.
  • Нарисовать дерево кротости.

1

15

Гимн любви.

  • Нарисовать фею любви и написать о ней сказку

1

16

Школа любви.

  • Составить проект «Школы любви» и защитить его.

1

17

Мастерство.

  • Перечислить качества и навыки, необходимые искусному мастеру.
  • Рассказать о мастерски сделанной вещи.

1

18

Сердце мастера.

  • Решение проблемной ситуации: «Какие украшения и из каких камней можно сделать для себя, своей мамы, бабушки и других своих близких, если бы вы были ювелиром».

1

19

Голос прекрасного.

  • Назвать, что является самым прекрасным в жизни.
  • Написать, что необходимо для того, чтобы слышать голос Красоты.

1

20

Мир красоты человека.

  • Установить:                                            - как влияет поиск прекрасного на внутренний и внешний облик человека;

- если бы каждый искал прекрасное вокруг себя, какою бы стала жизнь;

- в каждом ли человеке, можно найти что- то прекрасное;

- может ли человек стать лучше, если в нём будут искать прекрасное.

1

21

Поиск прекрасного.

  •  Записать в тетрадь всё прекрасное, что  нашли.

1

22

Идеал красоты.

  • Нарисовать идеал красоты(женской или мужской).

1

23

Служение людям.

  • Написать сказку о жизни              двух деревьев перед храмом и нарисовать к ней рисунок.

1

24

Судьба.

  • Обсудить вопросы:

- что самое прекрасное в судьбе каждого человека;

- можно ли изменить судьбу;

- хотели бы поменяться судьбой с кем-либо;

- хозяин ли своей судьбы человек;

- как характер влияет на судьбу.

1

25

Счастье.

  • Определить значение слова «счастье».
  • Изобразить цветок счастья.
  • Описать самый счастливый день в жизни.

1

26

Радость труда.

  • Создать проект «Школы трудолюбия» и защитить его.

(Написать какие бы предметы в ней изучались).

1

27

Секрет трудолюбия.

  • «Открыть секрет трудолюбия.
  • Написать сказку о Фее трудолюбия, летающей по планете с целительным бальзамом трудолюбия и спасающего людей от лени.

1

28

Уважение к людям.

  • Обсуждение вопроса: «что надо человеку, чтобы его уважали».

1

29

Золотое правило уважения.

  • Составить список самых основных правил уважения.
  • Нарисовать дерево уважения.

1

30

Храбрость.

  • Разбор жизненных ситуаций.
  • Написать , что помогает человеку быть храбрым в той или иной ситуации.

1

31

Целеустремлённость.

  • Провести игру «Цепочка добрых целей».
  • Завести тетрадь»Цель моей жизни».

1

32

Чистота.

  • Написать сочинение на тему: «Почему нужно быть чистым, как родник».

1

33

Щедрость.

  • Нарисовать цветок щедрости из своих добрых дел.

1

34

Замыкая круг.

  • Подведение итогов курса по духовно-нравственному воспитанию.

1

Тематическое планирование «Счастье семьи» 4 класс

Цель:  формирование у детей положительной системы духовно-  нравственных ценностей, основанных на уважении к семье и её традициям.

Задачи:

  • расширить знания детей о функциях семьи, её значении в жизни каждого человека;
  • повысить значимость роли матери и отца в жизни детей;
  • воспитывать чувства уважения и любви к членам своей семьи, пробуждать интерес к жизни старшего поколения;
  • сформировать представления о родственных отношениях, основанных на любви и взаимопонимании.

Блок

Цель

Тема

Кол-во

часов

Бабушка и дедушка – источник мудрости

  • Развивать положительное отношение к старшему поколению.
  1. Пожилые люди.
  2. Чему нас учат бабушки и дедушки.
  3. Уважай старость.
  4. Опора семьи.
  5. Вечер для бабушек и дедушек.

1

1

1

1

1

Роль отца

  • Сформировать правильное понимание ведущей роли матери и отца в семье;
  • повысить значимость роли матери и отца в жизни детей.

1. Портрет отца.

2. Мудрость отца.

3. Роль отца.

4.Любовь отца.

1

1

1

1

Роль матери

1. Мамин портрет.

2.Чудо материнской любви.

3. День Матери.

4. Сердце матери.

5. Материнские руки.

1

1

1

1

1

Наши родители

  • Воспитывать ответную любовь к людям, давшим вам жизнь.

1. Наши родители.

2. Конференция мам и пап.

1

1

Наши сёстры и братья

  • Воспитывать добрые, тёплые отношения между старшими и младшими детьми, умение получать удовольствие от общения друг с другом.

1. Наши сёстры и братья.

2. Старшие и младшие.

3. Братская любовь.

4. Вместе с братьями и сёстрами.

5. Праздник знакомства.

1

1

1

1

Счастливая семья

  • Сформировать понятие «Счастливая семья»;
  • выявить уровень представлений о семейном счастье;
  • подготовить ребёнка к взрослой жизни.

1. На что похожи наши семьи.

2. Дружная семья.

3. Счастливая семья.

4. Сказки свечей.

5. Дерево семьи.

6. Школа семьи.

7. Моя будущая семья.

8. Взрослые и дети.

9.Чистота детства.

1

1

1

1

1

1

1

1

Хорошее воспитание

  • Сформировать знания о воспитании человека, способного в будущем создать нормальную семью.

1.Хорошее воспитание.

2.Настоящий воспитатель.

3.Воспитатель человечности.

4.Воспитание красотой.

1

1

Формы деятельности на занятиях по духовно-нравственному воспитанию.

  • Беседы.
  • Чтение сказок.
  • Музыка, живопись, поэзия.
  • Сочинение стихов, сказок, художественная деятельность.
  • Игры.

Мониторинг реализации Программы

Что изменится

Каким образом фиксируем, замеряем

уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;

активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности

диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);

диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);

изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);

 приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление;

развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин;

приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.

 диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);

диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);

диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);

письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»;

диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);

диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);

диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Список источников

  1. А. Лопатина, М. Скребцова «Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира», Москва, «Амрита-Русь»,  2007г
  2. А. Лопатина, М. Скребцова «Притчи для детей и взрослых» в 3-х книгах, Москва, «Амрита-Русь»,  2009г
  3. А. Лопатина, М. Скребцова «Беседы и сказки о семье для детей и взрослых», Москва, «Амрита-Русь»,  2005г
  4. А. Лопатина, М. Скребцова «Азбука скороговорок», Москва, «Амрита-Русь»,  2009г
  5. А. Лопатина, М. Скребцова «Сказы Матушки-Земли», Москва, «Амрита-Русь»,  2008г