Воспитательная работа

Поздникина Елена Андреевна

Организация внеурочной деятельности и другие мероприятия по воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Колюбакинская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Колюбакинская СОШ»

Т.А. Щербакова__________

26 августа 2016 года

Рабочие материалы

По внеурочной деятельности во 2В классе

«ТеатрЭ»

1 час в неделю, 34 часа в год

Учитель: Поздникина Елена Андреевна, учитель, б/к

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка


    ...Таланты будущих поколений могут быть охраняемы

только путем развития и воспитания юных талантов;

                                         для этого же необходимо их раннее узнавание…»

Г.Ревеш

 Рабочие материалы  «ТеатрЭ» для учащихся 2 класса по общекультурному направлению составлены на основе федерального государственного стандарта начального общего образования и ориентированы на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействие его социализации, выявление и развитие задатков и творческих способностей младших школьников.

Материалы являются развивающими (направлены на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности) и социально-адаптивной (развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе; объективная самооценка, отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения).

Занятия  выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Занятия курса воспитывают понимающего, умного, воспитанного, театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, творческим мышлением, широким кругозором, собственным мнением.

Общая характеристика

   Курс « ТеатрЭ» реализует общекультурное  направление  во внеурочной деятельности во 2 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Цель:

  • Развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися  навыками коллективного взаимодействия и общения.

Задачи: 

  • Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
  • Развивать у детей  речевой слух, внимание и память;
  • Помогать в овладении литературным произношением, согласно современным нормам     русского языка;
  • Развивать речевые и творческие способности;
  • Организовать художественно-речевую и театрализованную деятельность;
  • Предоставить детям опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе постановки и показа инсценировки; организации театрализовано - досуговой деятельности.

Актуальность материалов обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данные материалы призваны расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

            Материалы предусматривают использование следующих форм проведения занятий:

  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • изучение основ сценического мастерства
  • мастерская образа
  • мастерская костюма, декораций
  • инсценирование прочитанного произведения
  • постановка спектакля
  • посещение спектакля
  • работа в малых группах
  • актёрский тренинг
  • экскурсия
  • выступление

Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру.  Используются различные виды игр: эмоционально-сенсорные, интеллектуальные, креативные, подвижные. сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины. И главное, посещение и обсуждение театральных постановок.

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

           Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данным материалам увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Место программы

Во 2 классе на внеурочные занятия по курсу «ТеатрЭ» отводится 1 час в неделю (34 часа в год).

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

  1. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
  2. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Русские народные сказки.
  4. Сборник детских скороговорок.

Требования к уровню усвоения курса

К концу обучения дети приобретут следующие умения и навыки:

- свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками;

-  импровизировать  средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.);

- самостоятельно слышать неправильное произношение и свои речевые недостатки;

- работать в коллективе и подчиняться  общим правилам.

Дети должны уметь:  

  • выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;
  • построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой;
  • придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;
  • найти оправдание любой позе;
  • развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
  • рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
  • рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;
  • двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;
  • построить этюд в паре с любым партнером;
  • объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;
  • поддержать диалог с партнером;
  • описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям;
  • описать собственные эмоции;
  • интерпретировать  эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам;
  • удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12);
  • запомнить:

- свои места в течение 3-4 передвижений;

- расположение группы из 5 – 8 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены их места педагогом;

- текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения;

  • знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений.

Формой подведения итогов: изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Ожидаемые результаты

 Личностные результаты:

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. проговаривать последовательность действий на уроке;
  3. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
  4. учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  1. ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  2. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  3. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  4. преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  2. слушать и понимать речь других;
  3. выразительно читать и пересказывать текст;
  4. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  5. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

            - принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Предметными результатами изучения курса  является сформированность следующих умений:

  1. воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
  2. отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  3. подробно пересказывать текст;
  4. составлять устный рассказ по картинке;
  5. соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие

1 ч

2

Театральная игра

10 ч

3

Культура и техника речи

4 ч

4

Ритмопластика

4 ч

5

Театрализация

14 ч

6

Итоговое занятие

1 ч

 Итого:

34 ч

Содержание материалов

  • 1. Вводное   занятие  (1ч.)
  • Знакомство  с педагогом. Игры на знакомство, способствующие возникновению дружеских взаимоотношений.
  • 2. Театральная игра (10ч.)
  • Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности.  Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. 
  • 3. Культура и техника речи 4ч.)
  • Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении.  Работа над стихотворением и басней.
  • 4. Ритмопластика ( 4ч.)
  • Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
  • 5. Театрализация. (14ч.)
  • Инсценировка литературных произведений.  Участие в праздниках.  Посещение театра.
  • 6. Итоговое занятие: ( 1ч.).

Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия .

Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • беседы,
  • экскурсии в театр и музеи,
  • праздники.
  • постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

     

Календарно – тематическое планирование курса
«ТеатрЭ»

Тема занятия

Содержание деятельности

Дата план.

Дата факт.

1

Вводное занятие

Участники знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом.

1 неделя

Театральная игра (10 ч)

2

Игры на знакомство

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

2 неделя

3

Игры на знакомство, способствующие возникновению дружеских отношений

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

3 неделя

4

Массовые игры

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

4 неделя

5

Игры на развитие памяти

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

5 неделя

6

Игры на развитие воображения

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

6 неделя

7

Игры на развитие наблюдательности

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

7 неделя

8

Игры на развитие произвольного внимания

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

8 неделя

9

Этюды на выразительность жестов

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

9 неделя

10

Этюды  с воображаемыми предметами

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

10 неделя

11

Подготовка и проведение праздника «Золотая осень»

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

11 неделя

Культура и техника речи (5ч)

12

Артикуляционная гимнастика

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

12 неделя

13

Тренинг правильной дикции

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

13 неделя

14

Постановка речевого голоса

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

14 неделя

15

Речь в движении

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

15 неделя

16

Подготовка и проведение Новогоднего праздника

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

16 неделя

Ритмопластика (5ч)

17

Коммуникативные игры и упражнения

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

17 неделя

18

Ритмические игры и упражнения

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

18 неделя

19

Коммуникативные игры и упражнения

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

19 неделя

20

Развитие свободы и выразительности телодвижений

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

20 неделя

21

Двенадцать месяцев. Постановка

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

21 неделя

Театрализация (12ч)

22

Чтение стихов об осени

Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания,  на основе предлагаемых  обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам.

22 неделя

23

Н. Сладков  «Осень»

Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания,  на основе предлагаемых  обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам.

23 неделя

24

«Айога». Нанайская сказка

Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания,  на основе предлагаемых  обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам.

24 неделя

25

Русская сказка «Лиса и Журавль»

Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания,  на основе предлагаемых  обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам.

25 неделя

26

И. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания,  на основе предлагаемых  обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам.

26 неделя

27

Стихи о зиме

Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания,  на основе предлагаемых  обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам.

27 неделя

28

К. Чуковский «Краденое солнце»

Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания,  на основе предлагаемых  обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам.

28 неделя

29

С. Михалков «Не стоит благодарности»

Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания,  на основе предлагаемых  обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам.

29 неделя

30

Золушка. Постановка

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

30 неделя

31

Кто главный герой?

Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции

31 неделя

32

Виды театров

Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции

32 неделя

33

Посещение театра

Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции

33 неделя

34

Итоговое занятие

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование

34 неделя

Всего: 34 часа

Список литературы:

  • Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования, -М. Баласс, 2014
  • Гурков А.Н. Школьный театр – Ростов н/ Д Феникс, 2015
  • Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе – М.: Школьная пресса, 2016
  • Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра. Пособие для педагогов. М. Гуманит. изд., центр ВЛАДОС
  • Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл., И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». – 2012

Согласовано

Протокол методического объединения учителей начальных классов

Руководитель ШМО

учителей начальных классов:

___________ /Гиря Т.Л./

«26» августа 2016 года

Согласовано

Заместитель директора

по воспитательной работе

______________ /Киселёва Т.А./

«26» августа 2016 года



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Колюбакинская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Колюбакинская СОШ»

Т.А. Щербакова   _________

26 августа 2016 года

Рабочие материалы

По внеурочной деятельности во 2В классе

«ГТО!»

2 часа в неделю, 68 часов в год

Учитель: Поздникина Елена Андреевна, учитель, б/к

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочие материалы «ГТО!» разработаны в соответствии с ФГОС НОО, рабочей программой «Физическая культура. 1-4 кл.» В.И. Ляха и Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Целью данных материалов является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности обучающихся, внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания школьников.

Задачи курса "ГТО!":

  • Создание положительного отношения школьников к комплексу ГТО, мотивирование к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
  • Углубление знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков, приобретенных на уроках физкультуры;
  • Развитие основных физических способностей и повышение функциональных возможностей организма;
  • Формирование у детей младшего школьного возраста осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни.

Место курса в учебном плане школы

Согласно учебному плану на курс внеурочной деятельности "ГТО!" во 2 классе отведено 2 часа в неделю (68 часов в год).

Данные рабочие материалы предусматривают достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся ксаморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальныеучебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изученияучебных предметов опыт специфической для каждой предметной областидеятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами курса внеурочной деятельности «ГТО!» - является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами курса внеурочной деятельности– является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на занятиях.

- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- Делать предварительный отбор источников информации:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используяучебник и другие печатные издания, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

-  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы врезультате совместной работы всего класса, группы.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлятьрассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

- Средством формирования этих действий служит учебный материал изадания учебника, ориентированные на линии развития средствамипредмета.

Коммуникативные УУД:

- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе иследовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты курса внеурочной деятельности:

  • осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение
  • опыта взаимодействия с окружающим миром.
  • Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся в процессе реализации курса внеурочной деятельности

В ходе реализация курса внеурочной деятельности учащиеся должны знать:

  •  основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных

заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

  •  особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  •  особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  •  основы рационального питания;
  •  правила оказания первой помощи;
  •  способы сохранения и укрепление здоровья;
  •  основы развития познавательной сферы;
  •  свои права и права других людей;
  •  соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  •  влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  •  значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  •  знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания;
  • Виды обязательных испытаний (тестов) и испытаний (тестов) по выбору 1-й ступени комплекса ГТО, правила безопасного поведения во время занятий физическими упражнениями и причины травматизма, технику и правила выполнения видов испытаний (тестов) комплекса ГТО.

уметь:

  •  составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  •  выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  •  различать «полезные» и «вредные» продукты;
  •  использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
  •  определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
  •  заботиться о своем здоровье;
  •  находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя,

наркотиков, сигарет;

  •  применять коммуникативные и презентационные навыки;
  •  использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в

своей работе;

  •  оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении,

утомлении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

  •  находить выход из стрессовых ситуаций;
  •  принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также

сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

  •  адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  •  отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
  • соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями прикладной направленности, правильно выполнять тестовые упражнения комплекса ГТО, максимально проявлять физические способности при выполнении видов испытаний (тестов), самостоятельно заниматься физическими упражнениями, способствующими разностороннему физическому развитию (с участием родителей).

В результате реализации курса внеурочной деятельности «ГТО!» у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Учебно-тематический план

Тема раздела

Количество часов

1.

Основы знаний

2

2.

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей.

60

3.

Спортивные мероприятия

6

Итого:

68 ч

Содержание курса

Раздел 1. Основы знаний (2 ч)

Вводное занятие. Занятие образовательно-познавательной направленности.

Раздел 2. Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей (60 ч)

Челночный бег 3х10м (6ч). Бег на 30м (6ч). Смешанное передвижение на 1км (5ч). Подтягивание из виса на высокой перекладине (7ч). Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (7ч). Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (7ч). Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу (5ч). Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (6ч). Метание теннисного мяча в цель (5ч). Бег на лыжах (5ч). Плавание.

Раздел 3. Спортивные мероприятия (6 ч)

«Сильные, смелые, ловкие, умелые»(2ч). «А ну-ка, мальчики! А ну-ка, девочки!». «От игры к спорту»(2ч). «Мы готовы к ГТО!»

Виды испытаний (тесты) и нормы (1 - 2 классов, 6 - 8 лет)

п/п

Виды испытаний

(тесты)

Мальчики

Девочки

Бронзовый Серебряный  Золотой

Бронзовый    Серебряный  Золотой

Обязательные испытания (тесты)

1.

Челночный бег  

3х10 м (сек.)

10,4

10,1

9,2

10,9

10,7

9,7

или бег на 30 м (сек.)

6,9

6,7

5,9

7,2

7,0

6,2

2.

Смешанное передвижение

(1 км)  

Без учета

времени

Без учета

времени

Без учета времени

Без учета

времени

Без учета

времени

Без учета времени

3.

Подтягивание из виса на высокой перекладине

(кол-во раз)  

2

3

4

-

-

-

или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз)

5

6

13

4

5

11

или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу  (кол-во раз)

7

9

17

4

5

11

4.

Наклон вперед из положения

стоя с

прямыми ногами на полу

Касание пола пальцами рук

Касание пола пальцами рук

Достать пол ладонями

Касание пола пальцами рук

Касание пола пальцами рук

Достать пол ладонями

Испытания (тесты) по выбору

5.

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

115

120

140

110

115

135

6.

Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во попаданий)

2

3

4

2

3

4

7.

Бег на лыжах на 1 км  (мин., сек.)

8.45

8.30

8.00

9.15

9.00

8.30

или на 2 км  

Без учета

времени

Без учета

времени

Без учета времени

Без учета

времени

Без учета

времени

Без учета времени

или кросс на

1,5 км по пересеченной местности*

Без учета

времени

Без учета

времени

Без учета времени

Без учета

времени

Без учета

времени

Без учета времени

8.

Плавание без учета времени (м)

10

10

15

10

10

15

Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе

8

8

8

8

8

8

Кол-во видов испытаний (тестов),

которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**

6

6

7

6

6

7

*Для бесснежных районов страны.

**При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.

 Знания и умения -в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 8 часов)

п/п

Виды двигательной активности

Временной объем в неделю, мин.

1.

Утренняя гимнастика

70  

2.

Обязательные учебные занятия в образовательных организациях

135

3.

Виды двигательной активности в процессе учебного дня (динамические паузы, физкультминутки и т. д.)

120  

4.

Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, гимнастике, подвижным играм, в группах общей физической подготовки, участие в соревнованиях

90

5.

Самостоятельные занятия физической культурой  

(с участием родителей), в том числе подвижными играми и другими видами двигательной активности

90

В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 3 часов

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Содержание деятельности

Дата план.

Дата факт.

Основы знаний (2 ч)

1

Вводное занятие

Формирование умения слушать и  понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

1 неделя

2

Занятие образовательно-познавательной направленности

Формирование умения слушать и  понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

1 неделя

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей. (60 ч)

3

Челночный бег 3х10м (6ч).

Формирование умения слушать и  понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Осмысливание задачи,

планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

2 неделя

4

2 неделя

5

3 неделя

6

3 неделя

7

4 неделя

8

4 неделя

9

Бег на 30м (6ч).

Формирование умения слушать и  понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Осмысливание задачи,

планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

5 неделя

10

5 неделя

11

6 неделя

12

6 неделя

13

7 неделя

14

7 неделя

15

Смешанное передвижение на 1км (5ч).

Формирование умения слушать и  понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Осмысливание задачи,

планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

8 неделя

16

8 неделя

17

9 неделя

18

9 неделя

19

10 неделя

20

Подтягивание из виса на высокой перекладине (7ч).

Формирование умения слушать и  понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Осмысливание задачи,

планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

10 неделя

21

11 неделя

22

11 неделя

23

12 неделя

24

12 неделя

25

13 неделя

26

13 неделя

27

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (7ч).

Формирование умения слушать и  понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Осмысливание задачи,

планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

14 неделя

28

14 неделя

29

15 неделя

30

15 неделя

31

16 неделя

32

16 неделя

33

17 неделя

34

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (7ч).

Формирование умения слушать и  понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Осмысливание задачи,

планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

17 неделя

35

18 неделя

36

18 неделя

37

19 неделя

38

19 неделя

39

20 неделя

40

20 неделя

41

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу (5ч).

Формирование умения слушать и  понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Осмысливание задачи,

планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

21 неделя

42

21 неделя

43

22 неделя

44

22 неделя

45

23 неделя

46

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (6ч).

Формирование умения слушать и  понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Осмысливание задачи,

планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

23 неделя

47

24 неделя

48

24 неделя

49

25 неделя

50

25 неделя

51

26 неделя

52

Метание теннисного мяча в цель (5ч).

Формирование умения слушать и  понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Осмысливание задачи,

планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки

монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

26 неделя

53

27 неделя

54

27 неделя

55

28 неделя

56

28 неделя

57

Бег на лыжах (5ч).

Формирование умения слушать и  понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Осмысливание задачи,

планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

29 неделя

58

29 неделя

59

30 неделя

60

30 неделя

61

31 неделя

62

Плавание

Формирование умения слушать и  понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Осмысливание задачи,

планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки

монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

31 неделя

Спортивные мероприятия (6 ч)

63

«Сильные, смелые, ловкие, умелые»(2ч).

Формирование умения слушать и  понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Осмысливание задачи,

планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

32 неделя

64

32 неделя

65

«А ну-ка, мальчики! А ну-ка, девочки!».

Формирование умения слушать и  понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Осмысливание задачи,

планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

33 неделя

66

«От игры к спорту»(2ч).

Формирование умения слушать и  понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Осмысливание задачи,

планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки

монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

33 неделя

67

34 неделя

68

«Мы готовы к ГТО!»

Формирование умения слушать и  понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Осмысливание задачи,

планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

34 неделя

Всего: 68 часов

Список литературы

  1. Власенко Н.Э. 300 подвижных игр для дошкольников: Практическое пособие. – М., 2014.
  2. Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии», Москва «Вако», 2012г.
  3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО, М.: Просвещение, 2016.

Согласовано

Протокол методического объединения учителей начальных классов

Руководитель ШМО

учителей начальных классов:

___________ /Гиря Т.Л./

«26» августа 2016 года

Согласовано

Заместитель директора

по воспитательной работе

______________ /Киселева Т.А./

«26» августа 2016 года