Инновационная деятельность на базе КФУ
"Музыкально-танцевальная деятельность как способ органичной интеграции ребёнка дошкольного возраста в социум"
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Представление презентации
в рамках Республиканской инновационной
площадки ПМЦПК и ППРОИП и О
ФГАОУ ВО КФУ
Тема: «Музыкально-танцевальная деятельность как способ органичной интеграции ребёнка дошкольного возраста в социум»
Выполнила:
Винникова Елена Петровна, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №7» муниципальное образование «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
г. Казань-2017г
Музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №7»муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан Винникова Елена Петровна высшей квалификационной категории.
Образование высшее – Казанская Академия Социального образования: квалификация: педагог – психолог по специальности «Педагогика и психология», 2006 год; среднее специальное – Лениногорское педагогическое училище: квалификация: учитель музыки, музыкальный руководитель по специальности «Музыкальное воспитание», 1996 год.
Стаж работы: 23 года.
Методическая тема: «Музыкально-танцевальная деятельность как способ органичной интеграции ребёнка дошкольного возраста в социум».
Опыт работы работы с детьми. Каждый день встречаю ребятишек в детском саду и проживаю вместе с ними эту маленькую очень важную часть их жизни – дошкольное детство. Все они похожи на маленькие зернышки и мне так хочется, чтобы все эти зерна превратились в прекрасные растения! Стараюсь помочь каждому ребенку самореализоваться, дать ощутить его, пусть маленький, но успех, чтобы он почувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Раскрыть заветную дверь во внутренний мир ребенка помогает правильная организация музыкальной деятельности, которая осуществляется в различных видах. Для меня важно развитие у моих воспитанников музыкальности, двигательных качеств и умений, чувства ритма, творческих способностей, нравственно-эстетических качеств.
Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности.
В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитии е ребёнка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребёнка. Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак –Далькроз увидел в музыкально- ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. Психолог Б.М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».
Цель - развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1.Воспитывать у дошкольников любовь к музыке, движениям и потребность к артистическому воплощению в сотрудничестве с педагогами и родителями.
2.Развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления через объединение различных ощущений.
3.Научить слышать, слушать и понимать музыкальные произведения.
4.Обеспечить единство в работе ДОУ, семье, учреждениях социума по музыкально-танцевальной деятельности.
5.Создать условия для обогащения педагогического опыта воспитателей и специалистов ДОУ по музыкально-танцевальной деятельности.
С появлением авторских программ по музыкальному воспитанию появилась возможность разнообразить, варьировать способы средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которого осуществляется и общее развитие.
Теоретическая база основана на исследованиях методик авторской программы посвященных выработке и развитию у дошкольников музыкально – ритмических движений в танце на основе обучениях языку выразительных движений. В неё вошли программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет «Топ-Хлоп, малыши» Т. Сауко, А. Буренина, программа «Ладушки» И. Новоскольцева, И. Каплунова, методики и приёмы Т.А. Тютюнниковой «Элементарное музицирование», «Музыкальные уроки здоровья» Скорикова Н.М.
Изменения окружающей жизни диктуют современным педагогам необходимость выбирать более эффективное средство обучения воспитания. Для реализации опыта по музыкально – танцевальной деятельности используются современные инновационные технологии и методики:
- ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал (видеоролики: отрывок из балета «Щелкунчик» композитор П.И. Чайковский, парад победы на красной площади, «Танцевальные композиции»; презентации «Большой театр оперы и балета», «Музыкально – танцевальная деятельность», «Патриоты отчизны»);
- Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения танцевальных движений. Постоянная смена деятельности не даёт детям утомляться. Стараюсь дать детям представление о специфике различных видах искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия) Передать характер музыки в танцевальных и образных движениях, пантомиме используя сравнение музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин;
- Здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на занятиях по музыкально-танцевальной деятельности (игры на формирование правильной осанки: «Аквариум», «Мы-гимнасты», «Ёжики», «Куклы», кинезитерапия (танцетерапия), танец «Семь фигур»).
- Методика Т.Э.Тютюнниковой (двигательные импровизации, творческие минутки, импровизационные игры);
- Методика И. Новоскольцевой, И. Каплуновой (упражнения на развитие чувства ритма «Наша комната», «Аты-баты», «Загадка», «С барабаном ходит ежик»; творческие игры на развитие воображения «Если б я был», «Танцуй как я», «Сапожники и клиенты»).
Одна из форм работы по реализации методической темы это дополнительная образовательная деятельность. Авторская программа по дополнительной образовательной деятельности художественно-эстетического направления : Танцевальная студия «Непоседы» (для детей 4-7 лет), направлена на общее гармоничное психическое, духовное и физическое развитие детей. В авторской программе предполагается максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно- образовательного процесса.
Подбирая музыкальный материал, стараюсь, чтобы он был разнообразным по характеру (торжественные, изящные, задорные, весёлые, шутливые) и по жанру (плясовые, маршевые). Такое разнообразие развивает у детей кругозор, воспитывает интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус.
Добиться эффективных результатов в музыкально-танцевальной деятельности детей можно только в сотрудничестве с семьёй. Семья играет главную роль в жизни ребёнка, поэтому я стараюсь привлекать родителей, используя такие формы: оформление альбома с цветными фотографиями, изготовление костюмов для танцев, совместные разнообразные нетрадиционные праздники и развлечения: КВН, балы, гостиные. Невозможно представить любой танец без декораций, атрибутов. В создании наших коллекций мы используем современные безопасные материалы, лёгкие и эстетичные, легко трансформирующиеся: спортивный снаряд «Лабиринт», макеты: «Волшебные часы», «Зимняя избушка», «Танк». Костюмы к музыкально – танцевальным композициям: «Школа десанта», «Русская матрешка», «У леса на опушке», «Сонные гномики», «Дружба», «Клоуны», «Джентльмены», «Осенняя коллекция»(шляпы), «Чыршы янында жырлап бию»
Есть такая заповедь: Славь профессию свою праведным педагогическим трудом во благо будущих поколений! Лучший опыт своей работы я транслирую на муниципальных методических объединениях в работе секции музыкальных руководителей ДОУ в рамках августовского совещания работников образования, на кустовых конференциях на тему: «Познавательно-речевое развитие дошкольников через музыку и движения», средствах массовой информации, на интернет-сайтах «Фестиваль педагогических идей», в региональных научно-методических семинарах.
Хотелось бы остановить ваше внимание на особенностях организации работы с социумом. Ведь всем известно, что хоть детский сад и является «островком детства», но он не может существовать изолированно от города, республики, страны в целом. Социальные связи дошкольного образовательного учреждения дают дополнительный импульс для развития и обогащения личности воспитанников, одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства педагогов, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребёнка. Наш детский сад взаимодействует с СОШ№5(средней общеобразовательной школой), 11 лет подряд наши воспитанники представляют свои концертные номера по музыкально-танцевальной деятельности на праздниках «Посвящение в первоклассники», спортивно-патриотической игре «Зарница», тесное сотрудничество с шефствующим предприятием ЭлектроЭнергоСервис: организованные выездные детские концерты на день Энергетика, на 9 мая где проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла. Наши воспитанники частые посетители городского краеведческого музея, где они исполняют танцы народов Поволжья.
Развивая музыкально-ритмические способности детей, я способствую их возможности участвовать в детских конкурсах исполнительского мастерства, выступать на большой аудитории, самосовершенствоваться. Муниципальный конкурс «В мире таланта-2014» (3 место), Всероссийский конкурс «Талантоха» (3 место), Международный конкурс «Национальное достояние» (3 место), «Мин бит татар малае-2016», «Соловушка-2016» (3 место).
Результаты музыкально-танцевальной деятельности подтверждает положительная диагностики уровня усвоения музыкально-ритмических движений (диагностическая карта по музыкально – ритмической деятельности).
Занятия музыкально-танцевальной деятельностью помогают естественному развитию организма ребёнка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем, создают необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, моральное удовлетворение. Всё это способствует укреплению здоровья ребёнка, его физическому, умственному развитию и органичному введению ребёнка в социум.
Список литературы:
1. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Издательство:СПб.:ЛОИРО, 2000г
2. Горшкова, Е.В. От жеста к танцу. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. М: 2004г
3. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Программа «Ладушки» сборник конспектов музыкальных занятий «Праздник каждый день». – Санкт-Петербург.: Композитор, 2009.
4. Коренева, Т.Ф. Музыкально – ритмические движения для детей дошкольного возраста» в двух частях. М. 2001г.
5. Михайлова, М.А., Воронина, Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения Ярославль Академия развития, 2004 г
6. Пуртова, Т.В, Беликова, А.Н., Кветная, О.В. Учите детей танцевать Гуманитарный издательский центр Владос г.Москва, 2004
7. Родионова, Ю.Н., Елисеева, Е.И. Ритмика в детском саду Издание: Перспектива, 2012г
8. Руднева, С, Фиш, Э Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста СПб, 2000г
9. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Программа «Ладушки» сборник конспектов музыкальных занятий «Праздник каждый день». – Санкт-Петербург.: Композитор, 2009.
10. Интернет ресурсы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kruzhku.doc | 211 КБ |
vinnikova_ep_otkrytoe_zanyatie_konspekt.docx | 19.72 КБ |
individ.plan_prof_razvitiya_elena.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Муниципальное учреждение «Управление образования» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №7» муниципальное образование
«Лениногорского муниципального района» Республики Татарстан
«Согласовано» Ст. воспитатель МБДОУ «Детский сад №7» _____________ О.П. Фролова «___»____________20___ г. | «Утверждаю» Заведующая МБДОУ «Детский сад №7» ___________ И. В.Степанова Приказ №___ от «__»__________20__ г. |
Рабочая программа
по дополнительной образовательной деятельности
художественно – эстетического направления
Танцевальная студия «Непоседы»
(для детей 4-7лет)
на 2016 – 2019 уч. гг.
Руководитель:
Винникова Елена Петровна
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
г. Лениногорск,2016г
Оглавление
- Пояснительная записка…………..3-19стр
- Учебно-тематический план ……………19-28стр
- Содержание программы……………….29-36стр
- Методическое обеспечение программы……..37-38стр
- Список литературы……………………………..39-40стр
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс:
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, которые основаны на движениях под музыку, развивающие музыкальный слух и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
Основное назначение программы «Ритмическая мозаика» является универсальным - психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом ещё знали в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно» представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков, он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души.
В этой связи весьма актуальна разработка музыкально-образовательной программы «Ритмическая Мозаика» для детей дошкольного возраста с приоритетным направлением- танцевально-игровой деятельностью.
Работая по программе «Ритмическая мозаика» мы способствуем развитию музыкальности, двигательных качеств и умений, творческих способностей детей, потребности самовыражения в движении под музыку.
Актуальность реализации данной программы в том, что дети дошкольного возраста имеют большую потребность в двигательной активности. Данная программа позволяет им не только реализовать эти возможности, но и овладеть разнообразными двигательными навыками и умениями психологически раскрепоститься через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента, приобрести опыт творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а так же занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Поэтому программа «Ритмическая мозаика» рассматривается как своеобразный «донотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слушать музыку и выражать свое «видение» музыкального произведения в пластической импровизации. Донотный период рассматривается в музыкальной педагогике как необходимый этап первоначального развития способностей ребенка до начала систематического профессионального обучения музыке, основанный на игровых приемах без использования музыкальной грамоты.
Практическая значимость
И. М. Сеченов писал: «Не умеешь двигаться – не умеешь познавать мир, знания такой души перекошены на один бок».
Опираясь на выше сказанные слова, можно с уверенностью считать, что музыкально –ритмические движения (упражнения, танцы, музыкально-подвижные игры) автоматически становятся приоритетным видом деятельности в развитии дошкольников. Дошкольный возраст является основным периодом в организации процесса обучения музыкально-ритмическим движениям. Именно в этом возрасте необходимо воспитывать в детях «мышечные чувства», которые в свою очередь способствуют успешной работе мозга. Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально- ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребёнку развить свои творческие способности. Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением в ДОУ.
Связь программы с уже существующей по данному направлению
Программа «Ритмическая мозаика» составлена с учетом авторской программы А.И.Бурениной. Работая по программе «Ритмическая Мозаика», мы заметили, что двигательная активность вызывает у ребёнка радостные эмоции, которые существенно влияют на его физическое, психическое и социальное развитие.
Принципы обучения музыкально- ритмическим движениям:
1. Дидактики - от простого к сложному.
2.Систематичности.
3.Комплексная реализация целей: развивающая, воспитывающая.
4.Коммуникативной направленности.
5. Наглядности;
6. Повторности;
7. Самостоятельности;
8. Сотрудничества;
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения музыкально-ритмическим движениям, овладение детьми элементарными двигательными навыками и умениями. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства, что доступно детям 4-7 лет.
Вид программы - Авторская
Новизна программы состоит в том, что предлагаемый материал можно использовать творчески, адаптируя к условиям работы. Программа ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога. Новизна программы – это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений – в грамзаписи и при непосредственном, «живом» исполнении (а не отрывок по 8, 16тактов, как это принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях). Целостный музыкальный образ передается разнообразными средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М.Мусоргского, П.Чайковского, Э.Грига, К.Сен-Санса и др.), ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание, и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.
1.Цель и задачи программы.
Цель программы – формировать у детей средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи:
1. Обучающие задачи
• Развитие двигательных качеств и умений: координация движений; гибкости и
пластичности; умения ориентироваться в пространстве.
• Обогащение двигательного опыта различными видами движений.
2. Воспитательные задачи
• воспитывать самостоятельность и инициативу.
• воспитать потребность двигаться под музыку.
• воспитать желание ходить на занятия.
• воспитывать желание быть активными на занятиях
• воспитывать умение понимать образно – игровые композиции
• воспитывать доверительные отношения взрослых и детей
3. Развивающие задачи
Развитие музыкальности:
• развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и
характер, понимать ее содержание;
• развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха чувства ритма;
• развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
• развитие ловкости, точности, координации движений;
• развитие гибкости и пластичности;
• формирование правильной осанки, красивой походки;
• развитие умения ориентироваться в пространстве;
• обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
• развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку
• развитие творческого воображения и фантазии;
развитие способности к импровизации: в движении
3.Отличительные особенности программы
Основу для ритмических композиций составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (имитационные, танцевальные, развивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений.
Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» - вот одна из отличительных особенностей данной программы.
Другая особенность программы – это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям. Эта программа нацелена на общее гармоничное, психическое, духовное и физическое развитие детей. Она помогает приобщать к движению под музыку всех детей, а не только способных, одарённых. Программа основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Ключевые понятия:
В Программе применяются следующие понятии и термины с соответствующими определениями (в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»):
воспитание–деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социо0культурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
воспитанник – ребенок дошкольного возраста, участвующий в образовательном процессе.
выпад - это быстро выполняемый шаг с переносом большей части веса тела на шагающую ногу.
вырастание - поднимаемся на полупалец, мы вытягиваемся, вырастаем.
группировка - одно из понятий, помогающих описать принципы, лежащие в основе построения танцевальных движений.
дошкольное образование – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3-7лет с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей.
здоровье – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни развитие физических,
личностных и интеллектуальных качеств.
игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризующаяся принятием ребёнком условной позиции.
интеграция содержания дошкольного образования – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Качество образования – системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной обшеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту.
Этапы реализации программы
Сам процесс разучивания музыкально – ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослых. Игровое общение с детьми помогает установлению тёплой, дружеской атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности. При знакомстве детей с новым материалом, важно заинтересовать их и сконцентрировать их внимание.
Для этого используются на занятиях загадки, сюрпризы, обращение к любимым персонажам и героям мультфильмов .Внимание детей активизируется за счёт выполнения движений по показу. В дальнейшей работе для того, чтобы перейти от подражания к самостоятельности, необходимо стимулировать творческую активность детей, подобрать образные сравнения, характеризующие игровой образ, внушать уверенность в собственных силах. Если некоторые движения совсем не получаются у детей, заменить их более простыми. Важно: сам процесс занятий должен приносить детям радость!
Из практики работы можно сделать вывод, что работа, систематически проводимая в данном направлении эффективна, улучшатся пластика и координация движений детей, активизируется творческая деятельность, повышается самооценка и уверенность в своих силах, улучшается осанка дошкольников. Данные положительные изменения в совершенствовании физического и творческого развития детей позволяют говорить о ценности этого опыта работы. Ритмопластика создаёт ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни.
4.Особенности возрастной группы детей
Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей
4-5 лет
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.
Основное содержание
Развитие музыкальности:
воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх;
обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков («Детский альбом» П.Чайковского, «Бирюльки» М. Майкапара);
развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое-грустное, шаловливое-спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый – умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3 частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;
развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («Бабочки», «Птички», «Ручейки» и т.д.), широкий («Волк»), острый (бежим по «горячему песку»);
прыжковые движения – на двух ногах на месте, продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки;
общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений;
имитационные движения разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или «трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.). Уметь передавать динамику настроения.
плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации.
Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, строится в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
Развитие творческих способностей:
воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
Развитие и тренировка психических процессов:
развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;
развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д.;
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;
развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях, а также рисунках, в словесном описании.
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
формирование чувства такта;
воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.
Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей
5 – 7 лет
В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Основное содержание
Развитие музыкальности:
воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3 частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня ( песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, « с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением замедлением;
бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.;
общеразвивающие упражнения - на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;
имитационные движения - различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.);
плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).
Развитие творческих способностей:
Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
Развитие и тренировка психических процессов:
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;
развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.;
развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде».
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;
воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр);
воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять вес правила без подсказки взрослого: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извинится, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Показатели уровня развития детей:
выразительность исполнения движений под музыку;
умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
Вид детской группы
Группа детей профильная, имеет постоянный состав.
Особенности набора детей
Набор детей производится в свободном порядке.
Количество детей по годам обучения
Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 10 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей
5.Режим занятий
Программа рассчитана на три года обучения и рекомендуется для занятий детей с 4 до 7 лет. Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 36 ч.
6. Ожидаемый результат:
- выразительность исполнения движений под музыку;
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
- умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
- способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
- точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАННИКАМИ
Первый год обучения
Высокий уровень
Дети имеют высокую двигательную активность, хорошую координацию движений, умеют быстро ориентироваться в пространстве, обладают способностью к танцевальной импровизации.
Средний уровень
Танцевальные движения недостаточно выразительны и пластичны.
Дети не всегда справляются с координированием движений, недостаточно владеют умением сосредоточиться, поэтому при выполнении движений допускают ошибки. Однако занятия посещают с большим желанием..
Низкий уровень
Дети редко справляются с выполнением задания самостоятельно.
Не владеют умением концентрировать свое внимание, не научились самостоятельно вступать на нужной доле музыкального такта. Не согласовывают свои движения с движениями других детей, не ориентируются в пространстве, не соблюдают дистанцию. В движениях не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом музыкального произведения. Справляются с повтором несложных танцевальных упражнений, но при этом движения вялые, не точные.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАННИКАМИ
Второй и третий года обучения
Высокий уровень
Дети легко справляются с ритмическим заданием. Самостоятельно определяют характер музыки. Танцуют красиво, ритмично. У них хорошо скоординированы телодвижения. Эти дети отличаются лёгкостью, гибкостью, быстротой движений, реагированием на звучание танцевальной музыки, склонны к танцевальному творчеству, движения передают музыкальный образ.
Средний уровень
Дети научились слышать и чувствовать музыку, но им не хватает выразительности и грамотного исполнения танцевальных композиций.
При танцевальной импровизации, ощущают построение музыкальной фразы, неплохо справляются с отсчётом ритма, владеют координацией в пространстве, но недостаточно владеют умением сосредоточиться. При выполнении движений допускает неточности движений. Передаёт общий характер и темп музыки.
Низкий уровень
Движения неуверенные, раскоординированные. Испытывает затруднения при выполнении движений. Движения не совпадают с темпом музыки, ориентированы только на начало и конец произведения.
движений. Заторможенная реакция на музыку мешает детям вовремя вступить на нужные доли.
Учебно-тематический план мероприятий с детьми по музыкально-ритмической деятельности
«Ритмическая мозаика»
2016 – 2019 уч. гг
Средняя группа.
Период прохождения материала | Программное содержание | Репертуар | Продолжительность деятельность | Количество занятий |
Сентябрь | Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов. | «Куклы и мишка» , «Вместе весело шагать», Игра «Кружки и цепочки» «Песенка о лете» «Мячик» «Веселая пастушка» «Три поросенка» | 20 20 20 20 | 4 |
Октябрь | Формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку. | «Белые кораблики» парный танец «Веселые дети» «Осенние листья» «Красная шапочка» «Кот Леопольд» «Упражнения с обручами» «Веселые пары» | 20 20 20 20 | 4 |
Ноябрь | Развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д. | «Кошка с девочкой» «Хочу - не хочу!» «Веселая пастушка» «Три поросенка» «Антошка» «Кузнечик» «Кукляндия» Игра «Ай-да сапожники!» | 20 20 20 20 | 4 |
Декабрь | Развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д. | «Поросята» «Кошка и девочка» «Бусинки» «Гномики» «Кремена» «Танцуйте сидя» «Хочу - не хочу!» | 20 20 20 20 | 4 |
Январь | Тренировка подвижности нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах. | Игра «Птички» Игра «Кружки и цепочки» Танец – игра «Найди себе пару» Упражнения на перестроение «Мячик» «Кремена» Озорники | 20 20 20 20 | 4 |
Февраль | Развитие нравственно-коммуникативных качеств, в том числе мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место. | «Волшебный цветок» «Веселые пары» Игра «Ай – да сапожники!» «Все мы делим пополам» «Найди себе пару» «Танец цветов и бабочек» «Танцуйте сидя» | 20 20 20 20 | 4 |
Март | Развитие нравственно-коммуникативных качеств. Развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике. | «Танец цветов и бабочек» «Отойди и подойди». «Птичий двор» «Птичка польку танцевала» «Вместе весело шагать» «Кукла» «Дружные дети» | 20 20 20 20 | 4 |
Апрель | . Развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике. Развитие нравственно-коммуникативных качеств | «Веселая пастушка» Игра «Не выпустим!» «Марш» с перестроениями «Маляры» «Чунга – чанга» «Кукляндия» «Танец кукол и мишек» | 20 20 20 20 | 4 |
Май | Повторение и закрепление пройденного материала | «Марш» «Вместе весело шагать» «Кошка и девочка» «Веселые дети» Игра «Змейка и воротца» «Веселые пары» «Три поросенка» «Кремена» «Кукляндия» | 20 20 20 20 | 4 |
Итого: 36 занятий
Старшая группа.
Сентябрь | Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций. | «Ки-Ко-Ко», «Танцуйте сидя» Танец с зонтиками Игра «Змейка и воротца» Игра «Кружки и цепочки» «Найди себе пару» «Не выпустим!» | 25 25 25 25 | 4 |
Октябрь | Развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике. | «Три поросенка» «Антошка» «Танцуйте сидя» танец-игра «Найди себе пару» «Осенний парк» Упражнения с осенними листьями | 25 25 25 25 | 4 |
Ноябрь | Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ. | «Упражнения с осенними листьями» «Три поросенка» «Кукляндия» «Птичка польку танцевала» «Кукла» Игра с мячом «Маляры» | 25 25 25 25 | 4 |
Декабрь | Тренировка координации движений – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам. | Игра с мячом «Какадурчик» Танец Месяца и Звездочек Танец Снежинок и вьюги «Светит месяц» «Карнавальное шествие» | 25 25 25 25 | 4 |
Январь | Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации. | «Светит месяц» «Красный сарафан» «Калинка» «Озорники» Пляска «Приглашение» «Веселые пары» | 25 25 25 25 | 4 |
Февраль | Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления на основе усложнения заданий: увеличения объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетания упражнений и т. д. | «Красный сарафан» «Кавалеристы» «Свежий Ветер» «Танец моряков» «Танец цветов и бабочек» «Птичий двор» «Сиртаки» | 25 25 25 25 | 4 |
Март | Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления на основе усложнения заданий: увеличения объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетания упражнений и т. д. | «Танец цветов и бабочек» «Сиртаки» «Цирковые лошадки» «Голубая вода» «Мельница» «Богатыри» «Дети и природа» | 25 25 25 25 | 4 |
Апрель | Развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д. | «Танец Троллей» «Дети и природа» «Лирический танец» «Маляры» «Полонез» «Старинная полька» Танец придворных | 25 25 25 25 | 4 |
Май | Повторение и закрепление пройденного материала Подготовка к выпускному балу. | «Автомобили» «Кукляндия» Аквариум Танец солдатиков и куколок Танец придворных «Менуэт» | 25 25 25 25 | 4 |
Итого 36 занятий
Подготовительная группа.
Сентябрь | Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций. | «Марш» «Танцуйте сидя» Танец с зонтиками Игра «Змейка и воротца» Игра «Кружки и цепочки» «Найди себе пару» «Не выпустим!» | 30 30 30 30 | 4 |
Октябрь | Развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике. | «Три поросенка» «Антошка» «Танцуйте сидя» танец-игра «Найди себе пару» «Осенний парк» Упражнения с осенними листьями | 30 30 30 30 | 4 |
Ноябрь | Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ. | «Упражнения с осенними листьями» «Три поросенка» «Кукляндия» «Птичка польку танцевала» «Кукла» Игра с мячом «Какадурчик» «Маляры» | 30 30 30 30 | 4 |
Декабрь | Тренировка координации движений – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам. | Игра с мячом «Какадурчик» Танец Месяца и Звездочек Танец Снежинок и вьюги «Светит месяц» «Карнавальное шествие» | 30 30 30 30 | 4 |
Январь | Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации | «Светит месяц» «Красный сарафан» «Калинка» «Озорники» «Веселые пары» | 30 30 30 30 | 4 |
Февраль | Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления на основе усложнения заданий: увеличения объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетания упражнений и т. д. | «Красный сарафан» «Кавалеристы» «Свежий Ветер» «Танец моряков» «Танец цветов и бабочек» «Птичий двор» «Сиртаки» | 30 30 30 30 | 4 |
Март | Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления на основе усложнения заданий: увеличения объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетания упражнений и т. д. | «Танец цветов и бабочек» «Сиртаки» «Цирковые лошадки» «Голубая вода» «Мельница» «Богатыри» «Дети и природа» | 30 30 30 30 | 4 |
Апрель | Развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д. | «Танец Троллей» «Дети и природа» «Лирический танец» «Маляры» «Полонез» «Старинная полька» Танец придворных | 30 30 30 30 | 4 |
Май | Повторение и закрепление пройденного материала Подготовка к выпускному балу. | «Автомобили» «Кукляндия» Аквариум Танец солдатиков и куколок Танец придворных «Менуэт» | 30 30 30 30 | 4 |
Итого 36 занятий
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
Первый год обучения
Цель занятий:
Помочь раскрепоститься ребенку, снять эмоциональное напряжение. Научить слушать
музыку, владеть своим телом. Развивать воображение и учить детей лучше понимать друг
друга даже без слов.
Задачи:
постановка осанки
профилактика плоскостопия
развитие координации движений
развитие пластики, чувства ритма, такта и музыкального слуха
Первый год обучения предполагает освоение ритмических композиций в процессе игрового сотрудничества педагога и детей.Идя от простого к сложному, в начале уделяется большое внимание освоению образно-игровых
движений. Образно-игровые упражнения развивают не только пластичность, выразительность движений, но и тренируют точность, координацию, развивают воображение детей, их эмоции и умения.
Структура занятия:
Подготовительная, основная и заключительная часть. Все части тесно взаимосвязаны друг с другом.
Подготовительная часть: подготавливает организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции к работе, а именно: разогреть мышцы, связки и суставы. Создать психологический и эмоциональный настрой., сосредоточить внимание..
Для решения задач подготовительной части представлены следующие средства ритмопластики:
Игрогимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); игроритмика; музыкально-подвижные игры малой интенсивности, игры на внимание, танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы – несложные по координации или хорошо изученные), а также упражнения танцевально-ритмической гимнастики, отвечающие задачам подготовительной части занятия.
Основная часть. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и пр.На этой стадии дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. В основную часть могут входить все средства ритмопластики: ритмические танцы, игропластика, креативная гимнастика.
Заключительная часть В заключительной части используются упражнения на расслабление мышц, на укрепление осанки, игровой самомассаж. Так же в заключительной части проводятся музыкально-подвижные игры малой интенсивности (ходьба с речитативом, с песней, полюбившиеся детям ритмические танцы и другие задания).
Программа включает в себя следующие разделы:
«Игроритмика» входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
«Игрогимнастика» входят строевые, общеразвивающие, упражнения, а также упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.
«Игротанцы» входят танцевальные шаги и элементы хореографических упражнений.
«Танцевально-ритмическая гимнастика» входят образно-танцевальные композиции.
«Игропластика» входят элементы гимнастических упражнений и упражнения стретчинга в игровой сюжетной форме.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
Второй и третий года обучения
Цель:
Содействие всестороннему развитию личности дошкольника, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребёнка, совершенствование двигательных умений и навыков средствами музыки и ритмических движений. Занятия для детей второго и третьего года обучения соответствуют их возрастным особенностям и физическим возможностям.
Позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности.
Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка. С первых занятий необходимо научить ребенка правильно и красиво двигаться под музыку. Обучение движений начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Движения показываются с полной амплитудой и с соблюдением всех требований предъявляемых к его характеру и форме, чтобы ребенок понял какой идеал, к которому они должны стремиться. После исполнения упражнения педагог объясняет, какие допущены ошибки, затем повторяют упражнения снова. Следует учитывать, что сохранение правильных положений рук, ног, туловища, головы представляет для них определенную трудность. Для этого необходимо на каждом занятии выполнять упражнения для постановки корпуса. Для поддержания интереса упражнения выполняются в разных вариантах, изменяя исходные положения, вводя всевозможные дополнения, ускорения и замедления темпа, изменения амплитуды.
Детей привлекают упражнения, овладеть которыми можно за короткий срок. Для повышения интереса занятие разучивается в течении месяца с постепенным добавлением нового материала.
Структура занятия (общепринятая)
Подготовительная, основная и заключительная часть, но деление на части относительно.
Занятие - это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
Программа включает в себя следующие разделы:
Танцевальная разминка
Является основой для развития чувства ритма, двигательных способностей, координации движений и ориентировки в пространстве, умения передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр). Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формируют музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, запас музыкальных впечатлений, используя их в разных видах деятельности.
Этот раздел включает в себя: упражнения на ориентировку в пространстве; упражнения на согласование движений с музыкой, развитие координации, чувства ритма; танцевальные шаги, шаги в танцевально-образной импровизации. Упражнения на ориентировку в пространстве
Виды упражнений на год.
Построение в круг и передвижение по кругу в различных направлениях за
педагогом. Увеличение и уменьшение круга. Построение в два круга.
Построение в шахматном порядке, передвижение врассыпную. Самостоятельно находить свободное место в зале. Построение в шеренгу и в колонну. Передвижение в сцеплении за руки. Передвижение по схемам (круг, змейка)
Построение в две шеренги, две колонны. Повороты переступанием по команде.
Упражнения на согласование движений с музыкой, развитие координации и чувства ритма.
Виды упражнений на год.
Хлопки и притопы на каждый счёт, через счёт, только на первый счёт
Акцентированная ходьба. Выполнение движений руками в различном темпе
Сочетание ходьбы на каждый счёт с хлопками через счёт и наоборот
Выполнение упражнений (ходьба, бег, танцевальные шаги) в различном темпе, включая одновременные движения рук и ног, с хлопками
Выполнение упражнений на различие разнообразных динамических оттенков музыки (тихо, громко) с различной силой, амплитудой
Выполнение упражнений на различие регистра (высоко – низко)
Выполнение разнообразных ритмических рисунков на хлопках и шагах
Виды ходьбы и бега, прыжков
Ходьба – бодрая, спокойная, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена, ходьба на четвереньках, мягкий шаг
Бег – легкий, ритмический, широкий, острый. Прыжки – на двух ногах, на месте, с продвижением вперед, прямой галоп, легкие поскоки ,
галоп прямой и боковой. Танцевальные движения.
Шаг с носка. Поочередное выставление ноги на пятку вперед. Притопывание одной ногой. «Выбрасывание» ног. Пружинные полуприседы. Полуприсядка для мальчиков. Поворот на 360 градусов на шагах, прыжках. Приставной шаг в сторону. Комбинации из танцевальных шагов. Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные и симметричные)
Танцевально - образная импровизация.
Отработка умений выразить в импровизации свое образное представление в движениях, связанных с образом зверей, птиц, людей разных профессий (например: кузнец, вышивальщица, водитель, художник), явлений природы и неодушевленных предметов.
Танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д.
Изображение неодушевленных предметов и явлений: море, волны, деревья, цветы; едем на машине, косим траву, поезд едет, самолет летит, ракета стартует и т.д. Через танцевальные элементы предложить детям изобразить как помогают дома маме, папе (например: забиваем гвоздь, подметаем пол, моем посуду, стираем белье и т.д.).
Гимнастика
Гимнастика – система специально подобранных физических упражнений, направленных на развитие, укрепление и растяжку отдельных групп мышц и суставов, гибкости, равновесия. Вырабатывает умение владеть своим телом. Способствует исправлению нарушения осанки, совершенствует двигательные навыки, благотворно воздействует на работу органов дыхания, кровообращения.
Гимнастика может начинаться с выполнения упражнений в положении стоя, которые представлены в виде комплексов игровой аэробики или движений под словесное сопровождение. Все упражнения можно выполнять в любом возрасте с той разницей, что детям 4 – 5 лет рекомендуется делать их в два раза медленнее. Количество повторений 4 – 8 раз.
Формирование движений ребенка должно производиться в определенной последовательности.
Последовательность выполнения упражнений стоя
1. Повороты головы (упражнения на развитие мышц шеи)
2. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава, кистей
3. Упражнения для улучшения гибкости позвоночника
4. Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра
5. Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов
Основная часть гимнастики выполняется лежа на спине, животе, сидя, стоя на коленях.
Упражнения, исполняемые лежа на полу, освобождают позвоночник от дополнительной нагрузки, которую ребенок испытывает, когда находится в
вертикальном положении. Сюда входят акробатические упражнения, упражнения игрового стретчинга.
Стретчинг – это комплекс статических растяжек, проводимых в игровой форме.
Виды упражнений системы игрового стретчинга
Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад («змея», «кораблик», «кошечка», «рыбка» и другие)
Укрепление мышц спины и брюшного пресса путём наклона вперёд («книжка», «птица», «веточка», «горка» и другие)
Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в сторону («морская звезда», «лисичка», «месяц», «орешек» и другие)
Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног («бабочка», «лягушка», «велосипед», «морская волна» и другие)
Укрепление и развитие стоп («ходьба», «лошадка», «гусеница» и другие)
Укрепление мышц плечевого пояса («замочек», «пловцы», «пчелка» и другие)
Упражнения для тренировки равновесия («аист», «петушок», «цапля», «орел» и другие). Упражнения чередуются так, чтобы была равномерная нагрузка на все тело ребенка, выполняется по одному – два упражнения из каждого вида.
Все движения должны выполняться в медленном темпе с большой амплитудой.
Как показывает практика, если заниматься лишь растягиванием мышц, то обычно их сила снижается. И тогда оказывается невозможным использовать приобретенную подвижность суставов. Поэтому, развивая гибкость, эластичность связок, очень полезно сочетать упражнения на растягивание с силовыми упражнениями. Это различные акробатические упражнения,
элементы йоги.
Танцевальные композиции
Танцевальные композиции включают в себя образно-танцевальные композиции, «речевые танцы». В работе над этим разделом совершенствуются танцевальные движения детей, обогащается их двигательная лексика.
Нетрадиционные виды упражнений
Данный раздел включает в себя дыхательную гимнастику, самомассаж, упражнения на координацию слова с движением, элементы психогимнастики.
Дыхательная гимнастика содействует развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма. Может использоваться как в основной части, так и в заключительной части занятия, помогает восстановить дыхание.
Самомассаж формирует у детей сознательное стремление к здоровью, развивает навык собственного оздоровления. Применять в заключительной части.
Элементы психогимнастики восстанавливают и сохраняют эмоциональное благополучие, и предупреждают психические расстройства. Желательно использовать в заключительной части, но можно и в основной.
Упражнения на координацию слова с движением – развивают быстроту реакции, ловкость, координацию движений, память и устойчивость внимания. Являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий. Применяется в начале или середине основной части.
Музыкально – ритмические игры
В этот раздел входят музыкально - подвижные игры, танцевально - игровое творчество
(импровизация, креативная гимнастика). В играх и творческих заданиях используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Способы и форм работы с детьми
№ | Перечень разделов занятий | Используемые формы | Методы и приёмы | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие | Групповая Практическая | Наглядный, словесный, практический | Уточняющие вопросы к детям |
2 | Сюжетно-игровое занятие | Групповая Практическая | Наглядный, словесный, практический | Умение импровизировать на заданную тему |
3 | Партерная гимнастика | Групповая Практическая | Наглядный, словесный, практический | Развитие гибкости, пластичности |
4 | Занятие-сказка | Групповая Практическая | Наглядный, словесный, практический | Беседа |
5 | Игровое творчество | Интегрированная | Наглядный, словесный, практический | Совместная игра |
6 | Музыкально-ритмическая деятельность | Интегрированная | Наглядный, словесный, практический | Выступление |
7 | Детская аэробика | Интегрированная | Наглядный, словесный, практический | Самостоятельный показ |
СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Книгопечатная продукция
А.И. Буренина «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей. Санкт-Петербург ЛОИРО 2000г.
2. Технические средства обучения СD –проигрыватель
Проекционный экран (совместно просматривать выступления детей)
Музыкальный фонд
3.Оборудование
Занятия проходят музыкальном зале ДОУ
Мячи
Скакалки
Обручи
Ленточки
Султанчики
Мягкие игрушки для сюжетных занятий
Раздаточный материал «времена года» (листики, цветочки, снежки, дождик)
Литература:
1. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Издательство:СПб.:ЛОИРО, 2000г
2. Горшкова, Е.В. От жеста к танцу. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. М: 2004г
3.Коренева, Т.Ф. Музыкально – ритмические движения для детей дошкольного возраста»в двух частях. М. 2001г.
4. Михайлова, М.А., Воронина, Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения Ярославль Академия развития, 2004 г
5. Пуртова, Т.В, Беликова, А.Н., Кветная, О.В. Учите детей танцевать Гуманитарный издательский центр Владос г.Москва, 2004
6. Родионова, Ю.Н., Елисеева, Е.И. Ритмика в детском саду Издание: Перспектива, 2012г
7. Руднева, С, Фиш, Э Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста СПб, 2000г
Литература для родителей:
1. Буренина, А.И «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей. Санкт- Петербург ЛОИРО, 2000г.
2.Барышникова, Т. К. Азбука хореографии. СПб., 1996.
3.Зимина, А.Н. Народные игры с пением. М. 2000.
4.Михайлова, М.А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль, 2000.
5.Нищева, Н.В. Разноцветные сказки. СПб., 1999.
6.Синицына, Е.И. Умные пальчики. М., 1999.
7. Фирилева, Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». СПб., 2000.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №7» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республика Татарстан
Интегрированная
организованная образовательная деятельность
по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
тема: «В мире музыки»
для детей 6 – 7 лет
Подготовила и провела:
музыкальный руководитель
Винникова Елена Петровна
Высшей квалификационной категории
г. Лениногорск, 2017г.
Интегрированная организованная образовательная деятельность
по ОО «Художественно-эстетическое развитие»
тема: «В мире музыки»
для детей 6-7 лет
Цель:
Активное включение детей в интегрированное художественно-эстетическое развитие, посредством музыкальной, изобразительной, игровой, речевой деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Инновационный подход в работе по развитию чувства ритма и в распевании.
Приобщение к рассматриванию результатов изобразительной деятельности, слушанию и восприятию татарской классической музыки (НРК), посредством использования ИКТ.
Активизация творческих проявлений, патриотических чувств, предоставления возможности детям к самовыражению.
Обучающие задачи:
Учить исполнять песню со сложным ритмом, анализировать музыкальные произведения.
Закреплять танцевальные движения без музыкального сопровождения и под музыку.
Приобщать к рассматриванию и анализу результатов изобразительной деятельности.
Обогащать умение выразительно передавать игровой образ, разучивая игры с текстом.
Развивающие задачи:
Развивать чистое интонирование звуков, дикции, артикуляции.
Создавать условия для развития чувства ритма.
Активизировать коммуникативные качества, умение действовать коллективно и индивидуально, выполнять правила игры.
Воспитательные задачи:
Воспитывать патриотические чувства, обогащая эмоциональный опыт детей.
Воспитывать интерес к классической музыке татарского композитора, воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные качества.
Воспитывать бережное и уважительное отношение к детскому творчеству.
Индивидуальная работа: предлагаю дифференцированную работу по организационной форме обучения (организация малых групп, фронтальная форма, индивидуальная работа); по индивидуально-психологическим особенностям (гендерный подход); по форме оказания педагогической поддержки детям (частичный образец выполнения задания, вспомогательные вопросы, установки, создание ситуации успеха).
Используемый музыкальный репертуар:
«Светит месяц» русская народная мелодия;
«Марш» С.З.Сайдашев;
«Бравые солдаты» А.Филиппенко;
«Если б я был …» финская народная мелодия.
Материал и оборудование:
Проектор;
Ноутбук;
Диски с музыкальными произведениями;
Музыкальный центр;
Фортепиано;
Музыкальная шкатулка;
5 карт-схем с заданиями;
Напольный стенд с выставкой, посвящённой Великой Отечественной войне;
Портрет С.З. Сайдашева;
Карточки к игре «Если б я был …»;
Карточки ноты к упражнению по развитию чувства ритма;
Видеозапись «Парад Победы».
Ход занятия
Музыкальный руководитель: Исəнмесез, балалар! Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас на музыкальном занятии. А какое у Вас настроение?
Дети: Хорошее, весёлое, радостное.
Музыкальный руководитель: Я вижу это по вашим улыбкам, по тому, как горят ваши глаза, потому что вам, наверное, интересно, что будет происходить сегодня на занятии? А вы хотите совершить путешествие в страну её Величества Музыки? А поможет нам в этом волшебная музыкальная шкатулка. Приготовились, мы отправляемся! Какой же нас с вами ожидает сюрприз? (Открывают шкатулку, достают 1 карточку -танцующих детей). Музыкальная шкатулка предлагает нам с вами исполнить танцевальные движения.
(Выполняются танцевальные движения: хороводный шаг, дробный шаг, выставление носочка вперёд, пружинка, поскоки)
Музыкальный руководитель: Что дальше приготовила нам музыкальная шкатулка? (2 карточка – изображение ладошек). Музыкальная шкатулка предлагает нам с вами послушать музыку нашего музыкального зала и с помощью ваших ладошек повторить её. Разделимся на три группы - одна встанет возле окна, другая возле стульчиков, третья возле детского столика. Я буду петь красивую песню, подходить к любой из групп и прохлопывать музыкальный рисунок, а вы с помощью своих ладошек будете повторять. Будьте очень внимательны! (Исполняется упражнение на развитие чувства ритма «Музыкальный зал наш»)
Музыкальный руководитель: Музыкальная шкатулка приготовила нам с вами очередной сюрприз. (3 карточка - открытка празднования Дня Победы). В этом году наша страна будет отмечать 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. О войне нам рассказывают книги, фильмы, воспоминания ветеранов войны. Великая Отечественная война была тяжёлой и жестокой из всех войн. В этой войне погибло много людей. Наши ребята из детского сада №7 приготовили для вас выставку своих рисунков - посмотрите. Они посвящены Великой Отечественной войне. Сегодня музыкальная шкатулка предлагает нам послушать произведение великого татарского композитора Салиха Замалетдиновича Сайдашева - нашего соотечественника, который жил и сочинял в городе Казань. В этом году ему исполняется 115 лет со дня рождения. В дни Великой Отечественной войны Салих Сайдашев не был на фронте, но вкладом композитора в Победу стала его музыка. Всенародную известность получил его марш, который мы сейчас будем слушать. Этому произведению суждена была завидная судьба, его исполняли на праздновании Дня Победы на Красной площади в Москве, марш стал своеобразной визитной карточкой Татарской Республики.
(Дети слушают «Марш» С. Сайдашева)
Музыкальный руководитель: Чтобы вы сказали про эту музыку? Какая она? Расскажите о ней (примерные варианты ответов детей: ритмичная, бодрая, патриотическая, торжественная). Совершенно верно, она именно такая. Молодцы! Какой следующий сюрприз приготовила нам музыкальная шкатулка? (4 карточка – изображение солдат). Музыкальная шкатулка приготовила для вас песню «Бравые солдаты» композитора А. Филиппенко, а прежде, чем мы будем её разучивать, нам нужно распеться. Выполним упражнение для язычка. Распоёмся на слогах: Ба-бэ-би-бо-бу».
(Разучивание песни «Бравые солдаты» музыка А. Филиппенко)
Музыкальный руководитель: Какой следующий сюрприз? (5 карточка – девочка что-то представляет). Музыкальная шкатулка приготовила для нас игру «Если б я был» финская народная мелодия. Я буду петь о тех образах, которые будет предлагать нам ведущий, вы будете с помощью движений и мимики изображать их. Будьте внимательными, не повторяйте друг за другом.
(Игра «Если б я был» финская народная мелодия)
Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Я очень рада. А музыкальная шкатулка у нас не простая, а волшебная, заглянем в неё ещё раз, что она нам приготовила. (Угощение).
Литература:
1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Программа «Ладушки» сборник конспектов музыкальных занятий «Праздник каждый день». – Санкт-Петербург.: Композитор, 2009.
2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада»// пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
3. Комарова Т.С. «Развитие художественных способностей дошкольников»// учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
4. Аудиоприложение к сборнику конспектов музыкальных занятий «Праздник каждый день». – Санкт-Петербург.: Композитор, 2009.
5. Интернет ресурсы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №7» муниципальное образование
«Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Индивидуальный план профессионального развития
музыкального руководителя
Винниковой Елены Петровны
на 2019 – 2024 уч.г.
2019 год
Цель профессионального развития - Повышение профессиональной компетентности и совершенствование педагогического мастерства.
Задачи профессионального развития:
1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
2) разработать план мероприятий с родителями по созданию благоприятной среды для познавательного развития ребенка (просветительская работа с родителями, методическая помощь семье, привлечение родителей к организации коллективных форм работы с детьми);
3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
4) подобрать методические приемы для познавательного развития детей и применить их на практике;
5) на основе анализа полученных результатов по итогам апробации технологий и
методик выделить наиболее эффективные приѐмы и формы работы для дальнейшего применения на постоянной основе;
6) Распространение своего практического опыта в профессиональных сообществах;
Разделы плана | Задачи и содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где заслушивается отчет о выполнении работы |
I. Изучение психолого – педагогической литературы по теме: «Музыкально-танцевальная деятельность как способ органичной интеграции ребёнка дошкольного возраста в социум» | Задачи: - формирование умения анализировать научно-методическую, музыкальную литературу, апробировать полученные знания на практике; - создание теоретической базы для организации исследовательской работы по заданной теме; - получение теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений и создание наилучших возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Изучение литературы: 1. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Издательство: СПб.: ЛОИРО, 2000г 2. Горшкова, Е.В. От жеста к танцу. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. М: 2004г 3.Коренева, Т.Ф. Музыкально – ритмические движения для детей дошкольного возраста» в двух частях. М. 2001г. 4. Михайлова, М.А., Воронина, Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения Ярославль Академия развития, 2004 г 5. Пуртова, Т.В, Беликова, А.Н., Кветная, О.В. Учите детей танцевать Гуманитарный издательский центр Владос г. Москва, 2004 6. Руднева, С, Фиш, Э Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста СПб, 2000г 7. Родионова, Ю.Н., Елисеева, Е.И. Ритмика в детском саду Издание: Перспектива, 2012г 8.Интернет-ресурсы | 2019 – 2024 г.г. | Аннотации к прочитанным книгам, доклад | Педсоветы и семинары МБДОУ №7. |
II. Разработка программно – методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса | Задачи: -совершенствование педагогического мастерства; -овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса; -проявление творческого потенциала педагога; -развитие адаптивной способности в контексте современных тенденций развития образования Программно – методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса: 1. Рабочие программы. 2. Календарно-тематическое планирование. 3. План работы кружка. 4. Конспекты ООД. 5. Сценарии мероприятий. 6. Картотеки (игр, ситуаций, упражнений, гимнастик, опытов, наблюдений и т.д.) 7. Педагогические проекты. 8. Наглядный материал (демонстрационный и раздаточный). 9. Дидактический материал. 10. Различные игры, пособия, макеты, коллекции. 11. Материал для работы с семьей (папки-передвижки, консультации, сообщения и т.д.) | 2019-2024 г.г. | Разработанные материалы | Педсоветы и семинары МБДОУ №7, конференции Муниципального и Федерального уровня, ММО |
III. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности | Задачи: - пропаганда профессиональных достижений; - повышение профессиональной активности; - создание условий для обмена опытом и осуществления сотрудничества с коллегами. Основные действия по обобщению собственного опыта педагогической деятельности по теме: «Музыкально-танцевальная деятельность как способ органичной интеграции ребёнка дошкольного возраста в социум»: 1. Открытые ООД. 2. Участие и посещение кафедры художественно-эстетического развития города Лениногорска. 3. Участие в профессиональных конкурсах различного уровня. 4. Публикации. 5. Электронное портфолио. 6. Выступление на региональных курсах повышения квалификации. 7. Авторские методические разработки. | Ежегодно По графику Ежегодно Ежегодно 2019г., 2023г. По мере возможности 2019г., 2023г. | Статьи из опыта работы, доклады, методические разработки, конспекты занятий. | Педсоветы МБДОУ №7, конференции Муниципального и Федерального уровня, ММО, внутрисадовские, городские, региональные, всероссийские конкурсы. Образовательные порталы, персональный сайт. |
IV. Участие в системе методической работы ДОУ и района | Задачи: - способствование самореализации, решению личных профессиональных проблем; - достижение желаемого профессионального статуса и признания в коллективе. Основные мероприятия: 1. Подготовка докладов. 2. Создание компьютерных презентаций, видеороликов. 3. Изготовление буклетов, брошюр. 4. Обобщение материалов опыта. 5. Разработка и коррекция рабочих программ. 6. Участие в профессиональных конкурсах. 7. Подготовка воспитанников к муниципальным конкурсам. 8. Посещение занятий коллег. 9. Аттестация | Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно 2019 год | Разработанные материалы, результаты участия педагога и воспитанников в конкурсах и других творческих мероприятиях, доклады, статьи, разработка занятий, проведение мастер-класса, открытые показы деятельности, выступление на педсовете, семинарах, конференциях, публикации. | ММО, педсоветы и семинары МБДОУ №7, сайт МБДОУ №7, городские конференции, размещение информации на персональном сайте и на сайте ДОУ. |
V. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне ДОУ | Задачи: - формирование потребности в профессиональном развитии; - самостоятельное управление своим профессиональным развитием. Обучение: 1. Курсы повышения квалификации. 2. Самообразование. | 2020г. 2023г. Ежегодно | Документы о прохождении курсов, отчет по самообразованию. | ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» ИПП Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» |