Методическая копилка

Елена Евгеньевна Елисеева

На данной странице Вы найдёте наиболее интересные и удачные конспекты занятий, методические разработки, планы, проекты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «Светлячок»

Утверждено на педагогическом совете                                                          Согласовано:

от ______________________________                                                           Заведующий МБДОУ

                                                                                                                      детский сад №29 «Светлячок»                                                            

ПРОЕКТ

«Использование устного народного творчества в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в детском саду»

Проект подготовила воспитатель

старшей группы №8 (6-7 лет)

Елисеева Елена Евгеньевна

1 квалификационная категория

2016-2017 уч.г.

Содержание

Стр.

Введение                                                                                                        3

Актуальность проекта                                                                                  5

  1. Паспорт проекта                                                                            6

  1. Теоретические основы проекта
  1. Развитие речи детей в исследованиях психологов и

педагогов                                                                                      11                                            

  1. Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей

старшего дошкольного возраста дошкольного возраста

5-6 лет                                                                                            13

  1. Особенности понимания малых фольклорных форм  

старшими дошкольниками                                                          19

  1. Содержание  реализации проекта  
  1. Анализ первичной диагностики участников

проекта                                                                                          22                              

    3.2. Направления и формы реализации проекта                                   25

Список литературы                                                                                    26

Приложения

                                                                                 

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность. Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью  можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Актуальность работы определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

Нормативно-методическое обеспечение

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 г. №393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

3. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. №1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования РФ».

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование  в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.

Вид проекта: творческо-поисковый

Сроки проекта: долгосрочный (сентября -  май)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Инновация проекта: включение компьютерных технологий

Цель проекта: 

- создание специальных условий для развития  речи старших дошкольников путем использования элементов устного народного творчества.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть значение устного народного творчества в развитии речи детей старшего возраста.

3. Провести диагностику развития речи дошкольников на основе элементов народного фольклора.

4. Оценить эффективность использования русского фольклора в развитии речи дошкольников.

5.  Воспитывать интерес к устному народному творчеству, показать детям

красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в

песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и т. д.

6. В разных видах деятельности применять народное слово.

7. Использовать в процессе театрализованную деятельность.

8. Приобщать детей к русской культуре в игровой деятельности.

9. Выявить влияние детского фольклора на повышение уровня развития речи дошкольников.

10. Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.

Практическая значимость заключается в том, данная разработка может  

использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому,  что  работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога.

Педагоги всегда могут воспользоваться практическим материалом,  представленным в разделе «Приложение», а также он поможет педагогам  разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.

Принципы реализации проекта:

1. Принцип активности и посильной самостоятельности. 

Этот принцип предполагает, что на занятии создаются все условия, чтобы у малышей полутора лет возникала потребность речевого взаимодействия взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с  действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.

2. Принцип познавательной активности - один из важнейших принципов

Ознакомления детей с  фольклором. Достигнуть эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

3. Принцип наглядности не менее важен в ходе фольклорных занятий с  детьми. Предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.

4.Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: занятие должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого- либо навыка.

4. Принцип вариативности позволяет закрепить и расширить знания детей.

(Принцип вариативности - повторение занятий в несколько изменённом

варианте).

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности

для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, индивидуальности ребёнка, для развития речевых навыков. Поэтому я  решила использовать фольклор в воспитании детей.

Объект: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: устное народное творчество будет являться эффективным средством развития речи детей старшего дошкольного возраста при условии адекватного отбора произведений разного жанра и их последовательного усложнения соответственно возрасту детей и использования не только на занятиях по развитию речи, но и в режимных моментах в течение дня.

        Этапы проекта:        

I этап - организационно – подготовительный

- изучить и проанализировать методическую литературу по теме;

- определение темы, цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

 -разработка перспективного плана (Приложение № 1);

 - анкетирование родителей с целью выявления приобщения детей к истокам русской культуры (Приложение № 2);

 - определения средств необходимых для реализации проекта;

 - определение содержания деятельности всех участников проекта.

II этап – практический

-реализация перспективного плана.    

III этап – рефлексивно – обобщающий

- оценка эффективности реализации проекта;

- провести анализ полученных результатов;

-подготовка итоговой презентации по теме проекта «Занимательные опыты  как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста 5-6 лет».

Стратегия осуществления проекта

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ детский сад №29 «Светлячок» г.о.г. Кулебаки.

Разработка перспективного плана организации осуществлялась развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. 

  • с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога  и детей:
  • проведение цикла тематических  занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на  освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;
  • дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, загадывание загадок, наблюдения;
  • проведение подвижных игр;
  • специальные игровые задания;
  • психогимнастика.
  • с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:

-проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;

- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.

Ожидаемый результат:

  •  Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
  • обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;
  • у детей повысить интерес  к устному народному творчеству;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
  • воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества;
  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
  • у детей сформируются представления о нравственно-ценных  нормах и правилах поведения;
  • сформируется коммуникативная и социальная компетентность  детей;
  • у родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально –  психологического климата для полноценного развития    ребенка;
  • родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».

2.1. Развитие речи детей в исследованиях психологов и педагогов

Направление работы по освоению дошкольниками специальных средств литературно-речевой деятельности предполагает ознакомление детей со средствами художественной выразительности, овладение ими грамматической культурой, развитием диалогической и монологической связной речи.

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей.

А. М. Горький писал о том, что в фольклоре, как и в языке, сказывается «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека», что «гигантской силой коллектива возможно объяснить непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой».

Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он отражает и те народные черты, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни, и те, которые сопутствовали условиям подневольного труда в классовом обществе.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин.)

Работы представителей разных направлений науки отчётливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.

Поэтому, важен комплексный подход при решении вопроса развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий). Взрослые должны предусмотреть значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении каждого ребёнка, при этом первостепенно важным должно быть полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период.

2.2. Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. В.П. Адрианова-Перетц отмечает, что они в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами . К тому же, как отмечает Н.А. Дмитриева, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, "определенность, ясность, пластичность" художественной речи – это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания .

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность" .

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать. Например, потешку про "заиньку" , где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.

С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

С.С. Бухвостова считает незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки . Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

А.П. Усова, О. Ушакова поддерживают эту же точку зрения и считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию  поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи (Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко).

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав, считает Т. Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму .

Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения .

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве,    Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности" .Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все вышеперечисленные формы работы указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.

        

        

2.3. Особенности понимания малых фольклорных форм   старшими дошкольниками

Известно, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Это подчеркивается и в исследованиях Н. Гавриш . Некоторые дети, могут лишь рассказывать о ком идет речь, например: "Это про Ваню" ("Бедному Ванюшке везде камушки"), "Про Емелю, он медленно едет" ("Едет Емеля, да ждать его неделю"), "Про зайца и волка" ("Трусливому зайке и пенек - волк"), то есть воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой.

У детей возникают ассоциации, при чем часто не на содержание всей пословицы, а на какое-то отдельное слово из нее, и это мешает оторваться от конкретной ситуации, перейти к обобщенному образу. Например, о пословице "Едет Емеля…" – "Это про Емелю, он щуку поймал"; "Емеля на печке лежит, а к царю ехать не хочет". О пословице "Трусливому зайке…" – "Волк – значит пенек, а зайчик на него сел"; "Волк на пеньке сидит". О пословице "Бедному Ванюшке…" – "Когда Ванюшка идет по дороге, а ему под ногами одни камни"; "Когда еще не было игрушек, тогда дети играли с камушками".

Тем не менее, Г. Клименко утверждает, что при систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам, старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы.

Н. Гавриш также было установлено, что дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Некоторые дети не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры. В большинстве случаев у детей возникают ассоциации на какое-то одно слово. Например, в загадке про облако на слово "белый" – "Это белые медведи", "Лебедь, потому что белый"; в загадке о лисе – ассоциация на слова "нет ни дыма, ни пожара" – "Пожарная машина", "Пожарники, потому что они пожар тушат, и нет ни дыма, ни пожара" .

Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Н. Гавриш объясняет это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления.

Психологи, педагоги, лингвисты исследовали особенности понимания детьми переносного значения слов и словосочетаний (А.А. Потебня, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, В.К. Харченко, К.Е. Хоменко, Н.М. Юрьева, В.И. Малинина, Э.А. Федеравичене, О.Н. Сомкова и др.) и возникающие при этом трудности объясняют тем, что в отличие от взрослых, в речевом опыте детей подавляющее большинство слов находится в единственном прямом номинативном значении, отражающем его основное значимое предметно-логическое содержание.

Е. Кудрявцева выявила некоторые причины ошибок при отгадывании загадок детьми, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями:

- невнимательно слушают текст загадки;

- не запоминают полностью содержание загадки;

- полностью или частично не понимают текст загадки;

- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

- не имеют достаточных знаний о загаданном;

- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание. Е. Кудрявцева выделяет следующие признаки целенаправленного отгадывания:

- дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи отгадки;

- в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке;

- ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;

- дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументированно доказать его правильность;

- в случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;

- дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.

Таким образом, при целенаправленной работе с детьми старшие дошкольники способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными.

Что касается других малых форм фольклора, то Н. Новикова в своих исследованиях подчеркивает, что некоторые дети знают и с удовольствием повторяют потешки, прибаутки, песенки, байки. Но большинство детей не владеют навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, сказку, они только называют ее персонажей. Причину автор видит в несистематической работе педагогов по использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей.

Итак, если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

3.1.        Анализ первичной диагностики участников проекта

С целью изучения уровня развития речевых умений у детей и насколько они владеют малыми формами фольклора, была проведена первичная диагностика.  Для этой цели выбрали методику (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной.

Уровень речевых умений с использованием малых форм фольклора оценивался по следующим критериям:

Высокий уровень. Ребенок составляет предложение из трех (или более) слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации (потешка – задание 8) подбирает по два – три слова разных частей речи (прилагательных и глаголов). Ребенок замечает неточности в небылице ("Так не говорят", "Неправильно"). Правильно определяет значение слова по функции предмета ("Лес – туда ходят за грибами, ягодами") или по родовому понятию ("Лес – это место, где растет много деревьев, грибов, ягод, где много животных, птиц"). Правильно поясняет значение пословицы и может придумать рассказ. Умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т.д.

Средний уровень. Ребенок составляет предложение или словосочетание из двух слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме. В речевой ситуации называет по одному слову. Дает свои варианты, исправляя неточности в небылице. Вместо определения значения слова дает описание предмета, рассказывает о чем-то конкретном ("Я был в лесу", "А я знаю где лес есть"). Может дать объяснение значению пословицы, но не совсем точно. Составляет рассказ, используя отдельные слова из пословицы. Отгадывает правильно загадку, но в доказательстве использует не все признаки. Называет по одному – два примера на каждый предложенный жанр.

Низкий уровень. Ребенок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово. Не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы, использует частицу "не" ("Человек от лени болеет, а от труда не болеет"). В речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу "не". Не замечает неточность в небылице. Ребенок не может определить значение слова и пословицы. Загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку. Составляет рассказ без учета задания. Практически не знает пословиц, загадок, считалок и т.д.

Диагностика дала следующие результаты.

Диагностика дала следующие результаты. Высокий уровень развития имели 3 человека –13,5%, средний уровень имеют 15 человек -  73 %, низкий уровень – 3 человека – 13,5%.

После проведения диагностики выявила, что речь детей бедная, дети плохо выражают свои мысли, чувства, с трудом пересказывают сказки, используют в своей речи простые предложения.

С целью обогащения речи детей наметила следующие задачи:

1. Разучивание с детьми потешек, чистоговорок, скороговорок, потешек с целью приобщения к устному народному творчеству.

2. Использовать беседы после прочтения сказок, загадывание загадок, обыгрывание потешек, драматизация сказок, обыгрывание игровых ситуаций.

3.2. Направления и формы реализации проекта

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих основных направлений: 

Для реализации проекта использовались следующие формы работы:

Список литературы

1.        «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.

2.        «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.

3.Адрианова-Перетц В. П. Древняя литература и фольклор. [Текст] – Л.: Наука, 1974 – 174с.

4.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. [Текст]   – М.: Академия, 1999. –160с.

5.        Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре [Текст]  Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.

6.        Бударина  Т. А.Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. [Текст] //  Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт-сост. А С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др.— 3-е изд, перераб. и дополн.— СПб: «Детство-Пресс», 2001.— 400 с.

7.        Ворошнина Л. В. Совершенствование творческого рассказывания детей шестого года жизни. [ Текст] // Воспитатель ДОУ. 2011. - №5. – С73-76.

8.        Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике [Текст]  /Сост.: Ю.Г. Круглов. – М.: Высшая школа, 1986. –С.185-193.

9.        Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм [Текст] // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.

10.        Знакомство детей с русским народным творчеством. [Текст]: методическое пособие / авт.-сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 400 с.