Игра по методике "Сортировка карт"
Игра направлена для диагностики измерения уровня когнитивной гибкости, мыслительных процессов (или переключения) у детей в возрасте 3-6 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Алгоритм игры.
-объяснение инструкции;
-размещение ребёнком ознакомительной карты (в задании «Сортировка с переключением»)
-повтор инструкции и исправление ошибки, если ребёнок неправильно расположил ознакомительную карту (или подтверждение, что ребёнок положил карту верно;
-самостоятельная сортировка тестовых карт ребёнком без обратной связи со стороны взрослого.
Задание 1 «Сортировка по цвету»
Материалы: ознакомительная карта (заяц) и 6 тестовых (3 зайца, 3 лодки).
Скажите ребёнку: «Сейчас мы поиграем в цвета. Все синие карточки мы будем класть сюда (укажите на синего зайца), а красные карточки – сюда (укажите на красную лодочку).
Покажите ознакомительную карту и скажите «Смотри, вот красный зайчик, куда мы положим его по цвету?» Если ребёнок правильно положил карту, скажите: «Очень хорошо. Ты знаешь, как нужно играть в эту игру». Если ошибается, напоминаем правило. «Если синий цвет, карта пойдёт сюда (укажите); а если красный – сюда» (укажите). Выдавайте ребёнку шесть тестовых карт по одной и спрашивайте: «А эту карточку куда положим по цвету? После завершения задания рассортированные карты остаются на столе.
Задание 2 «Сортировка по форме»
Материалы: ознакомительная карта (лодка) и 6 тестовых (3 зайца, 3 лодки).
Скажите ребёнку: «Сейчас мы будем играть в новую игру. Мы больше не будем играть в цвета. Мы будем раскладывать карточки по форме. Все лодочки мы будем класть сюда (покажите на лодку), а всех зайчиков сюда (покажите на зайца).
Покажите ознакомительную карту и скажите: «Вот лодочка, куда мы её положим?» Если ребёнок ошибся напоминаем правило. «Лодочка пойдёт сюда (укажите); а зайчик сюда» (укажите). Выдавайте ребёнку шесть тестовых карт по одной и спрашивайте: «А эту карточку куда положим по форме? В конце задания уберите все рассортированные карты. Если ребёнок допустил 5 или 6 ошибок, не переходите к следующей пробе.
Задание 3 «Сортировка с переключением»
Материалы: 7 карт с чёрной рамкой, 4 красных зайца, 3 синие лодки (всего 14 карт).
Скажите ребёнку: «Хорошо, ты играешь очень здорово. Сейчас я хочу предложить тебе сыграть в более сложную игру. В ней добавятся новые карточки с рамкой. Вот карточка, у которой есть чёрная рамочка» (положите перед ребёнком карту с зайцем в рамке).
«Если ты увидишь карту с чёрной рамочкой, ты должен будешь играть в игру в игру по цветам. «Если синий цвет, карта пойдёт сюда (укажите); а если красный – сюда» (укажите).
«А когда ты увидишь карту без чёрной рамки, как эту (положите перед ребёнком карту с зайцем без рамки), ты должен будешь играть в игру по форме. «Вот лодочка, куда мы её положим?» Если ребёнок ошибся напоминаем правило. «Лодочка пойдёт сюда (укажите); а зайчик сюда» (укажите). Выдавайте ребёнку 12 тестовых карт по одной и каждый раз уточняйте, если карточка с рамкой – по цвету, а без рамки – по форме.
Протокол к методике «Сортировка карт»
Имя ребёнка _________________________ Дата тестирования_________________
Этап 1. Сортировка по цвету
№ | Верно | Неверно |
Этап 2. Сортировка по форме
№ | Верно | Неверно |
Этап 3. Сортировка с переключением
№ | Верно | Неверно |
Нормы выполнения методики «Когнитивная гибкость»
Пол Уровень | Мальчики | Девочки | ||||
Низк. | Средн. | Выс. | Низк. | Средн. | Выс. | |
Когнитивная гибкость (цвет) | -6 | 6 | +6 | 6 | 6 | +6 |
Когнитивная гибкость (форма) | -5 | 5-6 | +5-6 | -6 | 6 | +6 |
Когнитивная гибкость (рамка) | -5 | 5-9 | +9 | -6 | 6-10 | +10 |
Когнитивная гибкость (общий балл) | -15 | 15-21 | -21 | -16 | 16-22 | +22 |
Дошкольники, которым не удаётся справиться с заданием на сортировку по форме (они набирают менее 4 баллов) – эти дети характеризуются низким уровнем развития когнитивной гибкости. Такой результат может быть также свидетельством ригидности или трудностей в работе других регуляторных функций (слухоречевой рабочей памяти или сдерживающего контроля), которые так же активно используются при выполнении данной методики.
По итогам диагностики регуляторных функций можно получить информацию о том, какая рабочая память лучше развита у ребёнка (зрительная или слуховая), выявить уровень развития сдерживающего контроля и когнитивной гибкости. Данную диагностику лучше проводить в старшей группе детского сада, поскольку при обнаружении низкого уровня развития регуляторных функций можно разработать рекомендации как для родителей, так и для воспитателей, которые помогут ребёнку овладеть необходимыми навыками саморегуляции за оставшееся до поступления в школу время.