Инновационная деятельность на базе КФУ
Цель инновации | Внедрение и реализация на уроках в начальной школе системно-деятельностного подхода в обучении; изучение возможности метода в целях повышения эффективности образовательного процесса. |
Направления инновационной работы | 1. 1. Внедрение системно – деятельностного подхода посредством посредством использования на уроках групповой и парной работы, Сингапурской системы обучения. 2.Вовлечение учащихся в системно – деятельностный подход, проектную деятельность учащихся. |
Психолого-педагогическое обеспечение образовательной деятельности в условиях эксперимента | Цель деятельности: раскрыть потенциал системно - деятельностного метода для формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира; применение сформированных компетенций; мотивация на дальнейшее самообразование и самореализацию. Задачи: выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность системно - деятельностного подхода; обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования данного метода для формирования и развития универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира. Для определения уровня развития на уроках ведётся наблюдение за тем, как обучающиеся воспринимают знания, решают различные учебные задачи, работают в паре и группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий.
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационная карта инновационной деятельности
учителя начальных классов Мотовой Людмилы Юрьевны.
Параметры информации | Содержание информации | |
| ||
Ф.И.О. автора | Мотова Людмила Юрьевна | |
Образовательное учреждение | МБОУ «Школа № 51» Вахитовского района г. Казани | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Стаж работы в должности | 31 год | |
Категория. Если высшая, указать, подтверждаете (год присвоения) или претендуете на получение | Высшая категория, 2017 год (подтверждение) | |
Классы и количество обучающихся, участвующих в реализации инновации | Обучающиеся начальных классов | |
2.Тема инновации: «Реализация системно – деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе». | ||
Цель инновации | Внедрение и реализация на уроках в начальной школе системно-деятельностного подхода в обучении; изучение возможности метода в целях повышения эффективности образовательного процесса. | |
Комплекс задач, обеспечивающих достижение цели инновации |
| |
Сроки реализации инновации | 2014 – 2018 г.г. | |
Направления инновационной работы |
2.Вовлечение учащихся в системно – деятельностный подход, проектную деятельность учащихся. | |
Характеристика инновации: по сфере обновления | Развитие своего опыта | |
На какой стадии находится инновация | опытное внедрение | |
Использование современных образовательных технологий |
| |
| ||
Учебно-методическое (имеющееся и планируемое) | Авторский сайт http://nsportal.ru/motova-lyudmila-yurevna | |
Психолого-педагогическое обеспечение образовательной деятельности в условиях эксперимента | Цель деятельности: раскрыть потенциал системно - деятельностного метода для формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира; применение сформированных компетенций; мотивация на дальнейшее самообразование и самореализацию. Задачи: выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность системно - деятельностного подхода; обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования данного метода для формирования и развития универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира. Для определения уровня развития на уроках ведётся наблюдение за тем, как обучающиеся воспринимают знания, решают различные учебные задачи, работают в паре и группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий. | |
| ||
Источник изменений | Активное использование системно – деятельностного подхода в обучении – это универсальный инструментарий для формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира; применение сформированных компетенций; мотивация на дальнейшее самообразование и самореализацию. Считаю одной из важных форм работы современного учителя использование личного интернет-сайта. Использование личного интернет-сайта педагога, содержащего системно – деятельностного подхода в обучении, позволяет учителю лучше организовать учебно-воспитательную деятельность на уроке, повышает познавательную активность и знания учащихся. | |
Идея изменений | В последние годы я активно внедряю в педагогическую деятельность методику системно – деятельностного подхода в обучении учащихся, т.к считаю, что именно она позволяет обеспечивать новое качество образования, преодолеть отставание от уровня мировых стандартов, реализовать принцип личностно – ориентированной направленности образования. Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельность - это всегда целеустремленная система, которая нацелена на результат. Он может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). В деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. | |
Концепция изменений | Выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность системно - деятельностного подхода; обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования данного метода для формирования и развития универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира. Для определения уровня развития на уроках ведётся наблюдение за тем, как обучающиеся воспринимают знания, решают различные учебные задачи, работают в паре и группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий.
| |
Результаты инновационной деятельности с указанием сроков достижения | 1. Авторский сайт http://nsportal.ru/motova-lyudmila-yurevna 2.Выступление в рамках участия районном этапе городского конкурса «Учитель года города Казани - 2016» («Учитель-предметник естественно – математического цикла»). Грамота в номинации «Традиции и новаторство в образовании». | |
Формы представления инновационного педагогического опыта | Год, месяц | Форма участия, тема |
2016 | 1.Выступление на педагогических советах школы:
2. Выступление на Республиканских курсах повышения квалификации учителей начальной школы: «Реализация системно – деятельностного подхода в обучении четвероклассников на уроках окружающего мира. УМК «Перспектива». Январь 2016 г. 3. Выступление в рамках участия районном этапе городского конкурса «Учитель года города Казани - 2016» («Учитель-предметник естественно – математического цикла»). Грамота в номинации «Традиции и новаторство в образовании». | |
2017 | Отчёты и обмен опытом на конференциях, семинарах; , в педагогических интернет – сообществах, публикации. | |
2018-2020 | Отчёты и обмен опытом на конференциях, семинарах; , в педагогических интернет – сообществах, публикации. | |
Способы диагностики результатов инновационной практики |
экспертная взаимооценка участников сообщества. | |
Где можно познакомиться с результатами инновации | Авторский сайт http://nsportal.ru/motova-lyudmila-yurevna | |
| ||
В последние годы я активно внедряю в педагогическую деятельность методику системно – деятельностного подхода в обучении учащихся, т.к считаю, что именно она позволяет обеспечивать новое качество образования, преодолеть отставание от уровня мировых стандартов, реализовать принцип личностно – ориентированной направленности образования. Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельность - это всегда целеустремленная система, которая нацелена на результат. Он может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). В деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Цель деятельности: раскрыть потенциал системно - деятельностного метода для формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира; применение сформированных компетенций; мотивация на дальнейшее самообразование и самореализацию. Задачи: выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность системно - деятельностного подхода; обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования данного метода для формирования и развития универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира. Для определения уровня развития на уроках ведётся наблюдение за тем, как обучающиеся воспринимают знания, решают различные учебные задачи, работают в паре и группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий. Уровень сформированности коммуникативных умений определяется на основе наблюдений за активной и интерактивной работой обучающихся. Обращается внимание на способность детей следовать «Правилам общения»; договариваться; учитывать иное мнение в диалоге. Учитывая уровень развития мышления обучающихся, я планирую формирование определенных мыслительных операций на всех уроках поэлементно и поэтапно. Использую разные рефлексивные методики, которые стимулируют развитие умений планировать свою работу, оценивать результаты своих действий как бы со стороны, формируют способность к самоконтролю. Позиция учителя: он превращается в организатора деятельности, консультанта-помощника и коллегу по решению проблемы - добыванию необходимых знаний. Требования, которые я ставлю перед собой и учащимися на уроке окружающего мира:
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования. В настоящее время, в условиях введения ФГОС и пересмотра целевых ориентиров современного образования, школьный учитель должен освоить технологии, обеспечивающие достижение новых результатов образования. Достижение этих результатов, а также необходимого развивающего эффекта обучения возможно на базе реализации деятельностного подхода, способствующего интенсификации учебного процесса. Этот подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний. Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Должен создать такие условия на уроке, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха. Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Принято считать, что одним из условий сохранения психического здоровья ребенка является создание ситуации успеха в школе. Ситуация успеха – это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни. Здесь речь идёт не о продукции масштаба мировой культуры, а о достижениях узкого плана личностной судьбы, которая ежедневно развивается и совершается на уроке. Это позволяет системно развивать у учащихся универсальные учебные действия, зафиксированные в проекте стандартов второго поколения. Работу по формированию УУД провожу поэтапно, малыми порциями на каждом уроке. Обязательно организую отслеживание уровня сформированности. Для проведения уроков окружающего мира я разработала и внедрила в учебный процесс педагогический мониторинг учебных достижений учащихся. Составила технологические карты выявления качества обучения, разработала формы отслеживания уровня обученности. Это позволило получить:
Работа в постоянных парах дает возможность восстановить изучаемый материал, устранить пробелы. Парная работа обеспечивает включение мыслительной деятельности каждого ученика. Хороший результат дает парная работа, организованная в форме взаимотренажа. Работа в парах и группах сменного состава позволяет ученику рассмотреть материал с различных позиций, услышать разные мнения, выбрать верное решение. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. У робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у лидеров – искажение становления характера. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса. Работу в парах постоянного и сменного состава, индивидуальную работу на уроке организую, используя методики КУЗ (коллективных учебных занятий): методика Ривина, методика взаимопередачи темы, взаимообмен заданиями, взаимопроверка индивидуальных заданий. Для достижения этой цели поставила перед собой следующие задачи:
| ||
| ||
|