"Инновационная деятельность на базе КФУ"

И.А.Кузьмина

Современный мир развивается очень динамично. Это затрагивает и образовательную среду.

Приоритетной задачей государственной образовательной политики в настоящий момент является обеспечение высокого качества обучения и воспитания подрастающего поколения, которое достигается путем использования современных методик и образовательных технологий.

Показателем эффективности обученности ребёнка для родителей является сформированная личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, к самосовершенствованию, к работе в коллективе.

Таким образом, для того, чтобы обучающиеся стали успешными и внесли свой вклад в развитие общества, школа должна сформировать у них навыки работы с информацией, эффективной коммуникации, сотрудничества, работы в команде, умения самостоятельно получать знания. Детям необходимо развивать критическое и креативное мышление для генерации новых идей и нахождения решений тех задач, с которыми им придется столкнуться в будущем.

Достижению этой цели способствует внедрение современных технологий в работу учителя начальных классов. Реализация системно- деятельностного подхода позволяет модернизировать образование, повысить эффективность, мотивировать учащихся, дифференцировать процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. В настоящее время системно-деятельностный подход  взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности за ноябрь- декабрь 2016 год

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование образовательной организации (учреждения)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» Московского района г. Казани

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального

сайта, электронная почта

420066, Казань, ул. Короленко, д. 24, +7(843)-523-46-44,

S20.kzn@tatar.ru

irana71@mail.ru

Тема инновационной разработки

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения в начальных классах

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Кузьмина Ирина Анатольевна

Краткое описание инновационной разработки (актуальность,

новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные

результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили

к этой теме)

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Системно-деятельностный подход помогает   включать  ученика в деятельность на каждом этапе урока. Инновационные технологии, методы и приемы, используемые на уроке, его структура позволяют  создать условия для формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД):

Цель – повышение эффективности преподавания литературного чтения  через применение системно – деятельностного подхода, непрерывное совершенствование профессионального уровня и профессионального мастерства;

 - создание условий для развития успешности разных категорий обучающихся;

 - обобщение личного педагогического опыта.

Задачи – вести работу по освоению технологии системно – деятельностного подхода,

 - разработать инструменты оценивания качества читательской компетентности младших школьников

 - повышать профессиональное мастерство через самообразование, участие в творческих группах, использование современных информационных технологий.

.

Содержание работы

(технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе

« В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и  народной сказок»)

Ожидаемы результаты

- повышение уровня читательской компетентности обучающихся;

- формирование у обучающихся УУД;

- рост профессионального мастерства учителя;

- распространение личного педагогического опыта.

Сведения о распространении инновационного опыта:

- участие в научно-практических конференциях

- открытые уроки по инновационной деятельности на уровне

муниципального района и республики;

-участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению

деятельности;

-печатные работы за отчетный период и др.

«Работа с разными категориями обучающихся начальных классах в свете перехода на инклюзивное образование»- выступление на методическом совете в рамках стажировки руководителей образовательных организаций Республики Татарстан «Управление развитием образовательной организации в условиях модернизации образования», организованной ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» МБОУ СОШ № 20 16.11.2016

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной

разработки (положительная динамики):

- конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов

обучающихся (муниципальный, республиканский, всероссийский

уровень);

- качество образования (высокобалльники);

-др.

Сухой Егор- Диплом призера республиканской олимпиады по чтению для младших школьников ГАУ «Республиканский олимпиадный центр» МОиН РТ 2016

Форма представления инновационной деятельности (указать одну

из предложенных):

- «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в

рамках программы ПК;

| - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00);

- элективный курс в рамках заявленной темы;

- открытый урок по инновационной деятельности на уровне

муниципального района, республики;

- печатные работы;

- разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)

Разработка технологических карт уроков литературного чтения



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Системно-деятельностный подход помогает   включать  ученика в деятельность на каждом этапе урока. Инновационные технологии, методы и приемы, используемые на уроке, его структура позволяют  создать условия для формирования у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД): личностных – проявлять интерес к литературной сказке, желание читать литературные сказки русских писателей; познавательных – определять главную мысль произведения, признаки литературной сказки, ее особенности и обосновывать свое мнение; регулятивных – выполнять учебное действие в соответствии с целью, выполнять учебное задание, ориентироваться в разных способах выполнения задания, выполнять самопроверку и самооценку учебного задания; коммуникативных – формулировать собственное мнение в рамках учебного диалога, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе, договариваться с партнерами и приходить к общему решению в рамках учебного диалога, использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Технологическая карта урока литературного чтения

Класс: 3Б.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология построения урока: технология смыслового чтения, работы в группах сотрудничества, игровая технология.

Тема урока: В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и  народной сказок.

Цель урока: создание условий для формирования:

  1. понятия «литературная сказка»; сравнения литературной и народной сказок;
  2. умения работать с повествовательным текстом: определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; находить жанровые особенности сказки;

Этап урока

цель

Формы, методы, приемы

Содержание урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

I этап. Организационный момент

Цель: активизация учащихся

Фронтальная работа, прием «мозговой штурм».

- Сегодня у нас урок открытия нового, и вы на этом уроке – самые настоящие исследователи.

- Какие качества вам необходимы?

-По какому плану действуют ученые- исследователи? Это и наш план.

План действий исследователя (на слайде):

  1. Определяем тему исследования.
  2. Определяем задачи.
  3. Наблюдаем, исследуем, ищем информацию.
  4. Анализируем. Делаем вывод.

Принимает и сохраняет учебную задачу, планирует действия в соответствии с поставленной задачей; оценивает свою работу и работу соседа на каждом этапе урока в «Маршрутном листе».

Ставит задачу перед учащимися.

II этап.

Актуализация знаний

Цель: активизировать знания о народной и литературной сказке.

Определение темы урока

Фронтальная работа, прием «мозговой штурм»; графическая техника «кольца Венна».

-Рассмотрите изображение на слайде(рис. «Кольца Венна»), сформулируйте тему исследования. Обоснуйте свое решение

Участвует в обсуждении проблемных вопросов; формулирует собственное мнение и аргументирует его; учитывает выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

Определяет для учащихся ориентиры действия в учебном материале

Постановка задач урока

Фронтальная работа, прием «корзина идей».

-Каковы ваши дальнейшие действия?

-Какие задачи хотите поставить перед собой?

-Чему сможете научиться на этом уроке в плане общения?

  1. Больше узнать о В.Ф. Одоевском.
  2. Сравнить литературную и народную сказку (найти общее и различное).

Определяет  умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала; определяет круг своего незнания; корректирует с по- мощью учителя

Организует и координирует работу учащихся; коррек- тирует поставленные цели; включает уча- щихся в обсуждение проблемных вопросов

III этап.

Открытие новых знаний

Работа с текстом об В.Ф. Одоевском

Технология смыслового чтения, работа информационной таблицей

Для решения первой задачи требуется поработать с текстом «Владимир Федорович Одоевский»

После прочтения текста нужно кратко   заполнить таблицу, и поставить значки значки «+» – « уже знал» «!» – «узнал новое»;

Обсуждение.

Читает, осуществляет поиск информации, анализирует, вносит необходимые сведения в соответствующие графы таблицы.

Обеспечивает контроль за выполнением задания

Работа со словарем сказки

Групповая работа; презентация слов группами.

-Какие слова при прочтении сказки вам были непонятны? Где можно узнать или уточнить их лексическое значение?

-Какой словарь больше подходит

Почему?

- Составим толковый словарик к сказке. Какие правила нужно вспомнить? – Располагать слова по алфавиту в начальной форме.

Воспользуемся словарем Даля. Чте- ние слов и объяснение их лексического зна- чения.

Самостоятельно определяет и называет незнакомое слово; осуществляет поиск информации.

Организует и координирует работу группы

Физминутка.

 Игра «Растущий цветок».

Игровая, здоровьесберегающая.

Выслушивает и принимает правила-инструктаж; выпол- няет их.

Организует и координирует деятельность учащихся.

Слушание и чтение вслух. Исследование сказки 

В.Ф. Одоевского.

Слушание, чтение «цепочкой»; прием «мозговой штурм»; деловая игра.

-Для решения третьей задачи исследуем сказку В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» и сравним ее с народной сказкой.

-Прочитайте сказку и определите ее главную мысль.

- Назовите главных героев сказки.

-Проведите исследование содержания сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» и запишите результаты в таблицу.

Исследовательская работа первой группы: составление и сравнение плана на- родной сказки и сказки Одоевского.

Исследовательская работа второй группы: особенности композиции народной сказки и сказки Одоевского

Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; работает в группе; сотрудничает, осуществляет поиск информации, результаты записывает в таблицу; делает вывод.

Организует и координирует деятельность учащихся

Организация восприятия и осмысления новой информации, усвоение исход-  ных знаний. Вывод.

прием «устная презентация».

- Вы завершили исследование, сделали открытие! И, как настоящие ученые, поделитесь с одноклассниками результатами  своего исследования.

Вывод (закончить фразу-конструкт):

  1. Сравнив планы сказки В.Ф. Одоевского» и народной волшебной сказки, мы выяснили, что…
  2. Сказка В.Ф. Одоевского» имеет элементы народной сказки, так как…

Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности; строит речевое высказывание в устной и письменной форме

Организует и координирует деятельность учащихся

IVэтап.

 Итог урока.

Рефлексия деятельности

Цель – подвести итог проделанной работы

Индивидуальная работа

- Подумайте, какие цели вами достигнуты, над чем вам нужно еще поработать, что пока не удалось.

На уроке я узнал(а)… понял(а)… научился(лась)…

«Билетик на выход».

Узнал….вспомнил…, понял…., научился…

Организует и координирует деятельность учащихся

V этап.

Домашнее задание

Индивидуальная работа

Прочитать сказку и подготовиться к игре «Верю- не верю»

Записывает домашнее задание в дневник.

Организует и координирует деятельность учащихся



Предварительный просмотр:

Владимир Федорович Одоевский

   Владимир Федорович Одоевский – русский писатель и общественный деятель. Родился он в Москве в 1803 году. Отец происходил из древнего княжеского рода.

   Одоевский свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками, знал латинский и древнегреческий.

 Владимир Федорович дружил с Пушкиным, Крыловым, Лермонтовым.

   Современным читателям В. Ф. Одоевский известен прежде всего как автор  автор сказок «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович», издававшихся под псевдонимом «дедушка Иреней». 

   Одоевский был одним из первых, кто начал писать специально для детей. Он даже создал целую небольшую детскую библиотечку, содержащую, кроме сказок, еще и рекомендации для устройства всяких любопытных приспособлений и поучительные объяснения разных явлений природы.

    Еще он занимался вопросами устройства деревенских школ.

Владимир Федорович писал статьи по музыке, а также создал несколько музыкальных произведений.

   Скончался В. Ф.Одоевский 27 февраля 1869 г. в Москве.

Вопрос

Твой ответ

Уже знал +

Узнал новое!

Каковы годы жизни Владимира Федоровича Одоевского?

Кем по происхождению был отец Одоевского?

Сколько языков знал В. Ф.Одоевский?

С кем из русских писателей был знаком Владимир Федорович?

Какие  сказки  В. Ф.Одоевского считаются самыми известными?

Под каким псевдонимом писал свои сказки В. Ф.Одоевский?

Каковы заслуги Владимира Федоровича Одоевского в литературе?



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

План сказки

Волшебная народная сказка

«Мороз Иванович»

Сказка В.Ф. Одоевского

«Мороз Иванович»

1.Жили- были две девочки

2. Беда с Рукодельницей

3. Три волшебные встречи

4.Служба  у Мороза Ивановича

5. Награда за работу

6.Ленивица в гостях у старика

7. «Заслуженная» награда

 

Особенности композиции сказки

 Народная сказка

«Мороз Иванович»

Сказка В.Ф. Одоевского

«Мороз Иванович»

1.Присказка

2.Зачин

3.Развитие действия

4.Концовка (поучение)

Песенные вставки

Повторы

Волшебные помощники

Чудесные превращения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Од о евский Владимир Федорович «Мороз Иванович»

Слайд 2

План действий исследователя : Определяем тему исследования . Определяем задачи . Наблюдаем, исследуем, ищем информацию . Анализируем . Делаем вывод .

Слайд 3

Од о евский Владимир Федорович «Мороз Иванович» Русская народная сказка «Мороз Иванович»

Слайд 4

«Что за прелесть эти сказки!» народная литературная сказка Писатель , сказитель , создана раньше , создана позднее , волшебные вещи , повествование о вымышленных событиях , противостояние.

Слайд 5

Сегодня на уроке я -узнал…. -вспомнил…. -понял… -мне понравилось… -мне было интересно…