Мои печатные работы
Мои печатные работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фотография, как фактор развития мотивации учащихся на уроке литературного чтения в 3 классе «Унылая пора…»
Еремеева Ольга Викторовна, МБОУ школа №34, городского округа г.Воронеж
Одна из самых больших проблем возникающих в работе с детьми – формирование мотивации познавательной деятельности. Конечно, этому вопросу посвящено большое количество страниц в психолого-педагогической литературе. Но, как показывает практика, не все легко переносится в практику работы в школе. Один из возможных вариантов, наработанных нами мы и предлагаем.
В начале урока детям предлагается рассмотреть фотографии и проследить связь между ними.
Учащиеся рассуждают и высказывают свое мнение. И в ходе беседы, мы приходим к выводу, что любимое время года А. С. Пушкина – осень.
Осень действительно для поэта была самым любимым временем года. Именно осенью, он написал больше всего своих произведений. Об этом времени он говорил: «Осень — пора моих литературных трудов». Природа была его музой, вдохновляла его. Все свои мысли, чувства к ней А. С. Пушкин выражал через свои стихотворения.
Обсуждаем фотографию с пером и чернильницей, приходим к выводу, что А. С. Пушкин жил во времена, когда еще не было электричества и шариковых ручек. И свои бессмертные произведения он писал при свечах, используя перо и чернильницу.
Первичное чтение стихотворения А. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье...».
Унылая пора! Очей очарованье!..
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Дети слушают и пытаются проследить связь стихотворных строк с фотографией осеннего пейзажа.
В ходе работы, мы совместно с детьми разбираем значение слов багрец, мгла, сени?
Слово багрец произошло от слова багряный, обозначающего оттенки красного цвета.
Мгла – непрозрачный воздух (по С.И. Ожегову).
Сени – в деревенской избе в старину называли помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Работаем с фотографией осеннего пейзажа, отвечая на вопросы.
-Какие картины вы увидели в этом стихотворении?
-Какие слова помогли увидеть эти картины?
-Какие слова из прочитанного произведения можно подобрать к данной фотографии?
-Почему осень названа унылой порой?
-Подберите слова, близкие по смыслу к слову – унылая.
-Радостная ли картина получается?
-Как вы думаете, что такое очи?
-Почему такую грустную картину мы наблюдаем очами?
-Нравится ли А. С. Пушкину осень?
-Какие слова помогают это увидеть?
-Какой он увидел осень?
-Ни одно время года не имеет такой палитры красок, как осень. Какие краски преобладают в осеннем пейзаже? Какое настроение они создают?
Подбираем выразительные синонимы к словам, обозначающим цвет:
желтый (золотой, лимонный, янтарный)
красный (багровый, багряный, пурпурный, бордовый)
зеленый (изумрудный, малахитовый)
голубой (лазурный, бирюзовый)
делаем попытки озаглавить пейзаж на представленной фотографии.
И вновь возвращаемся к строкам А.С. Пушкина.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
Выясняем, что автор пытался передать этими словами?
Действительно, осень бывает унылой: с монотонными дождями, низкими серыми тучами, промозглой сыростью и ветром. Но никакое другое время года не может сравниться с яркими торжественными красками «очаровательной» золотой осени.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
«Ветра шум и свежее дыханье» приносят сердцу поэта весть, что природа начинает готовиться к долгому зимнему сну. Однако кого могут испугать «отдаленные седой зимы угрозы», если все великолепие природы раскрывается перед нашими глазами?! С уходом лета мы начинаем ценить «и редкий солнца луч», и остывающее тепло дня. Прохлада вечеров, а вслед за ними и первые морозы лучше всяких слов убеждают ценить каждую секунду все укорачивающихся дней.
В конце занятия, проводим обобщающую беседу.
Итог нашей работы – вопросы и наработки детей, позволяющие сделать вывод, что детям было интересно