Инновационная деятельность на базе КФУ
Целью данной технологии является: формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования и повышение эффективности образовательного процесса по «Основам безопасности жизнедеятельности» путем внедрения средств информатизации и достижение 100% успеваемости в 10-11 классах.
Задачи, решаемые технологией:
· развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учёбы;
· организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе;
· увеличение наглядности при рассмотрении новой темы;
· облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_15.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шеморданский лицей»
Сабинского муниципального района РТ"
Технология использования
информационно компьютерных технологий
на уроках Основ безопасности
жизнедеятельности в старших классах
Методическая разработка
Автор: Валиуллин Делюс Миндельевич,
преподаватель-организатор ОБЖ
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
Глава I. Структура и содержание технологии использования элементов информационно компьютерных технологий в преподавании основ безопасности жизнедеятельности |
1.1. Цели и задачи, решаемые технологией |
1.2. Содержание технологии в учебном процессе |
Глава II. Реализация и результативность технологии использования информационно компьютерных технологий в Великосельской средней общеобразовательной школе |
Заключение |
Список литературы |
Введение
По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит - 25% видимой информации, когда видит и слушает - 65% получаемой информации. Необходимость применения информационно компьютерных технологий (ИКТ), которые могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека, - управление, проектирование, исследование и т.п. Необходимость ИКТ обусловлена и значительным усложнением объектов обучения.
Информационно компьютерные технологии при рациональном использовании улучшают условия труда как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время. Применение ИКТ интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс. Много новых возможностей ИКТ открывают для проведения внеучебной и досуговой работы с детьми.
Большое значение имеет организационное обеспечение ИКТ в образовательных учреждениях. Боязнь технической сложности аппаратуры и затруднений, возникающих при ее неисправности, является сильнейшим психологическим барьером для широкого использования ИКТ.
Степень применения ИКТ на уроках основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) зависит от подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличных средств, программно-методического обеспечения.
Основными задачами, которые решались в ходе исследования, были такие: построение учебного процесса с применением компьютера; определение доли учебного материала, вида представления и его реализации с использованием компьютера; способы и средства осуществления контроля знаний, оценки уровня закрепления навыков и умений; подбор и апробация информационных технологий, применяемых для реализации поставленных педагогических и дидактических задач.
Поскольку не ставилась цель перевода всего курса ОБЖ на информационно компьютерную технологию обучения, а только хотелось использовать элементы этой технологии в процессе своей преподавательской деятельности, то оказалось достаточным переработать лишь часть специально избранных, тяжёлых для обучения тем. Итогом разрешения этих проблем и личного опыта применения элементов компьютерных технологий в преподавании Основ безопасности жизнедеятельности в старших классах школы явилась данная технология.
Глава I. Структура и содержание технологии использования элементов ИКТ в преподавании основ безопасности жизнедеятельности
1. 1. Цели и задачи, решаемые технологией
Человек сегодня нуждается не только в новых практических навыках и теоретических знаниях, но и в способности постоянно совершенствовать эти знания и навыки. Другими словами, человечеству необходимо усвоить и всячески развивать культуру обучения в течение всей жизни. Новые информационные и коммуникационные технологии разрушают рамки традиционного образовательного процесса. Образование нельзя больше считать ритуалом, характерным только для ранней стадии жизни человека. Применение ИКТ ведет к преодолению возрастных, временных и пространственных барьеров и несет каждому возможность учиться в течение всей жизни.
Целью данной технологии является:
- формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования и повышение эффективности образовательного процесса по «Основам безопасности жизнедеятельности» путем внедрения средств информатизации и достижение 100% успеваемости в 10-11 классах.
Задачи, решаемые технологией:
- развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учёбы;
- организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе;
- увеличение наглядности при рассмотрении новой темы;
- облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.
Возникает необходимость исследовать возможности применения ИКТ при изучении предмета ОБЖ. Искать новые способы, формы, методы их внедрения и использования в учебном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Необходимыми условиями для реализации технологии являются:
- наличие в школе средств ИКТ и возможность использования их учителем ОБЖ в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала;
- владение учителем ОБЖ основами информационно-коммуникационных технологий;
- развитая информационная среда образовательного учреждения;
- смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта;
- владение учащимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.
К ожидаемым результатам и последствиям можно отнести создание дополнительных возможностей использования проблемного метода обучения, реализацию принципа личностно-ориентированного обучения, повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, и как итог – достижение 100% усвоения материала всеми обучаемыми.
- Содержание технологии в учебном процессе
Для принятия обоснованного решения по выбору степени компьютеризации учебного процесса, собираются определенные данные об учащихся, о современных методах обучения, о сопутствующих организационных и окружающих факторах, чтобы создать основу для следующей стадии – проектирования урока.
Необходимые данные и информация, которые собираются и анализируются, включают в себя:
- Кого буду учить? Индивидуальные характеристики учащихся, учитываемые при проектировании системы обучения с помощью компьютера, такие как уровень образования, специальные навыки, способность к обучению и предварительная подготовка(Помогает психолог. В школе создана служба психолого-педагогического сопровождения).
- Как буду учить? Имеющиеся учебные материалы, такие как учебники, методические пособия и учебные планы. В таких материалах содержится описание уже существующих методов обучения, и их можно использовать для выявления качеств этих методов. Способы промежуточного и этапного контроля.
- Чему буду учить? Материал по изучаемым темам, который предполагается использовать. Знания, умения и навыки, которые требуют обучения, а также ожидаемые результаты обучения в письменной или электронной форме.
- Где буду учить? Класс, компьютерный класс, другое место. Факторы окружения и факторы структуры учебной деятельности, которые могут влиять на цели обучения.
- Зачем учить? Помочь формированию у обучаемых целостной системы универсальных ЗУНов, то есть ключевых компетенций, определяющих безопасную жизнедеятельность в современном обществе. Увязать теоретические знания с жизненным опытом.
При проектировании процесса обучения, решается, каким образом будет преподаваться материал. То есть выбирается подходящий способ преподавания, основанный на индивидуальных особенностях ученика и виде преподаваемого материала.
После анализа данных приступаем к проектированию урока. Результат работы оформляется в виде плана урока, с чётко прописанным использованием персонального компьютера (ПК) и программного обеспечения. При этом происходит продумывание использования комбинации индивидуального и группового методов обучения и контроля. Также учитываются требования санитарных правил и норм, по которым время работы ученика за дисплеем, не должно превышать в сумме 30 минут. Учитываются результаты психологических тестов класса, по которым устойчивость внимания учащихся не превышает 10 минут.
Данная технология предлагает большое разнообразие содержания учебного процесса:
- видео и анимационные фрагменты-демонстрации эпизодов чрезвычайных ситуаций (ЧС), приёмов оказания первой медицинской помощи (ПМП), включаемые в презентации, всевозможные компьютерные программы по ОБЖ, сайты Internet;
- материалы для тестового контроля;
- комплекты задач для самостоятельной и групповой работы;
- использование исторического и справочного материала;
- наборы нестандартных, творческих заданий, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;
- анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого материала.
Творческими заданиями для учащихся, как вариант, являются создание ими опорных конспектов, слайдов и кроссвордов к учебным темам, информационных сообщений с иллюстрациями и их рецензирование, оформление буклетов с ситуационными рекомендациями.
В учебном процессе используется весь комплекс средств обучения, но компьютеру отводится системообразующая роль, что связано с его возможностями:
- мультимедийного представления учебного материала;
- моделирования изучаемых явлений в реальном времени;
- разнообразия видов учебной деятельности, реализуемых компьютерными программами;
- интерактивностью, т.е. немедленной реакцией на действия учащегося;
- наличием постоянной обратной связи между учеником, компьютером, и учителем;
- обращением к удалённым источникам информации (в том числе – Internet).
Использование специального мультипроектора позволяет проецировать изображение на большой экран не только с компьютера, но и видеомагнитофона, видеокамеры. Что обеспечивает важное условие развивающего обучения.
В педагогической практике уже успела оформиться примерная структура вариантов урока с использованием информационно – компьютерных технологий:
Урок изучения нового материала.
- Актуализация знаний;
- Объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере
(используется один компьютер и компакт-диск); - Первоначальное закрепление знаний;
- Подведение итогов;
- Задание на дом и инструкции по его выполнению.
Урок повторения пройденного материала.
- Актуализация знаний;
- Творческие лаборатории (по парам или группам поиск информации на компакт-диске или в Интернет на заданные темы – используется компьютерный класс);
- Рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и мультипроектор);
- Подведение итогов;
- Задание на дом и инструкции по его выполнению.
Для проведения такого рода уроков требуется класс с хорошей подготовкой в области информационных технологий.
Урок контроля и проверки знаний
- Творческая работа (индивидуально или по группам – написание эссе, заметки на заданную тему; обсуждение проблемы – анализ источников, документов) – 15 мин;
- Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс) – 10 мин;
- Подведение итогов;
- Задание на дом и инструкции по его выполнению.
Однако в практической деятельности преподавателя ОБЖ не всегда можно использовать один из этих вариантов в чистом виде, поскольку на изучение каждой темы отводится один урок.
Чаще всего используется комбинированный урок, созданный из первого и третьего вариантов.
- Проверка выполнения домашнего задания;
- Закрепление материала прошлого урока и выравнивание знаний – 5 минут;
- Актуализация знаний – 3 минуты;
- Объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере;
(используется один компьютер и презентация или компакт-диск) – 10 – 15 минут; - Первоначальное закрепление знаний – 5 минут;
- Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс) – 5 мин;
- Подведение итогов;
- Задание на дом и инструкции по его выполнению.
Итак, основными этапами всех видов уроков являются: организационный этап, этап проверки домашнего задания, этап всесторонней проверки знаний, этап актуализации знаний и подготовки к усвоению новых знаний, этап усвоения новых знаний, этап закрепления новых знаний и этап информирования о домашнем задании и инструктажа по его выполнению. (Схема 1)
Схема 1
Этапы комбинированного урока
Рассмотрим содержание основных этапов уроков:
Организационный этап
Показатели выполнения дидактико – психологической задачи этапа:
- доброжелательный настрой учителя и учащихся;
- быстрое включение класса в деловой ритм;
- организация внимания всех учащихся;
- кратковременность организационного момента;
- полная готовность класса и оборудования к работе.
Ролевая игра: «дежурный системный администратор». На данном этапе важно, чтобы учащиеся не «отнимали» время урока на ввод логина и пароля в программе, не инсталлировали программы, а занимались именно предметом, но на компьютере. И в этом мне помогает дежурный системный администратор, который выбирается из числа учеников, достаточно хорошо разбирающегося в компьютерных хитростях. Именно он и подготавливает компьютерный класс к уроку: загружает, инсталлирует, устанавливает…
Этап проверки домашнего задания
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:
- выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени (3-5 мин.), устранение типичных ошибок;
На данном этапе проверяется следующее:
Электронное домашнее задание. Его не обязательно выполнять дома – можно использовать мощности школьного компьютерного класса. Сохранение электронных домашних работ занимает мало времени. Предложено несколько дополнительных критериев оценки выполненного домашнего задания «по сохранению» своей работы каждым учеником: - самооценка (папки «Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно»), - интерес («интересно», «неинтересно») и т.п. Создав заранее в своей именной папке систему дополнительных папок, можно получить интересные результаты на этапе сдачи домашней работы в электронном виде.
Этап всесторонней проверки знаний
Проверять необходимо не столько память, сколько мышление ребенка, ибо самая-то суть обучения состоит в развитии мышления. Опрос должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике. Важным приемом является организация рецензирования учащимися своих товарищей.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:
- проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике;
- рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях;
- активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, актуализация попутных знаний.
Широкое привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без четкой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала, взаимосвязи его с другими школьными предметами.
Этап усвоения новых знаний
Для достижения положительных результатов используются следущие приёмы и способы:
- Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения. Максимальное творческое участие учащихся. Использование сменных диалогических пар.
- Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала.
- Систематизация новых для учащихся знаний.
- Воспитание навыков рациональной учебы.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:
- качество ответов учащихся на следующих этапах урока;
- активное участие класса в проведении итоговой беседы или самостоятельной работы.
Этап закрепления новых знаний
Чтобы достигнуть положительных результатов необходимо:
- Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.
- Обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с просьбой: дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.
- Умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями.
Этот этап урока важен, прежде всего, тем, что на нем наиболее рельефно выступают результаты урока, его эффективность.
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Для достижения положительных результатов, соблюдаются условия:
- Обязательно и систематически выполнять этот этап в границах урока, до звонка, иногда в середине урока.
- Задание дается только при полном понимании класса.
Глава II. Реализация и результативность технологии использования ИКТ в Шеморданском лицее
Продолжительность работы за компьютером ограничивается на уроке 2 – 3-мя приёмами по 9 – 12 мин. Частое кратковременное обращение в ходе урока к компьютерным программам, поддержанным другими, привычными средствами обучения, снимает у ребят «синдром компьютерной тревожности». Это боязнь работы с компьютером, нерешительность в действиях с ним, что крайне важно преодолеть человеку ещё в школьные годы.
Особые требования предъявляются к качеству используемой наглядности. Наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого материала. Новое, теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем восприятия компьютерного материала. При этом необходимо обращением, вовремя поставленным вопросом, направлять восприятие и мысль обучаемых к нужным теоретическим выводам.
Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.
В результате работы с программным обеспечением различного типа, были сформулированы следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:
- Программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателю, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.
- Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.
- Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео и аудио фрагменты и т.д.)
В итоге, оказалось, что этим требованиям отвечает программа Power Point из пакета Microsoft Office. Она легка в освоении и позволяет любому учителю ОБЖ, владеющему навыками работы в одной из программ входящих в Microsoft Office, стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета.
В ходе практической работы все программы постепенно были сведены к двум основным типам:
- Компьютерный диафильм с использованием элементов анимации, для комбинированного урока.
- Классические компьютерные презентации в поддержку программ ОБЖ на CD- дисках, для проведения уроков в компьютерном классе или внеклассной работы.
Как показывает опыт [3,4], компьютерные технологии обучения, при правильном их использовании, обеспечивают целый ряд преимуществ (по сравнению с обычным вариантом обучения), из которых, пожалуй, наиболее важными являются следующие:
- реальная индивидуализация учебного процесса по содержанию материала, объемам и темпам его усвоения;
- активизация учащихся при усвоении учебной информации за счет индивидуальной работы с ними в интерактивном режиме;
- повышение эффективности использования учебного времени (в плане скорости формирования умений и навыков и их устойчивости);
- положительная мотивация обучения за счет комфортных психологических условий работы учащегося, регулярности и массовости контроля знаний, объективности оценки;
- гуманизация учебного процесса (в плане большего соответствия различных его сторон психофизиологическим особенностям человека);
- изменение характера труда преподавателя, в частности, сокращение рутинной и усиление творческой составляющей его деятельности;
- адекватность воспитательных действий за счет использования и сопоставления различных данных о личности учащегося [10].
Систематическое использование ИКТ на уроке ОБЖ привело к целому ряду любопытных последствий:
- Повысился уровень использования наглядности на уроке.
- Повысилась производительность урока.
- Приходится больше внимания уделять логике подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся.
- Изменились к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от ОБЖ, особенно с увлеченными ПК.
- Изменилось отношение учеников к ПК, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начали воспринимать его в качестве универсального инструмента для учёбы.
Итоги анкетирования, проведенного среди учащихся 10 – 11 классов нашей школы, наглядно отражены в следующей диаграмме, характеризующей самооценку учащихся по приобретению общепредметных навыков в ходе изучения курса ОБЖ (Схема 2):
Схема 2
Самооценка учащихся в курсе ОБЖ
1- Понимаю, какая информация нужна к уроку, где и как её искать.(100%)
2-Умею отсекать недостоверную, устаревшую, бесполезную информацию. (97%)
3-На основе имеющихся знаний и полученной информации научился создавать
новые ясные и чёткие представления и знания.(83%)
4-Могу поделиться своими знаниями с окружающими, в том числе создавая свои источники информации.(71%)
5-Научился заниматься более эффективно, используя для этого информационные технологии.(100%)
6- Научился работать как самостоятельно, так и в команде с использованием приёмов индивидуальной или коллективной деятельности. (85%). Результаты применения элементов компьютерных технологий положительно сказались на динамике преподавания предмета ОБЖ. В классах исчезают двойки и тройки, повышается сплочённость класса, растёт личная самооценка учащихся.
Система обучения с использованием информационных технологий имеет ряд преимуществ:
– дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного образования; предполагает дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны, каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала;
– повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;
– гарантирует непрерывную связь в отношениях «учитель-ученик»;
– способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);
–повышает мотивацию учения;
– способствует развитию у учащихся продуктивных, творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей, формированию операционного стиля мышления;
– позволяет уменьшить непроизводительные затраты живого труда учителя, который в этом случае превращается в технолога современного учебного процесса, в котором ведущая роль отводится не столько и не только обучающей деятельности педагога, сколько учению самих учащихся.
Применение в практике встроенных в мультимедийный учебник, тестирующих программ разного уровня усиливают контролирующие функции учебного курса, облегчают деятельность учителя и создают эффективную обратную связь, укрепляющую уверенность учеников в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Игровые компоненты, включаемые мною в ход урока, активизируют познавательную деятельность учащихся и усиливают усвоение материала.
Таким образом, трехлетняя практика в гимназии показала, что, при условии систематического использования электронных мультимедиа учебников в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями, значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.
В ходе апробации технологии, выяснилось, что для получения заметного суммарного результата от внедрения компьютерных технологий обучения необходимо выполнение ряда условий:
- Регулярность применения ИКТ на уроках ОБЖ – компьютер должен быть привычным для учащегося учебным средством, не вызывающим затруднений и повышенного ажиотажа: средняя частота обращения к компьютеру − один урок в две недели.
- Полнота программного методического комплекса (ПМК) по дисциплине – это требование включает два аспекта: с одной стороны, комплекс должен содержать программные педагогические средства, разнообразные по назначению, чтобы обеспечить поддержку различных сторон процесса обучения. С другой стороны, комплекс должен быть достаточным по объему, чтобы обеспечить систематичность использования компьютера на уроках.
- Время для самостоятельной работы – помимо использования на уроках ОБЖ, учащемуся должна быть предоставлена возможность самостоятельной работы с компьютером во внеурочное время. Это позволит ученику выполнить повторно те задания, которые вызвали затруднения на уроке, провести самостоятельной исследование, поиск информации по заданию преподавателя и т.д.
Заключение
Проведенное исследование использования элементов компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ в средней школе, позволило видоизменить весь процесс обучения.
Современные средства обучения (компьютеры, телекоммуникационные средства связи, необходимое программное и методическое обеспечение) предоставили мне возможность интенсифицировать занятия разных форм обучения, но лучшие результаты показали при организации самообучения обучающихся в роли методического и организационного обеспечения самостоятельной работы. Компьютер позволил строить обучение в режиме диалога, реализовать индивидуальное общение с обучаемым, опирающееся на его модель и базовые знания.
В качестве средства деятельности, компьютер используется как консультант педагога, при принятии мной решений, относящихся к диагностике учащегося, оценке учебного материала, выбору метода обучения и технологии, а это существенно усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, повышает индивидуальность и интенсивность обучения.
Компьютер облегчает деятельность, как преподавателя – организатора курса ОБЖ в школе, храня массу данных и программ, необходимых мне в работе, помогая быстро подготовить планы, отчёты, донесения и проекты приказов, по сути своей – это целый рабочий комплекс, обеспечивающий быстрый поиск нужной информации и её представление в удобном для пользователя виде.
Применение ИКТ в обучении способствовало раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.
Главным итогом применения данной технологии в учебном процессе считаю:
- Возросший уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;
- Положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ;
- Обозначившаяся объективная направленность деятельности учеников на развитие своей личности;
- Появление и рост у учащихся познавательного интереса;
- Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
Поэтому, на вопрос «Нужен ли компьютер на уроке ОБЖ?», я с полной ответственностью заявляю: «Он необходим!»
Список литературы:
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989г.
- Беспалько В.П., Образование и обучение с помощью
компьютера.(педагогика третьего тысячелетия) М., 2002г. - Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и
перспективы. − М., 1997. - Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Дидактические модели
проведения уроков с применением интернет-технологий и мультимедиа
средств // Открытое и дистанционное образование. – 2004. – N3 (15). – С. 5-8. - Демкин В.П., Можаева Г.В., Яковлева А.Г. Адаптивное обучение на основе информационных технологий // Телематика-2003. Труды Х Всероссийской
научно-методической конференции. Т. 2. С.400-401. - Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. − М., 1998.
- Катышева И.А. Вопросы компьютеризации образования // Вопросы
психологии. −1996. − №5. −С. 73. - Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат
//Информатика и образование. −2003. − №4. − С. 22. - Лазарев и др. Новые информационные технологии обучения и деятельностные
подходы к проектированию//Народ.образование N10, 1991г. - Панюкова С. В. Концепция реализации личностно ориентированного
обучения при использовании информационных и коммуникационных
технологий. — М.: Изд-во ИОСО РАО. 1998, —120 с. - Стариченко Б.Е. Компьютерные технологии в образовании: инструментальные
системы педагогического назначения: Учебное пособие − Екатеринбург, 1997. – 108 с. - Суд над системой образования: стратегия на будущее: сб./под ред.
У.Д. Джонсона, М., 1991г./ - Приказ Министра образования «О порядке применении требований
нормативов СанПиН 2.2.2.542-96 в образовательном процессе». М., 1997г.
Приложение
Вариант урока с применением компьютерного диафильма
с использованием элементов анимации.
10 КЛАСС. ОБЖ
ТЕМА: Современные средства поражения, их поражающие факторы,
мероприятия по защите населения.
Урок 1: “Ядерное оружие и его поражающие факторы” (40 минут)
Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание и выработка умений и навыков по применению полученных знаний.
Задачи:
- обучающие – рассмотреть разновидности ядерного оружия, познакомить учащихся с разрушительным действием ядерного оружия; рассмотреть вопросы, связанные с поражающими факторами ядерного оружия; дать характеристику поражающим факторам;
- развивающие – обучить учащихся как необходимо действовать при ядерном взрыве;
- воспитывающие – воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье свое и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
Оборудование и наглядные пособия:
- ПК с мультимедийным проектором.
- Презентация к уроку.
- Набор тестовых заданий на компьютере или бумаге.
Ход урока:
Этапы урока / | Деятельность учителя | Что делают ученики |
I этап: организационный (2I) | Организация начала урока. | Готовятся к уроку (тетради, учебники, ручки, карандаши, дневники) |
II этап: Слайд № 4. | Проверяет папки с работами, пока ученики слушают сообщение. Просматривает: •Рецензии на сайт МЧС РФ в интернете. •Какие сайты с названием «Гражданская оборона» вы встретили? Организует демонстрацию лучших работ. | Сообщения «Условия и история создания гражданской обороны». |
II этап: Слайд № 5. | Фронтальный опрос:
Кто является Начальником ГО в школе? | Отвечают на вопросы, следят за ответами товарищей, активно участвуют в обсуждении. Рефлексивная оценка результата. Находят пропуски в своих знаниях. Уточняют детали. |
IV этап: подготовка учащихся к усвоению нового материала (21 ) Слайд № 6. | Актуализация межпредметных знаний - Физика: Устройство атома; | Отвечают на вопросы, следят за ответами товарищей, активно участвуют в обсуждении. Вспоминают знания, способствующие усвоению темы урока. В 1896 году французским физиков Антуаном Беккерелем было открыто явление радиоактивного излучения. |
V этап: | ||
Слайд № 7. | Тема сегодняшнего урока “Ядерное оружие и его поражающие факторы”. Итогом нашего урока будет проверочная работа по тестам. Поэтому я перед вами ставлю следующую задачу: “Внимательно прослушать материал урока, сделать в тетради необходимые записи и в результате урока правильно заполнить тесты”. На основных понятиях по теме урока я буду останавливаться. | Запись в тетради даты и темы урока. Цель урока (проговаривается |
Слайд № 8 | 1. Исторические данные Когда был произведён первый атомный взрыв? Оценка 1-ому докладчику Итак, ……… сказал, что новое оружие готово к применению. Что же оно из себя представляет? | Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Запись в тетрадь (выделенное жирным шрифтом) |
Слайды № 9-10 | 2. Ядерное оружие. Ядерное оружие – это оружие массового поражения взрывного действия. | Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Делают записи в тетрадях. |
Слайд № 11 | Поражающим фактором ядерного взрыва являются: | Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Делают записи в тетрадях. |
Слайд № 12 | 1. Ударная волна – основной поражающий фактор. Большинство разрушений и повреждений зданий и сооружений, а также массовые поражения людей обусловлены, как правило, ее воздействием. Ударная волна представляет собой область резкого сжатия воздушной среды, распространяющейся во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью (более 331 м/с). Передняя граница сжатого слоя воздуха называется фронтом ударной волны. Под воздействием ударной волны люди могут получить легкие поражения (ушибы и контузию); поражения средней тяжести, требующие госпитализации (потеря сознания, повреждение органов слуха, вывихи конечностей, кровотечение из носа и ушей); тяжелые травмы (сильные контузии всего организма, переломы костей, поражение внутренних органов); крайне тяжелые поражения, часто со смертельным исходом. | Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Делают записи в тетрадях. |
Слайд № 13 Иллюстрации по световому излучению. | 2.Световое излучение – это поток лучистой энергии, включающий видимые, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Оно образуется раскаленными продуктами ядерного взрыва и раскаленным воздухом, распространяется практически мгновенно и длится, в зависимости от мощности ядерного взрыва, до 20 секунд. Сила светового излучения такова, что оно способно вызывать ожоги, поражение глаз (временную слепоту), возгорание горючих материалов и объектов. | Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Делают записи в тетрадях. |
Слайд № 14 Иллюстрации по воздействию проникающей радиации и слою половинного ослабления. | 3. Проникающая радиация – это поток испускаемых при ядерном взрыве гамма – лучей и нейтронов. Воздействие данного поражающего фактора на все живые существа (в том числе и на человека) состоит в ионизации атомов и молекул организма, что приводит к нарушению жизненных функций отдельных органов, поражению костного мозга, развитию лучевой болезни. | Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Делают записи в тетрадях. |
Слайд № 15 Иллюстрации по радиоактивному заражению местности. Зоны заражения. | 4. Радиоактивное заражение местности происходит за счет радиоактивных веществ, выпадающих из облака ядерного взрыва. Опасность поражения людей в районах радиоактивного заражения местности может сохраняться продолжительное время – дни, недели и даже месяцы. Заражение местности зависит от вида взрыва. Наиболее опасен наземный взрыв. Здесь сильна так называемая наведенная активность. Она увеличивается за счет вовлечения частиц грунта в облако взрыва, и вместе с осколками деления они вызывают радиоактивное заражение за пределами района взрыва. Масштабы и степень заражения местности зависит от количества, мощности и вида ядерного взрыва, метеорологических условий, от скорости и направления ветра. Например, при взрыве мощностью в 1 мегатонну испаряется и вовлекается в огненный шар около 20 тысяч тонн грунта. Образуется огромное облако, состоящее из большого количества радиоактивных частиц. Облако перемещается. Радиоактивные частицы, выпадая из облака на землю, образуют зону радиоактивного заражения. Этот процесс длится в течение 10–20 часов после взрыва. | Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Делают записи в тетрадях. |
Слайды № 16, 17, 18 . | Итак: вы себе пометили в тетради основные поражающие факторы ядерного взрыва: Второе ядерное испытание было уже произведено на людях в конце второй мировой войны. О взрыве в Хиросиме расскажет…………… После сообщения ответите на вопрос: Что является результатом воздействия проникающей радиации и радиоактивного заражения местности на организм человека? | Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ ученика, делают пометки в тетрадях. 2 – ой докладчик. Ответ после прослушивания доклада: “Лучевая болезнь”. |
Слайды № 18,19. Последствия бомбардировки. Иллюстрации видов взрывов. Демонстрация видеоматериала о взрыве в Нагасаки | Взрыв в Нагасаки …………………… Оценка 3-ему докладчику. 3. Характеристика ядерного взрыва. Вопрос из курса физики: Что лежит в основе ядерного взрыва? (межпредметная связь) В результате ядерного взрыва выделяется огромное количество энергии, значительно превышающее энергию взрыва обычного боеприпаса. Понятие “Ядерное оружие” включает различные ядерные боеприпасы, средства доставки их к цели и средства управления. Средствами доставки могут выступать ракеты, авиация, артиллерия. Кроме того, ядерное оружие изготавливается в виде фугасов. - Посмотрите как это происходит. Ядерные взрывы осуществляются в воздухе на различной высоте на поверхности земли (воды) и под землей (водой). Поэтому их принято разделять на высотные, воздушные, наземные (надводные) и подземные (подводные). Точка, где произошел взрыв, называется центром, а ее проекция на поверхность земли (воды) – эпицентром ядерного взрыва. | 3-ий докладчик. “Нагасаки” Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ учителя и своего товарища. Ответ: “В основе ядерного взрыва лежит использование внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных ядерных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер- изотопов водорода”. Просмотр отрывка видеофильма. Наглядность (рисунок ядерного взрыва). |
Слайды № 20-29 Примеры способов укрытия от поражающего воздействия ядерных взрывов. Варианты изготовления ВМП, защитной одежды. | 4. Основные принципы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва. П А М Я Т К А ПОМНИТЕ: защитой от ударной волны могут служить углубления на местности, убежища, подвальные и иные прочные сооружения. | Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Составляя памятку, используют тексты слайдов презентации, делают записи в тетрадях. |
V этап: | Работа с тестами (на компьютере по пройденной теме: “Ядерное оружие и его поражающие факторы”), | Ответы на тесты. Взаимопроверка (если тесты в бумажном варианте). |
VI этап: | Учитель подводит итог урока, выставляет оценки. | Задают вопросы по теме учителю. |
VII этап: | Выучить записи в тетради. Ознакомить семью с памяткой “Основные принципы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва”. | Записывают в дневник и тетрадь. |
Приложение
Вариант урока с применением классической компьютерной презентации
Классические компьютерные презентации используются как для поддержки обучения с использованием программ ОБЖ на CD- дисках, так и для проведения уроков в компьютерном классе или внеклассной работы.
В отличие от урока, с использованием одного компьютера с мультипроектором, работа в компьютерном классе с использованием в обучении специальных обучающих программ на CD-ROM (CD- дисках), позволяет уплотнить работу учащихся и преподавателя. В этом случае идёт параллельная работа в двух группах класса – по изучению нового материала и повторению материала прошлого урока с взаимопроверкой по тестовым заданиям.
Тогда структура урока выглядит так:
- Проверка выполнения домашнего задания, групповая мягкая рейтинговая оценка.
- Актуализация знаний.
- Далее, класс делится на две группы:
- Первая группа: Уяснение нового материала и первоначальная проверка знаний
(используется компьютерный класс и компакт-диск) – 10 – 15 минут.
- Вторая группа: Закрепление материала прошлого урока. Тестирование и взаимопроверка, с последующей проверкой правильного ответа. (Каждый ученик получает сразу две оценки). Каждый ответ теста имеет ссылку на страницу учебника, для исправления пробела знаний.– 10 – 15 мин.
По прошествию выделенного времени (10-15 минут), группы меняются местами и заданиями.
- Подведение итогов.
- Задание на дом и инструкции по его выполнению.