Главные вкладки
Педагогическая находка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_zvuk_sh_starshaya_gruppa.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Тема: звук [ш]
Цель: Создать условия для подготовки детей к обучению грамоте.
Образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина). Совершенствовать умение деления слов на слоги. Научить синтезу слова ШУША.
Развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, речь, мелкую и общую моторику; координация речи с движением.
Воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: звуковые карточки, карта Звукограда, мышонок (атрибут кукольного театра), теремок, мнемотаблицы.
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, рабочие планшеты, карандаши, фишки для звукового анализа.
Ход занятия
- Организационный момент:
Воспитатель и дети сидят в кругу.
Психологический настрой
- Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
-Я хочу пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день.
2. Артикуляционная гимнастика . (4 мин.) Артикуляционная гимнастика.docx
Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим, положим блины (широкий язык лежит на нижней губе).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подуем, чтоб чай остудить (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
Индивидуальная работа (воспитатель направляет детей на правильное выполнение упражнений)
- Молодцы ребята.
Целую неделю ждал черепашонок Типтоп, чтоб отправиться в город Звукоград и познакомиться с новыми звуками. Давайте и мы, ребята, пойдем с Типтопом слушать звуки речи и находить их в словах. Но, прежде, чем пойти, вспомним правила культурного общения:
-Не кричать.
-Внимательно слушать воспитателя.
-Если знаешь ответ, подними руку.
. Итак, в путь, с любимым девизом Типтопа: «Медленно, но уверенно – вперед!»
Проходим за столы.
3. Характеристика звука «Ш». (3 мин.)
Идет Типтоп по городу, проходит мимо улиц Певцов. А какие звуки живут на этих улицах? (гласные)
Идет и напевает песенки с улиц Певцов. Споем вместе с Типтопом: А-Я, Ы-И, Э-Е, О-Е, У-Ю. А с соседней улицы раздается бухтение, зудение, гогот, жужжание, мычание, рычание и лай. Это разговаривают звуки Громкой улицы. Какие звуки живут на этой улице? (Звонкие согласные)
Топ-топ, топ-топ-топ – вместе с нами шагает Типтоп дальше, на встречу с новыми жителями Звукограда.
Пришел Типтоп на соседнюю улицу. Здесь тишина. Как он назвал эту улицу? С какими звуками улицы Тихой мы уже познакомились? (П-Пь, С-Сь, Ц, К-Кь, Х-Хь).
Смотрит Типтоп, стоит домик с синим окошечком. Интересно, какой звук здесь живет? Подошел он к домику и постучал: тук-тук-тук, тук-тук-тук, отзовись знакомый звук. Из-за шторки послышалось: ш-ш-ш. Это заговорила тихая шипелка Ш.
– Давайте произнесем этот звук.
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?
– Верно, они круглые как бублик.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?
– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш].
– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.
– Воздух теплый.
– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.
– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к голосовой машинке, скажем шшш…
–Голос спит и машинка не дрожит.
– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?
– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?
– Глухой.
– А звук [ш] твердый или мягкий?
– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. На какой звук с соседней улицы похожа шипелка Ш? (На жужжалку Ж)
Слушал Типтоп и радовался, что вы так четко и правильно определили какой это звук. Достал он свою тетрадку и стал раскрашивать. Каждый раз, перед тем, как раскрасить, долго думает, какой взять карандаш – синий или зеленый? Помогите, ребята Типтопу. А мы повесим на окошечко синюю шторку Индивидуальная работа (воспитатель показывает способ надевания, затрудняющимся детям)
4. Закройте планшеты и отложите в сторону.
Физкультминутка «Мышонок» Физминутка Прыг да скок.mp3
5 Синтез слова ШУША
Типтоп приготовил для вас сказку. Как вы думаете, что это за сказка? (Теремок)
Стоит в поле теремок, теремок стоит в поле теремок.mp3
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю мышка бежит.
У дверей остановилась и стучит.
А звали мышку… (Шуша)
Какой первый звук? Это гласный или согласный? Каким цветом обозначим? Возьмите синюю фишку и положите перед собой.
Аналогично остальные звуки.
Чтение слова по звуковым карточкам
Сколько частей в слове ШУША? Возьмите скачущий карандашик и определите, сколько частей в этом слове.
6 Составление предложений (метод мнемотехники)
Составьте предложение со словом ШУША.
А если я изменю, знак в конце предложения и поставлю знак вопроса, каким станет предложение? (Вопросительным).
Произнесите свои предложения так, чтобы они стали вопросительными? (3-4 варианта ответа).
А если я поставлю в конце предложения восклицательный знак, каким станет предложение? (Восклицательным)
7 Упражнение в определении наличия или отсутствия звука Ш в словах, местоположения звука в слове
Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, в названиях которых есть звук Ш. Где находится этот звук?
Индивидуальная работа (воспитатель, с затрудняющимися детьми совместно находит предметы в пространстве)
8 Итог (1 мин)
Итак, Типтоп знает уже жителей трех улиц. Сегодня он очень устал, поэтому втянул головку в панцирь и решил поспать. Поспит немного, а через неделю медленно и уверенно потопает дальше. Интересно: какие звуки там живут? Но это черепашонок и мы узнаем через неделю.
- С каким звуком мы сегодня познакомились? В какие игры играли?
Оценка речевой деятельности.
- Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания.