Инновационная деятельность на базе КФУ
Присоединилась к работе РИП в октябре 2016 года. В рамках работы РИП на базе К(П)ФУ мною была выбрана следующая тема инновационной работы: «Разработка системы уроков русского языка и литературы на основе технологии развития критического мышления с использованием технологических карт».
На февраль-март 2017 года подана заявка на проведение стажировки слушателей в рамках программы повышения квалификации учителей русского языка и литературы на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» по теме: «Актуальные проблемы и современные подходы к методике преподавания русского языка и литературы в школе в условиях реализации ФГОС ОО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока с использованием технологии развития критического мышления | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родина М.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №11 ЗМР РТ»
Лирические отступления и их роль
в поэме Н.В. Гоголя « Мёртвые души».
Цели урока:
Дидактическая – формирование навыка анализа художественного произведения, его восприятия, интерпретации.
Воспитательная – способствовать формированию толерантного отношения к мнению окружающих, отработка навыка работы в группе
Развивающая – развивать способности эстетического восприятия лирического произведения, интеллектуальную, эмоциональную, мотивационные сферы личности учащихся.
Задачи урока:
Дидактическая – определить роль лирических отступлений в поэме Гоголя, через анализ и сопоставление гоголевские мотивы в творчестве писателей последующих поколений
Воспитательная – способствовать выработке умения высказывать свою точку зрения, доказывать ее; умение сопоставлять, анализировать, предполагать, делать выводы;
формировать культуру мысли, чувства, общения.
Развивающая – совершенствовать навыки устной и письменной речи.
Форма урока – творческая мастерская
Оборудование:
Презентация
Технологическая карта урока (для каждой группы) (приложение)
Листы формата А4, маркеры (зеленый, черный, синий, красный), магниты
1. Подготовка к восприятию. Слово учителя под романс, написанный на стихи Гоголя.
Гоголь Николай Васильевич - не только писатель, чьи произведения уже около двух веков являются достижением мировой литературы, но он и художник, и поэт! Проза Гоголя так звучна и мелодична, что сравнить её можно только с творением поэта! Наш славный русский язык в произведениях Гоголя преображается и становится ещё живее, ещё разнообразнее. А знаете ли вы, что сейчас звучит лиричный романс А.Журбина, написанный на стих Николая Васильевича Гоголя (Е.Гусева - Л.Серебренников)
2. Индуктор
(На доске написано слово «лирика»)
2.1. Поиграйте со словом «лирика». Подберите к нему слова-ассоциации (синонимы, однокоренные слова).(2 мин+2мин на заслушивание ответов)
(Ученики записывают в технологические карты).
/чувство, настроение, переживание, эмоции, род литературы…
2.2. Объявление цели урока
– Загадки «Мертвых душ» начинаются еще до прочтения произведения. Так, например, жанр – поэма (лиро-эпическое произведение.) С эпической (повествовательной) составляющей «Мертвых душ» мы знакомились на предыдущих занятиях.
– Какую цель вы ставите себе сегодня на уроке? (Учащиеся записывают в технологической карте задачи) Учитель на доске (3 мин.)
Понаблюдать ... за особенностями лирической составляющей поэмы
Исследовать …фрагменты лирических отступлений поэмы
Определить...роль лирических отступлений в поэме
3. Создание творческого продукта в групповом взаимодействии на основе деконструкции (работа в технологической карте.)
3.1. Прочтите отрывок из статьи Д.И.Писарева.
Д.И.Писарев писал: … Гоголь был первым нашим народным, исключительно русским поэтом; (…)лучшие современные деятели нашей литературы могут быть названы последователями Гоголя; на всех их произведениях лежит печать его внимания, слезы которого еще долго, вероятно, останутся на русской словесности.
3.2. Охарактеризуйте отношение критика к творчеству Н.В.Гоголя. Что вам показалось непривычным в характеристике писателя? Что ставит Д.И.Писарев ему в заслугу?
Обсудите в группе, запишите ваши наблюдения. Подготовьте выступление-аргументацию от группы. Сформулируйте ответ в одном предложении, используя выражения - подчеркивает, утверждает, обращает внимание. (Например, Д.И. Писарев подчеркивает исключительную поэтичность наследия Гоголя, обращает внимание на то, что лучшие деятели русской литературы могут быть названы его последователями, утверждает, что главное в наследии писателя – слезы, оставившие след на всей русской словесности) (3 мин)
3. 3.Выступление групп (около 2 мин) / записи оформляются на листах А3 и вывешиваются на магнитную доску
4. Реконструкция. Работа в группах.
Как же лирическая составляющая расширила горизонты поэмы «Мертвые души», как повлияла на современников и последующие поколения писателей России?
Групповая работа
– Прочитайте отрывок из произведения. Сами решите, как вы будете выполнять задание. Или каждый анализирует отрывк и свои выводы вносит в общий вывод, или вы вместе проделаете все этапы работы. Ваш вывод оформите в виде таблицы (5 мин)
1 группа.
А. Рассуждение о толстых и тонких (1 Глава)
Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских: имели так же весьма чисто, обдуманно и со вкусом зачесанные бакенбарды, или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то-есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали только по сторонам, не расставлял ли где губернаторский слуга зеленого стола для виста. Лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки, кое-кто был и рябоват; волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер чорт меня побери, как говорят французы; волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закругленные и крепкие. Это были почетные чиновники в городе. Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а всё прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят. Наружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать божия. У тоненького в три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь, и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. Наконец толстый, послуживши богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет. А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских всё отцовское добро.
Слова, фразы, детали | Выводы о роли отступления (О чем размышляет автор) | |
Толстые | ||
Тонкие |
Б. Задание: Есть ли в тексте рассказа «Толстый и тонкий» А.П.Чехова и в данном отрывке похожие мысли, рассуждения? Подтвердите сходство текстом рассказа «Толстый и тонкий» или объясните по-своему.
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.
— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга.— Служишь где? Дослужился?
— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?
— Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.— Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...
— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
— Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!
— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...
- Оформить ответ в Технологической карте.
2 группа.
А. Лирическое отступление автора о юности.(6 Глава)
Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: всё равно, была ли то деревушка, бедный уездный городишка, село ли, слободка, любопытного много открывал в нем детский любопытный взгляд. Всякое строение, всё, что носило только на себе напечатленье какой-нибудь заметной особенности, всё останавливало меня и поражало. Каменный ли, казенный дом, известной архитектуры с половиною фальшивых окон, один-одинешенек торчавший среди бревенчатой тесаной кучи одноэтажных мещанских, обывательских домиков, круглый ли, правильный купол, весь обитый листовым белым железом, вознесенный над выбеленною, как снег, новою церковью, рынок ли, франт ли уездный, попавшийся среди города, -- ничто не ускользало от свежего, тонкого вниманья, и, высунувши нос из походной телеги своей, я глядел и на невиданный дотоле покрой какого-нибудь сюртука, и на деревянные ящики с гвоздями, с серой, желтевшей вдали, с изюмом и мылом, мелькавшие из дверей овощной лавки вместе с банками высохших московских конфект, глядел и на шедшего в стороне пехотного офицера, занесенного бог знает из какой губернии, на уездную скуку, и на купца, мелькнувшего в сибирке на беговых дрожках, и уносился мысленно за ними в бедную жизнь их. Уездный чиновник пройди мимо -- я уже и задумывался: куда он идет, на вечер ли к какому-нибудь своему брату или прямо к себе домой, чтобы, посидевши с полчаса на крыльце, пока не совсем еще сгустились сумерки, сесть за ранний ужин с матушкой, с женой, с сестрой жены и всей семьей, и о чем будет веден разговор у них в то время, когда дворовая девка в монистах или мальчик в толстой куртке принесет, уже после супа, сальную свечу в долговечном домашнем подсвечнике. Подъезжая к деревне какого-нибудь помещика, я любопытно смотрел на высокую, узкую деревянную колокольню или широкую, темную деревянную старую церковь. Заманчиво мелькали мне издали, сквозь древесную зелень, красная крыша и белые трубы помещичьего дома, и я ждал нетерпеливо, пока разойдутся на обе стороны заступавшие его сады и он покажется весь с своею, тогда, увы! вовсе не пошлою наружностью, и по нем старался я угадать, кто таков сам помещик, толст ли он, и сыновья ли у него или целых шестеро дочерей с звонким девическим смехом, играми и вечною красавицей меньшею сестрицей, и черноглазы ли они, и весельчак ли он сам или хмурен, как сентябрь в последних числах, глядит в календарь да говорит про скучную для юности рожь и пшеницу.
Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!
Слова, фразы, детали | Выводы о роли отступления (О чем размышляет автор) | |
Рассказчик в юности | ||
Рассказчик в зрелом возрасте |
Б. Задание: Есть ли в тексте стихотворения С.Есенина и в данном отрывке похожие мысли, рассуждения? Подтвердите сходство текстом стихотворения или объясните по-своему.
Не жалею, не зову, не плачу, |
- Оформить ответ в Технологической карте.
3 группа
А. лирическое отступление о Руси и дороге. (глава 11)
И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "чорт побери всё!" -- его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога нивесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканьи, где не успевает означиться пропадающий предмет, только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем, с одним топором да долотом, снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чорт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню -- кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится, вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
Слова, фразы, детали | Выводы о роли отступления (О чем размышляет автор) | |
Дорога | ||
Русь |
Б. Задание: Есть ли в тексте стихотворения А.Блока «Россия» и в данном отрывке похожие мысли, рассуждения? Подтвердите сходство текстом стихотворения или объясните по-своему.
Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, — Как слезы первыя любви! Тебя жалеть я не умею, И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, | Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты.. Ну, что ж? Одной заботой боле — Одной слезой река шумней А ты всё та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. |
- Оформить ответ в Технологической карте.
5. Афиширование и корректировка творческого продукта / оформление результатов в общий стенд (работа маркерами: черный, зеленый, синий, красный)
– Расскажите, к каким выводам вы пришли в результате работы в группах. Слушая товарищей, дополняйте свои заключения. (7 мин)
Объяснение значения цвета в психологии
Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость.
Зеленый цвет - Люди, которые выбирают зеленый, четко и рационально выбирают свой жизненный путь
Красный цвет - олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе. Красный цвет любит быть первым
Черный цвет - Люди, предпочитающие черный – загадки. Они хотят неосознанно привлечь к себе внимание окружающих
6. Рефлексия (5 мин)
Поставьте лайк рядом с тем высказывание Н.В.Гоголя, которое в наибольшей степени отражает ваше состояние после урока:
- Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.
- Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее.
- Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят.
- ..едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
- Уча других, также учишься.
Чтение учителем
И, зная уже бессмертно,
Что время не протопить,
Хоть тяга его безмерна, –
К глазам подносить ладонь,
Тайком подводить итоги,
Подбрасывая в огонь
Пейзажи и диалоги,
Шумящие дерева,
Кресты и церквей убранства;
Как хворост или дрова –
Мосты и куски пространства;
Медлительною рукой
С начала и с середины –
С провидческою строкой
Магические картины.
И быстро шептать Христу
Про мёртвые чьи-то души.
И знать, что уже растут
На стенах глаза и уши.
И в ужасе подбегать
К печурке. И нос холодный
Почти что в неё совать,
И в позе сидеть свободной.
И видеть, томясь огнём
(О только не дописать бы!) ,
Как ночью горят и днём,
Дымясь вороньём, усадьбы.
И, вечный сжигая труд,
В слепой созерцать отваге,
Как белые буквы мрут
На чёрных витках бумаги.
Владимир Соколов
7. Д.З. Письменно ответить на вопрос: какие образы из произведений Н.В.Гоголя вы узнали в стихотворении современного поэта Владимира Соколова?
8. Благодарность за работу на уроке.