"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Использование ИКТ-технологий в процессе обучения и воспитания школьников" | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ-технологий в процессе обучения и воспитания школьников.
Информационные и коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью образования в настоящий момент.
В педагогической литературе приводятся различные определения понятия "информационная технология". Рассмотрим некоторые из них:
Информационная технология – это "процесс, связанный с переработкой информации" (В.М. Глушков).
Информационная технология – это "совокупность и последовательность методов и процессов обработки и хранения данных (информации)" (С.А. Смирнов).
Информационная технология – это "технология машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики" (В. А. Извозчиков).
В педагогической и специальной литературе приводятся различные классификации средств информационных технологий, но всеми авторами выделяются аппаратные и программные средства производства информации.
К аппаратным средствам информационных технологий относят:
- средства для записи и воспроизведения звука;
- системы и средства телефонной, телеграфной и радиосвязи;
- системы и средства телевидения, радиовещания;
- оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура;
- полиграфическая, копировальная техника;
- компьютерные средства.
Многочисленными исследованиями в области психологии доказано, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленна и лучше сохраняется в памяти.
Установлено, например, что педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальных – на 25%, совместное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом до 65%.
Потенциал компьютера как основного средства реализации ИКТ позволяет более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов. Это в свою очередь оказывает влияние, прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний – ощущения и восприятия. Сигналы, воспринимаемые органами 13 чувств, далее подвергаются логической обработке и попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Вследствие этого создается основа для успешного протекания следующего этапа процесса познания – осмысления.
На этапе осмысления использование выразительных средств ИКТ способствует формированию и усвоению понятий, доказательности и обоснованности суждений и умозаключений, установлению причинно-следственных связей и т. д.
Сохранение внимания на протяжении всего учебно-воспитательного взаимодействия является одной из актуальных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что внимание обучаемого является чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности воспитания и обучения, и указывал средства для сохранения внимания: усиление впечатления, прямое требование внимания, меры против рассеянности, занимательность преподавания.
Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к интеграции различных компьютерных средств обучения и средств ИКТ, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы, рассматриваемые как образовательные электронные издания и ресурсы (ОЭИ).
Образовательным электронным изданием (ОЭИ) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. По своему методическому назначению образовательные электронные издания и ресурсы и их компоненты можно классифицировать на:
- обучающие;
- тренажеры;
- контролирующие;
- информационно-поисковые и информационно-справочные;
- демонстрационные;
- имитационные;
- лабораторные;
- моделирующие;
- расчетные;
- учебно-игровые;
- игровые;
- коммуникационные;
- интегрированные.
Использование ИКТ на уроках позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания;
- повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Развитие человека не может осуществляться самостоятельно без целенаправленного воздействия на нее, для этого должны создаваться социально-педагогические условия — через содержание учебных предметов и различные воспитательных технологий и методик.
Направления использования ИКТ в воспитательном процессе:
- поиск и сбор информации;
- банки данных по различным направлениям воспитательной работы;
- развитие исследовательских способностей детей (создание проектов);
- формирование и развитие школьных СМИ;
- диагностика (психологическое тестирование, экспресс-диагностики);
- развитие школьного сайта;
- разработка грамот, дипломов и пр.;
- подготовка педсоветов на воспитательные темы;
- данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
- информация для классных часов;
- виртуальный музей;
- портфолио школьника;
- компьютерные карты здоровья;
- планы самовоспитания детей;
- игры, конкурсы, викторины;
- обобщение опыта.
Направления использования ИКТ в учебно – воспитательном процессе:
- самостоятельная работа;
- коллективная работа;
- ведение персональной страницы на веб-сайте;
- выполнение тестовых заданий;
- подготовка рефератов, презентаций и других;
- работа в компьютерном классе;
- использование компьютера в домашних условиях;
- организация и проведение праздничных, массовых мероприятий с использованием ИКТ.
Стремление применять ИКТ в учебной и воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.