Разработки других педагогов
tvorcheskoe_sotami_ili_kak_izbezhat_pedagogicheskoe_vygoranie
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностные «сомати» как средство от педагогического выгорания.
Все чаще и чаще в средствах массовой информации, да и в повседневной жизни, можно встретить термин «педагогическое выгорание». Приводятся предпосылки подобного состояния, причины, советы психологов и экстренная терапия. Что это, веяния времени, безысходность диалога между поколениями или потеря ценностей всего общества? Однозначно ответить трудно.
Вникнув в проблему, при помощи логического исследования и собственного опыта, пришла к интересному выводу. Педагоги, работающие с дошкольниками и младшими школьниками, менее всего подвергаются педагогическому выгоранию! А также, риск испытать негативный фактор снижается до нуля, при условии работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья! Секрет прост. Воспитатель и учитель в общении с малышами постоянно испытывает стресс. Каждый день приходится открывать мир заново. Ребенок в раннем возрасте только учится накапливать и приобретать знания. В силу возрастных особенностей и возможностей, он тоже испытывает эмоциональные потрясения. Происходит энергетический обмен и духовный контакт. Взрослый мотивирован, проявлять лучшие, положительные качества своей души. Без любви и доверия диалог невозможен! А если ваш подопечный имеет особые потребности, то есть, ребенок – инвалид, общение с ним предполагает социально – личностные компетенции. Жизнь нездорового детства отличается от нормального, потому что нередко она наполнена физической болью и душевными страданиями. Педагогические задачи в этом случае направлены на реабилитацию детей, адаптацию их среди сверстников, выявлению творческих способностей. Даже в самых тяжелых и безнадежных случаях, учитель помогает в самообразовании и самореализации ребенка, вселяет веру и надежду на исцеление. Как поводырь и старший товарищ, педагог направляет положительные чувства и качества ребенка на раскрытие таланта, развивает его характер. Постоянно совершенствуя свои профессиональные компетенции, такой учитель вряд ли выгорит в ближайшие сто лет! Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, своего рода уникальна и интересна. Постоянно происходит обновление знаний наоборот, подавляются отрицательные эмоции, рождается любовь, милосердие и сострадание. Понимание значимости этой миссии пришло через личную беду. Сначала я хотела помочь тяжелобольному сыну, скрасить его одиночество, неподвижность и оторванность от внешнего мира. Но вскоре поняла, что все дети: больные и здоровые, нуждаются в нашей мотивации ко всему новому и неизвестному. А мы, взрослые наставники, должны это делать компетентно и индивидуально. Бесталанных учеников вообще не существует на свете! Умения любить и желания преодолевать трудности мало. Важно помочь ребенку получить признания и одобрение среди сверстников. Главное - найти, что ребенку интересно. Поэтому, не ограничиваясь рамками досуговых, праздничных мероприятий, организовала на базе дошкольных групп Лиманской школы №1 театральное творческое объединение «Надежда». Первое на что обратила внимание, здоровые ребята и дети - инвалиды, легко познакомились и подружились. Этому способствовало и то, что накануне актерской работы мы вместе путешествовали по родному краю, совершали паломнические поездки, посещали семьи, в которых воспитываются неподвижные тяжелобольные ребята. Воспитывая добрые, чуткие взаимоотношения, побуждала к личностным, информационным и художественно - эстетическим компетенциям.
Дети помогали друг другу запоминать текст, не замечали неловкостей и неточностей при произношении диалогов, подсказывали, обменивались взглядами на тот или иной образ. Мне, как режиссеру, было интересно принимать детскую интерпретацию своей авторской версии сказки. Скажу больше, научилась под каждого ребенка - актера писать индивидуальный текст, присущий только его возможностям. Получалась, своего рода, коллективная работа. Эти спектакли оценивали родители и педагоги района. Ребята взрослели и творчески расцветали, просто на глазах. Многие из них и представить себе не могли, что смогут играть на сцене, не стесняясь и не волнуясь на публике. Внимая аплодисментам ликующего зала, глядя на счастливых детей, радовались и я, и родители. Каждый новый успех, творческий шаг были маленькой победой над недугом, амнистией сокрушающему горю. Что греха таить, в семьях, где проживают дети с ограниченными возможностями, духовно больны все члены этих семей. Сострадая и сообща переживая, они ежечасно подвергаются стрессу, депрессии, чувству одиночества и оторванности от внешнего мира. Как ни странно, в подобной ситуации возможно « родительское выгорание» и добровольная изоляция. Это делает несчастными всю семью, порождает обиду и вину за дитя и себя. Педагог, помогая больному ребенку, открывает многообразие его возможностей, добивается успеха и исцеляет его и всех близких.
Выздоровление возможно только при адаптационных и реабилитирующих компетенциях, которыми оперирует учитель – «сомати». Данный изотерический термин упомянут, конечно же, в переносном смысле слова. С индийского переводится «тело – камень и опыт вне тела». Сомати – это высшая форма медитации, с помощью которой человек может понять состояние своей души и тех, кто его окружает. В нашем случае это профессиональное владение различными формами педагогических компетенций и применение их на практике.
Ввиду всего вышеизложенного замечу, общение и работа с особенными детьми психологически и духовно защищает от всякого рода выгораний! Совместно реабилитируя и подготавливая больных детей к взрослой жизни, сами того не подозревая, исцеляем наше больное - здоровое общество от зла, страданий и безответной старости. Ибо Милосердие и сострадание синонимы веры, любви и надежды, а значит счастливой жизни!
Н.В. Абасова