Инновационная деятельность на базе КФУ

Салахутдинова Галия Равильевна

Будучи участником Республиканской инновационной площадки на базе Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, на этой странице я буду выкладывать материалы по теме инновационной деятельности "Информационно-коммуникационные технологии и их использование в различных видах музыкальной деятельности как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

 

 

                                                                   Количество посещений данной страницы:

 

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информация об инновационной деятельности заявителя

1.

Фамилия имя отчество педагога-новатора

Салахутдинова Галия Равильевна

2.

Фотопортрет

Описание: https://pp.vk.me/c403320/v403320264/528c/5CCGsSdtiYs.jpg

3.

Место работы (полное название образовательной организации)

МАДОУ «Детский сад № 185 комбинированного вида» Советского района г. Казани

4.

Педагогический стаж работы

32 года

5.

Квалификационная категория (подтверждает/претендует)

Высшая квалификационная категория

(подтверждает)

6.

Контактные данные: телефон, электронная почта

7.

Тема инновационной деятельности

«Информационно-коммуникационные технологии и их использование в различных видах музыкальной деятельности  как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

8.

Основная идея инновационной деятельности, её актуальность.

«Каждый участник образовательного процесса  сам  решает,  идти  в  ногу с будущим или вышагивать пятками назад» А. Гин.

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная современным образованием.  Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в детском саду представить себе работу без них уже невозможно.  Никого не удивляет, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это еще один источник информации и развития. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.  

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии.

Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Преимущества использования ИКТ во всех видах музыкальной деятельности:

  1. Информационная емкость.
  2. Наглядность и эмоциональная привлекательность
  3. Доступность и компактность.
  4. Многофункциональность.

9.

Цели, задачи, принципы инновационной деятельности

Цель:

С помощью средств ИКТ приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности, активизируя процесс формирования музыкальных способностей, развивать умственную и эмоциональную сферу ребёнка, воспитывать музыкальный вкус и кругозор дошкольников.

Задачи:

- сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

- существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

- обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС;

- активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Музыка» с использованием ИКТ базируется на следующих общедидактических принципах обучения:

-принцип сознательности и активности;

-принцип связи обучения с практикой;

-принцип системности и   последовательности;

-принцип доступности;

-принцип наглядности;

-принцип развивающего и  воспитывающего характера обучения;

-принцип полноты и целостности.

10.

Предполагаемый инновационный продукт

Методическое пособие

11.

Этапы реализации инновационной деятельности

12.

Мониторинг инновационной деятельности и его результаты

Мониторинг проводится 2 раза в год (сентябрь, апрель) и включает в себя количественный и качественный анализ и обобщение полученных результатов. Показатель развития определяется тремя уровнями.

3 – соответствует возрасту

2 – отдельные компоненты не развиты

1 – большинство компонентов недостаточно развиты

Все данные обследования детей вносятся в таблицы по группам:

На основании полученных данных проводится количественный и качественный анализ:

Исходя из качественного анализа данных, полученных при обследовании детей, уровень развития основных показателей музыкального развития представляется в виде диаграммы:

Данные, полученные в результате мониторинга, позволяют судить о качественном своеобразии системы музыкальности ребёнка, динамике его становления и являются основой индивидуального подхода к ребенку, создания его индивидуального маршрута развития. Индивидуальные   данные также служат основой  для создания портрета группы на каждом из этапов ее развития, который позволяет музыкально: руководителю   выявить   сильные и слабые стороны в своей собственной работе и провести соответствующую ее   коррекцию.

13.

Предлагаемые педагогом формы распространения инновационной деятельности.

Выступления по теме инновационой деятельности в рамках курсов повышения квалификации.

Проведение мастер-класса (выступление из опыта работы) перед слушателями программ повышения квалификации  (на стажировочных площадках) в соответствии с  инновационной деятельностью

Создание видео и фотоматериалов.

Презентация методического пособия.

Публикации в профессиональных интернет-изданиях и на сайте профессионального сообщества музыкальных руководителей.



Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт педагогики и психологии

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

Учебно-методический материал в рамках Республиканской инновационной площадки ПМЦПКиППРО ИПиО  

ФГАОУ ВО КФУ

Тема: «Информационно-коммуникационные технологии и их использование в различных видах музыкальной деятельности  как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Авторская музыкально-дидактическая игра

«ЧТО ДЕЛАЕТ КУКЛА?»

с использованием регионального компонента и ИКТ

(средняя группа)

       АННОТАЦИЯ

                                   Выполнила:

                                                                                                                   Салахутдинова Г.Р.

             музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

                                                                                МАДОУ «Детский сад № 185

                                                                                комбинированного вида»

                                                                                Советского района г. Казани

                   

г. Казань

Программное содержание:

  1. Дать представление об основных жанрах в музыке.
  2. Развивать навыки слушания, узнавания знакомых мелодий, умения различить контрастный характер музыки
  3. Активизировать музыкальный, творческий, познавательно-речевой потенциал.
  4. Пополнять словарный запас татарского языка в русских группах.
  5. Развивать творческие способности детей.

Ход игры:

  1. Просмотр видеоматериала.

Разбор, слушание, уточнение, слуховой и речевой анализ.

  1. Творчество (без видео)

Кукла приходит к детям в гости. Разыгрывается сценка «Как девочка учила куклу говорить» (Р.Шаехова по мотивам стихотворения С.Маршака «Усатый-полосатый»)

Жила-была девочка.

Как её звали?

Кто звал,

Тот и знал,

А вы не знаете.

Сколько ей было лет?

Сколько зим,

Сколько лет, –

Сорока еще нет.

А всего четыре года.

И была у неё... дочка –

Маленькая,

Красивая,

С косичками.

Что это? – Кукла.

Стала девочка учить куклу говорить:

– Дочка, скажи: мама.

А она говорит: курчак.

– Скажи: курочка.

А она говорит: курчак.

– Скажи: ку-роч-ка.

Кукла повторила: курчак.

– Всё курчак да курчак.

Вот какая умница куколка.

Не знала девочка никак,

Что куколка её – курчак.

По-татарски кукла называется курчак.

  1. Танцевальное творчество.

Под музыку дети двигаются в соответствии с жанром музыки.

1 вариант – дети берут кукол и под музыку показывают, что делает кукла – ходит, танцует или спит.

2 вариант – дети перевоплощаются в кукол и импровизируют соответственно характеру музыки.

  1. Пение.

Дети поют песни, фрагменты которых прозвучали в видеоматериале.

Видеоматериал здесь:

https://yadi.sk/i/GduXaA0g32CVtq


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт педагогики и психологии

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 185 комбинированного вида» Советского района г. Казани

Республиканский семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных организаций в рамках Республиканской инновационной площадки (РИП)

ПМЦПКиППРО ИПиО ФГАОУ ВО КФУ

Тема: «Современные подходы к организации психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации»

МАСТЕР – КЛАСС

«Применение нейропсихологических упражнений в различных видах музыкальной деятельности»

Салахутдинова Г.Р.

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 185»

     В процессе самообразования, чтения книг и размышлений, я пришла к интересному выводу. Он заключается в том, что работая над музыкальными задачами, мы, музыканты, параллельно развиваем, создаём предпосылки для созревания или коррекции нейропсихологических функций головного мозга у детей дошкольного возраста. И это проявляется во всех видах музыкальной деятельности.

     Какие виды музыкальной деятельности мы знаем? (ответы слушателей) Совершенно верно: слушание, музыкально - ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах, творчество. Выполняя различные упражнения, заключающие в себе развитие того или иного умения в музыкальной деятельности, мы так же можем развивать или корректировать нейропсихологические функции ребёнка.

     Необходимость такого разнообразия упражнений очевидна. Для нас не является секретом, что в каждой группе есть дети, имеющие проблемы в обсуждаемой нами сфере, у которых происходит запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения. Проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Им присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Есть и дети, которые имеют нарушения в двигательной сфере. Такие дети плохо справляются с выполнением задания на координацию движений и равновесие. Это проявляется в пошатывании, падениях, использовании рук для установления равновесия. Кроме того, у этих детей отмечались гиперметрия, дизритмия, медленный темп выполнения последовательных движений. Мы все понимаем, что «невостребованные» зоны мозга, т.е. не получающие своевременно сенсорной информации, задерживаются или отстают в развитии. А вкрапление данных упражнений в ткань музыкального занятия помогают ритмировать правое полушарие головного мозга, активизируют работу стволовых отделов головного мозга, способствуют развитию межполушарного взаимодействия, устойчивости внимания, снятию импульсивности и гиперактивности.

     Упражнения разные, главное, они очень нравятся детям. Самые интересные я собрала в так называемую «Музыкальную копилку», с чем и делюсь сегодня с вами. Буду по ходу объяснять их с точки зрения и музыкального развития, и нейропсихологической коррекции.

Перейдём к упражнениям:

Растяжки - нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развития. На собственном опыте вижу, что многие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах – «КОТЁНОК» (+ музыкально-ритмические движения)

Дыхательные упражнения - улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Зачастую дыхательные упражнения сочетаются с глазодвигательными – «САМОЛЁТ», «ВЕТЕРОК И ЛИСТИКИ», «Я ТЕБЯ ПОЗДРАВЛЯЮ», «ТЯНЕМ НИТОЧКУ» (+ МДИ по развитию интонации и певческого дыхания)

Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения – «АКВАРИУМ» (+ слушание классической музыки («Аквариум» К.Сен-Санс))

 Коррекционные движения тела и пальцев - обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов. Кроме того, развитие чувствования своего тела способствует обогащению сенсорной информации от самого тела. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

Регулярное выполнение координирующих кинестетических действий обеспечивает развитие психических функций. Выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга – «ДОБРЫЙ ДЕНЬ!» (координирующие перекрёстные движения + музыкальное приветствие)

     Следующие упражнения помогают ритмированию организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нарушение ритма организма (активности мозга, дыхания, сердцебиения, перистальтики кишечника, пульсации сосудов и т. д.) непременно приводят к нарушению психического развития ребенка. Под воздействием ритма от сердца и дыхания матери у эмбриона к 5 месяцам внутриутробного развития развивается вестибулярный аппарат. Патологии (работа матери за компьютером и с электроприборами, неоновое освещение, потребление алкоголя, курение и т.д.) этого периода внутриутробного развития влияют на формирование ритмической модели ребенка. В период внутриутробного развития происходит формирование ритмической модели ребенка (всё подчиняется ритму, весь организм -  активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) Младенцы, родившиеся без чувства внутреннего ритма, не успокаиваются при помощи ритмичного покачивания, «воркования» или сосания соски. От этого они еще больше раздражаются. Именно поэтому очень важно использование в работе музыкального руководителя ритмичной музыки и ритмических игр. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через следующие приемы: – РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ: «ОРЕШКИ», «БУБЕН ДАЛЬШЕ ПЕРЕДАЙ», «СТАКАНЧИКИ» (+ работа над ритмом)

Упражнения для развития коммуникативной сферы, являющиеся частью функциональных упражнений. Такие упражнения помогают корректировать внимание, самоконтроль, импульсивность, гнев,  двигательную активность, усидчивость. Понимание себя дает и понимание других, т.е. развитие выразительных движений ребенка как средства самовыражения и общения влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития.

Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:

1. Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.

2.  Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его – УПРАЖНЕНИЕ С МЯЧОМ (+ слушание музыки («К Элизе» Л. Бетховена))

3. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают

ребенку навыки взаимодействия в коллективе - КОММУНИКАЦИОННАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙ», «СНЕЖИНКИ, ЛЕТАЙТЕ», «ЗВЁЗДЫ И СОЗВЕЗДИЯ», «МАЛЕНЬКИЙ КРОКОДИЛ» (коммуникация + творчество + ФЭМП + муз-ритм движения)

Релаксация может проводиться как в начале занятия с целью настройки, так и в конце — с целью осознания ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия – РИСОВАНИЕ ВООБРАЖАЕМЫМ ЦВЕТОМ ПОД «ЖИВУЮ» МУЗЫКУ

     Коррекционная работа должна включать в себя различные виды массажей «ДОБРОЕ УТРО»  (массаж + приветствие) или «ЯБЛОЧКИ» (массаж + ритмодекламация)

     Необходимым условием любого коррекционного процесса является система поощрений. В качестве поощрений могут служить различные призы, выбор любимой музыки для сопровождения занятий, ведущая роль в игре и т. д. – ПОКАЗ СТИКЕРОВ